Vernadskiy Вернадский

Интервью вел Вадим ФЕЛЬДМАН

Оригинальная статья: http://www.news2000.com.ua/

В Антарктиду - в седьмой раз и для науки, и для экономики

[06.12.2001 12:08]
Завершается подготовка к 7-й украинской антарктической экспедиции: на 7 декабря намечен выход из Севастополя научно-исследовательского судна "Горизонт". Оно отправится к далекому ледовому континенту, берегам острова Галиндез, где находится станция "Академик Вернадский".
Ее персонал после годичной зимовки ожидает прибытия смены. О предстоящей экспедиции и намеченной программе исследований, а также о том, как будут решаться весьма непростые финансовые, транспортные и прочие проблемы в эксклюзивном интервью для "2000" расскажет директор Украинского антарктического центра (УАЦ) Валерий ЛИТВИНОВ.
Для обывателей понятие "Антарктида" означает нечто экзотическое и ассоциируется с пингвинами и огромными айсбергами, сильными холодами и большим расстоянием от нас. Просвещенное население страны не задаётся дилеммой "Нужна ли Украине работа в Антарктике?" - вопросом, которым ученые были озабочены семь лет назад - в 1994-м, когда Великобритания предложила нашей стране антарктическую станцию "Фарадей", и даже 6 февраля 1996-го. когда над этой станцией был поднят желто-голубой государственный флаг Украины, сменивший на флагштоке британский "Юнион Джек". С тех пор, похоже, произошли позитивные изменения в общественном сознании и стало понятно, насколько важны антарктические исследования не только для различных направлений фундаментальной науки, но и для гидрометеорологии, прогнозирования погоды, навигации, изучения биоресурсов Южного океана, омывающего берега Антарктиды.
Проблема финансирования работы в Антарктике, несмотря на ее государственную значимость, пока еще не имеет конкретного системного решения. Причем сложность не столько в скромных размерах этого финансирования, сколько в том, что выделенные средства поступают очень поздно. И даже если бюджет Украины на предстоящий год утверждается парламентом своевременно (что бывает редко), то всё равно финансовый год начинается с 1 января.
Из-за этого, раз за разом украинские полярники отправлялись на месяц, два, а то и на три позднее намеченного, прибывая в Антарктику календарной весной, что, как известно, на крайнем юге нашей планеты означает глубокую осень, и экспедиции других стран, оставив зимовников, уже сворачивали свои сезонные антарктические работы. Поэтому первый вопрос, адресованный Валерию Литвинову, был таким:
- Удалось ли наконец решить проблему заблаговременного финансирования и соответственно своевременного проведения 7-й экспедиции в Антарктиду?
- Хотя досрочно (в ноябре-декабре) получить выделяемые на экспедиционные и другие антарктические работы ассигнования из Госбюджета 2002 года по-прежнему оказалось нереальным, - говорит Валерий Аркадьевич, - Украинскому антарктическому центру все же удалось найти выход из сложившейся ситуации. Для доставки 7-й экспедиции в Антарктиду будет использована комбинированная - водно- воздушная - схема транспортировки, однако намеченные решения будут отличаться от вариантов, применяемых в 5-й и 6-й украинских антарктических экспедициях.
