Вячеслав Маркин

Северным морским путем

Москва "Вече" 2002 г.

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Хотя по частям северо-восточный проход из Атлантического в Тихий океан был открыт по существу еще в XVIII веке благодаря героическо! работе Великой Северной экспедиции, но сквозное прохождение этой сы, соединяющей два океана, совершено только во второй половине ве! девятнадцатого, да и то - лишь в две навигации.
Первооткрыватель трассы - шведский полярный исследователь Адольф Эрик Норденшельд, родившийся и учившийся в Финляндии, когда входила в состав России. Потом он исследовал Шпицберген, и в 1875 впервые отправился в плавание вдоль северных российских берегов на сток. Зверобойная шхуна "Превен", снаряженная на средства финала Оскара Диксона, прошла через Югорский Шар, обогнула с севера п Проведя своего рода рекогносцировку, в июле 1878 года А-Э. Hoрденшельд отправляется в плавание на промысловом пароходе "Bera" (i Арнольд Паландер) с твердым намерением пройти весь Северный мора путь до Берингова пролива. Экспедицию финансировали О. Диксон и A G ряков. В ее составе был русский представитель поручик гвардии Оскар Н Почти десять мес цев пришлось пробыть в ледовом плену в нескольких километрах от входа в ту самую Колючинс..,., губу, в которой льды остановили корабли Дмитрия Лаптева, потом суда Биллингса и Сарычева, а уже в 30-х годах XX века получит повреждения лед кольный пароход "Сибиряков" и потонет "Челюскин". Но в июле 1879 "Вега" смогла продолжить путь. Вскоре шведы салютовали мысу Дежне Впервые в истории Северо-восточный проход был пройден!
В сентябре "Вега" вошла в японский порт Иокагама, а затем обогнула с юга весь азиатский материк и, прибыв в Стокгольм 24 апреля 1880 года, замкнула первое в истории путешествие вокруг Евразии, южную часть которого совершил почти за четыре столетия до этого Васко да Гама.
После плавания "Беги" прошло 62 года, и второй корабль идет вдоль северных берегов Сибири к Берингову проливу. Это советский ледокольный пароход "А. Сибиряков", покинувший порт Архангельска 28 июля 1932 года. Научное руководство экспедиции осуществляют Отто Шмидт Владимир Визе, на капитанском мостике - Владимир Воронин. В Ка. ском море в том году ледовая обстановка была на редкость благоприятно и 3 августа "Сибиряков" был уже у Диксона (пополнен запас угля). Ледовые условия позволили ледоколу обойти с севера архипелаг Северная Земля, но у восточных ее берегов встретились тяжелые льды, в которых "Сибиряков" получил повреждение лопасти пароходного винта. Море Лаптевых оказалось сплошь покрытым льдами, и пришлось отменить запланированный обход с севера Новосибирских островов.
Зайдя за углем в порт Тикси в устье Лены, пароход легко дошел до Медвежьих островов в устье Колымы, но дальнейший путь преграждали мощные торосистые льды, покрывавшие Чукотское море до самого Берингова пролива. Пробираясь через ледовые нагромождения, ледокол потерял все лопасти винта и способность двигаться. Произошло это вблизи острова Колючина. Для того чтобы заменить винт, нужно было перетащить с кормы на нос судна четыреста тонн угля. Весь состав экспедиции включается в эту работу. 16 сентября "Сибиряков" снова идет вперед. Но через три дня под напором льдов вновь поставленный винт обломился вместе с частью гребного вала. Это была катастрофа. Нужно было срочно уходить изо льдов или оставаться на зимовку.
Однако моряки сумели быстро изготовить из брезента паруса, под которыми пароход подошел к Берингову проливу. Тральщик "Уссуриец" отбуксировал его в Петропавловск-Камчатский. Всего за 65 дней, за одну навигацию, "Сибиряков" прошел Северный морской путь.
Следующим был "Челюскин", затонувший 13 февраля 1933 года вблиз все того же острова Колючина. Погиб в этой катастрофе только один, а четыре человека, высадившиеся на льдине, были вывезены самолетами.
С 1935 года Северный морской путь стал регулярно действующей магистралью: север Евразии обогнули девятнадцать пароходов. Многовековая эпопея поиска Северо-восточного прохода в Тихий океан была завершена