В.А.Троицкий

Записки Харитона Лаптева

Москва "Мысль" 1982

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Камчатские экспедиции Витуса Беринга


На карте северных берегов нашей Родины есть море Лаптевых, мыс Челюскин, берег Василия Прончищева, пролив Дмитрия Лаптева, Берингов пролив, Берингово море. В них увековечены имена отважных полярных исследователей - моряков Петровской эпохи, чьими трудами впервые были положены на карту- очертания берегов наших се-верных и тихоокеанских морей, открыты острова, заливы и проливы.
Эти исследователи были морскими офицерами, участниками Камчатских экспедиций, организованных по замыслу Петра I вскоре после его смерти. Вторую из них, которая была крупнейшим научно-географическим предприятием XVIII века, позднее стали называть Великой Северной экспедицией.
В течение 1733-1743 годов эта экспедиция провела картографирование северного и восточногс побережьев России от Белого моря до Охотского достигла западных берегов Северной Америки и совершила географические открытия в Арктике.
Такая экспедиция была вызвана необходимостью составления достоверной карты далекой малонаселенной Сибири, протянувшейся от Уральского хребта до "теплого моря" - Тихого океана.
В Москве о Сибири знали лишь по "скаскам" - рассказам и отчетам землепроходцев, изредка прилагавших к ним примитивные рукописные чертежи. О протяженности ее судили по дням пути на лошадях, на лодках по рекам или пешком. Землепроходцы совершали и прибрежные плавания между устьями северных рек, а в 1648 году казак Семен Дежнев прошел из устья Колымы к устью Анадыря, обогнув северо-восточный мыс Азии. Однако значение его открытия тогда не было понято. Даже во времена Петра I не было известно, "сошлась ли Америка с Азией".
В первые десятилетия XVIII века Россия начала создавать морской флот. Стали развиваться морская торговля, осваиваться новые морские пути. Передовые русские люди старались привлечь внимание правительства к северному фасаду России - ее арктическому побережью. Ведь еще в начале XVI века русский посол в Риме Дмитрий Герасимов высказывал предположение о возможности пройти морским путем от устья Двины в Китай.
В 1713 году соратник Петра I, корабельный мастер Федор Салтыков, представил царю "Пропозиции" (проект) изучения условий плавания вдоль берегов Сибири. Он предлагал построить морские корабли в устьях сибирских рек Оби, Енисея и Лены и на них проплыть морем между устьями этих рек, отыскивая удобные якорные места, исследуя глубины, скорости течений, прибрежные острова, мысы, грунты морского дна, командирам кораблей рекомендовалось в журналах записывать сведения о встречающихся народах, зверях, лесах, о наблюдавшейся погоде. По существу это был всеобъемлющий план изучения и освоения Северного морского пути.
Петр I одобрил план Ф. Салтыкова, но отложил его осуществление до окончания войны .со Швецией. В 1719 году он все же послал геодезистов Петра Евреинова и Василия Лужина на Камчатку . узнать, "сошлась ли Америка с Азией".
Через три года геодезисты привезли первую достоверную карту Камчатки и Курильских островов, но разрешить вопрос о проливе между Америкой и Азией им не удалось.
Мысль об этом не оставляла Петра I. В конце 1724 года современники так записали его слова: "Худое здоровье заставило меня сидеть дома; я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела предпринять мешали, то есть о дороге чрез Ледовитое море в Китай и Индию... Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству чрез искусства и науки. Не будем ли мы в исследовании того пути счастливее голандцев и англичан, которые многократно покушались отыскивать берегов американских?"'
В декабре 1724 года по царскому указу Адмиралтейств-коллегия приступила к организации Камчатской экспедиции. Ее руководителем был назначен капитан Витус Беринг, датчанин на русской службе.
За несколько недель до своей смерти Петр I собственноручно написал Берингу инструкцию:

1. Надлежит на Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах [идти] возле земли, которая идет на Норд и по чаянию, понеже оной конца не знают, кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европейских владений... И самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды"!.

