А.А.Сопоцко

История плавания В. Беринга на боте "Св.Гавриил" в Северный Ледовитый океан.

"Наука" Москва 1983 г.
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Плавание бота "Св. Гавриил" в 1729 г.


В 1729 г. записи в вахтенном журнале бота "Св. Гавриил" ведутся с 6 июня (5 июня по гражданскому календарю). В этот день, спустившись вниз по р. Камчатка, судно лавировало от устья реки на безопасную глубину. Из-за неблагоприятного ветра не-сколько раз приходилось становиться на якорь. В 7.25 вечера было определено место судна по пеленгам и расстояниям. От места об-сервации бот "Св. Гавриил" взял курс на юго-восток.
Состав экипажа судна был тот же, что и в плавании 1728 г. Отправляясь в июне 1729 г. в море, начальник экспедиции ставил перед собой одну главную задачу - переход из Нижне-Камчатска к устью р. Большая, а затем - в Охотск. Попутно он хотел решить две вспомогательные задачи: 1. Проверить наличие земли, которая, по словам камчатских жителей, была расположена недалеко от Камчатки к востоку, а также обследовать район Тихого океана на значительном удалении от восточного побережья Камчатки, чтобы проверить в этом районе наличие островов, которые наносились на все карты, опубликованные до начала Первой Камчатской экс-педиции. 2. Произвести опись восточного и западного побережий Камчатки по пути перехода.
Задача предстоящего плавания была записана на первой странице вахтенного журнала 6 июня 1729 г., в день выхода корабля в море: "Случаи в пути от реки Камчатки к устью Большой реки" [л. 60 об.]. Эта запись делалась в журнале ежедневно в течение всего перехода от устья р. Камчатка до устья р. Большая, с 6 июня по 3 июля 1729 г. А в день выхода в море из устья р. Большая для следования в Охотск и на всем переходе до этого пункта (с 14 по 23 июля) штурман ежедневно записывал в журнале: "Случаи в пути морем от реки Большая к устью реки Охоты" [л. 67 об.]. Задачи, которые ставил Беринг на время плавания 1729 г., он мотивировал в отчете следующим образом: "А 729 году июня 5 дня, починя бот, что надлежало, вышли из устья реки Камчатки и пошли морем к востоку, понеже Камчатские жители сказывали, что бутто в ясные дни (можно.- А. С.) видеть землю чрез мори, а нам самим не случалось видеть, но, хотя известиться подлинно, и шли близ 200 верст, но токмо земли никакой не видали и пошли кругом южного Камчатского угла к Большерецкому устью и оной угол описали, которой прежде не был описан; а из Большерецкого устья шли чрез моря ж до Охотцкого острога" [Экспедиция Бе-ринга, 1941, с. 65].
В историко-географической литературе сложилось ошибочное мнение, что Беринг во время плавания 1729 г. ставил целью до-стигнуть берегов Америки. Мнение это впервые высказал Миллер [1758, с. 395], но он не смог полностью разобраться в этом вопро-се [1]. Основные документы о плавании бота "Св. Гавриил" в 1729 г. (вахтенный журнал и отчет Беринга) опровергают не-правильное мнение Миллера и показывают, что Беринг в 1729 г. не собирался плыть к берегам Америки.
Ночью 6 июня 1729 г. бот "Св. Гавриил" продолжал следовать по направлению к земле, о наличии которой Берингу было извест-но по рассказам жителей Камчатки [2]. Погода стояла пасмурная, временами шел дождь, ветер умеренный, паруса держали фок и топсель, во втором часу ночи поставили грот.
В 4.00 утра с рассветом видимость улучшилась и на горизонте открылся юго-западный берег п-ова Камчатский, который "прости-рается на OSO" [л. 60 об.], как записано в журнале [3]. Утром моряки снова видели землю. "В 8 часов берег простирается на NOtN" [л. 60 об.],- записывает штурман в вахтенном журнале. Это был западный берег п-ова Камчатский, простирающийся на 45°.
7 июня экспедиция продолжала переход к намеченной цели курсом восток-юго-восток. В течение дня погода была ясная, ветер тихий, но волнение моря было большим из-за северного ветра. В 8.00 вечера показался "восточной угол Камчацкой земли на NNW" [л. 60 об.]. Прокладка пути судна и пеленг, проложенный от места нахождения судна, дают основание считать, что это был м. Африка.
8 полдень 6 июня бот "Св. Гавриил" находился на широте северо-западной оконечности о. Беринга: 55°38' с. ш. и 164°51' в. д. Небольшая ошибка в счислении, допущенная штурманами экспеди-ции, объясняется плохой метеорологической обстановкой. Во время перехода от устья р. Камчатка до параллели 55° с. ш. Беринг шел в основном прямым курсом и руководствовался только показания-ми компаса и лага, не имея возможности контролировать место-нахождение судна по береговым предметам и астрономическим спо-собом из-за плохой видимости. Определив, что он достиг той ши-роты, на которой камчатские жители видели землю, Беринг в 1.00 дня повернул корабль на курс 080-^-О (110°) и пошел по параллели м. Северо-Западный [4].
В этот день погода не улучшилась, продолжал дуть сильный северо-северо-западный ветер, дрейф составлял более 55°, наблюдалось сильное похолодание, из-за постоянного тумана штурманы не могли производить никаких наблюдений. Из-за сильного ветра и волнения почти все сутки бот лежал под одним нижним пару-сом Гл. 61].
Следуя курсом 110° ("по правому компасу"), бот "Св. Гавриил" к 11.00 ночи подошел к о. Беринга на расстояние 30 миль. Пои хорошей погоде экипаж бота даже ночью смог бы увидеть береговую линию острова, так как в июне на 55° с. ш. всю ночь навигационные сумерки. Однако из-за тумана земля не была об-наружена; в 11.00 ночи командир повернул судно на курс 104°. С учетом дрейфа штурман проложил путь 160° и повел судно па-раллельно о. Беринга на расстоянии от него около 30 миль. Всю ночь и половину следующего дня бот "Св. Гавриил" медленно продвигался по указанному пути, так как из-за сильного ветра не мог нести все паруса. И снова из-за густого тумана [5] моряки не увидели остров, вдоль которого плыли. В 1.30 (Viz) дня 9 июня по приказу командира корабля штурман повернул судно на запад-юго-запад от о. Беринга [л. 61].
Многие исследователи обвиняют Беринга в том, что он не продолжал плыть дальше и, таким образом, не достиг земли. Однако обвинения эти не имеют оснований. Следуя по пути 160°, Беринг никогда не смог бы достигнуть острова своего имени. Выходит, его следует обвинять только за то, что он не лежал дольше на курсе 110°, проложенном на м. Северо-Западный. Но ведь это простая случайность, что курс, которым шел бот "Св. Гавриил" с 1.00 дня 8 июня, вел прямо к земле, которую искали моряки: этот курс мог проходить и севернее. Теперь, более 250 лет спустя со времени плавания, имея перед собой карту, на которой проло-жен путь судна, очень просто рассуждать, в каком направлении должен был плыть бот "Св. Гавриил", чтобы достигнуть земли. Но Беринг не знал, где расположены Командорские острова, он даже точно не знал, существуют ли они вообще.
Почему Беринг повернул в сторону Камчатки? Большинство исследователей в данном вопросе придерживаются мнения, которое впервые было высказано Миллером [1758, с. 396], а затем повто-рено Верхом, который по этому поводу пишет следующее: "...он (Беринг.-/4. С.) не надеялся, что слабое судно его и худой таке-лаж онаго в состоянии бороться с толь крепким ветром, то и решился плыть в Большерецк" [Берх, 1823, с. 73].
Однако это ошибочное мнение не только не подтверждается никакими фактами, но противоречит вахтенному журналу и карте плавания бота "Св. Гавриил": за время плавания Беринга с6июня по 9 июня ветер не достиг своей наибольшей величины - ундер-зейль, и, повернув на обратный курс, бот "Св. Гавриил" не пошел Большерецк, а до конца июня плавал вдоль восточного побе-ежья Камчатки разными галсами в поисках земель, расположен-ых к востоку от Камчатки.
Наиболее вероятная причина, по которой начальник экспедиции прекратил поиски земель в описываемом районе, была следующая.
Ко времени поворота на обратный курс бот "Св. Гавриил" прошел 145 миль и продвинулся по долготе на 4°07' к востоку. Беринг считал, видимо, что на таком большом расстоянии земли, которые видели жители Камчатки, не могут находиться и повернул ближе к материку.
Ветер благоприятствовал плаванию бота "Св. Гавриил" в западном направлении, и судно полным ходом шло к берегам Кам-чатки. 9 июня к 11.00 ночи экспедиция, пройдя около 50 миль, спустилась южнее и продолжала следовать в прежнем направле-нии; к утру подошли к берегам п-ова Кроноцкий. 9 июня Первая Камчатская экспедиция начала описание и картографирование вос-точных берегов Камчатки от п-ова Кроноцкий. В 10.00 утра по пеленгу 292° увидели землю - м. Козлова. Штурман записал в вахтенном журнале: "Оная земля от Камчатки к S углу" [л. 61], т. е. земля расположена между п-вом Камчатский и м. Лопатка (S угол).
В полдень 10 июня по пеленгу WNW (292°) мореплаватели видели м. Ольга. Штурман записывает в вахтенном журнале, что земля "простирается от зюйда к W" [л. 61 об.], т. е. в секторе от 180° до 270°. Речь идет о побережье Кроноцкого залива от м. Ольга до м. Большой. Судно шло вдоль берега на расстоянии более 30 миль, поэтому устье р. Кроноцкая и оз. Кроноцкое, прой-денные после полудня, моряки не видели.
