А.А.Сопоцко

История плавания В. Беринга на боте "Св.Гавриил" в Северный Ледовитый океан.

"Наука" Москва 1983 г.
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Примечания

К введению


1. Академик Карл Максимович Бэр - один из крупнейших естествоиспытателей XIX в., имя кото-рого может быть поставлено ря-дом с именами Гумбольдта, Дар-вина, Ламарка [Переписка Карла Бэра... 1970, с. 3]. В блестящей плеяде петербургских академиков XVIII-XIX вв. как звезды пер-вой величины выделяются имена основателя русской науки М. В. Ломоносова, прославленного мате-матика Леонарда Эйлера, естест-воиспытателя и географа - путе-шественника Карла Бэра [Карл Бэр... 1975, с. 3]. В. А. Есаков пишет о больших заслугах акаде-мика Бэра в развитии географи-ческой науки [Есаков, 1975, с. 121].

2, Г. Ф. Миллер в работе "Описание морских путешествий по Ледовитому МОрЮ И ПО ВОСТОЧНОМУ морю..." приводит инструкцию, состоящую из четырех пунктов. Чет-вертый пункт требовал "вести об-стоятельный журнал" [Миллер, 1758, с. 388]. | 3. Инструкция В. Берингу опубли-кована в следующих работах: По-лонский, 1850; Берх, 1823; Берг, 1946; Покровский, 1941; Алексе-ев, 1970а. Несколько копий ин-струкции хранятся в ЦГАВМФ в делах: ф. 913, оп. 1, д. 1, л. 2- 2 об.; ф. 913, оп. 1, д. 4, л. 1.

4. В. И. Греков опубликовал текст докладной записки, которую А. Чириков подал начальнику экспеди-ции В. Берингу [Греков, 1960, с. 34].

5. Карта И. М. Евреинова опубликована А. В. Ефимовым [1950, с. 149].

6. Вахтенные журналы - специальные книги - ведутся на кораблях Военно-Морского Флота, тран-спортных и промысловых судах. На транспортных судах вахтенный журнал называется судовой журнал, а на промысловых - вахтенный журнал [Силинг.1964, с. 42]. Вахтенные журналы ведутся на кораблях и судах всех стран. В соответствии с междуна-родным морским правом (статья 24 Конвенции территориального моря) морское торговое судно ва-ловой вместимостью не менее 20 регистровых тонн обязано иметь судовой журнал. В нем в хроно-логической последовательности за-писываются все события в жизни судна. В соответствии с междуна-родным морским правом вахтен-ные журналы как юридические до-кументы признаны всеми государ-ствами мира. Это положение рас-пространяется как на вахтенные журналы, которые ведутся в наше время, так и на вахтенные жур-налы, хранящиеся в архивах [Мизерницкий, 1973, с. 321].
В русском флоте вахтенные журналы были введены в 1720 г. морским Уставом Петра I. Обя-занность по заполнению журнала возлагалась на штурмана корабля [Книга Устав морской, 1720, с. 91]. Вахтенные журналы велись в специальных книгах, выдаваемых на корабли Адмиралтейств-колле-гией, пронумерованных, прошну-рованных и скрепленных печатью. Во времена Беринга заполненный журнал подписывали два лица: штурман и командир корабля. В наше время вахтенный журнал подписывает командир корабля, старший помощник, помощник и вахтенный офицер. Заполненные вахтенные журналы сдавались в Адмиралтейств-коллегию, откуда поступали в архив на постоянное хранение. Это правило сохрани-лось до наших дней. Вахтенные журналы кораблей более чем за 250 лет собраны в ЦГАВМФ в Ленинграде, туда же поступают вахтенные журналы советских ко-раблей. Отдельные вахтенные журналы за прошлые века можно обнаружить и в других архивах.
Вахтенные журналы кораблей русского флота и ЦГАВМФ уч-тены в четырех основных и восьми дополнительных описях. В ос-новных описях зарегистрированы журналы 1719-1917 гг. (№ 1- 63289). В дополнительных описях учтены вахтенные журналы, кото-рые поступали в архив после то-го, как основные описи уже были составлены. В них зарегистриро-вано не меньшее количество жур-налов.
Вахтенные журналы за боль-шую историю своего существова-ния назывались по-разному: "все-дневные записки", "журнал", "су-довой журнал" и т. п. В XIX в. этот документ стали называть "шканечный журнал", а с 1869г.- "вахтенный журнал", так, как он называется в наше время. В ис-торико-географической литературе вахтенные журналы за прошлые века обычно называют "шканеч-ными".
Вахтенные журналы - источ-ник знаний по географии, истории судостроения, биологии моря, эт-нографии, флоре и фауне и дру-гим отраслям науки [Сопоцко, 1973, 1974, 1975а, 1976, 1978а, б, в; Sopotsko, 1976].

7. В. И. Греков пишет, что "Крат-кая реляция о Сибирской экспе-диции флота капитана Беринга" представлена последним в апреле 1730 г. [Греков, 1960, с. 24].

