В. Душский, В. Стобровский

Филателия СССР № 7 1975 г.

Полет в Арктику

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Тридцатые годы нашего бурного века стали периодом интенсивного развития авиации и воздухоплавания в молодой республике Советов.
29 августа 1930 года состоялся первый полет одномоторного дирижабля . Он был построен по инициативе центральной комсомольской газеты, организовавшей сбор добровольных средств. Его командиром был Е. М. Обман, начальником эксплуатации - Ф. Ф. Ассберг. Инициатором широкого советского воздухоплавательного строительства стала газета . 11 сентября 1930 года было опубликовано обращение с призывом собрать средства на сооружение дирижабля . Газета предложила построить дирижабль , а Центральный совет Осоавиахима - .
1 мая 1931 года было создано специальное предприятие , вошедшее в состав Объединения Гражданского воздушного флота. Было начато строительство первой в СССР опытной дирижаблестроительной верфи стоимостью в 22 миллиона рублей.
Еще в 1887 году Константин Эдуардович Циолковский предложил проект управляемого дирижабля с цельнометаллической оболочкой удлиненной формы. В книге К. Э. Циолковского , опубликованной в 1892 году, дано подробное описание аппарата. Он был запроектирован объемом в 58 500 м', с двигателем мощностью 127 л. с., на 100 пассажиров при скорости полета 43 километра в час.
Однако этот проект не был принят. Военное министерство царской России заключило договор на постройку цельнометаллического дирижабля по проекту австрийца Д. Шварца. Полное осуществление принципа жесткости было сделано отставным кавалерийским reнералом графом Фердинандом Цеппелином. В 1895 году он получил патент . Он сделал жестким весь остов дирижабля, то есть ажурный дюралюминиевый каркас, в котором размещались отдельные газовые баллоны. И в 1900 году в Фридрихсгафене на берегу Боденского озера, неподалеку от Нового имения Цеппелинов с дирижабельной верфи сошел первый воздушный коэабль. Цеппелин строил дирикабли большой кубатуры с каркасом, состоящим из металлических шпангоутов (поперечных колец) и стрингеров продольных балок). В каждом отсеке помещался баллон, наполненный водородом или гелием. В носовой части имелось швартовое приспособление, в корме - расположенные крест-накрест металлические стабилизаторы с рулями высоты и направления. Так был устроен и , 117-й дирижабль, сошедший с фридрихсгафенской верфи и построенный инженером Дюрром.
Размеры дирижабля поражали: это была длиной 236,6 м, высотой 33,7 м, вмещающая 105 000 м' газа. К orромному эллингу всегда стекались толпы народа. Неподалеку помещалось почтовое отделение. В нем продавались открытки, марки с .
совершил кругосветное путешествие в 1929 году. 15 августа он вылетел по маршруту ФридрихсгафенБерлин - Кенигсберг - Вологда - Усть-Сысольск - Якутск - Николаевск - Токио - Лос-Анджелес - Лекхерст и 14 сентября возвратился на Боденское озеро. Корабль пролетел 35 000 километров с тремя остановками. В Москву прилетел 10 сентября 1930 года. Во время стоянки дирижабля в Москве в течение 5 часов взял на борт запас водяного балласта, обменялся почтой и сменил некоторых пассажиров. Из Москвы во Фридрихсгафен летел и Ф. Ф. Ассберг. Две открытки, отправленные им с борта дирижабля, были обнаружены нами. Они адресованы одному из пионеров советского воздухоплавания Н. Г. Стобровскому. На их иллюстрационной стороне изображен дирижабль на взлетном поле около эллинга. На адресной стороне - типографский текст на немецком языке: (рис. 2). Обе открытки франкированы авиапочтовыми марками Германии номиналом в одну рейхсмарку.
На открытках 4 штемпеля: первый - бортовой, второй - сопроводительный треугольный для полета в СССР, третий и четвертый - пункты прибытия дирижабля (Фридрихсгафен. 11.9.30. 11 - 12) и адресата (Москва. 6 эксп. 14.9.30). На открытках специальные синие наклейки немецкой воздушной почты. Кто же такой Ф. Ф. Ассберг?
