В. БОЙКО

Филателия СССР № 9 1989 г.

Почта "Золотой Колымы"

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

В НАЧАЛЕ 30-х ГОДОВ НАЧАЛОСЬ ОСВОЕНИЕ ОГРОМНЫХ ПРОСТРАНСТВ BEPXHFA КОЛЫМЫ, ГДЕ В 3928 ГОДУ ГЕОЛОГАМИ БЫЛИ ОТКРЫТЫ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ЗОЛОТА. УЖЕ ВСКОРЕ СЮДА НАЧАЛИ СВОЗИТЬ ПАРТИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ, КОТОРЫМ ПРЕДСТОЯЛО <ОБЖИВАТЬ> ДАЛЬНИЙ СЕВЕР.
ЭТО БЫЛИ, КАК ТЕПЕРЬ НАМ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НЕВИННЫЕ ЖЕРТВЫ СТАЛИНСКОГО ПРОИЗВОЛА: СТАРЫЕ БОЛЬШЕВИКИ, ПАРТИЙНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ, УЧЕНЫЕ, КРЕСТЬЯНЕ.
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ <ДАЛЬСТРОЯ> - ТАК НАЗЫВАЛОСЬ ЭТО ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СОСТОЯВШЕЕ ИЗ КОЛЫМСКИХ ЛАГЕРЕЙ, ОТГОРОЖЕННЫХ ОТ БОЛЬШОЙ ЗЕМЛИ СТОРОЖЕВЫМИ ВЫШКАМИ И КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ,- ДО СИХ ПОР ИЗВЕСТНО МАЛО.

