Оригинальная статья: http://scout.chg.ru/

В ПОГОНЕ ЗА КОНЮХОВЫМ ПО ИНТЕРНЕТУ  

СОДЕРЖАНИЕ

  •  Федор Конюхов идет в кругосветной гонке девятым
  • Все на юг, а Федор Конюхов на север
  • Меня считают сумасшедшим
  • Приглашение на ЭКСПО-98
  • С бала на корабль
  • Федор Конюхов почетный гражданин Находки
  • Все выше и выше
  • Миллиардер комплексует
  • Конюхов идет на рекорд
  • Шестая вершина покорена
  • Сорокоградусная с портретом Конюхова
  • Санкт-Петербургские Ведомости + 103(1528), 30 мая 1997
  • Одинокий скиталец
  • Спрессованное время
  • Правда на доли не делится
  • Федор Конюхов готовится поднять паруса
  • Одинокий странник Федор Конюхов
  • ЧЕТВЕРТЫЙ ПОЛЮС ОДИНОКОГО СТРАННИКА

Федор Конюхов идет в кругосветной гонке девятым

 
В мировой гонке вокруг света яхтсменов-одиночек, стартовавшей 26 сентября из американского порта Чарльстон, лидирует 38-летний француз Марк Терселин.

Его лодке "Самвээ" осталось до промежуточного финиша в южноафриканском порту Кейптаун 3495 миль. На втором месте идет единственная женщина, пробившаяся на регату, Изаебель Аутиссер. Ей 41 год, она тоже представляет Францию. От лидера она отстает всего лишь на 70 миль. Третье место пока держит англичанин Джо Халл. От Марка Терселина его отделяют 124 мили. Российские спортсмены Федор Конюхов и Виктор Языков в общем зачете занимают 9 и 15 места.

Л. Виноградов



  Все на юг, а Федор Конюхов на север

 

С большой неожиданности началась кругосветная гонка яхтсменов одиночек для нашего незаурядного земляка Федора Конюхова.

В первый же день при пересечении течения Гольфстрим его яхта с красивым и редким именем "Современный гуманитарный университет" попала в сильный шторм. Яхтсмену пришлось срочно убирать паруса, и яхта оказалась во власти ветра и волн. По телефону космической связи Конюхов передал своему помощнику Флориану Шестаковскому, что лодку крутит и дрейфует на север, хотя идти надо к югу Африки.

Гонка, в которой участвуют более 30 спортсменов парусников, взяла старт 26 сентября в американском порту Чарльстон. Впереди у гонщиков 27 тысяч миль пути вокруг планеты. Так что у Конюхова и его "университета" все еще впереди.

Л. Виноградов



 
  Меня считают сумасшедшим

 

В кругосветной гонке яхтсменов-одиночек, которая стартует 26 сентября из американского порта Чарльстона, соперниками российского спортсмена Федора Конюхова будут 35 яхтсменов из 29 стран. Парусники некоторых из них оборудованы на уровне космических кораблей, и их стоимость приближается к 7 млн. долларов. Яхта представителя России намного скромнее остальных судов, но за плечами Конюхова два кругосветных путешествия на крейсерских яхтах. Потому Федор намерен на равных бороться с конкурентами. Предельный ход яхты россиянина 25 узлов.

Федор Конюхов первый и пока единственный представитель России в мировой гонке яхтсменов-одиночек. Никогда ранее в этих престижных соревнованиях, проводимых один раз в четыре года, ни российские, ни советские яхтсмены не участвовали.

Что движет этим странным бородатым человеком с глазами ребенка? Необузданная жажда пространства? Или простой азарт? Сам Конюхов отвечает на этот вопрос коротко и довольно тривиально:

- Я делаю то, что должен делать каждый, - раздвигаю пределы человеческих возможностей. Многие считают меня сумасшедшим. Но, по-моему, оставаться дома вот настоящее сумасшествие! Когда я долго нахожусь в городе, у меня возникает острая потребность смахнуть с себя грязь цивилизации, уйти и начать жить. Время в экспедициях удивительно спрессовано. Его хватает на все: думать, читать, писать книги и картины. Здесь же мы все задыхаемся от его нехватки, бегаем, суетимся. А жизнь проходит.

- Рассчитываете прийти первым?

- Вряд ли, моя яхта не самой лучшей категории. Но занять место, скажем так, шестое, шансы есть. Конечно, как спортсмен, я буду стремиться к выигрышу, но главное не это. Главное сопутствующая научная работа.

- То есть?

- Видишь ли, моя учеба на юридическом факультете это своеобразный эксперимент: может ли человек получить образование, находясь за тысячи километров от цивилизованного мира? А в случае со мной еще и в экстремальных условиях. В рамках этого эксперимента вуз снабдил меня всей необходимой техникой (яхта, кстати, так и будет называться: "Современный государственный университет"). Предполагаются и психологические исследования. Ежедневно в специальном журнале буду фиксировать зависимость моей способности от условий окружающей среды, физических нагрузок и так далее. Смогу ли я не выпасть из учебного процесса, вовремя сдавать сессии и зачеты посмотрим. Все это проанализируют университетские психологи, и на основе совместных наблюдений будет сделана программа дистанционного обучения для моряков, спортсменов и других людей, которые смогут получить необходимые знания вдали от родного вуза.

- Каким образом будет проходить обучение?

- Вся программа обучения заложена в компьютер-ноутбук, который я возьму с собой. Связь же с университетом будет происходить при помощи факс-модема через спутник. Закончится эта гонка в мае 1999 года, а уже в ноябре начнется следующая. На этот раз французская вокруг света нон-стопом, без заходов в порты.

- А потом?

- А потом переход в одиночку через Сахару, испытание организма на прочность. Это тоже связано с моим обучением. Предстоит выяснить, как влияет высокая температура на мыслительные процессы человека. Затем попытаюсь пересечь океан на весельной лодке. Лодка, кстати, уже строиться в Твери. Называться она будет "Афанасий Никитин". Дальше на очереди полет на воздушном шаре вокруг света. И, наконец, в 2004 году, если все будет нормально, погружусь в батискафе на дно Марианской впадины.

Р. Гильфанов


http://vladivostok.com/rp/N49_96/IKSPO.HTM Приглашение на ЭКСПО-98

Получил известный путешественник наш земляк Федор Конюхов. Ему предложено продемонстрировать собственную экспозицию с материалами об экспедициях на Северный и Южный полюса. ЭКСПО-98 пройдет в Португалии. Федор Конюхов станет первым путешественником в мире, персонально показывающим на ЭКСПО свои достижения.

Стоит заметить, что его поход на Южный полюс в начале нынешнего года и подъем на высочайшую вершину Антарктиды - массив Винсон, считается абсолютным мировым рекордом среди путешественников и вошел в книгу достижений человечества за все времена.

Ближайшие планы Конюхова на грядущие пять лет - новый поход в Антарктиду, в одиночку он попытается пересечь ледовый континент. Этого пока не удавалось сделать никому.

С. БАРЬЯШ,

соб. корр. г. Находка


http://ti.megabit7.ru/xtrim/aalone.htm С бала на корабль  

Федор Конюхов один из 23 представителей планеты, удостоенный звания лауреата премии GLOBAL-5ОО в 1987 году 25 мая 1998 в штаб-квартире Организации Объединенных Наций было объявлено, что россиянин Федор Конюхов стал лауреатом престижной премии GLOBAL-500 за выдающийся вклад в защиту окружающей среды. Награду ему вручил 5 июня 1998 г. директор UNEP Клаус Топфер. 5 июля Федор отправится в свое третье кругосветное плавание. Around Alone самая престижная кругосветная регата, в которой участвуют шкиперы-одиночки.

Федор уже дважды обошел вокруг света на яхте, пересек на велосипеде Европу и Азию. Он один из немногих кто достиг и Северный и Южный полюса, пересек Северный Ледовитый Океан, покорил Эверест. Все эти достижения были направлены на, то, чтобы привлечь внимание общественности как к глобальным, так и региональным экологическим проблемам. Он основал школу для молодых путешественников на Дальнем Востоке. Конюхов построил две церкви, написал несколько книг, много картин (является членом Союза художников России. Приз GLOBAL-500 был основан 1987 году. Его лауреатами стали: французский исследователь моря Жак Ив Кусто, бывший премьер-министр Норвегии Гро Гарлем Брунтланд, экс-президент США Джимми Картер. Из россиян стал лауреатом GLOBAL-500 и Юрий Лужков, за усилия, направленные на улучшение экологической ситуации в Москве. Редакция T&i является эксклюзивным представителем Федора Конюхова в Сети. Мы планируем ежедневно получать от Федора мультимедийную информацию по спутниковым и радиолюбительским каналам связи. Приходите!



 

http://vladivostok.com/sportprim/N32_96/FKON.HTM
  Федор Конюхов почетный гражданин Находки  

Такого почетного звания удостоен неутомимый путешественник, исследователь и художник. Распоряжение об этом подписал мэр города Виктор Гнездилов. Своими походами и восхождениями, велопробегом и плаваниями Федор Конюхов принес Находке славы, наверное, побольше, чем все вместе взятые футболисты "Океана".

Федор является одним из немногих приморцев, носящих, к тому же, звание заслуженного мастера спорта, присуждаемое, как известно, за выдающиеся спортивные достижения. На его счету покорение Северного и Южного полюсов Земли, восхождения на самые высокие вершины мира, рискованные одиночные морские путешествия и многое другое. Ведущий телеклуба путешественников Юрий Сенкевич называет Конюхова одним из самых выдающихся россиян в этой области.