Дело в том, что в течение нынешнего года нам удалось - за счёт определенной минимизации расходов сэкономить некоторую часть выделенных в своё время бюджетных ассигнований. Средствами, составляющими примерно 1 млн. гривен, мы профинансировали подготовку участников 7-й экспедиции и научно-исследовательского судна "Горизонт", обеспечив его всем необходимым для того, чтобы оно в конце первой декады декабря (то есть в оптимальные сроки) вышло из Севастополя на маршрут первого этапа плавания - через Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, Гибралтарский пролив и Атлантический океан - до уже знакомого нам по прежним рейсам аргентинского порта Ушуая в Южной Америке - на острове Огненная Земля. Этот переход займет чуть больше месяца, так что в порт на юге Аргентины "Горизонт", как планируется, прибудет 11 января 2002 года.
- Но участников экспедиции во время долгого рейса "Горизонта" от Севастополя до Ушуая на борту судна не будет, - продолжает Валерий Литвинов. - Мы пришли к выводу, что это нецелесообразно, да и экономически невыгодно.
На "Горизонте", помимо его команды, будет находиться лишь небольшая группа ученых, чей профиль работ (скажем, по озонометрии, морской биологии и некоторым другим направлениям) связан с проведением исследований во время движения судна по данному маршруту. В первой декаде января надеемся "выбить" деньги из ассигнований, выделяемых Украинскому антарктическому центру Госбюджетом-2002. Надеемся также, что при утверждении бюджета Верховной Радой Украины намеченная сумма в 7,4 миллиона гривен не будет урезана.
Часть этих средств руководство УАЦ использует для приобритениы авиабилетов участникам 7-й экспедиции - по маршрутам Киев - Париж - Буэнос-Айрес - Ушуая с тем, чтобы они прилетели туда к приходу "Горизонта". Другую часть бюджетных ассигнований-2002 - на закупку в Южной Америке продуктов питания полярникам и на приобретение топлива для антарктической станции "Академик Вернадский" на предстоящую зимовку.
Решено, что в нынешней экспедиции "Горизонт" сделает через широкий (около тысячи километров) пролив Дрейка, отделяющий Южную Америку от Антарктиды, не одну, а две ходки. Первыми в поход к станции "Академик Вернадский" на борту нашего судна отправятся те, кто сменит отработавших там годичную вахту зимовников. Трое суток отводится на преодоление пролива Дрейка, и ориентировочно 14 января (значительно раньше, чем в прежние годы) экспедиционное судно подойдет к острову Галиндез, чтобы выгрузить на станцию сменщиков и перекачать на берег привезенное дизтопливо. Неделю продлится сдача-приёмка станционного хозяйства. После пересменки отзимовавшие полярники на "Горизонте" уйдут на север, на Ушуая. А оттуда рейсовыми самолетами - через Буэнос- Айрес и Париж - прибудут в Киев.
Такое решение по комбинированной воздушно-водной транспортировке персонала, о одной стороны, повысит производительность работ, а с другой - сэкономит существенные средства на командировочные расходы.
Высадив на "Академике Вернадском" сезонников и ремонтников, "Горизонт" с находящимися на нем исследователями, задействованными в морских экспедиционных работах, отправится в намеченный программой полигон в приантарктической акватории Южного океана, где примерно месяц будут вестись разнообразные научные работы - с замерами на 50 "станциях". После их завершения судно вернется к острову Галиндез. В первой неделе марта "Горизонт" планирует покинуть станцию "Академик Вернадский и взять курс на север, в Ушуая. Оттуда все, кроме экипажа судна, улетят домой. А "Горизонт" примерно во второй половине апреля прибудет в Севастополь.
Сколько стоит этот пароход?