8. Подлинный отчет В. Беринга о ре-зультатах Первой Камчатской экс-педиции хранится в ЦГАДА (Си-бирские дела, К. № 1). Этот ру-кописный отчет имеет форму кни-ги. В ней после отчета помещены "Каталог городам и знатным мес-там Сибирским..." и "Табель, по-казующая расстояния русскими верстами...". Указанный документ названия не имеет. На первом листе отчета работниками архива (иным почерком, чем тот, которым написан отчет) записано: "Экспе-диция в Камчатку капитана от флота Беринга (1725-1730 гг.)". Отчет Беринга начинается словами: "Прошедшего 1725-го году февраля 5 дня..." (л. 1). Заканчи-вается отчет так: "А в Санкт-Пи-тербурх прибыли марта 1 дня" (л. 10). Анализируемый нами ис-точник опубликован А. А. Покров-ским [Экспедиция Беринга, 1941, с. 57-68], который дал следую-щее название этому документу:
"Краткий отчет В. Беринга о пер-вой экспедиции (1725-1730 гг.)". В ЦГВИА (ф. ВУА, оп. 566, д. 23471) хранится рукописная копия отчета Беринга о результа-тах Первой Камчатской экспеди-ции, которая полностью копирует отчет, хранящийся в ЦГАДА и опубликованный Покровским. Этот отчет имеет ту же форму (в виде книги), что и подлинник. Копия отчета Беринга содержит сам от-чет Беринга (л. 1 -12); "Каталог городам и знатным местам Сибир-ским..." (л. 13-14 об.); "Табель, показующая расстояния русскими верстами..." (л. 15 об.-19). Копия отчета также названия не име-ет. На первой странице сверху написано - "Копия".
Лицо, которое снимало копию с отчета Беринга, сделало добавле-ние к содержанию отчета. Этот текст записан, на первом листе ко-пии отчета сверху (нижняя часть страницы чистая) в виде вступ-ления. В этой приписке, сделан-ной к содержанию подлинного от-чета Беринга, имеются слова: "...К раткая реляция о Си-бирской экспедиции, в ко-торую посылай был Вашего импе-раторского величества нижайший раб от флота капитан Бе-ринг". (Разрядка наша.- А. С.). Копия слово в слово повторяет текст отчета Беринга, хранящего-ся в ЦГАДА. Копия снята кал-лиграфическим почерком, а сам отчет написан плохим, труднораз-бираемым почерком.
Анализ работ, в которых пуб-ликуется отчет Беринга и извле-чения из него, показал, что на протяжении около 250 лет исто-рики использовали как подлинный отчет, так и копию. Исследова-тели, которые использовал^ под-линный отчет, в большинстве слу-чаев давали документу свое на-звание. Те же, кто работал с ко-пией, называли отчет Беринга "Краткая реляция...", т. е. так, как записано на первой странице копии, хранящейся в ЦГВИА. Од-нако иногда подлинный отчет Бе-ринга называют "Краткая реля-ция", а копии дают разные названия (отчет, донесение, рапорт и т. п.). Следует отметить, что большинство исследователей предпочитало работать с хорошо читае-мой копией отчета Беринга. По этой причине из подлинного отчета публиковались только извлечения (подлинник опубликован в 1941 г.), а копия использовалась довольно широко (копия опубликована пол-ностью в 1824 г.). Поэтому сло-жилось ошибочное мнение, что в "Краткой реляции..." изложено более подробное описание Первой Камчатской экспедиции.
Извлечения из копии отчета Беринга, хранящейся ныне в ЦГВИА, были впервые опублико-ваны в Париже в 1735 г. на французском языке Дю Гальдом [Halde, 1735].
В 1824 г. копия отчета Бе-ринга (вместе с "Каталогом..." и "Табелем...") была впервые пол-ностью опубликована в том же виде, в каком она хранится в ЦГВИА. Книга типографского из-дания имеет те же размеры, что и рукописная, автор не указан. Книга озаглавлена: "Краткая ре-ляция о Сибирской экспедиции флота капитана Беринга" [СПб., 1824]. В 1890 г. копию отчета Бе-ринга опубликовал В. Бахтин под заголовком: "Донесение капитана Беринга об экспедиции его к во-сточным берегам Сибири" в своей книге об этой экспедиции [Бах-тин, 1890, с. 86-96]. В 1922 г. Ф. Гольдер в своей работе "Berings Voyages..." поместил копию отче-та В. Беринга в переводе на анг-лийский язык [Colder, 1922, р. 9 -20].
Извлечения из подлинного от-чета В. Беринга впервые были опубликованы в "Записках Воен-но-Топографического депо" [ч. 10, 1847], позднее они были приве-дены в работе А. С. Полонским [1850].
Сверка всех приведенных вы-ше извлечений из отчета Беринга с теми отчетами, которые хранят-ся в архивах, показала, что в них нет никаких других сведений, кро-ме тех, которые содержат доку-менты, хранящиеся в архивах. Все отчеты Беринга и "краткие реля-ции", опубликованные в 1824, "1890, 1922 и 1941 гг., полностью (кроме указанной приписки - "Краткая реляция") совпадают.
Можно утверждать, что Беринг в 1730 г. представил в Ад-миралтейств-коллегию только один отчет и никакого второго отчета ("Краткой реляции...") о резуль-татах Первой Камчатской экспе-диции не существует.

9. "Каталог городам и знатным местам Сибирским..." хранится вмес-те с подлинным отчетом Беринга в ЦГАДА (Сибирские дела, К. № 1, л. 11), а также вместе с копией того же отчета в ЦГВИА (ф. ВУА, оп. 566, д. 23471, л. 13), Этот документ опубликован в 1824 г. [Краткая реляция о Си-бирской экспедиции...] ив 1941 г. [Покровский, 1941, с. 66].

10. Имеются в виду работы Тихоокеанского отряда Беринга и Чири-кова во время Второй Камчатской экспедиции.