Как всегда, находкинец полон энергии и планов. Будем откровенны: некоторые из них весьма утопичны, нереальны, по привлекают оригинальностью и, наверное, захватывают дух у тех, кто увлечен романтикой странствий. В его характере есть одна деталь - он никогда не успокаивается на достигнутом. Буквально через день после завершения многомесячного прохождения по "Белому безмолвию" он заявил о желании покорить очередной пик. Не сомневаемся в том, что скоро Федор Конюхов расскажет о каком-нибудь новом головокружительном проекте. Он такой.


 

http://vladivostok.com/rp/97/N15/VI.HTM
  Все выше и выше  

Федор Конюхов все больше тяготеет к столице. Видимо, находит здесь полное понимание своих замыслов. Вот и восхождение на высочайщую гору Австралии - пик Костюшко - он посвящает 850-летию Москвы. Федор на этой неделе вылетел на "зеленый" континент. А в мае он планирует покорить гору Мак-Кинли в Северной Америке. Таким образом он станет первым россиянином, которому удалось побывать на самых высоких вершинах всех континентов Земли.



 

http://vladivostok.com/rp/N22_96/MIL.HTM
  Миллиардер комплексует  

Как известно, наш отважный земляк и прославленный путешественник Федор Конюхов находится сейчас в первопрестольной, где выбивает деньги на свой проект - одному пройти на паруснике "Надежда" (кстати, родной сестричке нашей "Паллады"). Пробивался Конюхов и к долларовому миллиардеру господину Брынцалову. И представьте, пробился. Богач Федора принял и даже выслушал.

А потом сказал, поразмыслив:

- Я тебе готов дать миллион. Долларов, разумеется. Но при одном условии.

- Каком? - поинтересовался Конюхов.

- При том, - ответил российский Крез, - что на борту твоего парусника должно быть начертано имя моей любимой женщины.

Не правда ли, интересное предложение? Будь этот корабль собственностью Федора, за миллион долларов, может быть, и можно было бы пойти на такой шаг. Но поскольку судовладельцем числится наша морская Академия и зарегистрирован парусник именно, как "Надежда", то дальше разговор с Брынцаловым как-то не пошел. Комплексует что-то наш богач и кандидат в президенты.

...А кстати, понимание и помощь Федор Конюхов нашел у другого земляка, министра транспорта РФ Николая Цаха. Причем, без всяких корыстных или амбициозных условий. Так что "Надежда" остается "Надеждой".

С. ДМИТРИЕВ.


 

http://vladivostok.com/rp/N17_96/KON.HTM
  Конюхов идет на рекорд  

Пентомаран "Гелиос", построенный по чертежам российского академика Роберта Ряйккенена, поведет в испытательное плавание Федор Конюхов. Об этом его попросил сам изобретатель скоростного парусника. Он во всех отношениях необычен: имеет пять корпусов, может под парусами развивать скорость до 25 узлов, не теряя хода по океанским волнам с креном до 35 градусов. Судно имеет длину в 20 метров, а ширину - 16. Оно рассчитано на управление экипажем из двенадцати человек. Но Федор по просьбе академика совершит кругосветное плавание в одиночку. Причем, не только для рекламы, но и для того, чтобы установить мировой рекорд, т.е. обернуться вокруг Земли за 87 суток. Старт этому плаванию будет дан в декабре от берегов Австралии.

С. БАРЬЯШ,

соб. корр. г.Находка.



 

http://www.muh.ru/N3/31P.htm
  Шестая вершина покорена  

 

17 февраля 1997 года известный русский путешественник, студент СГУ, Фёдор Конюхов совершил восхождение на шестую вершину (пик Костюшко 2.228 метров) - самую высокую точку Австралии. Впереди седьмая вершина, последняя в программе покорения величайших высот мира.

Желаем успехов в преодолении всевозможных трудностей, встречающихся на пути отважного путешественника.


http://vladivostok.com/rp/98/N6/40.htm
  Сорокоградусная с портретом Конюхова

Московский завод Стелаа АО "Мономан" начал выпускать сорокоградусную водку с именем и портретом известного путешественника нашего земляка Федора Конюхова. Пока с конвейера сошло лишь пять тысяч бутылок. Этот горячительный напиток приготовлен из специального зернового спирта, природной воды высокой очистки. А отпускная цена 12 рублей 50 копеек за бутылку. Стоит заметить, что сам Федор Конюхов стойкий трезвенник и всегда пропагандирует здоровый образ жизни. В феврале планирует отправиться в очередную кругосветку на яхте по следом великих русских мореплавателей.

С. БАРЬЯШ



http://www.dux.ru/spbved/arts/spbved-1528-art-59.html Санкт-Петербургские Ведомости + 103(1528), 30 мая 1997

 

Одиссея Федора Конюхова Знаменитый путешественник Федор Конюхов стал первым россиянином, побывавшим на всех самых высоких вершинах семи континентов. Он завершил проект "Семь вершин мира" после восхождения на высочайший в Северной Америке пик Мак-Кинли (6194 м). До этого такую одиссею удалось осуществить лишь легендарному итальянскому альпинисту Реингольду Месснеру. Вчера Федор вернулся в базовый лагерь и 1 июня наметил прибыть в Анкоридж (Аляска). Покорение пика Мак-Кинли стало последним этапом проекта восхождения отважного путешественника на Эверест (8848) в Азии, массив Винсона (5139) в Антарктиде, Аконкагуа (6960) в Южной Америке, Эльбрус (5642) в Европе, Килиманджаро (5985) в Африке и пик Косцюшко (2230) в Австралии.



http://vladivostok.com/rp/97/N30/Skit.html
  Одинокий скиталец   ФЕДОР КОНЮХОВ - ЕДИНСТВЕННЫЙ РОССИЯНИН, ПОКОРИВШИЙ СЕМЬ САМЫХ ВЫСОКИХ ВЕРШИН МИРА

Недавно с Аляски пришла сенсационная весть: русский путешественник Федор Конюхов успешно покорил североамериканскую гору Мак-Кинли - последнюю из семи высочайших вершин мира, которые он дал слово покорить в честь 850-летия Москвы.

Готовя этот своеобразный подарок, ему пришлось побывать на всех континентах планеты - в Европе, Азии, Южной и Северной Америке, Африке, Австралии и Антарктиде. Именно там расположены взятые им Эльбрус, Эверест, массив Винсон, Анкогуа, Килиманджаро и пик Косцюшко. Со взятием Килиманджаро Конюхова поздравил мэр нашей столицы Юрий Лужков. После покорения Мак-Кинли и пика Косцюшко приветственные телеграммы прислали президент США Билл Клинтон, мэр города Анкориджа и губернатор штата Аляски.

Конюхов - единственный россиянин, побывавший на всех этих далеких высотах. Это как будто о нем пел Владимир Высоцкий: "И в мире нет таких вершин, что взять нельзя". И все-таки откуда в наше такое прагматичное время берутся романтики-путешественники?

Внук офицера и сын азовского рыбака. Федор воспитывался в спартанском духе: ходил на путину в Азовском и Черных морях, купался в холодной воде, мог пробежать несколько десятков километров, спал на сеновале... В пятнадцать лет переплыл Азовье на шлюпке под веслами. Позже, из бухты Врангеля, что близ Находки, куда переехала семья, он отправился в рискованное плавание на яхте по пути Витуса Беринга, затем по маршруту Владивосток-Сахалин-Камчатка-Командорские острова. Свирепые арктические ветры в шторм здесь ломают мачты даже на крупных фрегатах, а что можно сказать об утлом суденышке? Но Федор и его экипаж выдержали напор стихии. Во время стоянки яхты у камчатских берегов Конюхов еще и сбегал на заснеженную вершину сопки Ключевская, высота которой как-никак 4750 метров. "Это была просто тренировка", объясняет он сам. Оказывается, именно тогда, в свои двадцать пять Конюхов и задумал покорить семь вершин.

А как его "занесло" на земные полюса? Тоже интересная история. Дело в том, что дедушка будущего путешественника, подполковник русской армии служил с офицером Георгием Седовым. Федор не забыл о полученном от него завещании - осуществить мечту друга и покорить Северный полюс. В 1988 году он принял участие в трансарктическом лыжном переходе по маршруту Северная Земля (мыс Арктический)-Северный полюс-Канада под руководством Дмитрия Шпаро. На следующий год - еще один поход к Северному полюсу, теперь уже вдвоем с опытным полярником Владимиром Чуковым, который длился 65 дней. Получив опыт странствий во льдах и необходимую закалку, Федор двинул к полюсу в одиночку и на семьдесят второй день достиг цели!

После этого на него напала какая-то "полярная лихорадка". Почему иностранные путешественники достигали Южного полюса, а русские до сих пор нет? Ведь открыли Антарктиду именно наши офицеры - Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Снова в одиночку Федор отправился в путь. 1500 километров прошагал за 58 дней по белой пустыне со 135-килограммовым грузом. А 7 января прошлого года, в день православного Рождества, достиг южной макушки Земли. Сам себе крикнул "ура!", перекрестился и развернул флаги России и Москвы.

Шел он к полюсу не праздно. По поручению Министерства атомной энергетики измерял естественное радиационное поле Антарктиды. По заданию Института медико-биологических проблем вел наблюдения над самим собой - оценивал физическое и психологическое состояние человека, на организм которого одновременно воздействуют большая высота (свыше 6 тысяч метров над уровнем моря), низкая температура (до минус 60 градусов), постоянный сильный ветер (до 30 метров в секунду). Потом специалисты установят, что тренированный организм спортсмена даже в таких экстремальных условиях заметных изменений не претерпел.