Власть <Дальстроя>, с самого начала попавшего в ведение всесильного НКВД, распространялась на территорию 2,8 млн. квадратных километров, сравнимую с площадью всей Западной Европы. Первым начальником <Дальстроя> был известный чекист Э. П. Берзин, которого вскоре, самого репрессировали. До начала 30-х годов на этой далекой окраине России действовали в основном старые тракты от Якутска до Охотска и через Маю до Аяна. В короткий период навигации грузы и почту доставляли морским путем из Владивостока.
В 1930 году Постановлением ВЦИК РСФСР создается Охотско-Эвенский национальный округ, который объединил Колымский и Охотский районы. Придавая чрезвычайно большое значение подъему этого мало обжитого края и <считая необходимым освоить Колыму в кратчайший срок, правительство своим Постановлением в ноябре 1981 года временно выделило из состава Охотско-Эвенского округа Колымский район в особую территорию с особым порядком управления.
Вся эта территория была подчинена уполномоченному край исполкома и крайкома ВКП(б), который одновременно являлся и директором Государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы>'.
Спустя почти семь лет, в марте 1988 года, этот трест>был преобразован в Главное управление строительства Дальнего Севера> '. Началом почтовой службы <Дальстроя> следует считать 23 июля 1933 года, когда приказом # 32 было организовано специальное Управление, <в котором сосредотачивались все виды связи (как по строительству, так и по эксплуатации) с выделением строительства радиоузла из управления лагерями>'. Фактически же передача почтовой сети Наркомата связи в ведение <Дальстроя> происходит в районе Верхней Колымы roдом позже. <Приказом Л> 229 директора по гостресту <Дальстрой> от 1 июня 1984 г. Управление связи приняло находящиеся на территории деятельности <Дальстроя> предприятия Наркомата связи по их состоянию на 1 июля 1984 г.>'. Развитие всех видов связи <Дальстроя> производилось из его бюджета, то есть строилось на хозрасчете.
На <Дальстрой> возлагалась задача ускоренными темпами <параллельно с дальнейшим изучением и разработкой недр широким фронтом начать строительство дорог, морских, воздушных портов и населенных пунктов>'. В первые годы деятельности <Дальстроя> здесь фактически не существовало дорог. Зимники только начинали осваиваться. Особенно трудной была транспортировка грузов и почты летом, когда оттаивала земля, скованная вечной мерзлотой, и низменные места превращались в болота.
Почту доставляли только вьючным способом, используя для этой цели гужевой транспорт: лошадей навьючивали так называемыми <баулами>, кожаными мешками, в которых корреспонденция не намокала даже, если лошадь глубоко проваливалась в грязь. В августе 1934 года началось строительство знаменитой Колымской автомагистрали, соединившей все населенные пункты <золотого материка>. Осваивался и морской путь - из Владивостока, который пока служил единственным связующим звеном Верхней Колымы с Большой землей. Тогда же ледокол <Литке> привел сюда караван судов Дальневосточного пароходства, на которых были доставлены не только грузы для <Дальстроя>, но и почта. Это была Особая северо-восточная полярная экспедиция. Огромную роль в создании регулярных коммуникаций <золотой> Колымы сыграла авиация <Дальстроя>. Именно в воздухе прокладывались первые регулярные трассы, по которым шла доставка грузов и почты. 27 февраля 1934 roда был осуществлен первый пробный рейс по маршруту Магадан - Балаганное, где находились совхозы и рыбные промыслы. Но регулярным становится сообщение на этой линии . только с 1 марта 1935 года. Открывается и авиасообщение между Магаданом и Хабаровском. Известна история первого такого рейса. 28 марта летчик Д. Н. Тарасов на самолете <Р-5> совершил перелет из бухты Нагаево в Хабаровск и обратно, который длился тринадцать дней, хотя и занял всего четырнадцать часов летного времени. По тем временам это считалось большим достижением. По пути самолет приземлялся в Аяне и Охотске: перелет между этими двумя пунктами продолжался всего 2 часа 40 минут, а на собаках зимой на это уходило 42 дня. На борту самолета находилась и корреспонденция.
Вот что сообщает об этом летчик: <Принимаем груз. Сколько писем! Вероятно, каждый пишет, что впервые из Магадана это письмо летит самолетом>. Почта пошла и обратным рейсом. Д. Н. Тарасов рассказывал: <Над , Шантарскими островами спускались до земли, сбрасывали почту> ~. Уже в 1935 году грузоперевозки авиации <Дальстроя> составили 15 080 тонно-километров. Немалое место в их перечне принадлежало служебной корреспонденции, газетам, литературе.
В 1938 году общая протяженность авиалиний <Дальстроя> составила 6 383 км. Летом 1940 года перед авиаторами <Дальстроя> была поставлена новая задача <доставить в Омсукчан, Зырянку, Пеструю Дресву, Неру и на озеро Дарпир для геологов обмундирование, различные материалы, продукты и обеспечить бесперебойную доставку газет и корреспонденции в Южное, .Западное, Северное и другие управления>'.
Вскоре peryлярные рейсы осуществлялись по уже освоенным воздушным трассам МагаданЗырянка, Магадан - Усть-Нера, Магадан - Берелех, Магадан - Наяхан и др. Авиация <Дальстроя> внесла свой вклад и в дело разгрома гитлеровской Германии. Именно благодаря <Дальстрою> была создана Особая воздушная трасса из Америки через Аляску и Чукотку по линии Фербенкс - Москва для срочной переброски на советско-германский фронт авиационной техники из США. Чукотский участок этой трассы оказался самым трудным. В кратчайшие сроки были подготовлены временные аэродромы в населенных пунктах Уэлькаль и Марково, где самолеты доз аправлялись горючим Был построен аэродром и в Анадыре. Ежегодно по этому авиамосту поступало до 2000 самолетов, их перегоном руководил полярный летчик И. П. Мазурук. Безусловно, открытие отделений связи <Дальстроя> находилось в зависимости от развития авиации, таккак почта доставлялась главным образом по воздуху, ибо наземная Колымская трасса от Магадана до Усть-Неры (а это - 1042 км) вступила в строй только в 1952 году.
В 1938 году в системе <Дальстроя> функционируют предприятия связи: Магадан (центр Охотско-Колымского РИКа ДВ К), Утка, Балаганное, Котел, Мякит, Хатыннах, Утиная, Эльген, Ягодное, Ямск. Услугами почты <Дальстроя> пользовались в основном работники военизированной охраны (ВОХР) и НКВД, а также вольнонаемные, главным образом, геологи, авиаторы и другие специалисты. Прибегали к ее помощи и заключенные, но не всем предоставлялась такая возможность - наиболее ущемленными оказывались политические. Запрет на естественное право человека поддерживать связь с внешним миром породил особый вид лагерной корреспонденции - почту с оказией. Нередко ее передавали добровольные <почтальоны>: те немногие, кому посчастливилось уйти на свободу, а также вольнонаемные и даже охранники, что было связано для них с большим риском, так как по инструкции этого делать не разрешалось. Письма из лагерей хранить было опасно. Переписка с <врагами народа> считалась предосудительной. Вот почему писем, прошедших по дальстроевским каналам, сохранилось мало.
В. ВОИКО
Окончание следует.
Э. Куртаева, Hs истории города Магадана. - Блокнот агитатора, М 12, Магадан, 1969.
Е. Б. Алт унии, Крылья Севера, Магадан, 1976, с. 30.
Н. Г. Петренко, Историческая справка по Магаданскому производственно-техническому управлению связи, Магадан, 1978, с. 1.
' Там же.
Е. Б. А л т унии, Крылья Севера, Магадан, 1976, с. 30.
Т а м ж е, с. 36.
Т а м ж е, с. 97.