Наименование Координаты Зимовочный персонал, количество Период работы, год основания
широта долгота
Восток 780 28' 060 49' в. 8-34 16 декабря 1957 г.-1961; 1963
Видео о событиях на станции "Восток" САЭ-27 - 162mb

Л.И.Дубровин

Станция Восток. Эта внутриконтинентальная научная станция расположена на равнинной снежной поверхности ледникового плато Восточной Антарктиды на высоте 3488 м над уровнем моря, на расстоянии 1410 км от Мирного. Наименьшее расстояние от побережья - 1250 км. Толщина лед- никового покрова в данном районе составляет 3700 м, мощ- ность снежно-фирновой толщи - около 130 м. Ложе ледника под станцией находится на отметке примерно 200 м ниже уровня моря. Район станции отличается ясной малооблачной погодой с очень низкой температурой воздуха в течение почти всего года. Средняя годовая температура воздуха - 56 'С, макси- мальная - 13,6 'С, минимальная - 89,2 'С (абсолютный минимум, зарегистрированный на поверхности земли). Средние месяч- ные температуры за период апрель - сентябрь ниже - 60 'С. Средняя годовая скорость ветра 5 м/с, максимальная- 25 м/с. Преобладающее направление ветра запад-юго-за- падное. Сильные ветры, а также метели в районе станции отмечаются редко. Полярная ночь длится почти четыре ме- сяца, с 24 апреля до 20 августа. Впервые этот район был посещен 24 февраля 1956 г. со- ветскими исследователями. Беспосадочный полет из Мирного до точки 78' ю. ш., 106' в. д. и обратно был совершен участ- никами 1-й САЭ. Самолет пилотировали И. И. Черевичный и Г. В. Сорокин, штурманом был Д. Н. Морозов. На борту само- лета находился начальник экспедиции М. М. Сомов. Станция Восток была открыта в конечном пункте маршрута, пройденного санно-гусеничным поездом, возглавлял который начальник 2-й САЭ А. Ф. Трешников.
Официальной датой ее открытия считается 16 декабря 1957 г., день, когда санно-гусеничный поезд достиг намеченной цели. Свое название станция получила в честь флагманского судна Первой русской антарктической экспедиции шлюпа .
Основными сооружениями станции до 1962 г. являлись шесть щитовых домиков на санях (балков) площадью около 12 м каждый. Пять из них были соединены крытым тамбуром площадью 55 м~. 8 этих домиках размещались электростанция, радиостанция, кают-компания с судовым камбузом, жилые и служебные помещения.
Здесь же находились баня, продовольственный и хозяйственный склады и т. п. В шестом домике, стоявшем отдельно, был установлен аэрологический радиолокатор. Кроме того, в этом домике было оборудовано жилое помещение.
Для магнитных наблюдений в 60 м от станции в толще снега на глубине 1,7 и 3,2 м были построены два павильона, для выпуска радиозондов - аэрологический павильон с газогенераторной.
За время своего существования станция Восток постепенно расширялась и реконструировалась. 21 января 1962 г. в связи с трудностями в снабжении она была законсервирована, и в течение года (до 25 января 1963 г.) работы на ней не проводились. Расконсервацию станции выполнили участники 8-й САЭ под руководством В. С. Сидорова.
12 апреля 1982 г., когда мороз достигал почти - 70 'С, загорелась дизель-электростанция. Несмотря на отчаянные попытки небольшого коллектива, возглавляемого П. Г. Астаховым, спасти ее не удалось. Станция на полюсе холода осталась без тепла и света. Перестали работать научные приборы, оборудование и, что самое неприятное, радиостанция.
Не теряя времени, полярники быстро запустили маленький резервный движок. Наладив радиосвязь, они сразу же сообщили о случившемся в Мирный и Молодежную, где находилось руководство экспедицией. Затем изготовили печки-капельницы, в которых в качестве топлива используется соляр, а из имевшегося на станции парафина стали делать свечи.
Нелегко дались долгие зимние месяцы. За проявленное мужество все участники этой зимовки получили правительственные награды.
Участники 28-й САЭ доставили на полюс холода строительные материалы и необходимое оборудование и восстановили станцию, которая снова стала работать по полной программе. На новой электростанции установили три дизельгенератора мощностью 72 кВт каждый.
Из наземного транспорта на станции Восток имеются тяжелые гусеничные тягачи, бульдозеры и другие машины.
Водоснабжение осуществляется путем растапливания снежных блоков, заготавливаемых в летнее время. Обогрев большей части жилых и служебных помещений производится с помощью центрального водяного отопления.
В качестве теплоносителя используют воду, которая циркулирует в системе охлаждения дизелей, дополнительно нагреваемую выхлопными газами.
Все необходимое для жизни и работы доставляется на станцию Восток из Мирного на самолетах и санно-гусеничных поездах.
Как и обсерватория Мирный, станция Восток является базой для полевых маршрутных исследований.