Е.П.Сашенков "Полярная почта"

Оцифровка и корректура И.В.Капустин

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-16

Станция СП-16 начала дрейф 10 апреля 1968 г., хотя официальное начало исследований по научной программе - 1 мая 1968 г.
Произошло это в восточной части Арктики, примерно в 800 км севернее острова Врангеля. Коллектив зимовщиков возглавил Ю. Б. Константинов. В тот же день отправлена на материк и первая почта станции.
Для первой смены следующая почта прибывала в период осеннего завоза грузов - с 12 по 31 октября 1968 г. Затем самолет ледовой разведки сбрасывал почту 26 февраля 1969 г. Первая в новом году посадка произведена 20 марта.
А 8 апреля 1969 г. начала работать вторая смена зимовщиков во главе с П. Т. Морозовым. Тогда же, как обычно, были отправлены письма с гашением новой смены. В осеннюю кампанию по снабжению станции первая почта ушла на Большую Землю 1 октября 1969 г.
В тот день станция петляла в районе 82 - 84 сев. шир. и 170 - 180 вост. долг.
Наконец, 26 апреля 1970 г. еще раз сменился состав зимовщиков. А 27 апреля 1971 г. приступила к работе четвертая смена. В середине лета 1970 г. станция СП-16 достигла полюса относительной недоступности в Центральном Арктическом бассейне. Миновав 85' сев. шир., она к началу января 1971 г. ушла от советских берегов более чем на две тысячи километров.
Это - максимальное удаление за всю историю дрейфующих станций. Смещаясь к востоку, станция продолжала углубляться в малоисследованный район, который, по существу, является белым пятном на карте Центральной Арктики. Кстати, СП-16 повторила рекорд , установленный в 1959 г. станцией СП-6.
История фирменных конвертов станции СП-16 в известном смысле исключительная.
Подготовка к открытию станции началась еще в январе 1967 г. Все необходимые грузы были доставлены на Чукотку, где размещалась исходная база экспедиции. Для новой станции изготовили и служебный штамп. Впоследствии начальник первой смены Ю. Б. Константинов отмечал в своем дневнике: 1.
Причем же здесь ледокол? По плану экспедиции намечалась высадка новой станции не самолетами, а с мощного ледокола . Однако станцию тогда создать не удалось. Льды блокировали пролив Вилькицкого, и все ледоколы восточного сектора Арктики пришлось направить на помощь караванам транспортных судов. В конце октября 1967 г. ледоколы возвратились, но в Чукотском море началось ледообразование, наступала полярная ночь.
Высадку станции отменили. Так устарели 8000 экземпляров заранее отпечатанных экспедиционных конвертов - ведь весной 1968 г. высадку произвели уже с помощью самолетов... В связи с этим институт тут же выпустил конверты с новым рисунком.
В экспедиционном штемпеле текст изменен. Вместо слов введено сокращение - .
К весне 1972 г. станция СП-16 ушла на такое отдаление от места высадки, куда еще почти не попадали советские дрейфующие станции. Чтобы снять зимовщиков со льдины и ликвидировать станцию, высокоширотной экспедиции пришлось наладить за 5 тысяч километров от родных берегов.
Полторы тысячи суток дрейфа СП-16 - это рекорд в истории исследования Арктики с помощью дрейфующих станций.
28 марта 1972 г. зимовщики последней, четвертой смены возвратились в Ленинград.
Полеты в период 1-й смены
15.1968 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 18.5.1968 г.
3.5.1968 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 18.5.1968 г.
26.10.1968 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 30.10.1968 г.
1.1.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 22.3.1969 г.
Полеты в период 2-й смены
22.4.1969 г. Гашение черной краской. Прибытие Прибытие в Москву 6.5.1969 г.
1.5.1969 г. Гашение черной краской. Транзитный штемпель: Диксон, 18.10.1969 г. Прибытие в Москву 27.10.1969 г.
1.10.1969 г. Гашение черной краской. Транзитный штемпель: Диксон, 18.10.1969 г. Прибытие в Москву 27.10.1969 г.
21.11.1969 г. Гашение черной краской. Транзитный штемпель Черемушкинского сортиров. узла Москвы: 26.11.1969 г. Прибытие в Москву 27.11.1969 г.
1.1.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 18.4.1970 г.
8.4.1970 г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 14.4.1970 г.
Полеты в период 3-й смены
19.4.1971 г. Гашение черной краской. Прибытие в Ригу 4.5.1971 г.
Полеты в период 4-й смены
27.4.1971г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 12.5.1971 г.
1.5.1971г. Гашение черной краской. Прибытие в Ригу 13.5.1971 г.
21.3.1972г. Гашение черной краской. Прибытие в Москву 31.3.1972 г.
1"Смена" 1969, №24