Одновременно путник вел подробный путевой дневник, который мог стать ценным дополнением к научным наблюдениям. Итог - после каждого своего основательного путешествия привозил готовую рукопись. Издана пока только одна из них "Русский путешественник", в которой рассказывается об уникальном одиночном кругосветном плавании на яхте. Длилось оно 244 суток. Вот как эмоционально автор описывает встречу с легендарным мысом Горн, куда хаживали Магеллан, Кук, Крузенштерн, Лазарев, Головнин... "Я мечтал о нем еще мальчишкой, разглядывая карту океана, перечитывая книги мореплавателей, которым посчастливилось здесь пройти и остаться живыми. Раньше я его представлял только по книгам, а сейчас моя яхта проходит место, которое испокон веков известно как "кладбище кораблей". Я плачу, слезы намного солонее, чем вода пролива Дрейка. Они горячими струйками катятся по щекам и попадают в рот. Здесь меня никто не видит и мне не с кем поделиться тем, что я вижу мечту своего детства, тот кусочек скал, который не давал мне покоя все эти годы... Прямо по носу появился айсберг. Вывихнутый палец очень болит и причиняет неудобства в работе. "Караана" не удержалась на крутой волне и задела ледовую гору. От резкого поворота падаю на левый борт и проламываю надстройку головой..."

Во время одного из таких путешествий Конюхов стал сам дедом, чему несказанно рад. Но скитания его на этом не закончились: план новых походов расписан до 2000 года!

Л. ЧЕРНОУСЬКО,

капитан 1 ранга, член Российского

географического общества. "РГ".


http://www.muh.ru/N2/24P.htm Спрессованное время

 

АНОНС: "Да, я по-своему в своих путешествиях сошел с ума. Семь месяцев я находился наедине с океаном. Затем три месяца слышал грохот лавин, сходящих со склонов Эвереста. На пути к полюсу мне светило незаходящее солнце, мой слух не терзали неестественные звуки. Такое одиночество рождает чистоту... Оставаться дома - это настоящее сумасшествие..." из интервью знаменитого путешественника, а с недавних пор еще и студента юридического факультета СГУ Федора Филипповича Конюхова.

 

Краткая справка: Федор Филиппович Конюхов. Год рождения 1951. Профессиональный путешественник, заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан, альпинист. Среди профессиональных путешественников мира является самым универсальным. Участник около 40 экспедиций, в числе которых: трансарктический лыжный переход СССР-Северный полюс-Канада, первый советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка - Ленинград, одиночные экспедиции к Северному полюсу, одиночное безостановочное плавание вокруг света на яхте "Караана" (224 дня), кругосветная экспедиция на яхте "Формоза" с заходами на все континенты (508 дней), одиночный поход к Южному полюсу с последующим восхождением на высшую точку Антарктиды массив Винсон, одиночные восхождения на Эльбрус, Эверест, Аконкагуа, Килиманджаро.

Что движет этим странным бородатым человеком с глазами ребенка? Азарт? Поиски священного Грааля? Необузданная жажда пространства? И первое, и второе, и третье. Сам Конюхов отвечает на этот вопрос коротко и довольно тривиально: "Я делаю то, что должен делать каждый, - раздвигаю пределы человеческих возможностей." Какая-то гремучая смесь из человеческой гордыни и христианской морали угнетенной плоти. Смею предположить, что главное для Конюхова все же не это, а... как бы поточнее выразиться - обостренное чувство собственного существования. "Время там удивительно спрессовано", - сказал Конюхов в интервью. То, что разбросано по всей человеческой жизни в виде коротких озарений, прорывов в ткани отупелого, почти растительного существования, в виде мгновений, когда мы тождественны сами себе и своей человеческой сущности, - все это укладывается в рамки одиночного похода куда-нибудь на Северный или Южный полюс. И именно это чувство позволяет Конюхову с беспечной легкостью заявлять: "Я счастлив, что нахожусь один во Вселенной!"

Полистаем дневники Конюхова. Здесь и ощущение собственной отделенности от мира и человеческого сообщества, вначале блаженное, затем ужасающее и наконец превращающееся в привычку. И по-паскалевски жесткая констатация хрупкости человеческого бытия перед лицом разбушевавшейся стихии: "Все такое хрупкое, что стоит такой стихии раз подняться - и она поглотит нас! Под тобой глубина-бездна, над тобой глубина-бездна; где конец всему этому? Страшно выключить свет." И осознание абсурдности нашей жизни: "Где я? Что мне здесь делать? Почему именно мое тело захотело и отправилось слишком далеко, как нельзя больше и дальше от родного дома? Наверное, только моя душа будет дальше после моей смерти."

Странно, как при такой жизни Конюхову удалось сохранить свой рассудок в здравии. Возможно, спасительным якорем была глубокая вера и мощный заряд фатализма, без которого человеку его профессии просто не выжить. Можно привести массу случаев, когда по всем раскладам Конюхов должен был погибнуть: когда однажды во время лыжного похода провалился под лед Ледовитого океана, когда на полном ходу штормовая волна смыла его за борт парусной яхты. То, что он оставался жив, иначе как вмешательством сверхъестественных сил объяснить невозможно. Недаром время от времени Конюхов замечает таинственные огненные шары, сопровождающие его на трассе путешествий. Отправляясь в каждое из этих путешествий, Федор никогда не может сказать наверняка: вернется ли он назад. В его мире действует принцип лотереи, предопределение, окрашенное в яркие божественные краски. Краски с иконы Николая Чудотворца, которую Конюхов берет с собой в каждый свой поход. А каждый новый поход для него - это еще один шаг на пути разрешения загадок Судьбы и Времени, бешеных вопросов, мучивших во время оно еще Одиссея.

Одиссея самого Федора Конюхова началась тридцать лет назад, когда он, будучи ровесником жюль-верновского Дика Сэнда, в одиночку пересек на рыбацкой весельной лодке Азовское море. Сколько соленой морской воды утекло с тех пор.

- А что ты хочешь, - усмехается Федор, сидя за крепким дубовым столом в своем офисе в Староваганьковском переулке, - я ведь вырос на Азовском море. Мой дед был знаком с Георгием Седовым и потому воспринял его неудачу как свою личную трагедию. Он считал, что именно азовские рыбаки должны оправдать Седова, довершить начатое им и внушал мне мысль о том, что я должен стать путешественником и дойти до Северного полюса. Я не возражал. Наоборот, с юности стал усиленно готовиться к походу. Пять лет прожил на Чукотке, учился управлять яхтой, водить собачью упряжку. Жизнь показала, что не зря. На сегодняшний день я побывал на Северном полюсе уже три раза. В первый раз, когда мне было 36 лет, стоя на макушке мира, я понял, что путешествия стали для меня образом жизни. И сейчас, когда мне уже 45, я не изменил своему предназначению. Стены штаб-квартиры недавно образованного Клуба Путешественников Конюхова, увешены разноцветными графиками, географическими картами с вычерченными траекториями конюховских походов, рисунками и фотографиями самого Федора. Тут же - верная спутница любого романтика, смуглая широкобедрая гитара и пара огромных рыжих горных ботинок. А в углу, у самого окна - несколько икон.

- Мой дед, царство ему небесное, любил говаривать, что настоящий путешественник должен быть ученым человеком. Вот я и учусь всю свою сознательную жизнь. Начал с одесской мореходки, где получил диплом штурмана- навигатора. Потом выучился на механика: путешественник всегда должен рассчитывать на свои силы. Ну, и на помощь божью, конечно... Человек, как существо духовное, не может обойтись без веры. И чтобы духовно не растеряться в этом мире, я закончил Ленинградскую Семинарию. Кроме всего перечисленного, Конюхов замечательный художник, член Союза художников России.

- Когда находишься наедине с природой и видишь красоту, что тебя окружает, трудно удержаться от того, чтобы не взять в руки карандаш, кисть или фотоаппарат. Я благодарен Богу за то, что он дал мне талант. Мне оставалось только усовершенствовать этот талант, отшлифовать его, в чем мне и помогло Белорусское Художественное училище. Рисовать очень люблю, и не рисую только в сильный шторм. Тут уж как бы выжить. Одна ошибка - и ты за бортом. На помощь звать некого. Часто даже спать приходится уперевшись руками и ногами в стены каюты - так болтает.

- А стихи не пишите?

- Пишу, но больше для себя. Для душевной разрядки. Я ведь долгие месяцы провожу в одиночестве, естественно возникает желание выговориться. Многие образы, возникающие в дневниковых записях Конюхова сделали бы честь любому "профессиональному" поэту. Вот например такие, совершенно дантовские строки: "Шторм подобен вампиру, высасывает жизнь из уставшего охладевшего тела. Лежа в спальнике, прислушиваюсь к свирепствующему ветру, который проносится над отчаявшимся миром. В его свисте слышен крик погибших в этих водах душ. Они взывают ко мне..." Следующей вехой на пути "вечного ученичества" стал для Конюхова юридический факультет Современного Гуманитарного Университета.

- Понимаешь, - объясняет Конюхов, сжимая в кулаки сильные жилистые ладони, - риск ведь есть не только в океане, но и здесь, в цивилизованном мире. И, может быть, даже больший. К примеру, для осуществления нового проекта (кругосветное путешествие на паруснике за 100 дней - Р. Г.) мне нужна яхта. Эта яхта одна из самых лучших и быстроходных в мире. Вот посмотри! (протягивает фотографию). Длина ее 26 метров. Она уже участвовала в групповой гонке вокруг света с экипажем в 18 человек и заняла второе место. Стоит эта яхта 300 тысяч долларов и ждет сейчас в марсельском порту. Нужно ее купить, растаможить, ввезти в Россию и т. д. Я не могу подставить своих товарищей, поэтому все счета, договора, всю документацию приходится проверять самому: поневоле станешь юристом. А СГУ, пожалуй, единственный вуз, где я могу учиться независимо от графиков путешествий. Дистанционная система обучения очень удобна в этом смысле. Во всех путешествиях меня будет сопровождать портативный компьютер. С помощью спутниковой связи я буду посылать в СГУ выполненные задания. Такая форма обучения очень актуальна. Ведь множество людей - моряки, рыбаки, исследователи на полярных станциях - месяцами оторваны от цивилизованного мира. А компьютер позволит им обучаться на расстоянии. Или, допустим, у нас в Находке: ведь нет ни одного вуза, а народ живет не бедный, и компьютер могут себе позволить многие. Так что, пусть поступают в СГУ.