11. Хорошим пособием при работе с документами Камчатских экспеди-ций, хранящихся в ЦГАВМФ, яв-ляются труды Ф. Ф. Веселаго и других сотрудников архива [Опи-сание дел Архива Морского Ми-нистерства, 1877-1906, т. 1-10]. В томах 5-10 этой работы дано подробное описание документов, касающихся Камчатских экспеди-ций.

12. Г. Г. Скорняков-Писарев был в то время начальником Охотского края и Камчатки.

13. Беринг в рукописном отчете об экспедиции от 10 февраля 1730 г. повторил свое мнение о прохожде-нии пролива, высказанное им 15 августа 1728 г. Чирикову и Шпан-бергу, написав, что в этот день требование инструкции, данной Петром I, "изполнено, понеже земля более к северу не простира-ется, а к чюкоцкому или Восточ-ному углу земли никакой не по-дошло и возвратился" [ЦГВИА, ф. ВУА, оп. 566, д. 23471, л. 9 об.]. Это мнение начальника экс-педиции и нашло свое отражение в "С.-Петербургских ведомостях". В дальнейшем оно подвергалось большому сомнению.

14. Содержание статьи из "Санкт-Петербургских ведомостей" опуб-ликовано в работе В. И. Грекова [1960, с. 38]. В 1740 г. сообще-ние о плавании Беринга было на-печатано в книге Ф. Вебера [We-ber, 1740].

15. Сведения о великом географическом открытии Дежнёва и Попо-ва в течение длительного времени были похоронены в Сибирских ар-хивах. Ученые России и Европы не имели ясного представления о том, соединяется ли Азия с Аме-рикой или между ними есть про-лив и, следовательно, возможно плавание из Северного Ледовитого океана в Восточный, или Тихий, океан [Алексеев, 1970, с. 50].

16. На карте, составленной в Морской академии в 1746 г., показан Берингов пролив (рис. 4 и 15).

17. См. рецензию на указанную книгу Б. П. Полевого [1981].

18. Об этом пишет Я. М. Свет в своей вступительной статье [Кук, 1971, с. 39].

19. В данной работе указанные карты публикуются частично. Пол-ностью карты, составленные авто-ром, помещены в его кандидатской диссертации: "Вахтенные журна-лы и картографические материалы первой половины XVIII в. как ис-торические источники" [1978].

20. Результаты экспедиции яхт "Родина" и "Россия" приводятся в ходе описания плавания бота "Св. Гавриил" 1728-1729 гг.

21. Отчет об экспедиции яхт "Родина" И "РОССИЯ" В 1976--1977 ГГ. (5 экз.) хранится в Министерстве морского флота СССР, Геогра-фическом обществе СССР, Мос-ковском филиале Географического общества СССР, ДВВИМУ им. адм. Г. И. Невельского, Примор-ском филиале Географического об-щества СССР. Отчет утвержден Министерством морского флота. Он состоит из трех частей: 1) от-чет о плавании экспедиции яхт "Родина" и "Россия" в 1976- 1977 гг. с целью моделирования плаваний В. Беринга на боте "Св. Гавриил" в 1728-1729 гг. (л. 1- 159); 2) вахтенный журнал флаг-манской яхты "Родина"; 3) аль-бом карт, иллюстраций и публи-каций. Вахтенный журнал флаг-манской яхты "Родина" является вахтенным журналом экспеди-ции яхт.
В августе-сентябре 1982 г. экспедиция на яхте "Чукотка" ДВВИМУ им. Г. И. Невельского вторично прошла по пути плава-ния бота "Св. Гавриил" (1728- 1729 гг.). При этом моряки моделировали те участки путн плп-ваний В. Беринга, которые во вре-мя предыдущих экспедиции (1976-1977 гг.) не идентифици-ровалнсь из-за штормов и плохом видимости.


К главе I


1. Описание плавания В. Беринга в 1728 г. составлено в основном по вахтенному журналу бота "Св. Гавриил" ЩГАВМФ, ф. 913, оп. 1, д. 2). Цитируется по офи-циально зарегистрированному в ка-честве основного документа в Гид-рографическом управлении экземп-ляру вахтенного журнала, который вел мичман П. А. Чаплин. Далее в тексте ссылки на журнал - в квадратных скобках с указанием листа документа.

2. Во введении указывается Генеральная карта северо-восточной части Российской империи, составленная в Морской академии и датирован-ная 10 мая 1746 г. Подлинник этой карты не сохранился. В ЦГВИА и ЦГАВМФ хранятся несколько вариантов карты Мор-ской академии, датированной 10 мая 1746 г. Одна из них воспро-изводится в настоящей работе (рис. 4). Из всех имеющихся ва-риантов карт Морской академии 10 мая 1746 г. лучше всех сохра-нилась карта в ЦГВИА (ф. ВУА, оп. 903, д. 23466). Нами публику-ется только часть этой карты; на ней четко показаны географиче-ские открытия, сделанные Берин-гом и его сподвижниками.

