Е.П.Сашенков "Полярная почта"

Оцифровка и корректура И.В.Капустин

Первого мая 1965 г. начала работать станция СП-14. Начальник ее - Ю. Б. Константинов. Дрейфуя в северо-западном направлении, она прошла из Чукотского в Восточно-Сибирское море.
Едва улетел последний ЛИ-2, как расколовшаяся 15 мая льдина поставила продолжение дрейфа под угрозу. До 19 октября самолеты больше не прилетали, а последнюю в 1965 г. почту увезли со станции 18 ноября.
Век станции СП-14 оказался чрезвычайно быстротечным. К тому же за все 10 месяцев дрейфа было лишь несколько дней, отмеченных почтовой жизнедеятельностью. Только немногие недели аэродром станции был пригоден для посадки. Раз пять приходила к зимовщикам почта, и раза четыре удавалось переправить письма на материк.
Дрейф этой научной лаборатории можно считать совершенно исключительным по выпавшим, на долю ее коллектива трудностям.
Из четырнадцати станций, работавших в Центральном полярном бассейне, пока лишь двум - СП-9 и СП-14 пришлось досрочно эвакуироваться. Дрейф коллектива , - отмечалось в предисловии к запискам начальника станции Ю. Константинова1.
Что же произошло со станцией СП-14? Это был редчайший случай, описанный в полярной литературе. В 20-х числах ноября 1965 г. она подошла к острову Жаннеты. Два с половиной месяца СП-14 петляла около острова, петляние это сопровождалось разломами, авралами, переездами, и вот наступило нежеланное свидание.
В записках Ю. Константинова "Нас несет к острову Жаннеты" рассказ о событиях 27 января 1966 г.,начинается так: Многострадальная льдина уперлась в берег острова, начала колоться. Обрывистые, почти отвесные скалы, прямо над головой уступы и карнизы, глубокие расселины, занесенные снегом...>.
Но и эти испытания не заставили полярников эвакуировать станцию на берег. Из 25 человек, начинавших дрейф, в этот момент оставалась лишь аварийная группа из 9 зимовщиков. Начальник станции спокойно констатирует в своих записках: Самым важным в этом событии было, пожалуй, единогласное решение ребят продолжать дрейф>.
Однако вскоре станция попала в другого острова- Генриетты. На этот раз понесенные потери были еще ощутимее.
Льдина раскололась, и возле станции не оказалось посадочной площадки даже для небольшого самолета. Пришлось эвакуироваться с помощью вертолета. В условиях полярной ночи вертолету пришлось сделать 12 рейсов! Такая операция, по оценке , была 2.
Станция закончила работу 12 февраля 1966 г. в точке с координатами 76'59' сев. шир. и 154'49' вост. долг.
Впоследствии специалисты указывали, что трудный дрейф является одним из примеров того, какой дорогой ценой получаем мы знания о труднодоступных областях Земли.
Разумеется, тем большую ценность для коллекционеров представляют почтовые сувениры СП-14. Заведующий радиостанцией Юрий Кузнецов отнесся к своей должности как к должному. На его рабочий стол и поступала филателистическая почта с Большой Земли.
Между прочим, описывая установившийся порядок жизни на льдине, Ю. Константинов отмечал в своих записках: <...>. Стоит ли говорить, что зимовщикам редко удавалось ответить должным образом на внимание.
Почтовый штемпель СП-14 использовался для гашения значительно меньше, чем штемпеля большинства предшествовавших станций - всего лишь 9 месяцев.
С ушло мало почты, и поэтому конверты, напоминающие об этом историческом дрейфе, могут очень скоро стать филателистической редкостью.
Итак, станция официально закрыта 12 февраля 1966 г. Как же объяснить происхождение небольшого количества конвертов, отправленных ровно месяц спустя после срочной эвакуации зимовщиков - 12 марта?
Вертолет, вывозивший людей с остатков льдины, не смог забрать лагерное снаряжение и оборудование. Когда было принято решение об организации новой станции СП-15, выяснилось, что переброска нового оборудования из Ленинграда обойдется дороже доставки его со льдины станции СП-14.
Тогда и была создана группа из пяти человек для розыска льдины и вывозки снаряжения.
Деятельность этого и документируют, в частности, служебные конверты станции СП-14, погашенные штемпелем без марок. Известно гашение фиолетовой краской с датой 12.3.1966 г.
С 21 марта группа работала на вывозке снаряжения в течение почти целого месяца.
Почтовая экипировка станции СП-14 не отличалась от той, что имели остальные в последние годы.
Для служебных нужд также заготавливались фирменные конверты традиционного типа, был своевременно изготовлен резиновый сопроводительный штамп и, конечно, доставлен почтовый календарный штемпель.
Однако у этого штемпеля имеется отличие, которое ставит в тупик филателистов. Впервые за всю историю почтовых штемпелей советских дрейфующих станций на штемпеле станции СП-14 появилось обозначение литера. Смысл литера все еще не разгадан.
Наличие такого литера должно было бы говорить о том, что существует еще по крайней мере... семнадцать разновидностей штемпеля. Однако ни одной разновидности этого штемпеля не известно, да и быть не могло.
Известен лишь дубликатный штемпель (тип 2), аналогичный по происхождению своему предшественнику, дубликатному штемпелю станции СП-13. Все оттиски датированы 19.4.1965 г., то есть еще до открытия станции.
Размер штемпеля идентичен размеру оригинала. Отличительной особенностью его является расположение букв по отношению к буквам основного типа, а также начертание отдельных букв. Определять тип лучше всего при сравнении с основным. Все оттиски дубликата встречаются только черные и лишь на конвертах, не прошедших почту.
Полеты в период дрейфа
1.5.1965 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 30.5.1965 г.
15.5.1965 г. Гашение черной краской. Прибытие в Ленинград 18.5.1965 г.
18.11.1965 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 20.11.1965 г.
1.1.1966 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 15.1.1966 г.
12.2.1966 г. (Последний день). Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 26.2.1966 г.
1Ю. Константинов. Нас несет и острову Жаннеты. Л., Гидрометеорологическое издательство, 1968, с. 7. 2. 13 февраля 1966 г. .


Игорь [email protected]
В январе 1966 года два самолёта Ан-2 Тиксинской ОАЭ базируясь на острове Жохова выполнили до 15 рейсов для вывоза оборудования и людей с СП-14.
Полёты выполнялись в тяжёлых условиях полярной ночи на крохотную площадку.
Загружались под завязку, поэтому взлёты и посадки были сопряжены с большим риском.
Вертолётчики вывезли оставшееся оборудование и людей позднее.