- Какие путешествия запланированы на ближайшее будущее?

 
 

- В рамках программы "7 вершин мира", я в одиночку поднимусь, к апрелю, началу мая - на пик Мак Кинли, что на Аляске. На вершине укреплю флаг СГУ, как на пике Костюшки и на Килиманджаро. Ну, а с 12 июня отправляюсь на яхте вокруг света. Попытаюсь установить новый мировой рекорд - обогнуть землю-матушку за 100 дней. Проект подготовлен совместно с фирмой Старт будет дан из австралийского порта Хобарт. День Независимости России 12 июня 1998 года встречу в Лиссабоне, где под эгидой ЮНЕСКО откроется международная выставка "Человек и океан". В числе прочих там будут выставляться и мои картины. Когда Конюхов говорит о любимом деле, он становится похож на проповедника. Говорит изящно и убедительно. Длинные волосы с прямым, "православным", пробором, густая борода и чистые голубые глаза, глаза подвижника или ребенка - все это завораживает.

Но никогда не скажешь, что перед тобой - настоящий морской волк, человек, жизнь которого может затмить любой приключенческий роман. Чего стоит хотя бы схватка с пиратами, захватившими его яхту у одного из Филиппинских островов. Конюхов отыскал похищенную яхту, пробрался на нее ночью, вступил в бой с двумя бандитами, охранявшими "Формозу", связал их, усадил в лодку, привязал ее к бую и... был таков.

- Одна из задач предстоящей яхтенной кругосветки - проверить, как будет работать техника, которой меня оснастит СГУ, на таком удалении от цивилизованного мира, - говорит Конюхов. - Вначале вообще была идея отправиться в кругосветку на подводной лодке, но слишком уж много проблем возникало: постоянная дозаправка горючим, опасность столкновения на трассе с кораблями. На яхте в этом смысле проще, трасса парусника проходит по местам, где нет активного судоходства. Во время путешествия на "Караане", например, я встретил первые корабли - несколько рыбацких шхун только у Новой Зеландии...

- Федор Филиппович, вы - православный христианин, выпускник духовной семинарии. А вам не кажется, что все ваши путешествия в одиночку суть проявления гордыни человеческой?

- Конечно. Я отдаю себе в этом полный отчет. Но не хочу искушать опасностью других людей и поэтому путешествую один. Этим мой грех не искупляется, но ведь и не усугубляется, правда? - Федор улыбнулся. - Я ведь, по долгу службы очень здравомыслящий человек и понимаю, что когда отдам душу Богу и предстану перед райскими вратами, апостол Павел со связкой ключей в руках даст мне от ворот поворот. И все потому, что я - тщеславный человек. Но мои одиночные путешествия не только вопрос тщеславия; когда я один, я чувствую, как я живу. Я предоставлен себе, никто мной не управляет. Находясь в цивилизованном мире, все мы волей неволей становимся рабами обстоятельств. Мы постоянно должны что-то делать, куда-то ехать, с кем-то встречаться. И в результате у нас не остается времени задуматься над тем, кто мы такие и зачем топчем землю. Одиночество же рождает чистоту. Многие считают меня сумасшедшим. Но по-моему, оставаться дома - вот настоящее сумасшествие! Когда я долго нахожусь в городе, у меня возникает острая потребность смахнуть с себя "грязь цивилизации", уйти и - начать жить. Время в экспедициях удивительно спрессовано. Его хватает на все: думать, читать, писать книги и картины. Здесь же мы все задыхаемся от его нехватки, бегаем, суетимся. А жизнь проходит.

- Вы романтик?

- Ты знаешь, я отправился на Килиманджаро с единственной целью: увидеть все своими глазами. Представь: Африка, савана и вдруг - это сверкающее белоснежное чудо. Помнишь у Хэмингуэя, да?! Но в свои 45, оставаясь романтиком, я понимаю, что романтика должна быть чем-то подкреплена. Мне нужны деньги, чтобы путешествовать, а для этого мне нужно громкое имя, известность. Приходится заниматься саморекламой, появляться на людях, давать интервью, искать спонсоров.

- Ну, с интервью-то, учитывая экзотичность вашей профессии, проблем не бывает?

- Профессия путешественника экзотична и загадочна только в нашей стране. На Западе или, скажем, в Японии этим никого особенно не удивишь.

- Интересно, а есть у вас, как у путешественника, какие-то профессиональные знаки отличия, регалии?

- У меня есть одна чисто "пиратская" награда - золотая серьга. Ее мне вручили после того, как я прошел на яхте мыс Горный (за один этот мыс полагается серебряная серьга), мыс Доброй Надежды, мыс Горн, который называют "кладбищем кораблей", и мыс Луин. А пройти последний - значит пересечь Экватор. До меня весь этот путь проделали в одиночку только два человека; и оба, кстати, австралийцы. Первый - в 1988 году, второй - в 1989. Я прошел этим маршрутом год спустя, то есть в 1990-м.

- А что делать молодому человеку, который желает путешествовать, но имеет слабое представление о том, как это желание осуществить?

- Любой может приобщиться к путешествиям, вступив в наш клуб. Для этого достаточно позвонить по телефонам: 222-8326 или 222-8574. тав членом клуба, вы можете предложить на рассмотрение самые смелые проекты. Обстановка у нас теплая, все - единомышленники. Приходите: поговорим, посмотрим.

- Спасибо за интересный рассказ. СГУ в лице редакции нашей газеты желает вам успеха в покорении всех вершин, в том числе и образовательных.

- Спасибо за доброе напутствие.

Беседовал Р. Гильфанов

 

ПОСТСКРИПТУМ Своеобразным экспериментом является и обучение Конюхова в нашем университете. Находясь в экстремальных условиях путешествий, он будет ежедневно заполнять "Журнал учета учебных занятий по планам СГУ". Каждая страница этого журнала состоит из нескольких шкал. Вот, например, такая шкала: "Отношения к занятиям". На нужном отрезке шкалы (от левой крайней границы "не хочется приступать к учебе" до крайней правой "очень хочется заниматься") нужно будет поставить крестик. Имеются шкалы, характеризующие "воздействие среды": например, "комфортная погода" "некомфортная", "осадки" "солнечно" и т.д. Также будут отмечаться различные "Сопутствующие факторы", такие как состояние судна, темп его продвижения, выдерживание курса, состояние здоровья и состояние запасов.

Кроме всего перечисленного необходимо будет отсчитываться о проделанной за день работе, а говоря проще, подчеркивать нужный пунктик в следующем списке: читал юниту, читал учебник работал с текстами, работал с компьютерной программой, смотрел видеолекции, слушал аудиокассеты. И наконец, раз в месяц Конюхову будет предоставляться право заполнить лист "Субъективной оценки учебного процесса и лист "Рекомендаций по технологии дистанционного учебного процесса", где он сможет оценить предложенную методику обучения и, при необходимости, внести в нее свои коррективы: поменять порядок работы, отказаться от выполнения необязательных процедур и даже ввести новые способы обучения.

Техническое оснащение Конюхова в предстоящей кругосветной экспедиции включает два компьютера-ноутбука "Fujitsu". Первый "Pentium-120" с оперативной памятью 16 мегабайт, оснащенный факс-модемом 14 400 и 4-х скоростным CD-ромом "Sony". И второй "Pentium-133", с оперативной памятью 32 мегабайта и факс-модемом 28 800. На оба компьютера установлена программа. Конюхов полностью оснащен всеми необходимыми обучающими программами. Связь с СГУ будет осуществляться посредством спутниковой антенны и факс-модема. Всеми этими чудесами компьютерной техники Федора Конюхова оснастил наш родной СГУ.

 

Газета "Современное образование" будет подробно информировать своих читателей о ходе конюховских экспедиций.

 


http://vladivostok.com/rp/97/N9-11/PRAV.HTM
  Правда на доли не делится  Конюхов поднялся на самую высокую вершину в Африке.

Корр. Для большинства людей профессиональный путешественник - книжный герой, непременно из прошлого... море, горы, романтика, далеко от суматохи цивилизации. Есть ли в сем доля правды?

Федор КОНЮХОВ. Правда на доли не делится. В нашей стране я первым добился, чтобы в трудовой книжке можно было записывать именно так: "профессиональный путешественник". Хотя у меня самого трудового книжки нет. Нет прописки. Я не получаю зарплаты. И в этом моя правда.

Это меня нисколько не угнетает. Скорее, наоборот. Я гоняюсь на яхте - за это еще получать деньги? Получаю гонорар за картины, к примеру. И потом, когда много работаешь, у тебя много друзей. На самолете летаю бесплатно: "Ориент", "Трансаэро", "Аэрофлот" - мои спонсоры. Одежду мне присылают американцы. Машины у меня тоже нет, как нет и постоянного офиса...

КОРР. Все в детстве мечтают о дальних странах, но лишь единицы их могут увидеть. Какой нужен талант, чтобы стать путешественником?