- "Горизонт" - из Севастопольского отряда научно-исследовательских судов, подведомственного Министерству образования и науки Украины. Те, кто следит за событиями, связанными с работами украинских полярников в Антарктике, наверное, помнят, что и год назад у "Горизонта" были не только сторонники, но и противники. Они предлагали задействовать в антарктических плаваниях более крупное - "Эрнст Кренкель" из Одессы - судно Украинского центра экологии моря (УкрЦЭМ), входящего в систему Минэкологии. Как решалась дилемма на сей раз?
- При выборе судна для 7-й экспедиции, прежние противники "Горизонта" вынуждены были признать, что у нас нет другого такого, которое бы должным образом было подготовлено и оснащено к предстоящему рейсу в Антарктику.
Автоматизация и компьютеризация судна дала возможность сократить его команду: с 28-30 - до 20-25 человек. А это соответственно высвободило на "Горизонте" места для ученых, доведя их до 30.
На суше и в океане

- Где и как будут закупаться продукты питания и топливо?
- Продукты - прежде всего картофель, другие овощи и фрукты, - отвечает Литвинов, - наши представители приобретут в Аргентине.
Ну, а топливо предстоит покупать в Ушуая. Из тех 200 тонн дизтоплива, которые ныне могут вместить танки "Горизонта", 50 тонн предназначаются для собственных потребностей судна (на плавание в оба конца между портом и станцией и необходимый резерв), а 150 тонн - на острове Галиндез будут перекачаны в береговые емкости. Это количество вкупе с оставшимся топливом на станции составит в общей сложности 220 тонн, чего вполне хватит на годичную зимовку.
- Уже несколько лет ведутся разговоры о необходимости замены, старого топливного бака, доставшегося нам в наследство от англичан, на новый, чтобы уменьшить опасность экологической угрозы, которой чревата столь длительная эксплуатация старой топливной емкости на острове Галиндез. Как обстоят дела с решением этой проблемы?
- На изготовление нового, к сожалению, не хватает финансовых средств. В соответствии с соглашением между главой городской государственной администрации Киева Александром Омельченко и дирекцией Института электросварки имени Е.О. Патона Национальной академии наук Украины наш город взялся частично профинансировать изготовление нового топливного бака для станции "Академик Вернадский".
Городская госадминистрация уже выделила патоновскому институту два транша по 85 тысяч гривен, и на эти деньги закуплен металл, из которого делаются заготовки. Но на изготовление бака требуется больше средств: даже три-четыре года назад, когда производились подсчёты, необходимая сумма составляла 850 тысяч гривен. Теперь она, естественно, возросла. Этот острый вопрос все еще остается открытым:
- Какой будет численность персонала на станции "Академик Вернадский" в 7-й экспедиции и какую подготовку прошли претенденты на участие в этой зимовке?
- Заявки в УАЦ поступили примерно от пятидесяти кандидатов. После рассмотрения представленных ими документов, - говорит Литвинов, - мы вызвали в Киев на комплексное медицинское обследование состояния здоровья 20 человек (все - мужчины). По результатам медобследования, проводившегося в Институте медицины труда, были отобраны 15. Из них 14 полярников (ученые и специалисты различного профиля) будут зимовать на станции "Академик Вернадский" (сейчас там находятся 12 человек). А биолог Александр Вобленко будет в течение года работать на польской антарктической станции "Арктовский". Сейчас он вместе с польскими исследователями находится на борту судна, вышедшего 8 ноября из порта Гданьск, который держит курс на Антарктиду.
С поляками УАЦ договорился о своего рода безденежном "бартерном" взаимозачете: в обмен на годичную работу украинского ученого на станции "Арктовский" мы примем двух польских биологов, которые в течение месяца будут работать на станции "Академик Вернадский". Кроме того, в рамках международных контактов на украинскую станцию прибудут два исследователя из США, реализующие программу украинско- американских геомагнитных экспериментов совместно с харьковскими учеными из Радиоастрономического института НАНУ - профессором Юрием Ямпольским и его коллегами.
Дело в том, что наша антарктическая станция расположена в той точке Южного полушария геомагнитной оболочки Земли, которая имеет "пару" - так называемую магнитно-сопряженную точку в Северном полушарии планеты, находящуюся на северо-восточном побережье США между Нью- Йорком и Бостоном. Американцы будут добираться на станцию "Академик Вернадский" с помощью одного из плававших в тех приантарктических водах круизных судов, а работать на украинской станции исследователи из США намерены один - два дня.
Просятся поработать на нашей станции и двое ученых из Чехии - химик и биолог. Их институты готовы оплатить как доставку своих сотрудников на "Академик Вернадский", так и их пребывание там. Если все будет согласовано, то чешские исследователи прилетят в Ушуая к тому времени, когда туда подойдет "Горизонт", и на нем вместе с украинскими участниками экспедиции отправятся в Антарктиду.
Будущие украинские зимовщики после медкомиссии в Киеве прошли еще и контрольно-тренировочный сбор на базе Радиоастрономического института НАН Украины вблизи Харькова. Там психологи и другие специалисты проверяют претендентов на психологическую совместимость: ведь им предстоит целый год жить и работать вместе в нелегких природных условиях, в ограниченном пространстве, в постоянном контингенте одних и тех же людей.
- А какой будет программа исследовательских работ, предстоящих в 7- й украинской антарктической, экспедиции?
- В Антарктиде будут проводиться геомагнитные, биологические, гляциологические, геологические, экологические, озонометрические, медико-физиологические исследования, изучение физики верхней атмосферы Земли и ряд других работ. Продолжатся исследования в рамках глобальной системы наблюдений за изменениями климата. А результаты гидрометеорологических наблюдений регулярно передаются во всемирную метеорологическую организацию, в Госкомгидромет Украины и в Британскую антарктическую службу (БАС). В морской части 7-й украинской антарктической экспедиции намечены исследования биоресурсов Южного океана. Ведь его акватория перспективна для промысла криля и некоторых других морепродуктов в интересах Украины.
А льготные лицензии на их добычу выдаются тем странам, которые ведут исследования состояния экосистемы и биоресурсов Антарктики.
- Наряду с научно-исследовательскими работами подготовлена и утверждена Государственная программа исследований Украины в Антарктике на 2002-2010 годы. В разделах этой программы сформулированы основные стратегические направления наших перспективных работ в этом регионе планеты, имеющие большое значение для фундаментальной и прикладной науки, для различных отраслей экономики и других сфер деятельности, - сказал в заключение нашей беседы директор УАЦ Валерий Литвинов.