Далее в вахтенном журнале указано, что земля еще "видена на NNO" (36°), т. е. от м. Козлова до м. Кроноцкий, "и вперед на W" (284°): от м. Козлова до м. Ольга [л. 61 об.]. Таким обра-зом, Беринг 10 июня наблюдал южное побережье п-ова Кроноцкий и часть Кроноцкого залива от м. Кроноцкий до м. Большой.
Как видим, экспедиция приступила к выполнению второй задачи - описанию побережья п-ова Камчатка. На Итоговой карте Пер-вой Камчатской экспедиции указаны районы расселения разных народностей в восточной части Сибири; в этом отношении карта 1729 г. имеет большое этнографическое значение. На ней на п-ове Камчатка сделана запись: "Камчадалы разных языков". На-селение Камчатки Беринг описал в своем отчете [Экспедиция Бе-ринга, 1941, с. 63].
11 июня бот "Св. Гавриил" продолжал плавание в Кроноцком заливе. Приметными ориентирами при плавании в этом заливе служат вершины гор Малый Семячик, Крашенинникова, Голая и др., а также сопок Кроноцкая, Жупановская, Авачинская, Ко-зельская, Корякская и Березовская. Именно эти ориентиры и видел экипаж бота "Св. Гавриил". Кроноцкий залив правильно нанесен на карте Морской академии (см. рис. 4). Положение залива вполне соответствует тому, которое мы видим на современных картах.
Экипаж бота "Св. Гавриил" хорошо мог видеть только побережье Кроноцкого залива от устья р. Ольга до м. Козлова. Осо-бенно заметны камни Часовой и Морской. Общее впечатление об описанном побережье штурман бота "Св. Гавриил" выразил в двух словах: "высокие каменья" [л. 61 об.].
В 12.00 дня был взят пеленг NW -у W (321°) на гору Малый
Семячик [л. 61 об.]. "В начале 5-го часа (вечера.- А. С.) спустили грот, понеже гафель переломило и починивали" [л. 61 об.].
"Св. Гавриил" шел средним ходом курсом на юг, к выходу из Кроноцкого залива. Видимость была хорошая, и штурманы кораб-ля под руководством своего командира продолжали опись восточ-ного побережья п-ова Камчатка. В 5.30 (5'Л) вечера по пеленгу NW 14°15' (357°) была видна гора, "которая в Кроноках" (сопка Кроноцкая), а по пеленгу NW 79°15'(292°) - "гора на Жупаново" (сопка Жупановская). В 7.00 вечера штурман вторично брал пе-ленги на сопки Кроноцкая - NW 13°25'(357°) и Жупановская - NW 72° 45'(298°). В это же время был взят пеленг NW 87°45' на сопку Авачинская: "Гора на Аваче, которая горит" [л. 61 об.].
Ф. П. Литке в 1828 г. на шлюпе "Сенявин" побывал в тех же местах, где в 1729 г. плавал Беринг. Он описал район плавания бота "Св. Гавриил". "В начале лета,- пишет Литке,- когда низкие туманы обыкновенны, случается иногда, что, когда горизонт в гу-стом тумане, вершины всех сопок видны очень ясно, подобно островам над океаном облаков, по которым тогда весьма удобно распо-лагать курсы" [Литке, 1835, с. 239]. По вахтенному журналу бота "Св. Гавриил" видно, что экипаж судна видел именно такую кар-тину, которую нарисовал Литке. При плавании в Кроноцком зали-ве Беринг держался на значительном расстоянии от берегов. По-этому экипаж бота "Св. Гавриил" не видел всех берегов Кроноц-кого залива. Однако входные мысы Кроноцкого залива (Шипунский и Кроноцкий) моряки видели хорошо и нанесли их на свою карту (см. рис. 3).
"В 8-м часов (вечера.- А. С.) видели гору высокую на NWtN в 20 минутах" [л. 61 об.]. Это была гора Крашенинникова. В это же время (в 8.00 вечера) штурман бота "Св. Гавриил" снова брал пеленги на береговые ориентиры: "Камчатская земля от нас на W в 20 минутах" [л. 61 об.]. По пеленгу W (281°) моряки видели м. Шипунский. Мыс Шипунский в хорошую видимость опознается с расстояния более 30 миль, а Беринг находился от этого мыса на расстоянии около 24 миль и, следовательно, имел возможность его видеть.
П-ов Шипунский с его юго-восточной оконечностью м. Шипун-ский правильно нанесен на карте Морской академии. Мыс Ши-пунский на карте Крашенинникова [1786] обозначен "Шипунской нос", в атласе Сарычева [1802, л. 52] -"Шипунской нос", в атласе Литке [1835, л. 1] -"мыс Шипунский". Последнее название сохранилось на карте мира до настоящего времени [6].
В 8.00 вечера по пеленгу W в 20 милях штурман бота видел и землю, которая простиралась на WSW-^-W (264°). Это было побережье Авачинского залива от м. Налычева до м. Маячный. В 9.00 вечера бот "Св. Гавриил" спустился до 53° с. ш. и на-ходился приблизительно на параллели Петропавловска-Камчатского, кратчайшее расстояние до которого от устья р. Камчатка 278 миль, а бот "Св. Гавриил" со времени выхода из устья р. Кам-чатка до 11 июля прошел расстояние более 500 миль: Беринг плыл не прямо вд^ль побережья Камчатки, а занимался обследованием района Тихого океана на значительном удалении от восточного побережья Камчатки.
В 9.30 (9VO вечера был взят пеленг NW 82°45'(288°) На Ава-чинскую сопку. На карте Беринга и Чаплина она нанесена под названием "Гора горит" (см. рис. 3).
В 3.00 ночи 11 июня штурман записал в вахтенный журнал результаты астрономической обсервации - место судна было опре-делено равным 53°27' с. ш., что совпадает с местом, которое полу-чено при восстановлении прокладки курса на современной карте. В 4.00 утра по пеленгу NWtW (315°) снова открылся м. Шипунский. В это же время Беринг и его штурманы пеленговали учас-ток земли от м. Памятник до м. Большой: "Позади нас земля
на NOtN^-O" (51°) [л. 61 об.].
Бот "Св. Гавриил" продолжал путь на юг. "С 4-го до 9-го часа (утра.- А. С.) ясно, ветр тих, паруса держали брифок, топсель. В 6-м часу спустили брифок, а грот распустили" [л. 61 об.].
В полдень по пеленгу NW-^-W (321°) Беринг видел землю,
судя по прокладке, это был м. Налычева. Благодаря своему темному цвету м. Налычева весьма приметен; этому способствует и то, что с юго-востока (откуда его видел экипаж бота "Св. Гавриил") мыс проецируется на низменный берег и отчетливо выделяется на его желтоватом фоне.
В 12.00 дня штурман заметил, что течение, которое имело направление "меж S и W" (от 180° до 270°), переменило направ-ление "на страну пространнаго моря, лежащаго меж S и Ost" (от 180° до 90°) [л. 61 об.]. Действительно, Камчатское течение, которое имеет юго-западное направление, в Авачинском заливе направлено на юго-восток.
В. Н. Берх отмечает, что участники экспедиции Беринга 11 июня "видели гору, которая в Кроноках, видели гору на Жупановой, видели гору на Аваче". Он пишет, что Беринг брал пеленг и на м. Шипунский [Берх, 1823, с. 74]. Из остальных географических пунктов, записанных в вахтенном журнале бота "Св. Гавриил" во время плавания 1729 г., Берх отмечает только м. Лопатка и три острова Курильской гряды, не указывая их названий [Берх, 1823, с. 79]. Исследователи, которые занимались описанием пла-вания бота "Св. Гавриил" после Верха, к географическим пунктам, впервые положенным на карту экспедицией Беринга в 1729 г. и указанным в работе Верха, ничего не добавляют. Так, например, Греков отмечает только начальные и конечные пункты маршрута, а также м. Лопатка [Греков, 1960].
12 июня плавание продолжалось в южном направлении. В полдень "шли против берега за губою, о котором выше описано" [л. 62]. Это было побережье Авачинского залива, но какой именно участок земли, установить невозможно, так как в журнале не при-|водятся пеленги на береговые объекты.
В записи на 8.00 вечера того же 12 июня отмечается: "В 8 часов Авачинская гора от нас на NW-r-W , впереди гора высокая WtS-7-W " [л. 62]. Первый пеленг 321° был взят на Авачинскую сопку, второй пеленг 270° указывает на сопку Юшинская.
Ночью туман закрыл берега и лишил мореплавателей возмож-ности производить наблюдения берегов. "Земли за туманом не видели" [л. 62]. С полуночи бот "Св. Гавриил" следовал гене-ральным курсом на юго-восток, удаляясь от земли, и до полудня удалился от нее более чем на 30 миль. Из-за встречного ветра приходилось лавировать, но тем не менее генеральный курс оста-вался прежним - Беринг специально вел судно дальше от берега.
С 12 июня штурманы продолжали учет течения при навига-ционной прокладке пути корабля: "Море течет в сутки 12 миль SOtO-Tj-О " [л. 62]. Скорость и направление обнаруженного те-чения имеют сходство с этими элементами Камчатского течения, указанного в лоциях.
13 июня в 1.00 дня бот "Св. Гавриил" повернул на курс 335°. В течение трех суток (с 13 июня по 15 июня) бот шел генераль-ным курсом на север [л. 62-62 об.]. При попутном юго-западном ветре судно могло следовать прямым курсом, но Беринг вел его разными галсами, обследуя, таким образом, 30-мильную зону бас-сейна Тихого океана. Удалившись от берега, капитан-командор продолжал проверку правильности карт, составленных лучшими географами того времени. На этих картах к востоку от Камчатки: были нанесены многочисленные острова, а на карте И. Гомана вдоль восточного побережья п-ова Камчатка расположена огромная |земля (см. рис. 1). Экспедиция Беринга своим плаванием доказа-ла, что к востоку от Камчатки не существует островов и огромных архипелагов, нанесенных на картах XVII -начала XVIII в. На тоговой карте Первой Камчатской экспедиции, естественно, эти ифические земли отсутствуют (см. рис. 3).