Ф.К. Надо просто жить... А это не просто. Это тоже талант. Я занимаюсь разными искусствами, мне нравится это. Пишу картины, музыку для органа, стихи. Это не увлечения, а мой образ жизни. Сам шью костюмы. Если могу вскарабкаться на Эверест, дойти до Северного или Южного полюса на лыжах, то почему не могу шить костюмы? Делаю декорации, написал сценарий к телефильму о психике человека в экстремальных условиях, сам снимался в этом кино и хочу вскоре сниматься еще. Все учусь делать по жизни, то есть на уровне профессионала.

И путешественником стал очень легко, как теперь кажется мне, никаких проблем у меня не было. Дело в том, что мой дед знал Георгия Яковлевича Седова и хотел, чтобы я оправдал его дружбу, дошел до Северного полюса. С шести лет дед начал готовить меня к мысли, что мне нужно обязательно дойти до полюса.

КОРР. Ваши рисунки из этого похода, напечатанные в журнале "Советский Союз", сделали вас известным художником. Слава путешественника пришла позже?

Ф.К. Для меня это было началом серьезных походов. В скольких путешествиях я с тех пор побывал, не помню, потерял счет. В 1996 году был на Южном полюсе, 14 января - на массиве Вильсона, я горжусь этим, это самая отдаленная гора в Антарктиде, до меня никто из русских не видел ее в глаза, не было даже ее фотографии.

Меня волнует теперь Килиманджаро - хочу завершить свой цикл "семь вершин" - семь высочайших вершин мира: пять вершин у меня уже есть.

КОРР. А что это за проект?

Ф.К. Это покорение высочайших точек на всех континентах - массив Вильсона в Антарктиде, гора Аконкагуа в Южной Америке, Эльбрус в Европе, Эверест в Азии, пик Костюшенко в Австралии. Там везде уже развевается российский флаг. Остались африканское Килиманджаро и североамериканский пик Мак-Кинли. А вообще проект посвящен 850-летию Москвы, города на семи холмах.

Еще мечтаю о батискафе, который позволит человеку своими глазами увидеть тайны Марианской впадины, увлечен проектом перелета через Индийский океан на воздушном шаре.

КОРР. В одиночку?

Ф.К. Да, в одиночку из Индонезии через Индийский океан в Африку. Перелеты через Атлантику были, через Индийский океан - еще нет. Сейчас работаю над экспедицией - хочу пересечь Аравийскую пустыню (Саудовскую Аравию) на верблюдах. С караваном, в одиночку отправиться через эту пустыню. Это таинственно, загадочно для меня. Горы я уже знаю, знаю океан... Честно говоря, я даже готов на время оставить эти семь вершин, брошу гонки и уеду в Аравийскую пустыню. Это моя мечта, я живу этим.

КОРР. Так и просится вопрос: как вы относитесь к Колумбу и Магеллану?

Ф.К. Я их понимаю. Иногда мне даже кажется, что я их видел и знал.

Когда отмечали 500-летие открытия Америки, я шел на своей яхте вокруг света, подошел к Канарским островам и решил пройти точно путем Колумба. Но пятьсот лет назад его корабли обогнали меня на целую неделю. Еще я придумал себе подобающий случаю костюм, у меня до сих пор сохранилась фотография, где я в такой же рубашке, какая могла быть и у Колумба. Я представлял себе, как Колумб должен был одеваться - ведь тогда, как и в конце ХХ века, стиль одежды был, конечно, общий, но все одевались по-разному.

В 2019 году будет 500-летие первого кругосветного плавания. Хочу построить корабль, пойти в одиночку по пути Магеллана - я уже тренировался в Магеллановом проливе. Нужно будет приготовить костюмы и отправиться в это плавание. К тому времени я еще буду не слишком старый.

КОРР. А своих последователей вы воспитываете?

Ф.К. Да, сейчас создаем школу путешественников для молодежи и детей. Я уже получил от властей землю на берегу Японского моря, 25 гектаров в бухте Врангеля, рядом - тайга. Почему я начал готовить путешественников? Потому что я знаю, как много нужно потратить времени, чтобы получить множество разных знаний. Ты должен быть авиатором в небе и штурманом в море, быть механиком на земле, уметь управлять воздушным шаром и яхтой. Ты должен не только ходить под парусом, но и владеть языками и еще что-то создавать - быть писателем или композитором, заниматься научной работой или стать философом - не по образованию, а по образу жизни. Я вот жил с эскимосами и думал: ведь эскимос по уровню понимания окружающего его мира стоит намного выше, чем доктор философских наук во Владивостоке или в Японии. А на Тайване меня поразило, что там каждый человек умеет рисовать. У них в школе преподают рисование, как у нас грамоту. И каждый окончивший нашу школу получит свой индивидуальный диплом.

КОРР. В нашей православной традиции воины воюют, монахи - монашествуют.

Ф.К. Сила и дух едины в православной традиции. В монастырях типа Шао Линь вера и физическая культура также стоят рядом. Это, видимо, хорошо? Господь дал нам физическое тело, и его надо совершенствовать, улучшать, поддерживать. Точно так же Господь дал нам душу, и мы должны ее очищать, поддерживать, развивать. Вставая утром, мы умываем лицо, женщины подкрашивают глаза. А душу мы очищаем? Ведь достаточно просто подумать о Господе Боге - и мир светлеет.

КОРР. Вы живете и мыслите как бы вне времени. а не тяжелое ли сейчас время для достижения духовных целей?

Ф.К. Но мы живем в это время и важно, чем ты его наполняешь - страхом перед жизнью или радостью, что Бог дал тебе эту жизнь.

Я раньше думал, что погибну молодым: где-то сорвусь, еще что-то. А сейчас молю Господа, чтобы дал мне дожить до конца, чтобы я был старый, уже больной, лежал и мог осмыслить, что было со мною... Что мне дали наши люди, наши традиции.

КОРР. А что они дали?

Ф.К. Есть темы, из которых я не хотел бы делать дискуссию. Среди них - тема Родины. Понимаешь, это важнее, чем трудности дня, заботы ближайших лет и даже моя жизнь.

"ЛГ"


 

http://www.florin.ru/koi/ino/19/text16.html
  Федор Конюхов готовится поднять паруса  

Дальневосточная морская академия приняла решение предоставить известному русскому путешественнику Федору Конюхову трехмачтовый учебный парусный фрегат "Надежда". Конюхов планирует совершить на нем десятимесячное кругосветное одиночное путешествие.

Отправной точкой новой кругосветки Федора Конюхова, скорее всего, станет Австралия. Именно оттуда он три года назад начал отсчет милей одиночного кругосветного плавания на яхте.

Новое путешествие Федор Конюхов посвятит 300-летию российского флота. Пройдет оно под наблюдением российского МЧС (Министерства чрезвычайных ситуаций).


http://www.more.ru/period/More/98_1/6.htm
  Одинокий странник Федор Конюхов

 
Редакция журнала "МОРЕ" рада представить своим читателям нового члена Редакционного Совета и его нового Председателя, всемирно известного путешественника - Федора Филипповича Конюхова.

30 января 1998 г. свои усилия в деле издания журнала "Море" и пропаганды совместных экспедиционных, издательских и других проектов объединили два некоммерческих партнерства - Деловой Клуб Федора Конюхова и Национальное информационное партнерство "МОРЕ".
 

Федор Филиппович Конюхов (родился в 1951 г.) - профессиональный путешественник, заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан, член Союза художников России, участник всесоюзных и международных выставок в Польше, Дании, ФРГ, Канаде, Сирии, Марокко, Югославии. Его произведения приобретены многими музеями и коллекционерами. Участник около 40 экспедиций. Среди профессиональных путешественников мира является самым универсальным, совершившим наибольшее число уникальных экспедиций различного типа.

Мало кто знает, что Федор - сын морского офицера - увлекся познанием природы, неугомонной страстью к путешествиям еще будучи подростком. Школьник немало плавал с отцом на лодках и яхтах, потом задумал на шлюпке отправиться в дальний поход.

Основательно потренировавшись и получив отцовское благословение, он в одиночку пересек Азовское море. Этот успех окрылил юношу, и морская романтика навсегда поселилась в его душе. Федор с увлечением учился в одесском и ленинградском мореходных училищах, стал штурманом и механиком.

В Ленинграде окончил художественное училище и даже духовную семинарию. Срочную служил на Балтике на десантном корабле, где получил хорошую морскую закалку и солидную подготовку.

Постепенно в голове Федора укрепилась мысль о дальних походах, об открытии для себя неведомых уголков земного шара. Наконец, он просто хотел испытать себя, свой характер.

Первой его серьезной экспедицией стало плавание на яхте по маршруту Витуса Беринга в 1977 г. из Владивостока на Командорские острова.

За довольно короткий срок - с 1985 по 1990 год - Конюхов участвовал в первой лыжной экспедиции "Комсомольской правды" к полюсу относительной недоступности, в походе по Баффиновой Земле в составе канадской группы, в труднейшем лыжном переходе по маршруту СССР-Северный полюс-Канада, в экспедиции "Арктика", наконец, в одиночку достиг северной макушки планеты. В те же годы он умудрился организовать и возглавить советско-американский велопробег Находка-Ленинград и советско-австралийский авторейс из той же Находки до Бреста.

В 90-е годы Федор покорил Мировой океан. Совершив одиночное кругосветное плавание на яхте "Караана" (1990-91 г.г., 224 суток) и кругосветную экспедицию на яхте "Формоза" (1992-94, 508 суток) и вошел в весьма узкий круг яхтсменов "экстремального класса".

В ноябре 1995 года он пустился в рискованную дальнюю экспедицию "Один к Южному полюсу" по бескрайней ледовой пустыне Антарктиды.
 

