"МК" покорил Северный полюс

"Граждане пассажиры! Через несколько минут наш самолет произведет посадку на дрейфующей станции "Северный полюс-32". Просим вас пристегнуться ремнями. Помните, что до нашего лайнера еще никто на эту взлетно-посадочную полосу не садился..."
Полярный "Ан-74" как-то уж очень круто "клюнул носом" и пошел вниз, целясь на пятачок ледового аэродрома, буквально несколько часов назад расчищенного зимовщиками СП-32. Гулкий удар колес о лед, еще один... Из открытой двери самолета резануло ослепительным солнечным светом.
Бурным летом 1991 г. была закрыта дрейфующая станция "Северный полюс-31". Советская полярная эпопея, начатая еще четверкой папанинцев в 30-е годы, оборвалась. И вот теперь, 12 лет спустя, эстафету полярных станций приняла новая, российская - "Северный полюс-32". Ее торжественное открытие состоялось в субботу.
...Садится еще один "Ан-74" - с главным "виновником" рождения СП-32, знаменитым полярником и по совместительству зампредседателя Госдумы Артуром Чилингаровым. Вместе с ним в районе Северного полюса оказались и другие "первые лица": начальник Генштаба Анатолий Квашнин, министр Илья Клебанов, один из лидеров КПРФ Валентин Купцов, заместитель московского мэра Олег Толкачев...
Вместе с полярными "дебютантами" на дрейфующую станцию прилетели и арктические специалисты, заслуженные полярники. Население льдины, которая до той поры насчитывала лишь 8 зимовщиков, сразу многократно увеличилось: ведь наш десант насчитывал около полусотни человек. Чилингаров и Клебанов зачитали полярникам приветствие президента и премьер-министра. Выступили с блиц-речами Квашнин и Купцов (партиец вручил зимовщикам часы с государственной символикой, а генерал весомо заявил, что Россия и Северный полюс неотделимы). А вот Олег Толкачев объявил, что столичное руководство готово принять Северный полюс в качестве... 11-го округа Москвы.
- Открытие российской станции СП-32 - это не только важное научное событие, - подытожил митинговые речи Артур Чилингаров. - У этой эпопеи еще и серьезная патриотическая, воспитательная задача. Пусть теперь молодежь мечтает быть полярниками!.. Объявляю дрейфующую станцию "Северный полюс-32" открытой!
А потом состоялся разговор по спутниковому телефону с президентом. Путин выразил свое удовольствие по поводу произошедшего и поздравил зимовщиков.
Перед отлетом со льдины корреспонденту "МК" удалось поговорить с некоторыми из членов экипажа СП-32. Как оказалось, из 12 человек 9 - опытные полярники.
- Не слишком унылая перспектива - целый год на льдине сидеть? - спрашиваю у биолога Владимира Тышкевича.
- Мне подобные эпопеи не в диковинку. Уже 7 лет в экспедициях. Работал и в Монголии, и на севере материка... Теперь вот решил забраться еще дальше...
А инженер-механик станции Анатолий Можаев работал еще на СП-22, нынешняя полярная зимовка у него шестая.
- Взлетно-посадочную полосу мы готовили шесть суток, - рассказал Можаев. - Работали вдвоем с напарником на тракторе по 8 часов. Он отсыпается, я ровняю поле. Потом меняемся. Мотор не заглушали ни на минуту.
Своим обеспечением нынешние зимовщики довольны. Их снабдили даже выходом в Интернет. Так что чувствовать себя оторванными от мира не придется. Впрочем, отдыхать подолгу на дрейфующей станции возможностей не будет: постоянные замеры метеорологических, гидрологических и прочих параметров, работа по расчистке лагеря от снега, бытовые заботы... Вместе с 12 полярниками "научную" вахту будет нести и пес с острова Средний. Клички ему пока не придумывали. Но работу свою собаченция несет исправно: по ночам охраняет лагерь от возможного визита белых медведей...
Три часа, проведенные на льдине в каких-то 200 км от полюса, пролетели незаметно. Корреспондент "МК" оставил на память покорителям Северного полюса флажок с символом нашей газеты и пачку свежих номеров - пускай на досуге почитают. А Артур Чилингаров в ответ написал несколько добрых слов в адрес "МК": "С полярным приветом редакции дружественной газеты. Всегда буду брать ваших корреспондентов в экспедиции в Арктику и Антарктику. Северный полюс.
Источник: Газета "Московский комсомолец" - №4 2003

Дополнительно о СП-31