ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ СУДНО ЛЕДОКОЛЬНОГО ТИПА

был построен в 1907 - 1909 годах на Невском судостроительном заводе в Петербурге и вошел в состав Балтийского флота.

До 16(29) июля 1915 года относился к классу военных транспортов, но занимался гидрографическими работами в водах Северного Ледовитого океана.

В 1914 - 1915 годах вместе с однотипным пароходом первым из русских судов прошел по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.

С 17(30) июля 1916 года он входил в состав флотилии Северного Ледовитого океана и в годы первой мировой войны обеспечивал навигационную безопасность плавания кораблей и судов в Белом море, нес дозорную и конвойную службу у мурманского берега.

17 февраля 1918 года экипаж , стоявшего в Архангельске, поднял над судном красный флаг Советской республики, но в августе того же года судно было захвачено белогвардейцами и английскими интервентами. В марте 1920 года был отбит у противника частями Красной Армии и 'в апреле зачислен в состав отряда судов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

С 31 октября 1923 года по 23 марта 1924 года он нес пограничную службу в Белого моря, а затем вернулся к своим привычным занятиям - выполнению гидрографических работ в водах Арктики.

В период с января по май 1932 года временно носил наименование . В феврале 1938 года пароход узнал весь мир, когда он принял участие в снятии со льдины героической четверки папанинцев. 1 апреля 1940 года судно было исключено из списков кораблей военного флота и передано Главному управлению Северного морского пути: В годы Великой Отечественной войны активно участвовал в перевозках народнохозяйственных грузов в Белом и Карском морях, производил снабжение и смену персонала полярных станций, а через несколько лет после войны был разобран на металл.

Водоизмещение судна составляло 1359 т, длина 60 м, ширина 11,9 м, осадка 6,7 м.

При мощности паровой машины 1200 л. с. судно развивало ход до 9 узлов и могло пройти расстояние в 7700 миль.