3. При анализе плавания бота "Св. Гавриил" в 1728 г. от устья р. Камчатка в Чукотское море и об-ратно, описание рек, берегов Бе-рингова моря, морского дна, об-становки плавания, его гидрометео-рологических условий и т. п. при-водится по следующим источни-кам: Лоция северо-западной час-ти Восточного океана, 1910, с. 126-287; Давыдов. Лоция по-бережий РСФСР, Охотского моря и восточного берега полуострова Камчатка с островом Карагинский включительно, 1923, с. 1256- 1259, 1349-1351; Указатель гео-графических названий. Приложе-ние к 1-му т. Морского атласа, 1952; Американская лоция Sailing directions (enroute). For the East Coast of the USSR, 1972; Английская лоция Bering sea ans strait pilot, 1966, N 43, p. 460-553; Английская лоция South and East coast of Korea, East coast of Sibe-ria and Sea of Okhotsk pilot, 1966, N 23, p. 553-556, 582-597; Анг-лийская лоция Japen pilot, 1966, N 43, p. 417-425. Принятые сокращения: Лоция 1910 г., Ло-ция 1923 г., Американская лоция 1972 г., Английская лоция 1966 г., № 23; Английская лоция 1966 г., № 43; Английская лоция 1966 г., ,. №41.

4. Длина судна по килю равнялась 60 футам (18,3 м), ширина 20 футам (6,1 м), глубина трюма 7,5 футам (2,3 м). Судно было двух-мачтовым; иллюминаторы были сделаны из слюды; якоря весом 10,5 и 9 пудов. Бот "Св. Гаври-ил" имел на вооружении 4 пищали и несколько 3-фунтовых фалько-нетов. На судне имелись трюм для грузов, кубрик для команды, каюты для офицеров и камбуз. На постройку судна было затра-чено 1837 руб. 63 коп.

5. Вахтенный журнал бота "Св. Гав-риил" велся по морскому счету времени. Перевод морского счета на гражданский будет произво-диться только в том случае, ког-да событие имеет особо важное значение. В остальных случаях следует руководствоваться про-кладкой пути судна, выполненной нами на современных картах, где указано время по морскому и граж-данскому календарю на каждый час. Морские сутки опережали j гражданские на 12 часов. |б. См. Лоция 1910 г., с. 77; Лоция 1923 г., с. 1256; Американская лоция 1972 г., с. 57; Английская лоция 1966 г., № 23, с. 460.

7. Некоторые исследователи в своих работах указывают неверную дату выхода Беринга в море в 1728 г. Так, Миллер считает, что Беринг вышел из устья р. Камчатка 20 июля 1728 г. [Миллер, 1758, с. 392].

8. В. Беринг указывает на Итоговую карту Первой Камчатской экспедиции, составленную начальником экспедиции и штурманом бота "Св. Гавриил" П. Чаплиным.

9. Карта М. Зиновьева 1726-1727 гг. опубликована [Ефимов, 1950].

10. В тексте в скобках дается время так, как оно показано в вахтенном журнале бота "Св. Гавриил" и на картах плаваний.

11. В круглых скобках здесь и далее указаны истинные пеленги, т. е. исправленные поправкой компаса.

12. В вахтенном журнале экспедиции яхт записаны обратные компасные пеленги. В отчете экспедиции яхт приводятся компасные и ис-тинные пеленги. В публикуемой работе нами указываются только истинные прямые пеленги. Время плавания приводится от 0 до 24 часов, т. е. так, как принято на современных судах.

13. В дальнейшем на открытия Бе-ринга, установленные другими исследователями, будет указываться. В том случае, когда открытие Бе-ринга не было установлено дру-гими исследователями, никаких оговорок делаться не будет, и это будет означать, что оно установ-лено нами.

14. В современной навигации счита-ется, что наиболее точное место нахождения судна в море можно получить только по пеленгам.

15. Мореплаватели XVIII в. получа-ли географическую долготу места судна по разности долгот.

16. Порядок взятия пеленгов, суще-ствовавший в XVIII в., сохранился до настоящего времени.

17. На боте "Св. Гавриил" были сле-дующие технические средства судовождения: песочные часы ("склянки"), магнитный компас, лаг (для замера скорости судна), лот (для замера глубины), град-шток (астрономический прибор для определения широты места судна по Солнцу) и др.

18. Высокую оценку Берингу и его штурманам по навигационной, астрономической, картографической и другим видам подготовки дала комиссия Адмиралтейств-коллегий.

19. На 57°45' с. ш., где находился бот "Св. Гавриил" 17 июля, восход Солнца в 3 ч. 25 м., заход в 20 ч. 45 м.; остальное время ночи навигационные сумерки, когда предметы на берегу не видны, но береговая линия видна хорошо.

20. Факт открытия экспедицией Бе-ринга м. Озерной установил Берх[1823, с. 127]. Название м. Озер-ной дал Сарычев [Атлас Сарыче-ва, 1826, л. 1].

21. Из Мореходных таблиц 1975 г. использована Таблица дальности видимости предметов.

22. На боте "Св. Гавриил" элементы и итоги суточного счисления еже-дневно записывались в "таблицы счисления".

23. Встречный ветер не давал возмож-ности судну следовать на север. Это была единственная причина, по которой Беринг вынужден был плыть на юг.

24. В вахтенном журнале бота "Св. Гавриил" время пеленгования ука-зано с точностью до минуты. Та-кая большая точность для анализа вахтенного журнала не требуется, и для удобства работы минуты пе-реводились нами в часы, которые указаны в круглых скобках.

25. Линии пеленгов 43° и 39° слива-ются. На участке пути от 10.00 утра до 1.00 дня пеленг совпада-ет с линией пути (которая имеет то же направление), и его видно только от отметки судна в 1.00 Дня.

26. Имеются в виду современные морские навигационные пособия: карты, лоции, навигационно-гидро-графические обзоры, атласы физи-ко-географических данных, море-ходные таблицы и др. Условные знаки для морских карт опубли-кованы [Ермолаев, Захаров, 1960].

