Е.П.Сашенков "Полярная почта"

Оцифровка и корректура И.В.Капустин

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-22

Высадка произведена с ледокола и дизель-электрохода . Это третья дрейфующая станция, высаженная с судов. Расположена она на массивном айсберге площадью 10 квадратных километров.
Флаг поднят 13 сентября 1973 г. в точке с координатами 76'14' сев. шир и 168'31' зап. долг. Начальником первой смены назначен В. Г. Мороз, вначале работали девять зимовщиков.
Первую посадку на аэродроме айсберга самолет совершил в ноябре 1973 г., в канун праздника. В декабре состоялся последний рейс с Большой Земли: вылетевший из Черского самолет доставил 25 декабря на станцию СП-22 почтовый штемпель и фирменные конверты.
Последние отпечатаны в Ленинграде по заказу ААНИИ 20 ноября 1973 г. тиражом 6000 экземпляров.
Повторяя сюжет конвертов второй cмены станции СП-21, рисунок претерпел небольшие изменения.
Кроме того, на лицевой стороне, внизу слева, имеются выходные данные.
Особый интерес представляет почтовый штемпель станции.
Впервые за всю историю календарных штемпелей советских дрейфующих станций, насчитывавшую к этому времени почти два десятилетия, Министерство связи СССР отошло от традиционного текста и от стандартного расположения аксессуаров служебного характера. В первой строке дается название станции - , вторая строка (также занимающая большую часть круra) образована из слов: .
За счет дополнительного текста произошло и увеличение диаметра штемпеля - он составляет 30 мм, так же как и диаметр второго штемпеля, употреблявшегося некоторое время еще на станции СП-8.
Хотя штемпель был доставлен на станцию СП-22 в канун 1974 г., первые оттиски сделаны на конвертах датой открытия станции - 13.9.1973 г. Для гашения использовалась черная красска. Дата входящего московского штемпеля - 3.1.1974 г.
В марте 1974 г. автору довелось побывать на станции в смене В. Г. Мороза.
В программу подготовки радиопередач о жизни зимовщиков было заложено и необычное задание - филателистичеcкое. Суть его состояла в том, что надлежало отправить со станции почту в адреса зарубежных радиослушателей и, кроме того, подготовить материал для последующей рассылки из Москвы в качестве призов за участие в радиоконкурсе.
Государственный Комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию подготовил специальные конверты, увековечившие эту своеобразную . В верхней части конвертов слева сделана типографским способом надпись в две краски: . Название CTBHgiHH приводится также по-французски.
Внизу отведена строчка для внесения даты гашения и географических координат соответствующего дня дрейфа. Основная часть почты была отправлена со станции 20 марта 1974 г. Гашение в тот день производилось только красной краской. Использовался и сопроводительный штамп с радиоэмблемой и текстом по-французски: .
Вносились координаты по состоянию на 20 марта: 78'01'1" северной широты и 178'12'8" западной долготы.
Вся корреспонденция была доставлена на самолете ИЛ-14 в Тикси, где 26 марта ставился транзитный штемпель - частично в узле связи, а большей частью в отделе почтовых перевозок тиксинского аэропорта.
Вторая смена во главе с П. Т. Морозовым приступила к работе 10 октября 1974 г. в точке с координатами 81'10' сев. шир. и 175 53' зап. долг.
Полеты в период 1-й смены
25.12.1973 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 13.2.1974 г.
7.1.1974 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 13.2.1974 г.
11.1.1974 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 13.2.1974 г.
19.3.1974 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 29.3.1974 г.
20.3.1974 г. Гашение красной краской. Транзитный штемпель: Тикси, 26.3.1974 г. Прибытие в Москву 29.3.1974 г.
Полеты в период 2-й смены
7.11.1974 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 16.11.1974 г.
7.12.1974 г. Гашение черной краской. Транзитный штемпель: Ленинград, 2.1.1975 г. Прибытие в Москву 4.1.1975 г.