В полдень 16 июня Беринг повернул судно на юго-восток, а за-ем к югу. Несколько суток (с 16 по 18 июня) бот "Св. Гавриил" тел прямым курсом на юг - Беринг продолжал обследование Ти-ого океана [л. 63-63 об.]. При следовании на юг, так же как во время плавания на север, стояла дождливая туманная погода, из-за которой моряки не видели берегов Камчатки; к тому же бот "Св. Гавриил" значительно удалился от берега. Поэтому за все время плавания с 13 по 18 июня экипаж судна земли не видел.
Убедившись, что на большом расстоянии от берегов Камчатки 'Стровов нет, начальник экспедиции решил обследовать побережье амчатки на небольшом удалении от берегов. С этой целью 18 июня экспедиция подошла ближе к берегу и вторично начала свое плавание на север. 18 июня видимость была плохая, "туман с мокро-той", но экипаж бота "Св. Гавриил" продолжал вести наблюдение. Землю искали не только с левого борта, где была Камчатка, но и с правого, предполагая именно с этого борта увидеть острова, которые искали: "...земли ни с которой стороны не видели" [л. 63 об.]. Эта, как всегда, скупая и точная запись в вахтенном журнале хорошо передает атмосферу на небольшом корабле, му-жественный экипаж которого упорно продолжал стирать белые пятна на карте мира, доказывая, что в Тихом океане к востоку от Камчатки земли Компании и другие не существуют.
Судно шло при ветре с левого борта со средней скоростью 3 узла; в 4.00 дня ветер изменил направление и стал дуть больше с кормы, скорость увеличилась до 4 узлов; "до 9-го часа паруса держали грот, фок, топсель и кливер" [л. 63 об.].
19 июня продолжалось плавание на север. Видимость была пло-хая: "От полудни и до 5-го часа дождь, ветр умеренной, а време-нем и велик" [л. 63 об.]. Ветер благоприятствовал плаванию, и судно полным ходом шло по намеченному пути. Следуя на север вдоль берегов Камчатки, бот 19 июня с 9.00 утра до полудня про-ходил устье Авачинской губы. На обратном пути к югу в полдень 30 июня бот вторично прошел устье Авачинской губы на неболь* шом расстоянии. Итоговая карта 1729 г. показывает, что опись; Авачинской губы и определение ее местоположения производились на боте "Св. Гавриил". Беринг и его штурманы первыми правиль-но нанесли Авачинскую губу на карту, ее положение на Итоговой карте Первой Камчатской экспедиции (см. рис. 3) вполне соответ-ствует тому, которое мы видим на современных картах.
Участники Первой Камчатской экспедиции впервые на основе точных инструментальных наблюдений нанесли на карту Авачин-скую губу под названием "Залива Камчатская". На Итоговой кар-те 1729 г. с достаточной точностью нанесены входные мысы Ава-чинской губы - Маячный и Безымянный, а также р. Авача. По Итоговой карте Первой Камчатской экспедиции Авачинская губа была нанесена на карте Морской академии.
19 июня экспедиция Беринга продолжала работы у восточного побережья Камчатки. "Показался Камчацкой берег меж W и NNO, простирающийся на NOtN и SWtS" [л. 63 об.],-записано в вах-тенном журнале в 11.00 дня.
Пеленг W(278°) был взят на м. Маячный, пеленг NNO (31°) - на м. Шипунский. Штурман видел побережье Авачинского залива от м. Маячный до м. Шипунский. Мыс Маячный показан на Ито-говой карте 1729 г., но название мысу Беринг не дал. Направле-ние береговой линии от м. Маячный до устья р. Вахиль - NOtN - определено сравнительно точно, но направление северо-западного побережья i.-ова Шипунский - SWtS - штурман определил с боль-шой ошибкой. Между мысами Налычева и Шипунский расположе-на бух. Бечевинская. Беринг не показал ее на своей карте; бухта Бечевинская была нанесена на карты русскими мореплавателями, которые плавали здесь после Беринга.
В 12.00 дня 19 июня ьыл взят пеленг WNW (301°) на Ава-нчинскую сопку. По этому же пеленгу штурман должен был видеть :Сопку Козельская высотой 2190 м, возвышающуюся почти посре-ине между Авачинской губой и м. Налычева на расстоянии ',5 миль от моря. Она расположена на юго-восточном окончании орного массива рядом с действующим вулканом - Авачинской опкой. Вершины Козельской и Авачинской сопок служат отлич-ыми ориентирами для определения места судна, подходящего к 'Авачинской губе.
В тот же день, 19 июня, в 12.00 дня участники экспедиции Беринга видели по пеленгу NW (323°) м. Налычева, глазомерное расстояние до которого они определили равным 25 миль (расстоя-ние по карте 22 мили). 20 июня в 2.00 дня прошли траверз м. Шипунский. Экспедиция продолжала следовать на северо-восток, удаляясь, таким образом, от побережья, расстояние до которого к концу суток было уже более 70 миль. 21 июня в 1.00 дня бот "Св. Гавриил" повернул на юго-восток, в сторону, противополож-ную берегу. Этим курсом судно прошло около 40 миль и к вечеру находилось от берега на расстоянии более 100 миль [л. 64].
; Таким образом, 21 июня Беринг пришел в тот район Тихого кеана, где ранее не был. В 9.00 вечера командир повернул свой орабль на север и начал обследование этого района. Встречный северо-западный ветер препятствовал продвижению к северу и при-ходилось лавировать; ночью на море поднялось "великое волне-ние" [л. 64].
22 и 23- июня бот "Св. Гавриил" продолжал путь на север, продолжались поиски неведомых земель. В 5.00 вечера 23 июня бот "Св. Гавриил" достиг 54° с. ш. (по нашей прокладке). В жур-нале на 12.00 дня 23 июня счислимая широта 54° 18' с. ш. Ошибку, допущенную штурманом бота в определении широты, можно объ-яснить тем, что все дни плавания (начиная с 11 июня) была пло-хая видимость, которая не позволяла определять широту места по Солнцу [л. 64 об.].
Убедившись, что в обследуемом районе Тихого океана никаких островов нет, Беринг 23 июня в 5.00 вечера повернул на запад, к берегу. В 8.00 вечера моряки увидели побережье Камчатки:
пеленг NWtN (326°) был взят на м. Каменистый [л. 64 об.].
В полдень того же дня по пеленгу NNW-^-W (343°) экипаж бота снова увидел землю. Это был м. Кроноцкий, составляющий восточную оконечность полуострова того же наименования. Мыс Кроноцкий опознается по острой конусообразной вершине горы высотой 1181 м, расположенной на полуострове в 7 милях от мыса. Беринг, конечно, видел эту гору, но он мог видеть и склоны гор на м. Кроноцкий, который показан на карте экспедиции 1729 г. 24 июня бот "Св. Гавриил" следовал курсом на северо-запад. Местоположение судна в полдень определялось координатами: 54°12' с. ш. и 162°06' в. д. (по журналу), 54°00' с. ш. и 162°30'в. д. (по прокладке пути на современной карте). Погода была ясная и экипаж судна с правого борта видел землю: "С 1-го часа и до 9-го землю имели в правой стороне, простирается на WtN, потом вращается на SW и выше" [л. 65].
Направление береговой линии п-ова Кроноцкий от м. Камени-стый до м. Козлова WtN (292°) было определено не совсем точно, а глазомерная съемка побережья от м. Кроноцкий до м. Козлова - SW (230°)-была сделана более точно (ошибка составляет 13°).
Побережье п-ова Кроноцкий от м. Каменистый до м. Козлова гористое. На всем протяжении к берегу вплотную подходят горы - отроги горного хребта, занимающего всю северо-восточную часть п-ова Кроноцкий. Таким образом, экипаж бота "Св. Гавриил" при вторичном плавании в зал. Кроноцкий мог видет восточное и юго-восточное побережье п-ова Кроноцкий. В тот же день в 10.00 утра "землю имели в правой стороне в 18 минутах" [л. 65]. Это было все то же побережье от м. Кроноцкий до м. Козлова на расстоянии около 18 миль.
В полдень 25 июня Беринг, согласно его расчетам, находился на 54°15' с. ш. и 161°48' в. д. Фактически бот "Св. Гавриил" был на 9' севернее и 16' восточнее, т. е. на 54°24' с. ш. и 162°04' в. д. Местоположение бота "Св. Гавриил" нами определено точнее, так как в полдень 24 июня место судна определено по пеленгам. От 54°24' с. ш. Беринг повернул корабль на юго-запад и прямым курсом переплыл почти весь Кроноцкий залив. Видимость была плохая: "с 1-го часа до 9-го великой дождь". Поэтому "земли за великим дождем не видели" [л. 65]. В 9.00 вечера дождь перестал, но видимость не улучшилась.
В 4.00 утра видимость улучшилась и моряки увидели землю, которая "простирается на SSW и NOtN" [л. 65]. Направление NOtN (45°) соответствует направлению береговой линии от м. Жу-панова до бух. Ольга, направление SSW.(214°) -береговой линии от м. Жупанова до м. Шипунский. Возможно, эти участки побе-режья и видел экипаж бота "Св. Гавриил" в 4.00 утра.
В 8.00 утра штурман взял пеленг на м. Шипунский и записал в вахтенный журнал: "В 8 часов к S земля в виду оканчивается на SSW-g-W " [л. 65]. В 12.00 дня по пеленгу SW-i-W (242°) моряки снова видели м. Шипунский.