27. См. График восхода и захода Солнца [Морской атлас, 1953, л. 74].

28. Г. Ф. Миллер впервые определил, что Беринг открыл п-ов Олютор-ский и показал его на своей кар-те под названием "Олюторской нос".

29. Характеристика районов плаваний Беринга в 1728-1729 гг. изложена в следующих источниках: Лоция 1910 г., с. 4-10; Лоция 1923 г., с. 5-11; Американская лоция 1972 г., с. 3, 23-25, 54- 55, 68-69, 77-79, 84, 110-111; Английская лоция № 23, 1966 г., с. 1-104; Английская лоция №ц41, 1966 г., с. 417-425; Анг-лийская лоция № 43, 1966 г., с. 1-73.

30. Анализ вахтенного журнала бота "Св. Гавриил" показывает, что Беринг и его штурманы в вахтен-ном журнале составили правильное описание мысов Наварин и Фад-дея, указали точные пеленги на эти объекты, правильно определи-ли их географические координаты. Однако на Итоговой карте экс-педиции моряки допустили ошиб-ку, которая исправляется с помо-щью вахтенного журнала. Это под-тверждается и прокладкой пути бо-та "Св. Гавриил" 27-28 июля на современной нам карте.

31. Неправильное положение м. Св. Фаддея мы видим на карте Крашенинникова [1786]. В атласах Са-рычева [1802, л. 1 и 1826, л. IV], а также на его же карте, опубли-кованной в другой работе [1811, с. 189], мыс "Св. Фаддея" нане-сен неверно. Берх "угол Св. Фад-дея" нанес по карте Беринга и Чаплина. Он неправильно пишет, что Беринг, обогнув мыс Св. Фад-дея, вошел в Анадырский залив (т. е. отождествляет мысы Св. Фаддея и Наварин) [Берх, 1823, с. 39-41].

32. Литке не восстанавливал проклад-ку пути Беринга на карте, а частично использовал вахтенный журнал бота "Св. Гавриил" для штурманских расчетов.

33. Штурманы бота "Св. Гавриил" лейтенант А. Чириков и мичман П. Чаплин указывают на берего-вые ориентиры два пеленга, отли-чающиеся всего на один градус. Практически эти пеленги на карте проложить невозможно: они сли-ваются. Следует еще раз отметить большую точность пеленгования и высокую штурманскую подготовку Беринга и его штурманов.

34. В описываемом районе плавания глубины 10 сажен расположены в 1,5 милях от берега; грунт - пе-сок и мелкий камень.

35. В Анадырском заливе, по сведе-ниям современных лоций, в июле прозрачность воды колеблется от 20 до 8 м. С уменьшением глуби-ны цвет воды меняется от темно-голубого до зеленовато-голубого.

36. Остров Коса Мээчкэн описан и нанесен на карту экипажем шлюпа "Сенявин" в августе 1828 г. Ф. П. Литке назвал эту землю "Хрящевая Кошка", а западную оконечность острова - мыс "Мееч-кен" - по названию селения оседлых чукчей, расположенного на этом месте [Литке, 1835, с. 220 и 224].

37. Географические координаты суд-на, полученные в результате нашей прокладки пути, следует счи-тать более точными, так как мы уточняли прокладку пути по пеленгам. Кроме того, мореплавате-ли первой половины XVIII в. не имели способов точного определе-ния долготы места, так как у них не было хронометров. Ф. П. Лит-ке в качестве доказательства пла-вания Беринга в зал. Креста при-водит тот факт, что в Анадыр-ском заливе нигде, кроме зал. Креста, невозможно подняться до 65°38' с. ш. [Литке, 1835, с. 234].

38. В вахтенном журнале бота 2 ав-густа в 1.00 дня записано: "Оказалась со всех сторон земля, как о том особливый чертеж явству-ет" [л. 48]. Этот чертеж, видимо, не сохранился. Ф. Литке пишет об этом следующее: "Этого чер-тежа я нигде не мог найти" [Лит-ке, 1835, с. 231]. Наши попытки найти указанный чертеж зал. Крес-та в ряде архивов (ЦГАВМФ, ААН, ЦГАДА, ЦГВИА) также не увенчались успехом.

39. В. Берх об открытии Берингом зал. Креста пишет следующее: "Беринг, следуя обычаю того века, в котором жил, давал имена ново-открытым заливам, островам и мысам по религиозному календарю" [Берх, 1823, с. 44]. В 1828 г., через 100 лет после Беринга, в зал. Креста зашел русский ко-рабль- шлюп "Сенявин". Коман-дир корабля об этом пишет так: "16 августа поутру увидели мы пе-ред собой обширный залив, вдав-шийся в N за пределы горизонта. Это был залив Св. Креста командора Беринга" [Лит-ке, 1835, с. 164] (Разрядка наша.- А. С.).

40. Правила ведения вахтенных жур-налов предусматривали, что записи наиболее важных и ответствен-ных моментов в действиях коман-дира делались только по его приказанию.

41. Общего мнения относительно мы-са, о котором говорил чукча, нет. Одни исследователи считают, что это был м. Чукотский, другие - м. Чаплина. Мы считаем, что это был мыс Чукотский, восточный входной мыс Анадырского зали-ва. Этот мыс как крайняя точка, от которой берег поворачивает на северо-восток, показан и на Ито-говой карте 1729 г.