R15b.jpg (9929 bytes)Нелегко далось Конюхову двухмесячное путешествие по неизведанному снежному пути огромной Антарктиды (вспомним, кстати, что она в два раза больше Австралии!). 7 января 1996 года он водрузил флаг России на Южном полюсе, а также флажки и вымпелы добрых спонсоров, без которых эта историческая акция не могла бы состояться. Затем путешественник прибыл на американскую полярную станцию "Амундсен-Скотт", где его тепло приветствовали научные сотрудники, ставшие свидетелями русского подвига; ведь эта станция расположена недалеко от полюса.

Не успев как следует отдохнуть, Федор в феврале совершил восхождение на самую высокую точку Антарктиды - массив Винсон (5140 м). В марте - новый подвиг: бросок на самую высокую гору Южной Америки - Аконкагуа (6960 м), которая относится к Андским горам системы Главных Кордильер.

В 1997 г. покорены пик Костюшко (Австралия) и Мак-Кинли (Северная Америка).

Говоря о разносторонности способностей Федора Конюхова, нельзя не отметить среди них наблюдательность, зоркий глаз и виртуозные руки. Беглые путевые зарисовки (а Федор побывал в семидесяти странах) находят потом свое воплощение в живописных холстах. Его необычные произведения участвовали на выставках в десяти государствах. В походах он ведет дневники, которые уже вылились в три рукописи, ждущие опубликования. Стремление увидеть и познать новое, неизведанное стало делом и образом его жизни.

Спортсмен Конюхов не знает отпусков и длительного отдыха. Летом прошлого года он уже участвовал в весьма престижной регате "Cowes Week" у берегов Англии в известной бухте Саутгемптон. В напряженных недельных парусных соревнованиях, проходивших под патронажем королевы Великобритании Елизаветы II, стартовало 800 яхт разных классов многих стран. Вырваться вперед было очень и очень непросто.

И все же наши яхтсмены мастерски обошли сотни судов и в первой гонке финишировали третьими, в двух последующих - вторыми. В этом немалая заслуга бывалого капитана Сергея Бородинова и члена команды, не менее опытного яхтсмена Федора Конюхова, в активе которого сложные вояжи в северных широтах Тихого океана и два кругосветных плавания.

Как известно, 1998 год объявлен решением ООН Международным Годом Океана. 22 мая в Лиссабоне (Португалия) откроется Всемирная специализированная выставка ЭКСПО-98, участниками которой, кроме России, являются 80 стран мира.

В рамках Международного Года Океана и Всемирной выставки ЭКСПО-98 будет реализовываться программа "Человек и океан. Глобальная инициатива", которая, в свою очередь, состоит из целой серии уникальных информационно-рекламных масштабных проектов экологического, научно-технического, культурного, исторического, образовательного и спортивного значения, многие из которых уже начались в 1997 году и будут завершены в нынешнем.

Одним из таких глобальных проектов нового 1998 г. является экспедиция Ф. Конюхова "Кругосветное плавание", которая предполагает плавание на новой яхте, с выходом из Лиссабона. Перед началом экспедиции, яхта, в течение нескольких дней, станет одним из главных экспонатов Российского павильона выставки. Проект плавания одобрен Правительством г. Москвы и лично мэром города Лужковым. Яхта будет названа в честь столицы России - "МосОдним из таких глобальных проектов нового 1998 г. является экспедиция Ф. Конюхова "Кругосветное плавание", которая предполагает плавание на новой яхте, с выходом из Лиссабона. Перед началом экспедиции, яхта, в течение нескольких дней, станет одним из главных экспонатов Российского павильона выставки. Проект плавания одобрен Правительством г. Москвы и лично мэром города Лужковым. Яхта будет названа в честь столицы России - "Москва" и, наряду с российским флагом, пронесет через моря и три океана флаг города.

Во время кругосветного плавания силами Федора будут проводиться научные исследования океана, программа которых разработана в Институте Океанологии им. П.П. Ширшова и Национальной океанографической комиссией и включает в себя ежедневные наблюдения за распределением хлорофилла "а" и взвешенного органического вещества в приповерхностных слоях. На борту яхты пройдут также испытания оборудования и инновационных технологий малых и крупных конверсионных предприятий.

Впервые в мире пройдет совместное испытание краски против обрастания корпуса судна моллюсками (Федеральный центр двойных технологий "Союз", г. Дзержинский) и фторсодержащих веществ-эпиламов (Государственный институт прикладной химии, Санкт-Петербург), обеспечивающих несмачивание водой поверхности корпуса яхты и парусов. От результатов этих испытаний во многом будет зависеть развитие яхтенного спорта и водного транспорта.

В рамках детского направления проекта организуются открытые уроки географии, олимпиады по истории морских путешествий, конкурсы детских рисунков и др. Базовым районом в г. Москве для развития детской программы определенно Ясенево. Имеется предварительная договоренность о прямых трансляциях с борта яхты по каналу "ОРТ".

Проект "Кругосветное плавание" будет носить не только научно-политический характер. Он привлекает к себе внимание различных коммерческих структур своими уникальными возможностями в области рекламы, а производителей кино-видео продукции - возможностью получить богатейший фото и видеоматериал при сравнительно низких финансовых затратах.

В связи с этим, участниками (организаторами) было принято решение о долевом участии в финансировании этого проекта на первоначальном этапе (до момента покупки яхты).

Яхта в полной готовности для плавания находится в порту Ле-Сабль де Олон (Франция). После завершения проекта, по усмотрению организаторов, яхта может быть продана с аукциона, либо использована к подготовке и проведению Всемирной кругосветной гонки в 2000 году.

Впервые о плавании Ф. Конюхова будет создан документальный полнометражный фильм, в который также войдут материалы о малодоступных местах на географической карте мира (о. Питкерн, о. Робинзона Крузо, мыс Горн и т. д). Фильм собирается снять творческая группа из производственной компании "Всемирные Географические исследования", которая подсядет на яхту в Сиднее (Австралия) и дойдет вместе с Федором до Буэнос-Айреса.

Создание документального фильма о выживании в тяжелых условиях океана позволит представить его на престижных международных кинофестивалях по экстремальному туризму, что сделает проект "Кругосветное плавание" исторически значимым и высоко рентабельным.

Пожелаем же Федору Конюхову успехов и "семи футов под килем" в его третьем плавании вокруг света.


http://www.transport.ru:8100/2_period/v_sveta/1996_11/polus.htm

  ЧЕТВЕРТЫЙ ПОЛЮС ОДИНОКОГО СТРАННИКА  

Игорь АЛЧЕЕВ
 

Я думал встретиться с Федором Конюховым еще в начале этого года в чилийском портовом городке Талькауано. Учебный барк "Крузенштерн", на котором я тогда ходил специальным корреспондентом "Вокруг света", зашел туда 9 января этого года - согласно рейсовому расписанию кругосветного плавания. Попутно, как было условлено заранее, нам предстояло взять на борт Федора - к тому времени он должен был завершить свою одиночную антарктическую эпопею - и доставить его во Владивосток.

Однако в назначенное время и место встречи Федор не прибыл. Сотрудники Российского посольства в Чили - они, кстати, следили, как могли, за его передвижением по ледовому континенту, - посетив однажды барк, сказали, что Конюхов, мол, завяз где-то на полпути к Южному полюсу - то ли лыжи сломались, то ли в трещину провалился, то ли продукты вышли. Другими словами, он как будто все еще там - в Антарктиде. Во всяком случае, более точными сведениями они не располагали.

Так и не дождавшись Федора и толком не узнав, что же с ним случилось на самом деле, мы подняли паруса, и "Крузенштерн" устремился дальше - в Тихий океан, гонимый неумолимо-жестким графиком кругосветной плавательной практики...

Увиделся я с Федором лишь спустя полгода в Москве - в мастерской его друга, художника Виктора Мельничука.

...Мы сидим в окружении живописных холстов - самый что ни на есть подходящий антураж, если учесть, что сам Конюхов тоже художник, - попиваем чай и вспоминаем недавнее прошлое.

Между делом пересказываю Федору слухи, дошедшие до меня тогда в Чили...

- Да уж, - смеется Федор, - представляю себе, что обо мне говорили. Ведь связь с Большой землей, сам понимаешь, была не ахти какая. Вот и вышло - я передал с маршрута одно, а там, на другом конце, может, чего-то недопоняли... - И, чуть помедлив, признается: - Хотя, если честно, как раз на полпути к полюсу была у меня коварная мысль - все бросить, к черту, и вызвать по рации спасателей...

Однако спасателей он все же не вызвал - и, пересилив сомнения и усталость, через месяц более или менее благополучно дошел до полюса - Южного, - ставшего в его жизни четвертым.

Почему четвертым? Да потому, что, помимо двух географических полюсов, существуют, как считают люди странствующие, еще два: Эверест - к нему, точно магнитом, тянет завоевателей поднебесных пиков и мыс Горн - обогнуть его мечтает любой настоящий моряк.

До поры до времени в послужном списке Конюхова числились только три "высоты": Северный полюс, Эверест и мыс Горн. Непокоренной оставалась четвертая...
 

Итак, в конце октября прошлого года в Пунта-Аренас, самый южный городок Чили, расположенный на северо-западном берегу Магелланова пролива, прибыли четверо сильнейших в мире путешественников-одиночек, покоривших в разное время кто Северный полюс, кто Эверест: англичане Девид Адамс и Уильям Роджерс, норвежец Борг Осланд и поляк Марек Каминский. Чуть погодя к ним присоединился наш соотечественник Федор Конюхов - о его достижениях мы уже знаем. Они собрались впятером, чтобы вылететь из Пунта-Аренаса на побережье Антарктиды и начать небывалую гонку - на скорость и выносливость - к Южному полюсу.