Весь день 26 июня был сильный туман и часто шел дождь. В полночь туман рассеялся и показалась "земля в виду снова на SS W - W " [л. 65 об.]. Это был м. Шипунский, в районе кото-рого из-за отсутствия попутного ветра лавировал бот "Св. Гав-риил".
27 июня видимость улучшилась, в полдень "высокая Авачинская гора на WtS-^-W в 20 минутах" [л. 65 об.]. Пеленг 270°, про-ложенный от места нахождения корабля, указывает точно на Ава-чинскую сопку. Авачинская и Козельская сопки, как было сказано выше, составляют один горный массив, отделяясь друг от друга небольшой долиной; Беринг, видимо, принял эти сопки за одну.
27 июня, обогнув п-ов Шипунский, Беринг продолжал плавание в южном направлении. Дул свежий западный ветер и на море были зыбь и волнение; судно следовало средним ходом под гротом и фоком. С полудня и до утра из-за плохой видимости участники экспедиции берегов не видели. Утром видимость улучшилась: В 4-е часа утра видели гору и другую близ ее на NWtW"
л. 65 об.]. В 5.00 утра штурман по пеленгу NW-^-W (318°)
нова видел те же горы: сопку Березовая и гору Срезанная, расcтояние между которыми 10 миль. За сутки бот "Св. Гавриил" 'прошел в юго-юго-западном направлении 90 миль, разность дол-готы составила 1°18' к востоку.
28 июня продолжалось обследование района Тихого океана между параллелями 52° и 53° с. ш. в поисках новых земель (рис. 22). "Погода ясная, с немногими облаками, ветр средней с переменами; паруса держали грот да фок. В 1 час (дня.- А. С.) подобрали рифы. В 5-м часу (вечера.- А. С.) ветр стал быть тише и заоблачнилось. По 9-й час земли не видели за дальностию" [л. 66]. В это время судно находилось на большом расстоянии от берега, за пределами дальности видимости береговых пред-метов.
Утром экспедиция подошла ближе к берегу, и ее участники начали описание берегов Камчатки к югу от Авачинской губы.
В 10.00 утра 28 июня "оказалась земля HaWtS-^-W в 50 минутах" [л. 66]. По румбу 273° на расстоянии 50 миль штурман пеленговал м. Саранный - северный входной мыс бух. Саранная; мыс представляет собой отрог горного массива, простирающегося вдоль северного берега бух. Саранная. На оконечности м. Саран-ный находится приметная скала. Штурман бота "Св. Гавриил", видимо, и пеленговал эту скалу, но он мог видеть и скалистые северные берега бух. Саранная.
На следующий день, 29 июня, Беринг, следуя на северо-запад, продолжал приближаться к берегам Камчатки: "шли к земле" [л. 66]. Около 7.00 вечера бот "Св. Гавриил" прошел траверз м. Шипунский и, таким образом, вошел в Авачинский залив. Ава-чинский залив с его входными мысами Шипунский (северо-восточ-ный) и Поворотный (юго-западный) совершенно правильно нане-сен на карте Морской академии.
Погода благоприятствовала плаванию, видимость позволяла производить наблюдения. "В 8-м часов (вечера.- А. С.) земля от нас, которая видна в W-ой части, на WSW" [л. 66],- записывает штурман в журнале. По пеленгу WSW (256°) Беринг снова наблюдал м. Саранный; направление береговой линии SSW (211°) соответствует направлению от м. Безымянный к м. Саранный. В журнале отмечено, что на берегу расположены "великие камен-ные горы" [л. 66]. Действительно, берег на участке от м. Безы-мянный до м. Саранный и далее к югу обрывистый, почти вплот-ную к берегу подходят горы значительной высоты.
В 5.00 вечера командир повернул корабль в сторону берега и лег на курс WtS (259°), с учетом дрейфа путь корабля был 307°. На этом пути в 6.30 вечера по пеленгу NW 59°34'(309°) прямо по курсу корабля штурман пеленговал Авачинскую сопку; в 8.00 ве-чера он второй раз взял пеленг на этот же береговой ориентир.
Ночью была хорошая видимость, и в 10.00, следуя курсом на юго-восток, экипаж бота "Св. Гавриил" видел землю с правого борта. Видимо, это было все то же гористое побережье Камчатки к югу от м. Безымянный.
В 8.00 утра 29 июня по пеленгу NWtW (312°) на расстоянии 15 миль Беринг и его штурманы видели землю: побережье Кам-чатки от м. Маячный до м. Налычева - "простертие земли от Авачинской губы" [л. 66], как записано в журнале. "С 8 часов утра и до полудня стояла ясная погода, ветр весьма тих" [л. 66]. Судно медленно шло вдоль берегов на расстоянии около 15 миль, земля находилась в постоянной видимости с правого борта. В 8.15 (8l/i) вечера по пеленгу SW 65°30' (254°) открылась "земля вы-сокая" [л. 66]. Это был м. Поворотный - юго-западный входной мыс Авачинского залива (см. рис. 22). От м. Поворотный к северу берег Камчатки меняет направление с северо-восточного на север-ное. Высота мыса более 650 м, он хорошо приметен и моряки долж-ны были отчетливо видеть этот мыс.
Идентификацией этого открытия Беринга занималась экспедиция яхт 1976 г. в 18.00 16 августа [7]. В это время яхты находи-лись на 52°39'0 с. ш. и 158°41'2 в. д. Местоположение бота "Св. Гавриил" определяется географическими координатами: 52°35' с. ш. и 159°28' в. д. Хотя яхта "Родина" занимала не совсем точно то место, откуда мореплаватели XVIII в. вели свои наблю-дения, яхтсмены смогли установить, что штурман бота "Св. Гав-риил" пеленговал м. Поворотный [Отчет яхт, с. 54-55].
На карте Морской академии м. Поворотный нанесен под названием "Иссопа" (см. рис. 4). Мыс Поворотный более точно нанес на карту И. Ф. Крузенштерн в 1804 г., он же дал название мысу, которое сохранилось до сих пор на карте мира [Крузенштерн, 1809, с. 215].
29 июля в 8.15 (8'Л) вечера одновременно с обнаружением м. Поворотный по пеленгу SW 81°36'(270°) c борта бота "Св. Гав-риил" была" видна "гора высокая к W", а по пеленгу SW 78°56' (265°) - "гора крутая небольшая" [л. 66]. Это были сопка Мут-новская и гора высотой 938 м.
Отождествлением записей вахтенного журнала экспедиции Беринга с географическими пунктами, указанными на современной карте, экспедиция яхт 1976 г. занималась в 18.00 16 августа, т. е. в то же время, когда штурман яхты "Родина" пеленговал м. Поворотный. Яхтсмены установили, что Беринг по пеленгу 270° видел сопку Мутновская, а по пеленгу 265° - гору высотой 938 м. В отчете экспедиции яхт отмечено, что "основание сопки Мутнов-ская и горы высотой 938 м видны отчетливо, но вершины их скрыты туманом" [Отчет яхт, с. 55].
29 июня 1728 г. в 10.00 вечера видимость ухудшилась и экипаж бота "Св. Гавриил" прекратил вести наблюдения: "Земля ^вправе (с правого борта.- А. С.), а за туманом не видели" [л. 66]. Экспедиция продолжала переход вдоль берегов Камчат-ки (см. рис. 22).
1 июля в 12.00 дня видимость улучшилась и участники экспедиции по пеленгу WtN (290°) увидели землю; это был м. Ходже-лайка, который имеет высокие скалистые берега. Штурман видел побережье в секторе между пеленгом SWtW-^-W (247°) (южнее м. Желтый) и пеленгом WtN (290°) на м. Ходжелайка. Направле-ние береговой линии SWtS (222°) мореплаватели определили пра-вильно [л. 66 об.].
15 августа 1976 г. в 18.00 местонахождение экспедиции яхт в Тихом океане определялось географическими координатами 51°35'0 с. ш. и 158°04'0 в. д. Сопоставление навигационных про-кладок пути бота "Св. Гавриил" и яхт, а также фактические на-блюдения яхтсменов показали, что Беринг видел по пеленгу 247° м. Ходжелайка, а по пеленгу 290° - м. Желтый; береговая линия, о которой говорится в журнале бота "Св. Гавриил",- участок по-бережья между этими мысами [Отчет яхт, с. 54].
1 июля бот "Св. Гавриил" продолжал плавание вдоль восточного побережья Камчатки в южном направлении. Видимость была хорошая, Беринг и его помощники производили наблюдения. И хотя в вахтенном журнале от полудня до 4.00 вечера нет никаких за-писей о побережье Камчатки, Итоговая карта показывает, что на-блюдения берега велись непрерывно. Командир корабля и его штурманы астрономическими и навигационными методами опреде-ляли местоположение береговых ориентиров и наносили их на кар-ту. В полдень мореплаватели определили свое местоположение - 51°38' с. ш. Фактически судно находилось на 51°26' с. ш., ошибка составляет 12'. В 4.00 вечера видимость ухудшилась. Беринг вел свой корабль курсом на юго-запад, постепенно приближаясь к бе-регу. В 9.00 вечера "паруса держали грот, топсель", "в 10-м часу грот взяли на гитовы", с 5.00 вечера до 3.00 ночи "лежали под топселем" [л. 66 об.], "4-й час лежали под топселем и фоком", "в 5 -у часа поставили грот" [л. 66 об.],
В 6.30 утра бот "Св. Гавриил" подошел к берегу на расстояние около 9 миль. "В 6 - часа увидели землю меж N и NW расстоянием о минут и пошли параллельно; на земле горы не высокия, каменный берег к морю крут" [л. 66 об.].