42. Это мнение было особенно широко распространено в XVIII в. В наше время ряд исследователей про-должают придерживаться этой же точки зрения. Так, например, В. И. Греков пишет: "Но В. Бе-ринг не мог отнестись критически к их словам, так как обогнув 11 - 12 августа мыс Чаплина, он по-терял из-за плохой погоды бере-га [Берх, 1823, с. 53] и, не видя их, двигался к северу, считая со слов чукчей, что обошел крайний восточный выступ Азиатского ма-терика" [Греков, 1960, с. 33]. Нельзя согласиться с мнением Грекова и в том, что "представ-ления участников экспедиции о географическом положении их ко-рабля становятся понятными из их разговора с чукчами, встречен-ными 8 августа" [Греков, 1960, с. 32]. Местоположение своего ко-рабля Беринг и его штурманы оп-ределяли не по разговорам с чук-чами, а с помощью самых совер-шенных для того времени техни-ческих средств кораблевождения; и современные карты с проклад-кой пути бота "Св. Гавриил" по-казывают, что делали моряки это очень умело.

43. Счислимое место (местоположе-ние судна) определяется по показаниям компаса и лага.

44. Географическая широта места оп-ределялась с помощью градштока.

45. В данном случае слово "лавиро-вать" означает маневрировать в определенном участке моря с це-лью его обследования.

46. На картах М. Тебенькова этот выступ земли обозначен "мыс NW" [Атлас Тебенькова, 1852, л. 18].

47. Записки Чирикова, Шпанберга и резолюция (относительно их мне-ния) Беринга опубликованы Гре-ковым в его книге [1960, с. 34].

48. Отчет Беринга опубликован в кни-ге "Экспедиция Беринга..." [1941, с. 64].

49. На карте Морского атласа [1953, л. 25] показано, что в июле Берингов пролив, Чукотское и Восточно-Сибирское моря полностью покрыты плавучим льдом. Карты атласа [л. 25б, д] показывают границы плавучих льдов и пако-вых полей в августе-сентябре. Плавучие льды начинаются в Чу-котском море от 179°30' а. д. (м. Отто Шмидта). Ледяные поля покрывают все побережье Чукот-ского и Восточно-Сибирского мо-рей примерно до 165° в. д. (м. Б. Баранов). Самая южная гра-ница паковых полей (многолетний лед, толщиной 5-7 м) в этих мо-рях находится на 71° с. ш. От 165° в. д. до 152° в. д. (от мыса Б. Баранов до губы Хромская) побережье в августе-сентябре свободно от льдов. Устье р. Ко-лыма расположено в 162°05' в. д., приблизительно в 60 милях от м. Б. Баранова. В августе-сентябре эти 60 миль и бывают свободны от льда [Морской атлас, 1953, л. 25]. Из изложенного следует, что от м. Дежнева до устья р. Ко-лыма Беринг мог пройти только участок до м. Отто Шмидта. 50. О возможности плавания в Вос-точно-Сибирском море Г. А. Са-рычев пишет следующее: "Хотя прежде бывшия плавания доста-вили нам сведения, что море иног-да местами бывает от льду чисто; однако из множества отважных мореплавателей, покушавшихся открыть себе путь через Ледови-тое море в Восточный океан, один только казак Дежнев в 1648 г. был столько щаслив, что на ко-чах успел туда пройти... Может быть натура отступила тогда от обыкновенного своего ходу; мо-жет быть это случилось во сто лет один раз. Здешние казаки уве-ряют, что по большей части льду на море всегда так много, что и из устья реки выдти совсем нель-зя" [Сарычев, 1802, с. 87-98]. В Лоции 1910 г. говорится о не-возможности плавания от Берин-гова пролива до устья р. Колыма: "Относительно возможности пла-вания к N-ду от Берингова про-лива, оно под NW-ым берегом Америки не подлежит сомнению, но под сибирским берегом плава-ние может производиться только урывками, но нельзя ручаться, что они бывают всякий год. Из-вестны случаи, как, например, безпрепятственное от льдов плавание казака Дежнёва в 1647 г. из ре-ки Колыма в реку Анадырь через Берингов пролив... Предпринимав-шиеся экспедиции другими лица-ми до и после Дежнева с целью достигнуть устья реки Анадыря из Колымы, все не имели успеха, встречая лед, непроходимый для судов того времени у мыса Щелаг-ского, составляющего оконечность материка к востоку от устья Ко-лымы" [Лоция 1910 г., с. 294- 295].

51. Указанные документы опубликова-ны в работе Грекова [1960, с. 34] и кн. "Экспедиция Беринга..." [1941, с. 64].

52. Восточная оконечность северо-во-сточного побережья Азии от м, Кекурный до м. Пээк образует полуостров. В английской лоции эта оконечность именуется "полу-остров Дежнева" [Английская ло-ция 1966 г., № 23, с. 411, 550]. В Лоции 1910 г. [с. 281] восточ-ная окраина азиатского материка называется п-ов Восточного мыса, а восточная оконечность этого по-луострова именуется мыс Восточ-ный, или Дежнева. С 1973 г. севе-ро-восточная часть Чукотского п-ова стала называться п-ом Да-уркина.