В Пунта-Аренасе они жили в одном пансионе - небольшом домике, некогда принадлежавшем русской фактории, и ждали летной погоды...

- Мы виделись только за обеденным столом, - вспоминает Федор, - и присматривались друг к другу: у кого какое настроение, кто сколько ест, даже кто как держит ложку... И между делом готовили, проверяли и перепроверяли снаряжение, заменяя неподходящее на новое, более практичное. У каждого было по 140 килограммов груза: это и нарты, и палатки, и лыжи, а также продукты.

От нарт, которые Федор привез с собой, пришлось сразу же отказаться. Для Антарктиды они не годились. И, по совету чилийцев, он, как и его соперники, заказал себе новые. Они были настоящим произведением искусства, высшим техническим достижением, над которым трудились инженеры Штатов, Англии, Норвегии и Чили... Легкие, маневренные - просто конфетка.

За "конфетку" Федор выложил тысячу долларов. Впрочем, впереди его ждали и другие расходы, притом куда большие. Чего, к примеру, стоила только одна заброска в Антарктиду? Или доставка обратно - в Пунта-Аренас? Не говоря уже о страховках - на самый крайний случай. Кстати, застраховать жизнь Федору помогла компания "Находка-Р" - 250 тысяч долларов. Перелет в Чили ему оплатил "Аэрофлот". Немалые расходы понес и главный спонсор Конюхова - Минэнерго, с руководством которого путешественник, к счастью, нашел полное взаимопонимание. Словом, антарктическая эпопея Федора стала в копеечку.

Потом, по совету все тех же чилийцев, не раз бывавших в Антарктиде, Федор подбил свои лыжи: основные - наши "мукачи" и запасные - французские "россиньоль" - специальным волокнистым покрытием вроде камуса, чтобы лыжи при движении не скользили назад. От рации отечественного производства тоже пришлось избавиться - слишком громоздкая. Федор заменил ее на канадскую - портативную. Снова расходы...

Наконец в начале ноября распогодилось. И самолет "Геркулес", принадлежащий британской компании "Адвенчер-Уок-Турс", с которой пятеро путешественников заключили договор о доставке их в Антарктиду и обратно, включая перелет от Южного полюса до базового лагеря "Пэтриот-Хиллз", оборудованного там же, в Антарктиде, неподалеку от побережья, поднялся в воздух и взял курс на ледовый континент, унося на своем борту Осланда, Роджерса и Каминского. Совершив посадку на Пэтриот-Хиллз - Холмах Патриотов, - образующих южные отроги гор Элсуэрта, и дозаправившись, "Геркулес" полетел дальше на северо-восток - к Беркнер-Айленду, острову, расположенному на шельфовом леднике Ронне, за которым, если глядеть на север, начинается море Уэдделла. Там, на острове, он и оставил своих пассажиров.

Вслед за тем самолет вернулся в Пунта-Аренас, взял на борт Конюхова с Адамсом - к тому времени Федор получил лишь часть денег от своих спонсоров и мог оплатить перелет только вскладчину с Адамсом, которого тоже поджимали финансы, - и снова вылетел на Пэтриот-Хиллз. Оттуда оба путешественника отправились на мотонартах в ледовую бухту Геркулес.

Иначе говоря, путешественники решили стартовать из двух разных точек, расположенных, тем не менее, на одной, восьмидесятой, параллели. Однако существенная разница между первым и вторым местом старта заключалась в том, что Беркнер-Айленд лежит на высоте 900 метров над уровнем моря и оттуда к Южному полюсу тянется более или менее ровный подъем - до 2800 метров. Со стороны же бухты Геркулес путь сначала идет вниз - до 80 метров над уровнем моря, а после - вверх, причем довольно круто. Так что стартовать с Беркнер-Айленда было удобнее и выгоднее.

Участникам антарктического супермарафона - по сути, это было чисто спортивное состязание -- предстояло двигаться параллельными курсами - они должны были сойтись только на полюсе. Но туда еще надо было добраться, одолев 1350 ледяных километров.

8 ноября Федор Конюхов вышел на старт - почти одновременно с Дэвидом Адамсом; дистанция между ними была 100-130 километров.

- И вот началась настоящая пахота, - продолжает свой рассказ Федор. - Всю дорогу страшный холод - больше пятидесяти, иногда чуть меньше. А еще шквальный ветер -- в Антарктиде он бьет все время с Южного полюса, то есть прямо в лицо... Нарты загружены под завязку - тяжеленные. Хотя я взял, как мне казалось, только самое необходимое - разное снаряжение и продуктов на 60 дней, с запасом. Все это тащил за собой на веревках, наподобие упряжки. Идти очень трудно -- то вниз, то вверх. Скольжения почти нет - снег в Антарктиде как мука и к тому же сухой, не то что в Арктике. Впереди сплошные заструги - это большие ледяные гряды. Потом пошли трещины... В общем, чувствую - надо избавляться от лишнего груза. На второй же день выбросил в трещину "россиньоли". Жалко было, конечно. Крепления на них были отменные - "шпаровские", проверенные... Большую часть веревок и крючьев тоже выбросил - оставил лишь те, которыми пользовался, когда перетаскивал нарты через трещины...

Да уж, сперва мне пришлось особенно тяжко, тем более что я так до конца и не акклиматизировался. Хотя привыкать к новым условиям начал еще в первых числах октября - сразу как прилетел в Сантьяго и перебрался жить в Анды, к чилийским альпинистам...

Только километров за восемьдесят до полюса идти вроде стало полегче, да и ветер поутих. А перед этим - одна беда. Тут еще крепление на одной "мукаче" полетело - металлическое, американское. Хотя меня уверяли, что таким креплениям и минус пятьдесят нипочем. Ан нет, не тут-то было. А ты попробуй починить железяку на таком морозище... Вот-вот, и я говорю... Короче, я сообщил об этом по рации в базовый лагерь, на Пэтриот-Хиллз. Они запросили - нужна ли помощь. Я подумал-подумал и отказался. Если бы прибыли спасатели, считай, путешествию моему конец - прощай, Южный полюс! Да и обошлось бы мне это удовольствие, в смысле - прилет спасателей и доставка в базовый лагерь, в 50 тысяч долларов, никак не меньше. Так что, хочешь-не хочешь, пришлось мастерить новое крепление, из кожаных ремней - как делают охотники в Уссурийской тайге. Ничего получилось. Правда, поначалу было неудобно - малость ногу подволакивало, но потом пообвык... Да, тогда я, признаться, здорово растерялся.
 

Маршрут свой я рассчитал четко - не только по дням, но и часам, и даже минутам. Направление определял по компасу. Координаты сверял раз в сутки по портативному спутниковому навигатору - он висел у меня на груди. Чаще определять местоположение было ни к чему: ведь в Антарктиде в отличие от той же Арктики нет дрейфа льдов - здесь незыблемый, многокилометровой толщины ледник, покрывающий земную твердь. Хотя он мало-помалу смещается к побережью, это движение практически неощутимо.

В общей сложности за сутки надо было проходить по 25 километров, чтобы уложиться в график - 55 дней, - который я сам себе определил. Если я, бывало, задерживался в палатке хоть на три минуты, потом корил себя весь день. У меня было выверено каждое движение, вплоть до того, какой носок надевать сперва -- левый или правый. Подъем - ровно в шесть утра. Пока одевался, на примусе варилась овсянка - она была у меня и на завтрак, и на обед, и на ужин. Кашу приправлял медвежьим жиром - я прихватил его с собой из дома, - курагой, изюмом, сублимированным мясом. Пил чай с сухарями... И точно в восемь - в путь. Через каждые час двадцать - десятиминутный привал... И так до восьми вечера. Спать укладывался в половине одиннадцатого.

Первое время я начал было отставать от намеченного графика. Пришлось экономить продукты: когда, к примеру, надо было съесть два сухаря, я съедал полтора... Да и потом, по опыту своих предыдущих экспедиций я знал, что вначале можно есть поменьше, потому как в тебе еще сохранились калории с Большой земли... Так что с продуктами у меня было все в порядке.

По пути мы, пятеро, общались друг с другом по рации - примерно раз в два дня. И знали, кто где находится. У каждого из нас было определенное время выхода в эфир. Так, однажды я узнал, что Роджерса постигла неудача: он сошел с дистанции, не дойдя до полюса каких-нибудь 150 километров, - не хватило продуктов.

Да я и сам хотел сойти -- как раз на полдороге к полюсу. И Адамс тоже хотел. Тогда, помню, была жуткая пурга, ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. Потом, к тому времени я до того вымотался, что уж думал - все, больше не выдержу: сердце остановится или кости таза разойдутся, или позвоночник треснет от такой нагрузки. Трое суток пролежал в палатке без движения. Но на четвертый день буря улеглась, и я потихоньку-полегоньку двинулся дальше. Кстати, Девид Адамс мне после сказал, что он решил идти дальше, чтобы, как говорится, не ударить передо мной в грязь лицом...

И вот до полюса осталось буквально рукой подать - меньше суток хода. Тогда Девид выходит со мной на связь и говорит: "Пропусти меня первым, а то, если ты вырвешься вперед, у меня потом будут проблемы со спонсорами - не дадут денег на следующие экспедиции".

А я знал, что у него и раньше были сложности с деньгами: ведь после успешного восхождения на Эверест обе его попытки достичь Северного полюса закончились неудачно. И спонсоры уже смотрели на него косо, с недоверием.

Затем Девид сказал: "Если я тебе обгоню, для меня это будет престижно". А я ему в ответ: "Хорошо, Девид. У тебя есть полтора-два часа - не больше..."

