"100 великих мореплавателей". Составители: Е.Н.Авадяева, Л.И.Зданович. "Вече" Москва 2000
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Фицрой и Дарвин. Экспедиция на "Бигле"

Большую роль в исследовании Патагонии и Огненной Земли сыграла вторая кругосветная экспедиция на "Бигле" под командованием Фиц-роя благодаря участию в ней Дарвина.
Первоочередным заданием кругосветной экспедиции на "Бигле" было уточнение результатов работы, проделанной экспедицией Кинга, и продолжение описи берегов Южной Америки. Фактически нужно было завершить съемку Патагонии примерно от 13" южной широты до Магелланова пролива, тихоокеанских берегов материка от пролива до 12° южной широты, архипелагов Фолклендского, Огненной Земли и Чилийского.
Другая задача, поставленная перед экспедицией на "Бигле", имела очень большое научное значение: произвести хронометрические измерения в последовательном по широте ряде пунктов вокруг Земли, чтобы точно определить меридианы этих пунктов. Именно для этого "Бигль" под командой Фицроя и должен был совершить кругосветное плавание.
Английские хронометрические экспедиции, снаряжавшиеся после наполеоновских войн в те моря, которые еще не были достаточно освоены торговым флотом, в действительности преследовали не "чисто научные цели", а подготовляли военную и торговую экспансию Англии.
А для этого в первую очередь нужно было проверить старые морские карты берегов Южной Америки и составить новые, более точные, основанные на ряде хронометрических определений долгот. Таким образом, оба задания, полученные командиром "Бигля" для экспедиции, - гидрографическое и "высоконаучное" - были взаимно связаны.
Фицрой интересовался естественной историей и поэтому пригласил участвовать в новой экспедиции только что окончившего Кембриджский университет двадцатидвухлетнего натуралиста Чарлза Роберта Дарвина, который был определен в эту экспедицию сверх штата. В 1831 году никто не подозревал, что именно благодаря его участию экспедиция на "Бигле" войдет в историю мировой науки как одно из наиболее значительных научных предприятий XIX века.
Находясь в Атлантическом океане до зимы 1834 года, офицеры "Бигля" произвели новые съемки Ла-Платы, заливов Вайя-Бланка, Сан-Матиас, Сан-Хорхе и Баия-Гранде. Дарвин за это время совершал экскурсии, изучая природу Уругвая, нижней Параны, Аргентинской Пампы и северо-восточной Патагонии.
В середине апреля 1834 года "Бигль" стал на якорь в устье Санта-Крус, и Фицрой решил продолжить исследование, начатое Стоксом. Вверх по реке он повел (18 апреля) три шлюпки с командой в 25 человек, считая, что с таким отрядом можно отбить даже большой отряд патагонских индейцев, которые не имели оснований дружественно относиться к европейцам. Выше того места, куда доходил прилив и где вода стала пресной, река неизменно имела в ширину примерно 300-400 метров, глубина ее достигала 5 метров. "Вода чисто голубого цвета, но с легким молочным оттенком". Моряков поразило ее быстрое для равнинной реки течение: скорость его была от 7 до 10 километров в час, и против течения нельзя было идти ни на веслах, ни под парусами. Фицрой распорядился связать шлюпки нос с кормой, оставил на каждой двух матросов, а все остальные, не исключая и самого капитана, превратились в бурлаков и тянули на бечеве шлюпки в две смены, по полтора часа каждая. В сумерки останавливались на ночлег на первом же ровном месте, где росли кусты. Топливом служил хворост.
Путешественники, поднимаясь вверх по реке, проходили в день с большими усилиями 20-30 километров. 5 мая, когда они находились, по их расчету, довольно точному, примерно в 260 километрах от Атлантического океана и в 110 километрах от Тихого океана, а впереди отчетливо видна была снежная цепь Патагонских Анд, они повернули обратно. Теперь шлюпки мчались вниз по течению, проходя более 20 километров в час. Через три дня они были в устье Санта-Крус. "Все, кроме меня, - говорит Дарвин, - имели основание быть недовольными; но мне экспедиция принесла знакомство с интереснейшим разрезом великой третичной формации Патагонии". Эта трехнедельная экскурсия по небольшой реке дала великому натуралисту нужный ему дополнительный и очень важный материал для геологического обобщения о строении Патагонского ступенчатого плато.
В первый раз Огненной Земли "Бигль" достиг 16 декабря 1832 года и оставался там почти до 25 февраля 1833 года, то есть провел там лето южного полушария; вторично он находился у Огненной Земли 2 февраля - 5 марта 1834 года. Дарвин описал быт и обычаи огнеземельцев.
22 декабря "Бигль" в ясный и светлый день обогнул мыс Горн. Но ночью поднялся сильный встречный ветер, а когда на следующий день "Бигль" снова подошел к Горну, мыс был "...в его настоящем виде... окутан дымкой, а вокруг его смутных очертаний бушевали ветер и вода. Большие черные тучи, клубясь, носились по небу, а шквалы дождя и града налетали на нас так неистово, что капитан решил укрыться в бухте Вигвамов... неподалеку от мыса Горн".
