Е.П.Сашенков "Полярная почта"

Оцифровка и корректура И.В.Капустин

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-19

Станция начала работать 7 ноября 1969 г. в 1000 км от Большой Земли, к северо-востоку от архипелага Де-Лонга. Состав ее был скомплектован из молодых сотрудников ААНИИ, коллектив назвали комсомольско-молодежным. Возглавил его А. Н. Чилингаров.
Поиски льдины продолжались несколько месяцев. Наконец, для новой научной лаборатории был найден ледяной остров. Он имел 30-метровую толщину и площадь в 100 кв. км. Кстати, именно на этом острове годом ранее была организована станция СП-18.
Впервые высадка дрейфующей станции производилась в столь позднее время, в условиях полярной ночи. Переброска людей и грузов выполнялась в кратчайший срок, рейсов было относительно немного.
Еще один самолет прибыл 31 декабря 1969 г., чтобы доставить новогоднюю почту. А еще через четыре дня на станции возникла критическая ситуация... Случаев разломов ледовых островов в Арктике ранее не наблюдалось. Казалось, под ногами вполне устойчивая. Однако остров приготовил молодым зимовщикам особый сюрприз.
В ночь с 4 на 5 января 1970 г. произошел разлом льдины. Она села на мель вблизи островов Де-Лонга. Часть ледового острова была раздроблена на небольшие обломки, многие из них перевернулись. Трещины прошли под палаткой с различными грузами, среди которых были и ящики со служебными конвертами.
Впоследствии А. Н. Чилингаров сообщил, что понесло особенно ощутимый урон. Когда перевернулись обломки, в трещинах погибла часть построек и складов.
В период высадки станции, пока курсировали самолеты, то есть до 20-х чисел ноября, а также 31 декабря успело разойтись по свету только около 50 фирменных конвертов первой смены.
Их отличительный признак - дополнительное изображение комсомольского значка у верхней кромки конверта, справа от изображения карты Арктического бассейна. В аварийную ночь пошел ко дну почти весь тираж служебных конвертов - около 4500 экземпляров.
На глазах у зимовщиков они скрылись в пучине Ледовитого океана. Комментируя это происшествие, журнал отмечал: <...>.
И поэтому получить от них долгожданные письма всегда приятно>1.
В середине марта 1970 г. участники дрейфа перебазировались с обломка на льдину с помощью вертолета. По существу, станция СП-19 была организована заново. Но научные наблюдения, несмотря на чрезвычайные обстоятельства, все это время не прекращались.
В апреле самолеты часто садились в лагере, завозя грузы.
Новая смена станции начала наблюдения 29 октября 1970 г. Руководил ею Н. П. Еремин. Состав станции 2-й смены не менялся до весны 1972 г. Это был исключительно долгий дрейф одной смены. Арктический и Антарктический институт выпустил для второй смены служебные конверты с измененным рисунком.
Тираж выпуска - 10 тысяч.
В последние дни 1970 г. на льдине совершил посадку самолет, на борт которого была погружена почта. Затем на протяжении четырех месяцев почту не отправляли. Но как только на смену полярной ночи пришло весеннее солнце - 23 марта 1971 г. - на станции совершил посадку первый самолет. Улетая на материк, он забрал с собой и письма.
Во время дрейфа третьей смены - с 28 июня до середины июля 1972 г.- льдина в приполюсном районе Ледовитого океана. Впервые за всю историю советских арктических исследований ледяной остров с полярниками 28 июня 1972 г. прошел непосредственно через точку Северного полюса.
0 дрейфе этой смены писали как об одном из самых удачных и интересных для науки.
Третью смену станции СП-19 возглавлял Ю. Б. Константинов. В апреле 1973 г. станцию посетила группа ученых Кубы. 11 апреля они подняли над СП-19 национальный флаг.
Год спустя годовщина этого события была отмечена специальной открыткой и спецштемпелем в Карденасе (провинция Матанзас).
17 апреля 1973 г., пройдя за четыре года существования около четырех тысяч километров, станция закончила свою работу. Интересно, что первые три года гашение производилось почти исключительно черной краской, а последний год преимущественно фиолетовой.
Полеты в период 1-й смены
7.11.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 11.12.1969 г.
21.11.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Ленинград - дата не разборчивая.
5.4.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Ригу 22 4.1970 г.
22.4.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 11.6.1970 г.
Полеты в период 2-й смены
30.10.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 19.11.1970 г.
25.12.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 6.1.1971 г.
7.3.1971 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 24.3.1971 г.
30.3.1971 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 27.4.1971 г.
22.4.1971 г. Гашение черной краской. Транзитный штемпель: Тикси, 25.4.1971 г. Прибытие в Москву 28.4. 1971 г.
12.10.1971 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 1.11.1971 г.
19.2.1972 г. Гашение фиолетовой краской. Транзитный штемпель: Ленинград, 27.3.1972 г. Прибытие в Москву 29.3.1972 г.
27.3.1972 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 18.4.1972 г.
Полеты в период 3-й смены
10.4.1972 г. Гашение фиолетовой краской. Транзитный штемпель: Ленинград, 18.4.1972 г. Прибытие в Москву 20.4.1972 г.
7.11.1972 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 17.11.1972 г.
1, 1971, # 5, с. 11.