Этот разговор состоялся вечером 4 января. На другое утро встаю, как обычно, в шесть. Гляжу - к тому времени наши курсы почти сошлись, - Девид выходит из палатки, шатаясь, еле ноги передвигает. Тоже, стало быть, измотался! Последние, можно сказать, метры остались - а сил одолеть их уже нет. Я вижу его километров за пять. Вообще, должен заметить, в Антарктиде, когда не вьюжит, все видно как на ладони километров на двадцать - воздух сухой, прозрачный, потому как нет пыли, да и трубы не дымят... Словом, с точки зрения экологии, Антарктида - самый чистый континент на нашей планете. Во всяком случае, пока...

Идет, значит, Девид еле-еле, тащится, как черепаха. А я тем временем попил чаю, встал, собрался не спеша - и тронулся за ним следом. Через некоторое время смотрю -- Девид стоит рядом с палаткой - и когда только разбить успел? -- и машет мне руками. Он - у цели. Я делаю шаг... потом другой, третий... И вот мы уже обнимаемся. Мы - на Южном полюсе!

Господи, не верилось мне, неужели дошел?! Ведь я добрался до него за 59 дней, а шел фактически пять лет - начиная с девяностого года, когда вернулся из кругосветного плавания. Сколько сил потратил, пока говорил, убеждал всех, что мы, русские, в конце концов, должны быть там! А сколько денег на это ушло!..

На Южном полюсе я не увидел ничего необычного - только металлический флагшток высотой метра два, вроде вешки, с отметкой "90 градусов". И таких вешек в округе много - их приходиться устанавливать на полюсе каждые два-три года: ведь ледник смещается за это время на двадцать-тридцать метров в сторону. И видно, как эти самые вешки тянутся вдаль - одна за другой...

А в трехстах метрах от полюса расположена Площадь Наций. Там стоят флаги стран, участниц международной программы мирного освоения Антарктиды: тринадцать стран - тринадцать флагов, в том числе и бывшего СССР. Нашлось там место и для Российского, трехцветного.

С Площади Наций я вызвал по рации американскую станцию "Амундсен-Скотт" - она стоит в трех километрах от полюса. И через некоторое время за мной приехал начальник станции. Он поздравил меня и повез в свои владения. Там меня накормили до отвала, а чуть погодя отвели в сауну. Когда в бане я взглянул на себя в зеркало, то пришел в ужас: на меня смотрело странное, истощенное, заросшее существо, с трудом напоминающее человека. Еще бы: ведь за этот переход я потерял в весе 13 килограммов.

Малость оклемавшись, я достал свой дневник, куда походя заношу разные мысли, сопровождая их рисунками, и записал:

"На подходе к Южному полюсу едва не погиб от истощения и холода. Болела спина и застудил почки. В первых числах января я все же добрался до него. Последнее время он владел моим воображением с не меньшей силой, чем Эверест, мыс Горн или Северный полюс..."

Итак, Федор Конюхов успешно завершил гонку к Южному полюсу 5 января, разделив, таким образом, третье место с Девидом Адамсом; первым и вторым в этом состязании, соответственно, были Борг Осланд - он дошел до цели за 45 дней и Марек Каминский - ему на это понадобилось 55 дней.

Однако антарктический супермарафон для Конюхова на этом не закончился. 6 января он вернулся на Пэтриот-Хиллз. И там...

- Мне сказали, что от спонсоров на мой счет в Чили поступила часть денег, которую я недополучил еще тогда, перед стартом, в Пунта-Аренасе. Представляешь мое состояние? Я и после Южного полюса-то был счастлив безмерно. А эта новость еще больше окрылила меня, придала сил... Вместе с этими деньгами у меня появилась возможность осуществить давнюю свою мечту - рискнуть и сделать то, что до меня в истории освоения Антарктики еще не удавалось никому, - взойти на массив Винсона, самую высокую точку в Антарктиде - 5140 метров. Теперь я мог спокойно оплатить перелет к подножию вершины и обратно - на Пэтриот-Хиллз...

В самом деле, затея была дерзкая -- и казалась неосуществимой. Во всяком случае, Анна Киршоу, директор авиакомпании "Адвенчер-Уок-Турс" и начальница базового лагеря "Пэтриот-Хиллз", - а она повидала на своем веку немало смельчаков - так прямо и сказала Федору, еще в Пунта-Аренасе, когда он было заикнулся насчет массива Винсона: "Многие к этому стремились и раньше. Ты сперва до Южного полюса дойди, а там будет видно..."

Стремился к этому и ныне покойный Ноэми Уэмура, на которого Федор Конюхов долго равнялся. Правда, он хотел сначала взойти на массив Винсона - это как раз в горах Элсуэрта - по северному склону, спуститься по южному и затем идти дальше к полюсу. Однако замыслам отважного японца не суждено было осуществиться.

Как, впрочем, теперь не вышло задуманное у Осланда, Роджерса и Каминского - продолжить одиночную гонку через Южный полюс к американской станции Мак-Мердо, расположенной на противоположном берегу Антарктиды - на острове Франклина...

- В общем, я не мог упустить эту возможность, - подумав немного, признается Федор. - Такое, я чувствовал, бывает только раз в жизни. Я понимал - если отступлюсь, то потом никогда не прощу себе этого. Хотя сомнения, конечно же, были. И колебания тоже. А тут еще пришло сообщение из Российского посольства в Чили - надо было спешно возвращаться в Пунта-Аренас и оттуда как-то добираться до Талькауано, потому что "Крузенштерн" ожидался там со дня на день...

Взвесив, однако, все "за" и "против", Федор наконец сделал выбор... И 10 января начал восхождение на массив Винсона по одному из двух возможных маршрутов.

- Я выбрал северный, - продолжает вспоминать Федор, - тот, которым в свое время хотел подниматься Уэмура. Южным идти сложнее. Хотя там сплошь одни скалы и есть за что зацепиться, зато постоянно ревет ветер, от которого негде укрыться, - он бьет прямо в спину. А это очень опасно - может сдуть. Северный склон тоже не подарок - сплошной ледник в трещинах. Он тянется вверх под углом 50-70 градусов. Подниматься по нему также не просто - можно сорваться и провалиться в трещину или слететь вниз, к подножию, как с огромной ледяной горки.

Короче говоря, массив Винсона тоже достался мне потом и кровью. Я шел и всю дорогу проклинал себя за то, что взял с собой альпинистский паек - супчики там всякие... А хотелось чего-нибудь посолиднее. Изголодался я тогда просто смерть как. Если в двух словах, для меня это было "голодное" восхождение...

Подъем до третьего, последнего лагеря, на высоте 4 тысячи метров, занял у меня три дня - с Божьей помощью я туда кое-как доковылял. Остановился. Переночевал. И на утро двинулся к вершине, рассчитав подъем так, чтобы мне все время светило солнце, - оно там движется по кругу, то есть буквально обходит вокруг горы... Последнюю тысячу метров одолел часов за семь. А на вершине меня чуть не сдуло порывом ветра. Но, слава Богу, устоял.

Обратно я спустился суток за двое. Помню, погода тогда вдруг испортилась - началась пурга. Приходилось глядеть в оба, чтобы не угодить в трещину... Но и тут обошлось. Так что 16 января я уже был в базовом лагере, у подножия массива Винсона, - закончил свой рассказ Федор.

Вот так, двойной победой, завершился очередной этап в биографии Федора Конюхова. Теперь, можно без преувеличения сказать, он - "primus inter pares", то есть первый среди равных, таких же отважных одиночек, чья жизнь - одно нескончаемое путешествие.

И если читатель полагает, будто, "сделав" свой "четвертый полюс", Федор Конюхов решил почивать на лаврах, он заблуждается. Планов у Федора столько, что просто голова идет кругом, причем один невероятнее другого. Весной этого года он затеял дерзкий проект "Надежда", вознамерившись обогнуть земной шар на трехмачтовом паруснике в одиночку. Есть у него мечта совершить безостановочный трехкратный виток вокруг земли, например, на пентамаране "Гелиос", в рамках программы "Голубая планета". А заодно принять участие в состязании на "Кубок Жюля Верна" - пройти кругосветный маршрут на яхте за 80 дней или меньше, если учесть, что нынешний рекорд этой гонки уже составляет 74 дня. И в Марианскую впадину ему хочется опуститься в батискафе. И в "карманной" подводной лодке пройти вокруг света он тоже не прочь. Иными словами...

- Сейчас меня интересуют чисто авантюрные проекты, - признается Федор. - Хотя я прекрасно сознаю, что однажды могу плохо кончить, как это было в Уэмурой. Но ничего поделать с собой не могу - такой уж я человек. Мне хочется умереть на пути к мечте, как бы высокопарно или бредово это ни звучало...

Что ж, пусть этот путь тянется как можно дольше - в пространстве и времени.

Я прощаюсь с Федором. Он отчего-то грустен. Наверное, оттого, что под конец наш разговор незаметно перешел в минорную тональность. Пожимая Федору руку, я осторожно спрашиваю, почему он расстроен.

- Мало чаю выпили, вот почему, - говорит он и лукаво улыбается.

- Хорошо, - говорю, - в другой раз выпьем больше...

 

P.S. На следующий день Федор сообщил мне по телефону, что уезжает в Питер - туда как раз пришла регата "Катти-Сарк 96"...

А по возвращении в Москву он вдруг заявил, что бросает все дела и срочно отбывает в Англию, чтобы присоединиться там к команде наших яхтсменов и в качестве "шкотового" участвовать в пробном этапе перед международной кругосветной гонкой "Гран-Мистраль", которая стартует этой осенью из Марселя. Вот так...

Впрочем, это уже совершенно новая история. Надеюсь, мы вам как-нибудь ее расскажем.
 

Москва, июль 1996 года