Всю свою жизнь Федор Федорович Ассберг посвятил воздухоплаванию. В годы первой мировой войны он был офицером-артиллеристом. После войны Федор Федорович, большой энтузиаст отечественного воздухоплавания, становится одним из ведущих специалистов дирижаблестроения. Он был начальником эксплуатации дирижаблей ГВФ, создателем первой в СССР причальной мачты для дирижаблей.
В СССР специально для оплаты корреспонденции из Москвы во Фридрихсгафен были выпущены две марки номиналами в 40 и 80 копеек # 360, 361. На них изображен плакат В. Костяницына (рис. 3). Этими марками оплачивался дополнительный сбор за доставку почты дирижаблем: 40 копеек - за открытку, 80 копеек - за закрытое письмо. Марки гасились специальным штемпелем. Тридцатые годы были отмечены многочисленными исследованиями арктического бассейна. Учитывая трудности освоения новых арктических областей было образовано международное общество по исследованию Арктики при помощи воздухоплавательных аппаратов - . Общество и предложило послать полярную экспедицию на самом мощном дирижабле того времени . В задачу экспедиции входили аэрофотограмметрическая съемка полярных земель, аэролог ические и метеорологические наблюдения (с помощью радиозондов профессора П. А. Молчанова), наблюдения за конфигурацией суши и ледовой поверхности. В состав экспедиции вошли 46 человек.
Экипаж с командой в 26 человек возглавил доктор Эккенер. На борту были советские, немецкие и шведские ученые. СССР в международной группе на дирижабле представляли четыре человека. Это были руководитель научной части экспедиции профессор Рудольф Лазаревич Самойлович, известный советский аэролог, изобретатель первого в мире радиозонда Павел Александрович Молчанов, радист Эрнст Теодорович Кренкель и специалист по дирижаблям Федор Федорович Ассберг, бывший одновременно и спецкором ТАСС. Воздушный корабль ушел в арктический рейс 24 июля 1931 года в 9 часов 55 минут.
С собою он нес 120 килограммов почты для Ленинграда и ледокола , который ушел в туристский арктический рейс специально для встречи с . Был запланирован обмен почтовой корреспонденцией между кораблями. Сначала небольшой восьмичасовой с посадкой в Берлине. На следующий день в 4 часа 45 минут утра - старт, полет над Таллином, Хельсинки и посадка в Ленинграде. Перелет Берлин - Ленинград занял 13 часов 55 минут. На Комендантском аэродроме к приему дирижабля Осоавиахимом ) была изготовлена причальная мачта. После торжественной встречи в городе на Неве воздушный корабль 26 июля в 8 часов 5 минут взял курс на Петрозаводск и Архангельск, миновал Белое и Баренцево моря. У берегов Земли Франца-Иосифа в бухте Тихой острова Гукера, в которой ранее зимовал корабль Георгия Седова , произошла 27 июля в 18 часов 30 минут встреча с ледоколом . Ее мы видим на серии советских почтовых марок # 379 - 386, созданных по рисунку И. Дубасова. Экспедиция собрала множество научных сведений. На карте Арктики появились ранее неизвестные острова. Пролетев остров Домашний, дирижабль направился к мысу Челюскин и на Таймыр. Затем миновал остров Диксон, где сбросил зимовщикам на парашютах письма, газеты, подарки. Далее маршрут лежал через Карское море, Новую Землю, пролив Маточкин Шар и вновь к Ленинграду. Плохая погода не позволила совершить 30 июля посадку. С около 3 часов утра были сброшены два парашюта. Один с почтой, взятой на , другой - с письмами Эккенера, Самойловича, Ассберга. Кренкель передал радиограмму командира корабля: От Ленинграда полетел в Берлин, где на аэродроме Темпельгоф закончилась эта 150-часовая экспедиция.
Руководитель ее научной части профессор Р. Л. Самойлович так оценил результаты: .