Спустя две недели после получения этой инструкции назначенные в экспедицию к В, Берингу офицеры и матросы выехали из Петербурга. Они везли с собой почти все необходимое для постройки и снаряжения судна. Два года занял путь через Сибирь на Камчатку.
В июле 1728 года на построенном в Нижнекамчатске боте "Святой Гавриил" Беринг вышел в плавание. Двигаясь на Север, судно обогнуло восточную оконечность Азии, но изза тумана не были замечены берега Аляски, и Беринг прошел севернее пролива, который впоследствии был назван в его честь.
В Чукотском море, в районе нынешнего мыса Сердце-Камень, мореплаватели увидели густой лед и повернули обратно. У местных жителей Беринг узнал, что от места поворота в годы, когда море свободно ото льда, можно беспрепятственно пройти на запад до устья реки Колымы. Считая инструкцию выполненной, Беринг выехал в Петербург, куда добрался со всеми людьми к весне 1730 года. Так закончилась Первая Камчатская экспедиция. Однако Адмиралтейств-коллегия посчитала инструкцию Петра I невыполненной, поскольку берега Америки достигнуты не были. Решили поиски Америки продолжать.
В 1732 году под руководством президента Адмиралтейств-коллегий адмирала Н. Ф. Головина была разработана новая инструкция Берингу, предусматривающая для исследования северных морей построить три дубель-шлюпки с палубами, имеющие по 24 весла; одну было решено построить в Тобольске на Иртыше и две в Якутске на Лене. На двух судах должны были следовать до устьев рек Оби и Лены, а затем морем подле берега до устья Енисея навстречу друг другу. А на третьей дубель-шлюпке плыть к востоку до Камчатки. Предполагалось также исследовать берег моря от города Архангельска до реки Оби.
Но главной задачей экспедиции В. Беринга по-прежнему оставалось открытие западных берегов Северной Америки и пролива, отделяющего ее от Азии.
После утверждения в конце 1732 года инструкции сенатом сразу же началась деятельная подготовка Второй Камчатской экспедиции. Возглавил ее теперь уже капитан-командор В. Беринг. В экспедицию посылалась почти тысяча человек. Кроме экипажей будущих шести морских судов вместе с штурманами и матросами ехали корабельные мастера, конопатчики, плотники, парусники, лекари, геодезисты, солдаты для охраны. В состав "Камчацкой" экспедиции (так ее официально именовали) были включены и несколько профессоров Академии наук.
Весной 1733 года из Петербурга по последнему санному пути потянулись обозы с якорями, парусами, канатом и пушками. Среди руководителей будущих отрядов ехал и командир отряда, назначенный исследовать берег к западу от реки Лены, лейтенант Василий Васильевич Прончищев с молодой женой Марией, решившей сопровождать мужа в предстоящих многолетних странствиях по северу Сибири.
Санным путем доезжали до бассейна Оби, сплавлялись по рекам, перевозили грузы посуху на Енисей, на речных судах поднимались вверх по Ангаре, затем опять сухим путем на Лену, по которой сплавляли грузы и людей в Якутск.
Вторая Камчатская, или, как ее еще называют, Великая Северная, экспедиция работала в течение 10 лет. На небольших парусных судах, а когда лед не позволял плавать, на собачьих упряжках или оленях исследователи объехали северные и восточные берега России, составили первые достоверные карты, основанные на астрономических пунктах. Неимоверные трудности и лишения выпали на долю участников Великой Северной экспедиции. Многим не суждено было вернуться: умер от голода и холода командор В. Беринг на одном из открытых им Командорских островов; от цинги умерли начальник Ленского отряда В. В. Прончищев и его жена Мария, начальник Ленско-Колымского отряда П. Ласиниус, десятки солдат и матросов. Исполняя свой долг перед Родиной, они отдали свои жизни за то, чтобы соотечественники узнали, каковы же в действительности очертания и протяженность северных и восточных берегов России, каковы условия плавания. Навигационные карты, составленные ими, служили мореплаванию и науке свыше 100 лет.
Литература1 о Великой Северной экспедиции огромна, но и поныне еще не изучены ее корабельные и путевые журналы, немногие уцелевшие навигационные карты, рапорты командиров отрядов. А в этих документах немало материалов по истории географических открытий, климатологии, о происшедших за 250 лет изменениях береговой линии1. Среди блистательной плеяды моряков-исследователей в экспедиции В. Беринга выделяется командир Ленско-Енисейского отряда лейтенант Харитон Прокофьевич Лаптев. Этому отряду (которым вначале, до 1736 года командовал лейтенант В. В. Прончищев) принадлежит честь открытия огромного, на 1000 км протянувшегося к северу между Леной и Енисеем полуострова Таймыр, о существовании которого до работ Прончищева и Лаптева не знали.