"Страна представляет собой хаотическое нагромождение диких скал, высоких гор и бесполезных лесов, и все это видно лишь сквозь туманы да бесконечные бури. Обитаемы только прибрежные скалы; в поисках пищи огнеземельцы вынуждены беспрестанно кочевать с места на место, а берег до того крут, что передвигаться они могут только на своих убогих челноках".
"Ночью эти люди, голые и едва защищенные от ветра и дождя здешнего бурного климата, спят по пяти, по шести часов на сырой земле... Как только наступит отлив... они должны подниматься, чтобы набрать моллюсков на камнях... Если убьют тюленя или найдут в море гниющий труп кита, то это уже праздник..."
19 января четыре шлюпки - 28 человек под командой Фицроя - вошли в пролив Бигль и, продвигаясь на запад, через день вступили в район, населенный яганами.
"Вряд ли кто-нибудь из здешних туземцев видел когда-либо белого человека, и едва ли что-нибудь могло сравниться с их изумлением при появлении четырех шлюпок. На каждом возвышении вспыхнули огни (отсюда и название Огненной Земли) - как для привлечения нашего внимания, так и для распространения повсюду новости о нашем появлении".
28 января Фицрой на двух шлюпках вместе с Дарвином отправился картографировать западный участок пролива Бигль - вдоль северного берега острова Осте. К удивлению англичан, день был очень жаркий, видимость отличная. "...При такой прекрасной погоде вид с середины канала Бигль был особенно чудесным. Куда ни глянь - вперед ли, назад ли, - ничто не заслоняло от нас двух точек на горизонте, где этот длинный, проходящий между гор канал терялся из виду. То, что канал представляет собой морской рукав, подтверждала встреча с несколькими громадными ^китами".
Через день шлюпки подошли к тому месту, где пролив разветвлялся на два рукава, и 30 января вошли в северный рукав, продолжая двигаться ,,на запад. Здесь, вдоль берега главного острова Огненной Земли, круто [Поднимались высокие горы, "одетые обширным покровом вечных снегов", с вершиной 2350 метров (пик Дарвин). Новооткрытый северный ру-[ кав пролива Бигль Фицрой назвал проливом Дарвина, о чем тот нигде в гй книге не упоминает.
Продолжая исследование северного рукава пролива Бигль, моряки рыли у его западного выхода группу небольших пустынных островов и, пройдя между ними, достигли острова Стюарт, за которым простирался открытый океан. Обратный путь к месту стоянки корабля "Бигль" они проделали через южный рукав, затем через пролив Понсонби и залив Нассау, то есть обогнули с юга остров Наварино. Погода была скверная, море бурное, шлюпки тяжело нагружены, и этот переход был очень опасен. 7 февраля Фицрой и его спутники вернулись на "Бигль", пройдя в обоих направлениях в открытых шлюпках около 550 километров и значительно расширив сведения о южной части архипелага Огненная Земля.
В 1832-1835 годы "Бигль" крейсировал в южноамериканских водах и 20 октября 1835 года, покинув Галапагосские острова, отправился к берегам Новой Зеландии и Австралии. Через архипелаг Туамоту Фицрой прошел к Таити, а оттуда проследовал к Северному острову Новой Зеландии. 30 декабря 1835 года "Бигль" прибыл в Сидней, откуда спустя месяц направился к берегам Тасмании и Южной Австралии. 2 октября 1836 года [экспедиция возвратилась в Англию.
Фицрой сделал в Океании весьма скромные открытия: ему удалось лишь впервые положить на карту два небольших атолла (Таиаро и Кауэ-хи) в архипелаге Туамоту. Но огромное значение имели работы, провешенные в ходе транстихоокеанского плавания Дарвином.
Дарвин предположил, что рост коралловых островов происходит в процессе постепенного опускания вулканических островов. "...Атоллы, - писал он, - приблизительные контуры карты погрузившихся островов, над которыми они стоят". Поскольку коралловые сооружения быстро растут на внешнем крае, Дарвин пришел к заключению, что сперва воз-> никает барьерный риф, отделенный от вулканического острова лагуной, а затем при дальнейшем и полном пофужении острова на его месте оста-' ется лагуна, окаймленная атоллом, причем лагуна постепенно заполняется продуктами разрушения окружающих рифов.
Книга "Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль" - путевые записки Дарвина, вышедшая в свет в 1839 году, многократно переиздавалась и на родине великого ученого, и за ее пределами. На ней воспитывались поколения географов и естествоиспытателей, и главы ее, посвященные Океании и Австралии, вошли в золотой фонд научной литературы, посвященной этой части света. В истории геологических наук очень важной вехой явился труд Дарвина "Строение и распределение коралловых рифов", основанный главным образом на океанийских наблюдениях автора и капитана Фицроя.