Наименование Координаты Зимовочный персонал, количество Период работы, год основания
широта долгота
Дружба 660 43' 860 24' в. ... 20 мая - 6 августа 1960 г.
Дружная-1 770 44' 400 13' з. ... Летние сезоны 1975 - 1985 rr.
Дружная-2 750 36' 570 52' з. ... 13 января - 21 февраля 1982 г.
Дружная-3 710 06' 100 49' з. ... 19 января 1987 г.
Дружная-4 690 44' 730 43' в. ... 1 января 1987 г.
Мир 660 45' 920 28' з. ... 20 мая - 6 августа 1960 г.
Победа 640 39' 980 54' в. ... 9 - 12 августа 1960 г.
Полюс недоступности 820 07' 550 02' в. ... 14 - 26 декабря 1958 г.
Прогресс 690 24' 760 24' в. ... 1 anреля 1988 г.
Салют 650 32' 960 30' в. ... 1 февраля - 27 апреля 1978 г.
Содружество 690 43' 730 44' в. ... Летние сезоны 1971 - 1974 гг.
Союз 700 36' 680 52' в. ... Летние сезоны 1982 - 1988 гг.

Л.И.Дубровин

Временные и сезонные станции и полевые базы.
В ходе экспедиционных исследований нередко возникает необходимость создания временных и сезонных научных станций, а также полевых экспедиционных баз.
Временные станции создаются в таких местах, где необходимо проводить научные наблюдения для выяснения особенностей природных явлений в данном районе, а открывать длительно действующую станцию нецелесообразно или невозможно.
На этих станциях обычно работают полярники из штата зимовочных станций или из сезонного состава экспедиций.
После выполнения программы наблюдений временные станции закрываются. Как правило, они действуют в течение нескольких недель или месяцев. Примером таких станций могут служить станции Полюс недоступности, Мир, Победа и Дружба.
Станция Полюс недоступности была открыта при завершении работ по программе МГГ в центре Антарктического материка, в районе, наиболее удаленном от побережья.
Она была расположена на равнинной снежной поверхности ледникового плато к югу от Земли Эндерби. Толщина ледникового покрова в этом районе составляет 2950 м.
Станцию создали в конечном пункте маршрута санногусеничного поезда, вышедшего из Мирного.
Участники этого похода выполнили комплекс научных наблюдений на участке протяженностью 2110 км. Климатические условия в данном районе близки к условиям в тех районах, где расположены станции Восток и Советская.
Средняя годовая температура воздуха, определенная на глубине затухания сезонных колебаний температуры в снежно-фирновой толще, составляет - 57 'С.
Станция представляла собой домик площадью 24 м', установленный на стальных санях. В нем были размещены электростанция мощностью 13 кВт, электрокамбуз, радиостанция и жилое помещение для четырех человек. Помещение обогревалось электропечью. Кроме того, имелась запасная печь, работающая на соляре.
Недалеко от домика была оборудована метеоплощадка и установлены две радиомачты высотой 20 м. Вблизи от станции находилась взлетно-посадочная полоса длиной 1200 м.
Научные наблюдения на станции Полюс недоступности начали выполняться сразу же после прибытия в эту точку санно-гусеничного поезда - 14 декабря 1958 г. и проводились до 26 декабря.
Начальником станции был метеоролог В. К. Бабарыкин. До 18 декабря на ней находилось 18 человек, после 18 декабря - 14 человек, в том числе 4 научных сотрудника (аэролог, метеоролог и 2 сейсморазведчика).
На станции были выполнены метеорологические, актинометрические, геомагнитные и гляциологические наблюдения, а также сейсмозондирование ледникового покрова.
Временные станции Дружба, Мир и Победа были созданы участниками 5-й САЭ с помощью авиации в 1960 г. для изучения метеорологических условий в прибрежной зоне моря Дейвиса.
Станция Дружба находилась на куполе Завадовского на шельфовом леднике Западный в 300 км от Мирного. Толщина ледникового покрова в этом районе составляла 300 м.
На его поверхности были установлены три палатки КАПО, которые использовались для жилья, в качестве рабочих помещений и склада. Для приготовления пищи и обогрева применялись газовые плиты, для освещения - керосиновые лампы. Радиосвязь осуществлялась с помощью радиостанции мощностью 10 - 12 Вт с питанием от батарей аккумуляторов.
Станция Мир, находившаяся на острове Дригальского на снежной поверхности ледникового купола в 90 км к северу от Мирного, была открыта 20 мая 1960 г. В ее штат входили три человека. Начальником станции являлся метеоролог А. 3. Смирнов.
На станции велись метеорологические и аэрологические наблюдения. Она была закрыта 6 августа 1960 г.
Станция Победа, расположенная на одноименном ледяном острове в 350 км к северо-востоку от Мирного, действовала с 9 мая до 12 августа 1960 г. На ней работали три человека (начальник станции - метеоролог Б. А. Дерюгин).
На этои станции выполнялись метеорологические и аэрологические наблюдения, а также велись гляциологические исследования.
При выполнении широкомасштабных геолого-геофизических и аэрогеодезических маршрутных полевых работ создаются полевые базы, которые действуют в течение летних сезонов на протяжении нескольких лет. В качестве примера такой базы можно привести базу Содружество, созданную в северной части шельфового ледника Эймери, которая работала три летних сезона.
Другим примером может служить база Дружная, открытая в конце декабря 1975 г. участниками сезонной экспедиции на краю шельфового ледника Фильхнера. Эта база служила опорным пунктом для выполнения геолого-геофизических и картографических работ на обширных пространствах шельфовых ледников Фильхнера и Ронне, в их горном обрамлении, а также прилегающей к ним акватории моря Уэдделла.
Более двадцати различных сооружений располагалось в полутора километрах от края шельфового ледника, где был оборудован естественный ледяной причал для экспедиционных судов, доставивших сюда все необходимое для создания базы.
Кроме шестнадцати жилых сборных домиков на базе были построены здания, в которых разместились кают-компания, электростанция, радиостанция, склады, баня и другие служебные помещения.
Вблизи была оборудована взлетно-посадочная полоса для самолетов на лыжных шасси и площадка для стоянки и заправки вертолетов.
В летний сезон на базе находилось более 150 человек. На зимний период ее консервировали и оставляли до следующего сезона.
Впоследствии эта база получила название Дружная-1, так как позднее появились другие базы с таким же названием.