1

Большое количество книг и статей о ВСЭ основано на немногих работах, в которых использованы документальные архивные источники. Основные из них следующие: Врангель Ф. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, ч. I, Спб., 1841 г.
Соколов А. Северная экспедиция. - Записки гидрографического департамента, т. IX, 1851; Экспедиция Беринга. Сб. док. Под ред. Покровского А. М. 1941; Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX в. - В кн.: История открытия и освоения Северного морского пути, т. 1. Л., 1956; Яников Г. В. Великая Северная экспедиция. М. - Л., 1949; Романов Д. М. Полярные Колумбы. Тула, 1976; Троицкий В. А. Географические открытия Прончищева В. В., Лаптева X. П. и Челюскина С. И. на Таймыре.- Летопись Севера, т. 7. М., 1975; Кушнарев А. В поисках пролива. Л., 1976; Глушанков И. В. Навстречу неизведанному. М., 1980.
1 Писавшие о ВСЭ историки и географы оценивали открытия экспедиции по записанным в журналах астрономическим определениям широт, считая, что ошибки в широтах невелики и по этим широтам можно проследить маршруты и открытия экспедиции на современных картах. Но, как выяснилось недавно при моделировании и прокладке маршрутов на современных картах по пройденным исследователями расстояниям и направлениям их пути, ошибки в широтах обычно допускались в 20'-30', в долготах - до 1°-2°. Поэтому маршруты и достижения крайних точек на севере участниками ВСЭ нельзя оценивать по широтам, записанным в их журналах.


X. П. Лаптев впервые установил размеры и протяженность этого полуострова, описал его рельеф, природные условия, возможности мореплавания, составил первую лоцию его берегов, уникальное географическое описание природы внутренних областей и населявших их народов.
Обладая мужеством и настойчивостью, X. П. Лаптев после потери своего судна, затертого во льдах моря, носящего сейчас имя Лаптевых, продолжал вести съемку берега по суше на собачьих упряжках.
Инструкция не требовала от X. П. Лаптева составлять какие-то описания обследованных территорий, достаточно было сдать Адмиралтейств-коллегий корабельные журналы и карты. Однако понимая, что в исследованную им отдаленную область Сибири еще не скоро придут его последователи, X. Лаптев написал "для известия потомкам" большой географический труд, обобщающий все полученные наблюдения и названный автором: "Описание содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние". Составленные X. Лаптевым навигационные и общегеографическая карты полуострова Таймыр на протяжении почти полутораста лет оставались единственными.
Моделирование маршрутов отряда на современных картах впервые позволило достоверно выявить совершенные открытия и отождествить упоминаемые в журналах названия островов, мысов, бухт, проливов с их современными географическими названиями, а также составить комментарии к географическому труду X. Лаптева "Описанию...", о котором Сибири А. И. Андреев писал: "...труд Лаптева, к сожалению, почти неизвестен нашим этнографам"1.
Между тем в "Описании..." X. Лаптева содержатся сведения по географии, этнографии, ботанике, то есть материал, который позволяет увидеть аймыр таким, каким он был 250 лет назад.
"Описание..." X. Лаптева было опубликовано лишь однажды, 130 лет назад в специальном журнале2 без всяких комментариев. При сверке текста этой публикации с сохранившейся архивной рукописью X. Лаптева выявилось много ошибок и неточностей. Например, в публикации 1851 года есть фраза: "Река Хатанга вышла из озера Большого зовомого; и сей на ней лес стоячей окончился...", тогда как в рукописи читается: "Река Хатанга вышла из озера большого, зовомого Иссей, на ней лес стоячей окончился", что видно и на отчетной карте Лаптева. Таких уточнений и исправлений в публикуемом приложении сделано немало.
Как уже упоминалось, в 1733 году из Петербурга в Сибирь выехали десятки обозов с грузами и участниками Второй Камчатской экспедиции. К зиме 1734 года санные обозы добрались до Усть-Кута на реке Лене, где участники экспедиции зазимовали. Рубили вековой лес, строили небольшие речные барки-дощаники для сплава летом по Лене снаряжения и продовольствия в Якутск. На стапелях близ Якутска осенью заложили два морских судна: дубель-шлюпку "Якуцк" и бот "Иркуцк". Размеры этих судов указаны в рапорте Беринга Адмиралтейств-коллегий:


1Андреев А. И. Очерки по источниковедению Сибири, пып. 2. XVIII век (первая половина). М. - Л., 1965, с. 49.
1 Записки гидрографического департамента, т. IX. СПб., 1851, с. 59.

"Дубель шлюпка заложена длиною в 70 фут (21,3 м), шириною в 18 фут (5,5 м), глубиною в 6'/2 фут (2 м). А лес в строение употреблен лиственный, а кокоры еловые, да балки сосновые, строением окончена и спущена на воду 23 ма 1735 году имянована дубелышпопка Якуцк" ]['. Судно имело две мачты, оснащаемые парусам^, грот, фок, стаксель, кливер, топсель и 24 гребных весла.
Суда "Якуцк" и "Иркуцк" (бот был примерно тех же размеров) назначались Берингом для исследования берегов от устья Лены на запад к Енисею и на восток к Колыме. На имевшихся тогда глазомерных чертежах XVII века берег между Енисеем и Леной рисовался прямолинейным, без всякого намека на полуостров Таймыр. Открытие этого полуострова и северо-западных берегов Америки было важнейшим достижением экспедиции Беринга.
В июне 1735 года из Якутска вниз по Лене вышли дубель-шлюпка "Якуцк" под командованием лейтенанта В. В. Прончищева и бот "Иркуцк", командиром которого Беринг назначил лейтенанта Питера Ласиниуса. На каждом судне было примерно по 50 человек экипажа. В пути по Лене штурманом С. И. Челюскиным (помощником Прончищева) впервые составлялась карта берегов реки.
В начале августа корабли достигли дельты Лены. На судовых ялботах искали в многочисленных ее протоках выхода в море на запад, но так и не нашли. Оба судна вышли из дельты на восток по Быковской протоке. Отсюда "Якуцк" пошел на север в обход дельты Лены, а "Иркуцк" - на восток. Из-за встречных ветров и отсутствия опыта плавания во льдах на обход дельты Лены было затрачено две недели. Сроки навигации были пропущены, и кампания 1736 года была сорвана.
25 августа "Якуцк" вошел в устье реки Оленек, де В. Прончищев решил зазимовать. Возле селения Усть-Оленекского, населенного потомками
казаков-землепроходцев, матросы "Якуцка" соорудили несколько домов из леса-плавника.
Первая арктическая зимовка прошла благополучно для тех, кто по примеру местных жителей не отказывался есть строганину - свежемороженую рыбу. У тех, кто воздерживался от такой пищи - а среди них была и молодая чета Прончищевых, - к весне появились признаки цинги.
В 1736 году море вскрылось ото льда поздно и лишь 2 августа "Якуцк" вышел из Оленекского залива в плавание на запад. За два дня мореплавателям удалось пройти к устью реки Анабар, лежащей в 240 километрах западнее. Там шлюпочная партия, руководимая геодезистом Никифором Чекиным, поднялась вверх по реке в поисках горы, из которой, по слухам, извергалось пламя, но таковой не обнаружили. От Анабара Прончищев повел судно вдоль берега на север. В тумане остался незамеченным пролив между материком и нынешним островом Бегичева, который они посчитали за продолжение материка. От жителей Усть-Оленекского селения В. Прончищев знал о реке Хатанге и первый же замеченный пролив (ныне пролив Северный) принял за устье Хатанги. В действительности это был вход в Хатангский залив.