Экипаж судна видел по пеленгам W (278°) и NW (323°) мысы Три Сестры и Трехполосный, а также участок побережья в 9 миль между ними (см. рис. 22).
15 августа 1976 г. в 7.00 экспедиция яхт подошла к тому месту, где участники Первой Камчатской экспедиции обнаружили два указанных мыса и впервые нанесли их на карту. Координаты яхты "Родина" в момент атрибуции открытия Беринга: "51°09' с. ш., 157°07' в. д." Координаты бота "Св. Гавриил" в момент открытия мысов Три Сестры и Трехполосный: 51°07' с. ш., 157°23'0 в. д. Вахтенный штурман яхты "Родина" записал в журнал результаты навигационных наблюдений: "По пеленгам 278° и 323° видны мысы Три Сестры и Трехполосный, а также участок побережья в 9 миль между ними. Береговая черта между этими мысами видна четко. Мыс Три Сестры обрывистый, крутой, мыс Трехполосный скалист.
Побережье между мысами представляет собой невысокие крутые горы, подходящие к самому морю". Описание открытой Берингом земли в журнале бота "Св. Гавриил" соответствует тому, что уви-дели экипажи яхт (сравните: "горы не высокия, каменный берег к морю крут" и "невысокие крутые горы, подходящие к самому морю" [Отчет яхт, с. 55] ).
1 июля в 9.00 утра бот "Св. Гавриил" подошел еще ближе к берегу и шел ему параллельно. Штурман отмечает в журнале, что "земля к морю отлога местами" [л. 66 об.]. Побережье южной части п-ова Камчатка от м. Три Сестры до м. Лопатка представ-ляет собой ряд возвышенностей, чередующихся с небольшими низ-менными участками, "отлога местами", как сказано в лоции.
2 июля в 12.00 дня Беринг подошел к м. Лопатка (см. рис. 22). Кратчайшее расстояние от устья р. Камчатка до м. Лопатка 403 мили. Бот "Св. Гавриил" проходил за сутки в среднем около 50 миль, а в отдельные дни более 100 миль. Со времени выхода судна из устья р. Камчатка прошло около месяца: 'если бы Беринг решал только одну задачу - переход в Охотск, он смог бы достиг-нуть м. Лопатка много раньше.
В вахтенном журнале бота "Св. Гавриил" м. Лопатка описан следующим образом: "В 12 часов S угол земли Камчацкой от нас NWtW в 1 -^ минуты; и от него песок протязуется в море близ версты" [л. 67]. По пеленгу NWtW (312°) Беринг вел наблюде-ние за м. Лопатка - южной оконечностью Камчатки.
В отчете экспедиции яхт 1976 г. в 6.00 15 августа м. Лопатка описан так же, как в журнале экспедиции Беринга: "Берега низ-кие, сложены из песка и гальки, переходящие потом в поросшие травой холмы..." [Отчет яхт, с. 36]. Расположение м. Лопатка ("S угол Камчацкой земли") на Итоговой карте 1729 г. соответ-ствует современным картам.
С. П. Крашенинников пишет: "Южная оконечность Камчатки называется Лопаткой, по некоторому сходству с человеческой ло-паткой, и лежит в широте 51°3'" [Крашенинников, 1786, с. 53]. На карте Крашенинникова м. Лопатка обозначен "Камчатской нос или Лопатка".
2 июля в 12.00 дня, когда бот "Св. Гавриил" находился по пеленгу 140° на расстоянии 5 миль от м. Лопатка (южнее на 4 минуты и восточнее на 6 минут), штурман определил координа-ты корабля: 51°11' с. ш. и 156° 17' в. д. По взаимному расположе-нию судна и берегового ориентира географические координаты -м. Лопатка получаются следующие: 51°10' с. ш. и 156°11' в. д. [л. 67]. На современных картах широта м. Лопатка равна 50°54' с. ш., долгота 156°40' в. д. Таким образом, ошибка по ши-роте составляет 16', по долготе 29'. Эти ошибки можно объяснить тем, что в полдень обсервации по Солнцу не производились, так как штурманы были заняты пеленгованием береговых ориентиров и проводкой корабля через Первый Курильский пролив. Море-плаватели XVIII в., плававшие в этом районе после Беринга, определили местоположение южной оконечности Камчатки с той же точностью, что и Беринг: И. Ф. Крузенштерн - 51°03' с. ш.; Г. А. Сарычев - 50°56' с. ш., Дж. Кинг - 51°00' с. ш. [Крузен-штерн, 1810, с. 214].
2 июля участники Первой Камчатской экспедиции приступили к описанию первых трех северных островов Курильской гряды.
Первые сведения о Курильских островах содержатся в составленной в 1667 г. росписи "Чертежа всей Сибири, збиранного в Тобольске по указу царя Алексея Михайловича". В ней отчетливо обозначен о. Атласова. В 1692 г. все Курильские острова на базе русских источников - чертежей Сибири второй половины XVII в.- были нанесены на карту И. Идеса, который по поручению Петра I в качестве посла совершил поездку через Сибирь в Китай и собрал сведения также и о районах Дальнего Востока. В 1704 г. эта карта была издана в Амстердаме Н. Витсеном. На чертеже Кам-чатки начала XVIII в., помещенном С. У. Ремезовым в его "Слу-жебной чертежной книге", отражены результаты визуального от-крытия отрядом Владимира Атласова в 1697 г. о-ов Атласова и Шумшу. В 1711 и 1713 гг. на Северных Курилах побывал с груп-пой казаков И. П. Козыревский и составил чертежи этих островов. В 1721 г. на Курилах по личному приказу Петра I побывали геодезисты Морской академии И. М. Евреинов и Ф. Ф. Лужин. Они составили карту 16 островов Большой Курильской гряды [Че-ревко, 1980, с. 161 - 163]. На этой карте нанесены и три северных острова Курильской гряды. Однако географические координаты островов и их взаимное расположение показаны неточно. Экспеди-ция Беринга уточнила местоположение островов; на Итоговой кар-те экспедиции расположение островов Шумшу, Парамушир и Ат-ласова соответствует их расположению на современных картах. На карте Морской академии, кроме общего названия ("Курильские острова"), указаны названия каждого острова.
После Беринга описанием северной части Курильской гряды занимался Г. А. Сарычев, который в 1789 г. на судне "Слава России", пройдя через Четвертый Курильский пролив, следовал вдоль Курильских остров в Петропавловск [Сарычев, 1802, с. 161]. В августе 1805 г. местоположение северной части Курильских островов определил И. Ф. Крузенштерн, на пути из Японии в Петропавловск. Первые три острова Курильской гряды И. Ф. Кру-зенштерн именует: Алаид, Су мшу, Поромушир [Крузенштерн, 1810, с. 214]. Экспедиции к Курильским островам показаны на карте "Экспедиции к Курильским островам и Японии в XVIII в. и в начале XIX века" [Атлас океанов, 1974, л. 4, б.].
С полудня до 1.00 дня 2 июля "Св. Гавриил" прошел между о. Шумшу и п-овом Камчатка (Первым Курильским проливом) и вышел в Охотское море, которое во времена Беринга называлось Пенжинским.
Плавание Первым Курильским проливом представляет определенную сложность и для мореплавателей XX в. Лоция 1910 г. рекомендует мореплавателям при плавании из Охотского моря в Тихий океан пользоваться не Первым Курильским проливом, а Четвертым. В наше время Первым Курильским проливом ходят только те корабли, которые совершают рейсы вдоль побе-режья Камчатки.
Капитан-командор и его штурманы руководили проводкой корабля через пролив умело и решительно. Они проложили курс ко-рабля по середине пролива, хотя из-за ветра, зыби и других фак-торов корабль несколько прижало к м. Лопатка. Они правильно выбрали время перехода через пролив: при хорошей видимости на всех парусах корабль успел пройти пролив, а через несколько часов "нашел туман великой" [л. 66 об.]. Обогнув м. Лопатка, Беринг не пошел на север вблизи западных берегов Камчатки (где имелись навигационные опасности), а отошел от берега и только затем лег на курс к устью р. Большая. Вероятность того, что, следуя вблизи берега, "Св. Гавриил" смог бы пройти через Кам-чатский проход шириной в 0,4 мили, очень мала.
Перед нами навигационная карта, на которой показано, с каким мастерством Беринг и его штурманы провели корабль у м. Лопатка (см. рис. 22). Не будь этой карты, можно было бы еще раз критиковать Беринга за "излишнюю осторожность": зачем,, скажем, он так далеко удалился от берега и потерял много вре-мени. Ведь обвиняют же начальника экспедиции многие исследо-ватели за то, что он в сентябре 1727 г. на судне "Фортуна" не пошел через Первый Курильский пролив. Критика эта, конеч-но, несправедлива. Беринг не хотел следовать неизученным про-ливом в начале экспедиции, рискуя потерять людей и все снаря-жение. В 1729 г., когда экспедиция закончила свою работу, ов счел возможным пойти на риск ради того, чтобы проложить фар-ватер через неизвестный пролив.
Таким образом, 2 июля 1729 г. (1 июля по гражданскому календарю) русские моряки открыли морской путь из Тихого-океана в Охотское море. С этого времени Первым Курильским проливом стали плавать все корабли, используя опыт плавания Беринга. И во время Второй Камчатской экспедиции в сентябре 1740 г. отряд русских кораблей в составе пакетботов "Св. Петр" и "Св. Павел" под командованием капитан-командора В. Беринга-благополучно прошел через Первый Курильский пролив из Охот-ского моря в Тихий океан.
2 июля в 12.30 (12*/2) дня экипаж бота "Св. Гавриил" обнаружил остров. В вахтенном журнале появилась запись: "В половине 1-го часа увидели остров на StW в 1 у минутах, которой простирается на SSO и NNW; от средины в обе стороны; потоми на западе кончается на SWtW, от нас в 10 минутах" [л. 67].
