Научно-исследовательскому судну "Академик Мстислав Келдыш" исполнилось 20 лет. Отмечать эту дату в Калининград прибыла большая делегация Российской академии наук.
Судно было построено в 1981 году в Финляндии на верфи "Холминг". Его водоизмещение - 6240 тонн, длина - 122 метра, ширина - 18 метров, оно способно развивать максимальную скорость 12,5 узлов. На борту находится 17 лабораторий, два глубоководных аппарата "Мир". Аппараты "Мир-1" и "Мир-2" являются единственными в России, способными производить спуски на глубины до 6 тысяч метров.
В 2000 году судно прервало свою 43-ю научно-исследовательскую экспедицию, проводившуюся на основе соглашения с американской фирмой "РМС Титаник", в связи с выполнением работ в Баренцевом море на месте гибели АПЛ "Курск". "Академик Мстислав Келдыш" находился в районе затопления субмарины с 25 сентября по начало октября. Ученые с помощью подводных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" обследовали корпус атомохода, произвели поиск обломков, сделали видео съемку как самой подлодки, так и прилегающей зоны, а также провели мониторинг радиоактивного фона.
Как сказали BNS в отделе флота Атлантического отделения института океанологии им. П. Ширшова, в мае 2001 года "Келдыш" вновь отправится к "Курску". До этого судну предстоит ремонт в акционерном обществе "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" в Калининграде.
"Академик Мстислав Келдыш" за последние 10 лет совершил более 20 экспедиций в различные районы мирового океана. Аппараты "Мир" в общей сложности произвели 400 погружений. В середине 90-х годов судно с калининградским экипажем участвовало в съемках самого кассового фильма 1998 года "Титаник".
Свое 20-летие научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш" встретило на приколе в калининградском порту. Экипаж собрался в кают-компании. Руководитель лаборатории зачитал поздравление. И, похоже, это мероприятие оказалось самым скучным во всей уже долгой истории этого судна.
Столь несвойственную фундаментальной науке светскую популярность "Келдыш" и два его глубоководных батискафа "Мир" приобрели благодаря Голливуду, когда на экраны вышел самый дорогой в истории кино фильм "Титаник".
Первые же кадры этого фильма открывают вид на "Келдыш", а подводные съемки затонувшего в 1912 году гиганта произведены для этой киноэпопеи с борта "Миров".
Аппаратов, способных, как "Мир", опускаться на глубину в 6 км с людьми на борту, всего 5 - по одному в США, Франции и Японии, а у не щедрой по отношению к науке России два, к тому же лучших. Это утверждают даже кинематографисты.
"Миры" просто уникальны. Они дольше находятся под водой. У них больше запас энергии для освещения. Французский, японский или американский агрегаты и близко не сделали бы того, что мы вытворяли на "Мирах"", - убежден режиссер "Титаника" Джеймс Камерон.
Но еще до похода на "Титаник", прославившего "Келдыш", последний совершил 7 экспедиций в Норвежское море на затонувшую в 1989 году подводную лодку "Комсомолец". Там, на глубине в 1,5 км два "Мира" наблюдали радиационную обстановку вокруг лодки и своими манипуляторами устанавливали специальные заглушки на выходы торпедных аппаратов. Крышки этих аппаратов самопроизвольно открылись в ходе аварии, а на лодке находились три торпеды с ядерными боеголовками. Задачу спасти море от возможных последствий коррозии этих боеголовок выполнили "Миры". А минувшей осенью глубоководные аппараты с "Келдыша" спускались к погибшему "Курску".
Два этих маленьких батискафа - на сегодня единственные очевидцы последствий крупнейших морских трагедий века. Только глазами "Миров" мы смогли увидеть, что стало с великим "Титаником", как выглядит лодка "Комсомолец" и что осталось от "Курска".
"Келдыш" - носитель морских и государственных тайн. На борту "Келдыша" 17 лабораторий. А на деньги, вырученные от съемок "Титаника", "Келдыш" и Институт океанологии снарядили небольшую экспедицию, в которой открыли неизвестный до сих пор вид глубоководных креветок.
В обычное время "Келдыш" изучает геологическое строение морей, глубинные вулканические извержения, строение и состав пород и руд.
Судно "Академик Мстислав Келдыш" совершит две экспедиции в район гибели "Курска"
Две экспедиции в Баренцево море, в район трагедии атомной подводной лодки "Курск", совершит научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш". Об этом сообщил начальник экспедиций, заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов института океанологии имени Ширшова Российской академии наук Анатолий Сагалевич.
Первая экспедиция судна, которая продлится 7-10 дней, запланирована на май. В ходе нее с помощью уникальных глубоководных обитаемых аппаратов "Мир", которые находятся на борту судна, будет проведен радиационный мониторинг в акватории Баренцева моря вблизи "Курска", произведена видео- и фотосъемка самой лодки.
Вторая экспедиция судна состоится после завершения операции по подъему подлодки осенью этого года. Будут проведены исследовательские и поисковые работы.
Судно уже работало в районе катастрофы "Курска" в 2000 году, сразу после трагических событий. По словам Сагалевича, результаты полученных тогда исследований, сделанные при погружении аппаратов "Мир" на морское дно фото- и видеосъемки, "явились ключевыми при планировании дальнейшей операции по подъему тел погибших моряков и других мероприятий в районе трагедии".

Оригинальная статья находится по адресу:
http://www.rmis.ru