Е.П.Сашенков "Полярная почта"

Оцифровка и корректура И.В.Капустин

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-13

Зимовщики станции СП-13 высажены на лед 22 апреля 1964г. в 510 км к северо-востоку от острова Врангеля. Начальником первой смены стал А. Я. Бузуев. Вторую смену, приступившую к работе 7 мая 1965 г., возглавил В. Ф. Дубовцев, а третью - 25 апреля 1966 г.- Ю. Л. Назинцев и В. С. Сидоров (станция своим филиалом).
Первая почта отправлена в день высадки 22 апреля 1964 г., хотя дата официального открытия станции - 1 мая.
В общей сложности научная лаборатория находилась в Арктическом бассейне три года. Начиная с середины ноября 1966 г., она в течение четырех месяцев дрейфовала в непосредственной близости от Северного полюса.
Так долго в районе полюса не находилась еще ни одна дрейфующая станция, к тому же на этот раз соседство с полюсом пришлось на зимние месяцы. Это обстоятельство сделало наблюдения станции СП-13 особенно ценными.
Одна из особенностей дрейфа этой станции, которая представляет специальный интерес для филателистов,- продолжительность существования ее в течение трех смен зимовщиков. Эта особенность наложила свой отпечаток и на характер почтовой документации.
Поскольку в течение трехгодичного цикла наблюдений поддерживалась устойчивая воздушная связь со станцией, почта между Большой Землей и станцией циркулировала постоянно. Благодаря этому, оказался вполне досягаем для филателистов. На протяжении всего плавания льдины от района острова Врангеля до Гренландского моря с ее аэродрома взлетали самолеты с почтой.
Продолжительность дрейфа, однако, не нарушила строгой преемственности в правилах гашения на станции. Не было никакого разнобоя в применении штемпельной краски. Впервые за всю историю на всем длительном пути плавания заведующие радиосвязью оставались верны одному цвету гашения.
Все известные автору оттиски штемпеля станции СП-13 сделаны фиолетовой краской. В строгом отношении к правилам говорит и радиоинтервью, которое дал начальник второй смены В. Ф. Дубовцев. На вопрос: последовал ответ: .
Известен, однако, штемпель станции СП-13 второго типа. Прoисхождение его такое же, как и у аналогичных дубликатных штемпелей некоторых предшествовавших станций. На немногих известных оттисках стоит только одна дата: 7.3.1964 г. Значит, оттиски сделаны еще за полтора месяца до высадки станции. У штемпеля второго типа - тот же размер, что и у оригинального.
Однако размеры букв в надписи заметно крупнее - около 2,5 мм. Все оттиски встречаются только черного цвета и исключительно на непрошедших почту конвертах.
Интересно, что на .станции часто ощущалась нехватка фирменных почтовых конвертов. Каждый раз, экипируя станцию, в Ленинграде заблаговременно печатали определенное количество конвертов. На этот раз за три года дрейфа фирменные конверты для станции СП-13 выпускались пять раз.
Общий тираж их составил 15 200 экземпляров:
Выпуск 20.2.1964 г. - тираж 4000 экз.
Выпуск 12.2.1965 г. - тираж 4200 экз.
Выпуск 21.10.1965 г. - тираж 3000 экз.
Выпуск 14.3.1966 г. - тираж 2000 экз.
Выпуск 20.10.1966 г. - тираж 2000 экз.
Фирменные конверты отличаются расположением надписи с наименованием станции и, разумеется, выходными данными выпуска.
Все три смены использовали и прямоугольный штамп станции. В его третьей строке отражена новая подчиненность: . И здесь применялась только фиолетовая краска.
Полеты в период 1-й смены
22.4.1964 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Ленинград 3.5.1964 г.
1.5.1964 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 10.5.1964 г.
5.5.1964 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Ленинград 15.5.1964 г.
10.5.1964 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 21.5.1964 г.
15.9.1964 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 3.11.1964 г.
20.3.1965 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 27.3.1965 г.
24.3.1965 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 3.4.1965 г.
3.4.1965 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву - дата неясна.
Полеты в период 2-й смены
21.4.1965 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 3.5.1965 г.
10.11.1965 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 4.12.1965 г.
1.1.1966 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 8.1.1966 г.
4.1.1966 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 8.1.1966 г.
1.4.1966 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 16.4.1966 г.
5.4.1966 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 16.4.1966 г.
Полеты в период 3-Й смены
29.4.1966 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву - неясная дата.
27.11.1966 г. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Ленинград 5.12.1966 г.
26.4.1967 г. Последний день. Гашение фиолетовой краской. Прибытие в Москву 4,6.1967 г.