Прокладка пути бота "Св. Гавриил", пеленги на береговые ориентиры и описание наблюдаемой земли говорят о том, что это был о. Шумшу. По пеленгу StW (202°) на расстоянии около 3 миль штурман видел м. Почтарева, а по пеленгу SWtW (247 ) на рас-стоянии около 6 миль - м. Чакончи (см. рис. 22). Остров Шумшу вытянут от центра в обе стороны по направлению 330°. Штурман бота "Св. Гавриил" определил это направление NNW (349°) от середины в обе стороны, что близко к истинному.
14 августа 1976 г. в 21.00 экспедиция яхт заняла место с координатами 50°55' с. ш. и 156°30' в. д.-приблизительно то же место, где находился бот "Св. Гавриил" в 12.30 дня (50°54' с. ш., 156°32' в. д.). Результаты навигационных наблюдений, записан-ные в вахтенном журнале экспедиции яхт, подтверждают, что штурманы бота "Св. Гавриил" действительно брали пеленги на береговые ориентиры о. Шумшу. Пеленг 202° (расстояние около 3 миль) от флагманской яхты приходится на м. Почтарева, а пе-ленг 247° (расстояние 6 миль) - на м. Чакончи. Вот выписка из отчета экспедиции яхт о результатах пеленгования указанных географических пунктов: "По пеленгу 202° в расстоянии 3,5 мили виден м. Почтарева, по пеленгу 247° в расстоянии 6,5 мили - м. Чакончи. М. Почтарева - узкий скалистый выступ суши длиной около полумили и высотой 20-30 м. Берега мыса отвесные, чер-ного цвета. На м. Чакончи гора Северная с несколькими остро-конечными вершинами. М. Почтарева видели отчетливо, как севе-ро-восточную оконечность о. Шумшу, м. Чакончи на фоне о. Па-рамушир видели также хорошо" [Отчет яхт, с. 49-51].
Наряду с описанием Курильских островов экспедиция Беринга занималась картографированием западного берега Камчатки. 2 июля в 12.30 дня экипаж бота "Св. Гавриил" видел "Камчацкой земли W низкой берег, простирается от S угла на N -у О на 15 минутах и пришед к горам высоким наклоняется на NW" [л. 67].
Это был западный берег п-ова Камчатка от м. Лопатка (от 4 "S угла") по направлению N-^-O (17°) на расстоянии 12 миль (штурман допустил ошибку в определении расстояния на 3 мили).
Экспедиция яхт 1976 г. занималась проверкой достоверности этого открытия экспедиции Беринга 14 августа в 21.00. Наблюде-ния яхтсменов показали, что в журнале бота "Св. Гавриил" пра-вильно сделана опись западного берега Камчатки на 12 миль к се-веру от южной оконечности. В отчете экспедиции яхт записано: "Западный берег Камчатки от м. Лопатка по направлению 17° представляет собой низкий берег из гальки и песка до хребта Лопаткинский, от которого изменяет направление на северо-запад" [Отчет яхт, с. 49-50].
2 июля, продолжая плавание между о. Шумшу и Камчаткой, бот "Св. Гавриил" прошел по северному краю отмели Курбатовская и к 1.00 дня миновал все опасности на своем пути. "В 1 -г- часа увидели другие острова". В описании Берингом островов ска-зано: "Острова средина SW 20°41'", "острова средина SW 66°56'", "острова Ost угол SW 68°26'" [л. 67]. Какие это были острова? , При прокладке на современной карте указанных пеленгов наибольшее совпадение по характеру рельефа с описанием в журнале дают острова Парамушир и Атласова.
Пеленг SW 20°41'(212°) указывает на о. Парамушир, а также а гору Наседкина, расположенную на этом острове.
Пеленги SW 66°56'(258°) и SW 68°26'(259°) штурман бота взял на вершину и восточный мыс о. Атласова, который располо-жен к западу-северо-западу от северной оконечности о. Параму-шир - м. Землепроходец. С восточной стороны острова наиболее приметным ориентиром служит м. Хитрый, на котором располо-жена гора Хитрая высотой 106 м. Беринг находился от м. Хитрый на расстоянии около 25 миль и мог видеть только гору Хитрая, которую, видимо, и принял за восточный "угол" острова по пеленгу SW 68°26'(259°).
14 августа 1976 г. вечером экипажи экспедиции яхт присту-пили к выполнению практических наблюдений в соответствии с записью в журнале бота "Св. Гавриил" от 2 июля 1729 г. в 1.15 (1'Д) дня. Прокладка пути яхт на современных картах по навига-ционным параметрам из журнала Беринга и приведенные выше пеленги на береговые ориентиры показали, что пеленг 212 море-плаватели XVIII в. брали на о. Парамушир (точнее - на гору Наседкина). Инструментальные наблюдения с яхт в это время были сильно затруднены из-за ослабления ветра и усиления встреч-ного течения из Первого Курильского пролива. Но как видно из записей в вахтенном журнале яхт, с яхты "Родина" были отчетливо видны горы Наседкина и Ферсмана, с яхты "Россия" - все горы о. Парамушир, включая гору Анциферова. Пеленг на горы Насед-кина и Ферсмана у штурмана яхты "Родина" совпал. Экипажи яхт видели гористый о. Парамушир, высокие берега острова, обрыви-стые и изрезанные. Таким образом, практические наблюдения под-тверждают, что штурман бота "Св. Гавриил", находясь на рас-стоянии 22 миль от о. Парамушир, брал пеленг 212° на горы Наседкина и Ферсмана, расположенные на этом острове. Отделен-ный от о. Парамушир Третьим Курильским проливом небольшой о. Анциферова на расстоянии 60-70 миль ни экипажем бота "Св. Гавриил", ни экипажами яхт не наблюдался [Отчет яхт, с. 48-49].
Яхтсмены подтвердили, что пеленги 258° и 259° Беринг брал на восточный мыс о. Атласова. Экипажи яхт вершину о. Атласова из-за тумана не видели, однако горы на северо-восточной и юго-восточной оконечности острова - на мысах Хитрый и Лава - виде-ли хорошо. И если экипажи яхт, которые в момент наблюдений находились от о. Атласова в 50 милях, видели его гористые мысы, то штурман бота "Св. Гавриил" с расстояния около 29 миль впол-не мог увидеть вершину этого острова.
Одновременно с островами Парамушир и Атласова в 1.15 (I'A) дня 2 июля участники Первой Камчатской экспедиции ви-дели землю на п-ове Камчатка ("S угол Камчатской земли SO 76°04'"; "от онаго угла к N гора отвесная NO 50°56V [л. 67]).
По пеленгу SO 76°04'(115°) экипаж бота снова видел м. Ло-патка.
"Гора отвесная", расположенная от "S угла" к северу, пеленг на которую был равен NO 50°56'(62°), была горой Мошковской. Она расположена на м. Камбальный. Гора Мошковская имеет ко-нусообразную вершину и отвесные склоны довольно правильной формы, высота ее 504 м. Экипаж бота "Св. Гавриил" находился от горы Мошковская на расстоянии около 17 миль и должен был хорошо видеть этот ориентир на берегу.
14 августа 1976 г. в 17.15 яхты экспедиции заняли позицию, которую занимал бот "Св. Гавриил" в 1.15 дня 2 июля 1729 г. Результаты пеленгования береговых пунктов получились те же, что и у Беринга. Наблюдения, выполненные с борта яхт, позволили установить, какие земли впервые правильно нанесли на карту Беринг и его сподвижники: "S угол" - м. Лопатка, "гора отвес-ная" - гора Мошковская [Отчет яхт, с. 47].
После 2.00 дня 2 июля 1729 г. видимость была хорошая и штурманы бота "Св. Гавриил" под руководством командира кораб-ля продолжали опись Курильских островов и западного побережья Камчатки, внося в журнал описание береговых предметов, которые пеленговались, и их компасные пеленги с указанием поправки ком-паса. Вот запись наблюдений, выполненных моряками бота "Св. Гав-риил" в 2.15 (2lli) дня: "S угол во вторые SO 47°34'", "гора от-весная во вторые NO 77°26'", "острова средина SO 4°04'", "остро-ва средина SW 57°26'", "острова О-й угол SW 58°26'" [л. 67].
По пеленгу SO 47°34'(144°) штурман еще раз видел м. Ло-патка; при этом он вторично взял пеленг N0 77°26'(89°) на гору Мошковская.
По пеленгу SO 4°04'(187°) была видна "средина" о. Шумшу. Вероятнее всего, штурман видел гору Озерная высотой 141 м: пе-ленг 187° указывает именно на эту гору. Бот "Св. Гавриил" на-ходился от горы Озерная на расстоянии около 21 мили, и наблюдатель с судна должен был хорошо видеть этот ориентир.
По пеленгам SW 57°26'(248°) и SW 58°26'(249°) были видны "средина" и "О-й угол" о. Атласова: сопка Алаид и м. Хит-рый [л. 67].
14 августа 1976 г. в 17.00 экспедиция яхт находилась в том же месте (51°07' с. ш., 156°23' в. д.), где штурманы Беринга около 250 лет назад, в 2.15 дня 2 июля 1729 г. выполняли работы по картографированию северной части Курильской гряды и западных берегов Камчатки. Наблюдения, выполненные с борта яхт, позволили выяснить, какие земли впервые правильно нанесли на карту Беринг и его помощники: "S угол" - м. Лопатка, "гора От-весная" - гора Мошковская. "Острова средина" по пеленгу 187° была скрыта туманом, но берега острова яхтсмены видели. И если они не могут сказать, что Беринг по пеленгу 187° видел гору Озерная на о. Шумшу, то могут утверждать, что штурман бота "Св. Гавриил" пеленговал именно о. Шумшу. По пеленгам 248" и 249° штурман флагманской яхты видел сопку Алаид и м. Хит-рый на о. Атласова.