53. Географические координаты м. Сердце-Камень приведены в Ука-зателе географических названий [1952, с. 349]. Мыс Сердце-Ка-мень положен на карту Дж. Ку-ком в 1778 г. С этого времени на всех иностранных и русских кар-тографических изданиях этот мыс наносился в том месте, где его по-местил Кук. Так, например, в ат-ласах Коцебу [1823, л. 1], Кру-зенштерна [1824, л. 16], Сары-чева [1826, л. 4] мыс Сердце-Ка-мень показан там же, где он на-несен и на картах Кука. В рабо-те Кука [1971, с. 375] допущена опечатка. Долгота м. Сердце-Ка-мень, определенная Куком, приво-дится равной 187° 11' в. д., что не соответствует истине. В пер-вом издании работы Кука, переве-денной на русский язык Голени-щевым-Кутузовым [Кук, 1810, с. 197], указана долгота 188°11' в. д., что соответствует действи-тельному положению м. Сердце-Камень на карте мира.

54. Кук допустил небольшую неточ-ность при публиковании своего сообщения. Он пишет, что Беринг доходил до м. Сердце-Камень. Фактически Беринг видел м. Сердце-Камень на большом рас-стоянии [Кук, 1971, с. 374- 375].

55. Такого мнения придерживаются Греков [1960, с. 36] и некоторые другие исследователи.

56. О том, что Беринг видел м. Серд-це-Камень, мы узнали из анализа вахтенного журнала бота "Св. Гавриил". Этот же факт был ус-тановлен Куком около 200 лет на-зад. Следовательно, можно пред-полагать, что Кук имел копию вахтенного журнала бота "Св. Гавриил".

57. Нагаев и Берх выполнили про-кладку пути бота "Св. Гавриил" по элементам и итогам суточного счисления: средний курс и прой-денное расстояние за сутки. Та-кая прокладка не создает нагляд-ной картины плавания - судно в течение суток шло разными кур-сами, а его путь показан одной прямой линией.

58. Во многих источниках приводит-ся широта 67°18'48", что невер-но. В вахтенном журнале значе-ния широт и долгот указаны с точностью до сотой доли минуты.

59. Например, Гольдер считает, что Беринг должен был следовать на север до кромки льдов [Colder, 1914, р. 148].

60. Граница плавучих льдов в Чукот-ском море в августе идет по па-раллели около 70° с. ш. Граница паковых полей - через 73° с. ш.

61. В работе академика Бэра опуб-ликовано мнение Дж. Кука о при-оритете Беринга в подтверждении существования пролива между Азией и Америкой [Бэр, 1849, с. 238].

62. В рукописном отчете Беринга сло-ва "чюкоцкому, восточному" напи-саны с маленькой буквы. Подлин-ный отчет Беринга, который опуб-ликовал А. А. Покровский в кн. "Экспедиция Беринга" [1941], хранится в ЦГАДА. Копия от-чета хранится в ЦГВИА. В обо-их архивных документах (ЦГАДА, Сибирские дела, К. № 1, л. 8 об. и ЦГВИА, ф. ВУА, оп. 566, д. 23471, л. 9 об.) слова "чюкоцкому, восточному" написаны с ма-ленькой буквы. Выделение с за-главной буквы одного из двух слов ("чукоцкому, восточному") из отчета Беринга делается авто-рами разных работ произвольно. А. А. Покровский, например, пи-шет слово "чукоцкому" с боль-шой буквы, а слово "восточному" с маленькой [Экспедиция Берин-га, 1941, с. 64]. И. П. Магидович оба указанных слова пишет с боль-шой буквы [Магидович, 1967, с. 341]. Наше мнение, что пра-вильно указанные слова из отче-та Беринга писать так: "а к чю-коцкому или к Восточному углу земли никакой не подошло" [Экс-педиция Беринга, с. 64].

63. Селение чукчей у м. Пээк, о ко-тором имеются сведения в совре-менных лоциях, уже существова-ло в XIX- начале XX в.

64. Это мнение адмирала А. И. На-гаева записано в докладной запис-ке, которую он представил в Мор-ское министерство по окончании изучения плавания Беринга 1728г. В этом документе, который хра-нится в ЦГАДА (опубликован В. А. Дивиным), Нагаев пишет, что "..."Св. Гавриил" прошел рас-стояние в 1800 верст. Дойдя до точки, откуда Чукотская земля поворачивает на северо-запад, по-вернул обратно, так как Беринг убедился, что Азия с Амери-кой не соединяется" (Раз-рядка наша.- А. С.) [Дивин, 1971, с. 62. Ссылка на ЦГАДА, ф. 1999 (Портфели Миллера), оп. 533, Д. 9, л. 3].

65. У нас нет никаких оснований считать, что Беринг и Чаплин хо-тели присвоить себе не принадле-жавший им приоритет открытия и картографирования участка побе-режья Азии от 66°09' с. ш. до 67°20' с. ш. и поэтому не продли-ли пояснительную надпись до 66°09' с. ш. Скорее всего, это не-точность в работе; начальник вкс-педиции не придал этому момен-ту принципиального значения.

66. Мысы Сердце-Камень и Икигур, которые Беринг видел на большом расстоянии, не могли помочь мо-рякам составить представление о характере берега от м. Кекурный до м. Сердце-Камень, поскольку они не видели этого побережья.

67. Существует ошибочное мнение, что зал. Мечигменский был отк-рыт Дж. Куком. Английский мо-реплаватель проходил мимо этого залива Ъ сентября 1778 г., в него не заходил и названия ему не да-вал [Кук, 1971, с. 376]. На Ге-неральную карту Морской акаде-мии еще в 1746 г. зал. Мечигмен-ский совершенно правильно был нанесен по русским источникам (см. рис. 15).

