Сергей Марков

Земной круг

"Современник" Москва 1976 г.
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Скифское время

Охотник за грифами

Охотник за грифами оказался вполне земным, приветливым и спокойным человеком. В то время он завершил одну из своих экспедиций, и в часы досуга мы ходили с ним в горы Алатау, отыскивая семена и черенки растений, которые он намеревался переселить в свой сад, на Лесной, 20, в Петродворце.
Однажды в Алатау разразился нежданный снегопад. Деревья превратились в сияющие дворцы, цветы были погребены в сугробах. Когда вновь засветило солнце, пчелы стали отыскивать цветочные чаши. А над голубыми зуб-Дами горных вершин закружились снежные грифы. Мне так хотелось, чтобы они попали в объектив фотоаппарата! онаток золотых грифов делал снимки и в эти мгновения был похож на аримаспа. Его циклопий синеватый глаз искал вокруг неповторимые подробности.
Вскоре я узнал, что искатель золотых грифов выпустил замечательную книгу о своих открытиях 5.
Михаил Петрович Грязнов описывал сокровища Па-зырыкских курганов.
Отыщите на карте Алтая лазоревое Телецкое озеро, может быть, знакомое вам по фильму кинохроники. С юга в сторону озерной чаши текут реки Чулышман и Башкаус, Между ними, как бы в треугольнике, находятся, река Ула-гаи и село того же названия. Всего в двух километрах от селения и стоит курган, сложенный из каменных обломков,- "Первый Пазырык", описанный М. П, Грязновым. (Впоследствии были изучены еще четыре кургана.)
Одна за другой были раскрыты тайны Пазырыка.
В погребальных срубах, наполненных вечной мерзлотой, лежали останки людей и тела гнедых и золотистых коней в богатой сбруе.
Древние обитатели Алтая украшали себя татуировкой. Вот как было разрисовано тело одного из них.
На правой ноге от колена до ступни красовалась длинная кругломордая рыба, а ниже ее хвоста - грифоновое чудовище.
Правая рука пазырыкца была испещрена изображениями рогатой кошки и оленей. Концы оленьих рогов заканчивались головами птиц.
Грифы и грифоны!
Они были видны на ремнях уздечек, на покрышках седел и налобных масках "небесных" коней Пазырыка.
Вот борьба грифона с тигром. Крылья и голова сказочного зверя сделаны из кожи, покрытой золотом и серебром, разукрашены конским волосом, выкрашенным в кровавый цвет. Чудище, увенчанное рогами антилопы, схватило за горло золотого тигра.
Другая хищная птица поднимает на воздух... лося. А вот грифон терзает горного козла.
Наверпше, искусно сделанное из рога и войлока, изображало голову оленя, зажатую в клюве грифона. На одной из седельных покрышек изображена борьба орлиного грифона с львиным грпфоном, увенчанным рогами антилопы. Грифон орлиный проник сюда с далекого Запада, со стороны Эллады и Черного моря, а крылатый лев вышел или, лучше сказать, вылетел из древнеиранского мпра. И вот они сошлись на земле Алтая и вступили в смертельную схватку друг с другом!
Читаю "Древнюю историю Южной Сибири" С. В. Киселева п нахожу в ней строки о происхождении па-зырыкских грифов.
У них есть знаменательные особенности! Грифоны па-зырыкских лиственничных гробниц имеют над глазами рог; на затылке и шее у них явственно виден гребень.
Эти приметы роднят алтайских чудовищ с грифонами Греции и Скифии. Самые древние грифоны были без рога, но в IV веке до нашей эры в Элладе появились их изображения вот с таким "пазырыкским" гребнем и загривком.
С. В. Киселев даже указывает на своеобразного предка гребневого грифона, не менее сказочное чудовище,- гип-покампа. Изображение его было найдено на одной из ваз, относившейся ко временам Перикла 6.
Так протянулся незримый мост связей через Сибирь, Урал, Волгу, Дон, Черное море - к родине Аристея Про-коннесского.
А вот еще свидетельство влияния Эллады на искусство Пазырыка. Через руки М. П. Грязнова прошла бляха с пазырыкской сбруи. На бляхе изображено человеческое лицо - пухлая, чувственная маска, окаймленная густой бородой, с завитками волос около висков. Это - Бес, бог веселья, покровитель рожениц, певцов и танцовщиц, широко известный в эллинистическом Египте и на Кипре. Изваяние его уже находили в Сибири, но оно принадлежало к образцам чисто египетского искусства. А вот Бес Пазы-рыкский был отмечен печатью древнегреческого мастерства. Автор "Древней истории Южной Сибири" считает, что на Алтай в свое время проникли художественные изделия мастеров Древней Греции. Они повлияли на местных художников, создавших своего Беса с азиатским разрезом глаз на плоском лице.
Древние греки в свое время уверяли, что грифы стерегли золото. В Пазырыке они сторожили его, но уже тогда, когда оно лежало в могильных курганах вместе с самими крылатыми чудовищами и телами их владельцев.
А при жизни пазырыкских воинов грифы помогали им в добыче золота.
Рослые люди, жившие на берегах Улагана, садились на кровных "небесных" скакунов, увенчанных масками в честь грифонов. Греческий лик бога Беса, мощные клювы полуптиц-полузверей сопровождали пазырыкских всадников во время набегов. Всадники врывались на прииски древних старателей и набивали седельные сумы драгоценной добычей.
Историки указывают места разработок золота в то время - в Калбинском хребте, в горах Восточного Казахстана, Кузнецкого Алатау, на Енисее и в верховьях Абакана.
"Пазырыкское время на Алтае представляется каким-то золотым веком, когда золото было доступно, в различных, правда, количествах, всем группам населения. Племена Алтая в то время могли бы послужить сюжетом для новой легенды о грифах, стерегущих золото",- пишет С. В. Киселев 7.
Он говорит, что в течение трех последних столетий до нашей эры золото в огромных количествах шло с Алтая на Юго-Запад. Сначала оно попадало в руки бактрийских купцов, которые перепродавали сибирское золото древним иранцам и скифо-сакским кочевникам.
Иногда течение золотого потока от Алтайских гор к пределам Бактрийского царства прерывалось военными событиями, и в Средней Азии ощущалась нехватка драгоценного металла.
Однажды Евтидем Первый, царь бактрийский (225- 189 годы до нашей эры), даже задумал пойти в Сибирь, чтобы вооруженной рукой добыть для своей страны золотые запасы рудных гор. Ему была известна дорога в страну грифов. От Ферганы он двинулся на северо-восток, поднялся до Иссык-Куля, но почему-то не пошел дальше этого озера, а склонился к востоку, чтобы выйти на берега Тарима, где извивалась северная Шелковая дорога. По ней нередко возили золото из Китая в Бактрию. Это было в те годы, когда бездействовала "Золотая дорога" с Алтая в страны Средней Азии.
Исследования Пазырыкских курганов пролили свет на вековую загадку, заданную Геродотом и Аристеем о грифах, сторожащих золото.
На Алтае был золотой век, стражами его были грифы, эллинское влияние достигало Алтая. Сибирские сокровища, 'скопившиеся на Алтае, вывозили в греческие города на Азовском и Черном морях, в Бактрию, Иран, в скифские степи 8.