2 июля 1729 г. в 2.00 дня местоположение бота "Св. Гавриил" по прокладке на современной карте определялось координатами 51°29' с. ш., 156°14' в. д. В это время на горизонте показался остров и в вахтенном журнале бота появилась очередная запись: "...и на третьем острову видели высокую гору на SSW-^-W в 24 минутах" [л. 67]. Пеленг SSW-^-W (222°) от места нахождения судна приходится на вулкан Алаид на о. Атласова.
14 августа 1976 г. в 11.00 экспедиция яхт приблизительно за-нимала место (51°26' с. ш., 156°10' в. д.), откуда Беринг пеленго-вал о. Атласова. По пеленгу 215° с борта яхты "Родина" был виден вулкан Алаид на о. Атласова; при приближении к острову вершина вулкана скрылась в тумане.
После 2.00 дня 2 июля 1729 г. опись первых трех Курильских островов экспедицией Беринга была закончена и острова нанесены на карту.
Таким образом, экспедиция Беринга впервые определила поло-жение южной оконечности п-ова Камчатка и произвела опись и картографирование первых трех северных островов Курильской гряды и пролива между ними. Это подтверждается приведенным выше анализом вахтенного журнала бота "Св. Гавриил", Итоговой картой Первой Камчатской экспедиции, картой Морской акаде-мии, а также результатами исследований экспедиции яхт "Родина" и "Россия" в 1976 г.
Плавание Первой Камчатской экспедиции проливом между о. Шумшу и Камчаткой показало истинное расположение Камчат-ки. Географы того времени считали, что Камчатка и северный японский о. Иессо одно и то же, что лишь по недоразумению воз-никли эти два названия. На картах и глобусах Камчатка занимала колоссальную территорию, покрывая собой все Курильские остро-ва и имея южной оконечностью о. Иессо. Но зато воображение ученых создало другую землю, совершенно мифическую,- так на-зываемую Землю Компании (Terre de la Compagnie).
В результате плавания экспедиции Беринга в 1729 г. была точно определена южная граница Камчатки и доказано, что о. Иес-со не имеет с ней ничего общего. Во время этого плавания Беринг доказал, что Земля Компании не существует.
2 июля в 2.15 (2'Д) дня Беринг повернул корабль на курс NtW-^-W (340°) и следовал вдоль берега, производя опись и картографирование западного берега Камчатки с расстояния 11 - 15 миль. "С 9-го часа (вечера.- /!. С.) до 10-го часа паруса держали грот, фок, топсель, а потом до полуночи лежали без парусов" из-за безветрия. В полночь нашел "великой туман с мо-кротой" [л. 67] .
"Во 2-м часу (ночи.- А. С.) туман прочистился и оказалась земля" [л. 67] , расположенная параллельно курса корабля. В это время бот "Св. Гавриил" прошел траверз устья р. Озерная, и экипаж судна мог видеть побережье Камчатки от устья этой реки до р. Кошегочек. Гористый берег на этом участке пути правильно показан на Итоговой карте 1729 г. (см. рис. 22).
2 июля "с 5-го часа (утра.- А. С.) до полудни сияние солнца умеренное" и экипаж бота "Св. Гавриил" мог производить наблю-дения. В 10.00 утра штурман взял пеленги на береговые ориенти-ры: "устье реки Озерной SO 48°45'", "гора отлогая близ Большой реки NO 56° 15'" [л. 67]. Q
Пеленг SO 48°45'(142°) указывает на устье р. Озерная. Эта река указана на Итоговой карте 1729 г. По пеленгу NO 56° 15'(56°) на расстоянии 36 миль (по нашей карте) штурман мог видеть гору Малая Ипелька высотой 459 м.
14 августа 1976 г. в 7.30 экспедиция яхт заняла приблизитель-но то место (51°12' с. ш., 156°13' в. д.), откуда штурман бота "Св. Гавриил" выполнял указанные наблюдения. Запись в вахтен-ном журнале экспедиции яхт об этом следующая: "Пеленг на устье реки Озерной - 139°, пеленг на гору Малая Ипелька - 5°30'" [л. 67]. Незначительные расхождения в пеленговании объектов мореплавателями XVIII и XX вв. объясняются тем, что яхты не смогли совершенно точно занять место, которое занимал Беринг в момент взятия пеленгов (51°46' с. ш., 155°55' в. д.) [Отчет яхт, с. 45].
В полдень 3 июля с борта бота "Св. Гавриил" были вторична взяты пеленги на устье р. Озерная - SO 32°45'(158°) и гору Ма-лая Ипелька-NO 70° 15' (70°).
Вторичное пеленгование устья р. Озерная и горы Малая Ипель-ка экспедицией яхт 1976 г. снова дало результаты, близкие к тем, которые записаны в вахтенном журнале бота "Св. Гавриил".
Штурман бота записал в журнал результаты наблюдений, вы-полненных при астрономических обсервациях: 52° 18' с. ш., 156°01' в. д. При прокладке пути бота на современной карте широ-та места получилась равной 52° 12' с. ш., а долгота 156°03' в. д. Таким образом, ошибка по широте равна 6', а по долготе 2'.
3 июля бот "Св. Гавриил" продолжал свой путь на север по курсу 349° вдоль западного берега Камчатки. "От полудни до 5-го часа погода ясная, ветр умеренной". "В начале 5-го часа (вечера.- А. С.) пришли к устью реки Большой и легли на якорь на глубине 7-и саженях, земля мелкой песок, от берега 1 у ми-нутах (милях.- А. С.); послали шлюбку, чтобы осмотреть устье, в которое можно войтить, понеже во все годы устье переменяет-ся" [л. 67].
На Итоговой карте Первой Камчатской экспедиции довольно точно показана р. Большая. Эта река нанесена на карте Морской академии под тем же названием, под которым она указана на Итоговой карте 1729 г.
Беринг удачно выбрал место якорной стоянки у входа в р. Боль-шая. Современные лоции рекомендуют мореплавателям становить-ся на якорь именно в этом месте. Описание места якорной стоянки в журнале бота "Св. Гавриил", которое приведено выше, соответ-ствует описанию места в современных лоциях, в которых сказано, что якорное место находится в 1,3 мили от берега против входа в р. Большая, глубина на якорном месте 9 м; грунт - мелкий песок, якоря держит хорошо.
В журнале бота "Св. Гавриил" записано, что в 1729 г. в Усть-Большерецке было три "жилья": "верхнее", "среднее" и "нижнее" [л. 67]. В 6.00 вечера во время прилива бот "Св. Гавриил"-снялся с якоря и следовал в устье р. Большая. При съемке с яко-ря последний был потерян. Производить работы по поиску и подъ-ему потерянного якоря было невозможно, поскольку отсутствовали гребные суда, способные поднять якорь весом 10 пудов. Войдя в р. Большая, Беринг стал на якорь на глубине 3,5 сажен против "средних балаганов" [л. 67].
В полдень командный состав корабля определял географиче-ские координаты устья р. Большая. Широта места, определенная по Солнцу, составила 52°42' с. ш.; разность долготы от устья р. Камчатка моряки определили в 6°29' к западу, долгота полу-чилась равной 156°01' в. д. Координаты Усть-Большерецка по современным исчислениям 52°44' с. ш. и 156° 15''в. д. Штурманы бота допустили ошибку по определению широты в 2', а долготы в 14'. Это свидетельствует о большом искусстве кораблевождения Беринга, Шпанберга, Чирикова и Чаплина, учитывая примитив-ные астрономические приборы, которые были в их распоряжении. Таким образом, Первая Камчатская экспедиция Беринга про-извела опись и положила на карту восточное и западное побережье Камчатки. После Беринга у берегов Камчатки в XVIII -начале XIX в. плавали многие русские и иностранные мореплаватели, которые производили попутные описи берегов. Никто из них спе-циально описанием берегов п-ова Камчатка не занимался. Адми-ралтейский департамент в 1826 г. отмечал, что "берега Камчатки по сие время еще никем не описаны и известны только по одному плаванию капитана Беринга" [Записки, издаваемые..., 1826, с. XLIX].
В Усть-Большерецке мореплаватели встретили еще два кораб-ля - "Фортуна" и старое судно для перевозки камчатской ясачной казны [л. 67]. Штурман записал в вахтенном журнале, что делали на судне во время стоянки в устье р. Большая. "От полуночи в 9-м часу послан в Болыперецкий острог подшхипер и при нем матроз для отдачи комисару имеющихся при остроге наших остав-шихся вещей и для высылки к морю служителей нашей команды" [л. 67]. 4 июля "Св. Гавриил" продолжал стоять на якоре. Про-водились ремонтные работы после продолжительного плавания; сушили паруса, часть личного состава была занята работами на берегу [л. 67 об.].
5 июля с борта судна была видна "Опальная гора" и "за озе-ром высокая гора" [л. 67 об.].
"Опальная гора" сохранила свое название, на современных кар-тах она обозначена как сопка Опала высотой 2475 м. Дальность видимости этой сопки более 100 миль. Сопка Опала находится от устья р. Большая на расстоянии 50 миль, и экипаж бота "Св. Гавриил" мог хорошо ее видеть. 15 июля в 1.00 дня штурман еще раз сделал запись в журнале о том, что была видна "Опаль-ная гора".