68. Ф. П. Литке сделал анализ пла-вания Дж. Кука у пролива Сеня-вина и впервые доказал, что анг-лийский мореплаватель ошибочно считал, что пролив между остро-вами Аракамчечен, Ыттыгран и материком является "губой и да-же мелководной" [Литке, 1835, с. 205].

69. П. Чаплиным и А. Чириковым указано разное расстояние до мы-са Нгээгчэн: у первого-0,5 ми-ли, а у второго -3,5 мили. Ф. П. Литке приводит расстояние по Чаплину, нами приводится расстоя-ние по Чирикову как более точ-ное.

70. Ближайшая гора Инлыгнак высо-той 289 м находилась от судна на расстоянии 10 миль, самая даль-няя гора Снежная высотой 788 м была расположена в 22 милях. Дальность видимости всех гор, расположенных по берегам бух. Ткачен, позволяла их видеть на расстоянии от 10 до 22 миль.

71. Северо-западная часть Берингова моря лежит в зоне частых поляр-ных сияний, а северная часть Чу-котского п-ова - в зоне наиболь-шей повторяемости сияний. К югу от Чукотского п-ова частота сия-ний резко уменьшается.

72. Беринг считал, что устье р. Ана-дырь расположено у южного вход-ного мыса в Анадырский залив. На Итоговой карте экспедиции устье р. Анадырь показано там, где на современных картах нахо-дится м. Наварив. В 4.00 дня 22 августа Беринг увидел по пелен-гу WtS в 25 милях "угол" Св. Фаддея, о чем записано в вахтен-ном журнале бота. Это еще раз подтверждает, что Беринг и его помощники искали устье р. Ана-дырь в районе мысов Наварин и Фаддея.

73. Берх указывает, что 21 августа Беринг видел в 25 милях мыс, который назвал' Св. Фаддея, "ибо 21 августа празднуют Св. апосто-лу Фаддею" [Берх, 1823, с. 62].

К главе II

1. Берх [1823, с. 69] и Бахтин [1890, с. 64], говоря о том, что Беринг в 1729 г. отправился на поиски берегов Америки, ссылаются на работу Миллера [1758]. Ряд за-рубежных исследователей, зани-мавшихся изучением плавания Бе-ринга в 1729 г., придерживаются мнения, высказанного по этому по-воду Миллером. Так, У. Г. Долл считал, что Беринг в 1729 г. от-правился в плавание, чтобы "най-ти американский берег к востоку от Камчатки" [Ball, 1870, р. 298]. А. Шилз также считает, что Бе-ринг в 1729 г. пытался достиг-нуть берегов Америки [Shiels, 1967, р. 25].

2. По всей вероятности, жители Кам-чатки видели о. Беринга. Кратчай-шее расстояние между п-овом Кам-чатка и о. Беринга - прямая, сое-диняющая м. Камчатский (на п-ове Камчатский) и м. Северо-Западный (на о. Беринга) дли-ной 105 миль. Самая высокая точ-ка м. Камчатский - гора Камен-ная высотой 847 м, а самая высо-кая точка в районе мыса Северо-Западный - гора Столовая высо-той 154 м, расположенная в 10 милях от м. Северо-Западный. Наблюдатель, находящийся на го-ре Каменная, при нормальных ус-ловиях видимости может видеть гору Столовая только на расстоя-нии не более 87 миль. Если чело-век будет находиться на горе Пик высотой 1245 м (которая распо-ложена в 11 милях от м. Камчат-ский), расстояние до горы Столо-вая будет уже 100 миль. Таким образом, при нормальных услови-ях видимости о. Беринга невидим с Камчатки. Поэтому никто из членов экспедиции Беринга его и не наблюдал. Видимо, обитатели Камчатки видели о. Беринга во время плаваний.

3. 6 июня на 56° с. ш. восход Солнца в 3.15, заход в 23.00, остальное время ночи - навигационные су-мерки (предметы на берегу не видны, но виден горизонт).

4. Наши расчеты в данном случае согласуются с картой, составлен-ной штурманом В. Н. Верхом в начале XIX в. [1823].

5. Условия видимости в описываемом районе неблагоприятны в течение всего года, а особенно с мая по ав-густ, когда стоят густые туманы. Повторяемость плохой видимости (менее 1 мили) в это время до-стигает 20-30%.

6. Описанием м. Шипунский в августе 1806 г. занимался И. Ф. Крузен-штерн [Крузенштерн, 1810, с. 215]. В августе 1809 г. В. М. Головнин определил местоположе-ние м. Шипунский и описал его [Головнин, 1819, с. 231]. Ф. П. Литке в сентябре 1828 г. с боль-шой точностью определил положе-ние м. Шипунский и описал его [Литке, 1835, с. 165 и 237]. Он более точно, чем это было сдела-но Берингом, положил на карту все восточное побережье Камчат-ки от м. Шипунский до м. Кам-чатский и далее к северу. "Мысы Шипунский, Кроноцкий, Камчат-ский и все сопки были определе-ны надежно; в положении всех сих мест на прежних картах ока-зались больший несходства с ис-тиною" [Литке, 1835, с. 160]. 7. Экспедиция яхт "Родина" и "Рос-сия" в августе 1976 г. моделиро-вала плавание бота "Св. Гаври-ил" на участке от Охотска до Пет-ропавловска-Камчатского. При этом плавание яхт проходило в направлении, противоположном тому, которым следовал Беринг. Принципиального значения для мо-делирования это обстоятельство не имело, так как яхты проходили тот же самый маршрут, которым в 1729 г. плыла Первая Камчатская экспедиция.