13 августа В. Прончищевым был открыт остров (нынешний остров Преображения). Плывя на север в 1-2 милях от берега, с судна заметили несколько островов (на современных картах это острова: Петра, Андрея, Фаддея и наиболее крупные из островов Комсомольской Правды), но тогда их никак не назвали. Севернее нынешнего мыса Прончищева, запеленгованного на юго-запад в 5 милях,/ встретили густой лед.
К полудню 19 августа "Якуцк" достиг счислимой широты 77°29, но далее плыть не позволили льды, и на "консилиуме" (военный совет) было решено возвратиться. Бросавшийся за борт лот дна не доставал, хотя выпускали 120 сажен (220 м). Еоли сделать навигационную прокладку пути судна /на современной карте и учесть глубину 220 метров, то окажется, что "Якуцк" достиг середины пролива Вилькицкого на широте 77°551.
Обратно к устью Оленека "Якуцк" шел по тому же маршруту вдоль восточного берега Таймыра. Противные ветры долго препятствовали входу в устье реки. 29 августа В. Прончищев скончался на борту судна, а спустя 12 дней на берегу скончалась его жена Мария. Могила Прончищевых в поселке Усть-Оленек сохранилась до нашего времени.
С установлением санного пути оставшийся за командира штурман С. И. Челюскин отправил в Якутск рапорт В. Берингу о плавании 1736 года и о смерти Прончищевых. К рапорту он приложил карту2 , составленную им совместно с геодезистом Чекиным, на которой был показан восточный берег полуострова Таймыр с выявленными прибрежными островами.
Зесной 1737 года С. Челюскин и П. Чекин выехали в Якутск за получением дальнейших инструкций, а летом дубель-шлюпку туда перегнал по Крaстяцкой протоке боцманмат Василий Медведев) Стоял вопрос о прекращении работ Камчатской экспедиции, так как установленный решением сената двухлетний срок деятельности северных отрядов уже истек.
Адмиралтейств-коллегия, получив сообщение Беринга о неудачной попытке В. Прончищева пройти в Енисей с востока и о его смерти, а также о гибели от цинги во время зимовки половины экипажа бота "Иркуцк", стала просить сенат об отпуске средств для продолжения работ/ северных отрядов. Об этом просил и Беринг, пославший из Якутска в Петербург нового командира бота "Иркуцк", Дмитрия Лаптева, лично доложить о возможности завершения задания северными отрядами.
В декабре 1737 года сенат разрешил продолжить исследования в Северном Ледовитом океане с условием непременного завершения описи его берегов.
Новым начальником Ленско-Енисейского отряда и одновременно командиром дубель-шлюпки "Якуцк" Адмиралтейств-коллегия назначила командира царской яхты "Декроне" мичмана Харитона Прокофьевича Лаптева, произведя его в следующий чин лейтенанта флота. Возможно, не последнюю роль сыграло то, что его двоюродный брат лейтенант Д. Я. Лаптев отлично зарекомендовал себя на Севере.


1Подробный анализ конечной точки пути "Якуцкя" 19 августа 1736 г. сделан в статье Троицкого В. А. "Географические открытия В. В. Прончищева, X. П. Лаптева. С. И. Челюскина на Таймыре", Летопись Севера, т. VII, М., 1975, с. 79. >2В литературе о карте Челюскина - Чекина 1736 г. можно встретить самые противоречивые толкования и даже сомнения в ее существовании. В 1973 г. в городе Игарка нами была обнаружена копия с этой карты, снятая в 1754 г. (см. Троицкий В. А. Неизвестная копия с карты штурмана С. И. Челюскина. -Изв. Всесоюзн. геогр. об-ва, т. 107, 1975, с. 463).