"Высокая гора на 62°32' от S к Ost" (129°) была, видимо, той, которая на современных нам картах называется Большая Ипелька. Эта гора расположена от устья р. Большая в 30 милях, высота горы 1139 м позволяет ее видеть с расстояния около 70 миль. Пеленг 129° от устья р. Большая указывает именно на эту гору. Видимо, она и нанесена на Итоговой карте 1729 г. Это подтверждается местоположением горы на карте, расстоянием и пеленгом на нее от устья р. Большая. Кроме того, в районе якор-ной стоянки судна в радиусе 100 миль никаких других гор выше 1000 м нет.
13 августа 1976 г. при нахождении в устье реки за баром экспедиция яхт сопку Опала и гору Большая Ипелька не видела, так как они были заслонены прибрежными сопками. Это, по-види-мому, связано со смещением устья р. Большая к югу. Об этом явлении было известно еще Берингу, о чем свидетельствует запись в вахтенном журнале бота "Св. Гавриил" от 3 июля 1729 г. [л. 67]. Однако, когда яхты "Родина" и "Россия" вышли из устья р. Боль-шая и находились перед баром в 0,5 мили к западу от устья реки, то наблюдатели обеих яхт по пеленгу 130° на расстоянии 30 миль отчетливо видели гору Большая Ипелька и на расстоянии 50 миль - сопку Опала. Изменение пеленгов при таком перемещении наблю-дателя лежит в пределах 1-2°, т. е. не превышает ошибки пелен-гования магнитным компасом. Участники экспедиции яхт подтвер-ждают, что гора Большая Ипелька и сопка Опала - две вершины, которые по своей высоте и внешнему виду выделяются среди всех гор, расположенных на левом берегу р. Большая на расстоянии до 100 миль [Отчет яхт, с. 44-45].
6-13 июля бот "Св. Гавриил" продолжал стоять на якоре в устье р. Большая. Экипаж корабля был занят ремонтом и дру-гими делами ("Отпущены в нижний острог 2 человека служителей, люди, которые были... на боту для толмачества". "Прибыл из острогу Большерецкаго команды нашей матроз, который послан с подшхипером и солдат 3 человека") [л. 67 об.].
Судно готовилось к переходу в Охотск. Все лишние продукты и весь боезапас Беринг оставил в Усть-Болыперецке: "муки 338 пуд., 13 видов разных круп, да еще 34 пуда в 8 сумах", "поро-ху пушечнаго 6 пуд. 10 фунтов, мелкаго 1 пуд. 11 фунтов, гранат 50" [л. 67 об.]. Перед выходом в море на судно прибыли все члены экипажа, а также лица, которым было необходимо попасть в Охотск: "барабанщик да солдатов 6 человек", "лекарь", "подшхипер", "капрал, солдат 2", "иеромонах", "8 человек служителей" [л. 67 об.].
12 июля проводились работы по поиску якоря, "которой прош-лой осенью в большую воду от великих ветров оторвало и засыпало..." [л. 67 об.], однако они не увенчались успехом. 14 июля все приготовления к выходу в море были закончены. Вечером в 5.30 (5'/2), подняв якорь, пошли из устья р. Большая к Охот-скому устью [л. 67]. Одновременно с ботом "Св. Гавриил" судно "Фортуна" снялось с якоря и, следуя в кильватере головного корабля, также направилось в Охотск.
На боте "Св. Гавриил" находились: "г-н капитан, лейтенантов 2, иеромонах, мичман, подшхипер, квартирмейстер, матрозов 12, \ботовой ученик, плотничный десятник, плотников 9, парусник, конопатчик, кузнец, барабанщиков 2, солдат 13, мореход 1 да рольных: геодезист и ботовый ученик. Всего всех чинов и с слугами [офицерскими 78 человек" [л. 67 об.].
В 6.45 (63Д) вечера "вышли из устья на полную воду... паруса держали грот да фок" [л. 67 об.]. При слабом ветре судно медленно направилось курсом в Охотск. Выйдя в Охотское море, ккомандир корабля вместе со своими штурманами, как записано в журнале на 9.00 утра 14 июля, приступил к прокладке курса корабля.
15 июля бот следовал прямым курсом на северо-запад, в Охотск.
В 4.00 прошли траверз "горы Опальная" на расстоянии 50 миль.
Погода стояла облачная, с полудня до 5.00 вечера паруса держали топсель и брифок; в 5.00 подняли грот. С 5.00 вечера и до полу-дня следующих суток шел дождь [л. 68].
На следующий день 16 июля дождь перестал, но спустился густой мокрый туман, видимость почти отсутствовала. По счисле-нию бот "Св. Гавриил" находился на 54°55' с. ш.- за сутки бот лрошел 120 миль [л. 68].
17 июля видимость улучшилась: штурман определил широту 'места по Солнцу 54°55' с. ш., склонение компаса получилось рав-i яым 6°52'Ost. Из-за слабого ветра скорость не превышала 3 узлов, всего за сутки была пройдена 41 миля [л. 68 об.].
18 июля плавание продолжалось в прежнем направлении на северо-запад при облачной и туманной погоде, временами шел дождь. В 3.00 дня ветер переменил направление и моряки, поста-вив все паруса, пошли полным ходом. В течение всех этих суток ветер был попутный, и за сутки прошли 122 мили. В полдень находились на 56° 14' с. ш., разность долготы от устья р. Большая составила 7° 11' [л. 68 об.].
19 июля ветер стал круче, скорость судна уменьшилась до 3 узлов и менее, а временами из-за безветрия лежали в дрейфе. Погода была "пасмурная, туман с мокротой" [л. 69]. Из вахтенного журнала бота "Св. Гавриил" за период перехода из Усть-Больше-рецка в Охотск видно, что большинство дней плавания были пас-|:мурными или дождливыми f л. 69]. Это соответствует метеороло-? гической характеристике района плавания, приводимой в современных лоциях.
20 июля ветер оставался таким же слабым, "держали грот, oфок, топсель, кливер". Видимость была хорошая, и в полдень штурман дважды определял по Солнцу место корабля: в 11.00 дня 57°24' с. ш., в полдень 57°26' с. ш. [л. 69].
21 июля бот "Св. Гавриил" находился на 58°01' с. ш, и в раз-ности долготы от Усть-Болыиерецка 11 11', т. е. на подходе к Охотску. В этот день моряки определили постоянное течение Охот-ского моря в районе нахождения судна и нашли его равным
SWtW-Tj- W . На долготе Охотска и 58° с. ш. поток течения, сле-дуя вдоль северо-западного берега Камчатки, постепенно откло-няется на северо-восток, что совершенно правильно было опреде-лено Берингом и записано в журнале.
22 июля по счислению должен был открыться северный берег Охотского моря. Поэтому ночью спустили все паруса, оставив один брифок, и измеряли глубину моря лотом. В 5.00 утра увидели на горизонте землю [л. 69 об.]. Это был участок берега в районе устья р. Охота.
Следует еще раз отметить высокое искусство кораблевождения В. Беринга, М. Шпанберга, А. Чирикова и П. Чаплина. Несмотря на то что плавание проходило преимущественно при плохой метео-рологической обстановке, командир корабля и штурманы привели корабль точно к назначенному месту.
В 7.00 утра 22 июля подошли к устью реки на 8 миль; с ко-рабля был отправлен штурман на шлюпке для промера фарватера в устье р. Охота, вход в которую представляет определенную трудность.
В полдень стали на якорь на глубине 8 сажен; запись глубины якорного места в журнале сопровождается характеристикой грун-та - "мелкой песок" [л. 69 об.]. Место устья р. Охота было опре-делено 59° 13' с. ш., ошибка составляет всего 7'. Долгота опреде-лена совершенно точно: по вахтенному журналу разность долготы 13°14'37. Долгота устья р. Большая 156°18' в. д., устья р. Охо-та - 143 04' в. д., разность составляет 13° 14'. В журнале бота "Св. Гавриил" разность долгот отличается от фактической на 0'37 [л. 70].
23 июля в 3.00 дня экспедиция Беринга подошла ближе к устью реки и стала на якорь на глубине 5 сажен. В 4.00 дня прибыл штурман и доложил, что начался отлив и войти в устье р. Охота невозможно. Беринг переменил место якорной стоянки, став на якорь дальше от берега. В 7.00 утра 23 июля во время прилива бот "Св. Гавриил" начал переход в устье р. Охота по фарватеру, промеры которого были сделаны штурманом кораб-ля [л. 70].
24 июля в полдень бот "Св. Гавриил" стал на якорь на рейде Охотска (рис. 23). Охотск - самый старый и в течение длительного времени единственный порт России на Тихом океане - долго играл чрезвычайно важную роль в развитии морских торговых путей на Дальнем Востоке [Алексеев, 1958, с. 3]. В честь благополучного завершения перехода на боте "Св. Гавриил" был произведен салют из 5 пушек. "Поставили бот подле берега. И приказал господин капитан бот разснащивать" [л. 70].
25-26 июля "выгружали с бота провиянт, артиллерийские и ботовые вещи на берег; бот разснастили весь... Все служители с бота переехали в острог, токмо оставлен на карауле и для сдачи бота и вещей всяких охоцкому управителю подшхипер и матрозов 5 че-ловек" [л. 70]. Такова последняя запись в вахтенном журнале бота "Св. Гавриил". Закончилось плавание Беринга в 1729 г., а вместе с ним и Первая Камчатская экспедиция.
Задачи, поставленные перед экспедицией на 1729 г., были вы-полнены. Было продолжено описание берегов северо-восточной Азии, начатое в 1728 г., на карту было нанесено западное и вос-точное побережье Камчатки и острова, открыт морской путь из Тихого океана в Охотское море, определены южные границы Кам-чатки, доказано отсутствие мифических земель к востоку и югу от Камчатки и др.
Территориальные и океанографические открытия экспедиции Беринга в 1729 г. приведены в таблицах 2 и 3 (Приложения).