На Южный полюс - с ветерком

Огромный летающий монстр с длинным туловищем и тупым клювом, устало раскинув могучие крылья и слегка ссутулившись, прорезал застывшее пространство озоновой дыры, бездонным колодцем уходящее неведомо куда, и, с глухим ревом, пошел на вираж. Через минуту из его чрева выпали две точки и стремительно понеслись вниз. Еще несколько мгновений - и на фоне высокого голубого неба, чуть подернутого легкими облаками, раскрылись и закачались два купола.

Где-то мелодично запикало. Переведенные на американское время часы показывали 24-00. Антарктида, освещенная незаходящим летним солнцем, затаила дыхание: с борта ИЛ-76 ТД на ледовый континент стартовал парашютный десант. И, сразу же вслед за этим, начался отсчет первых минут рубежного, 2000-го года. С прилетевшим из далекой России самолетом в сонную Антарктику ворвались не только необычные гости, но и последний год второго тысячелетия.

Захлебнувшись морозным воздухом и надув щеки, два маленьких парашюта с висящими под ними, как на паутинках, точками-паучками, спокойно выполняли то, что им и положено выполнять. Точки, приближаясь, увеличивались в размере и, обретя вполне понятные человеческие формы, вскоре ткнулись в снег. Тут же над замороженной равниной взметнулось мощное и радостное "Ура-а-а!".

- Слава тебе, Господи! - вырвалось из уст первого спустившегося с неба десантника. К удивлению, им оказался не кто иной, как : рыжебородый батюшка, отец Виктор. Вот так, просто и со вкусом, решил он отметить двухтысячелетний юбилей одной из ключевых фигур нашей цивилизации и открывателя новой исторической эры - Спасителя Иисуса Христа, который, если быть объективным, когда-то также совершал воздушные путешествия.

А небо, тем временем, уже пестрело от множества разноцветных костюмов, куполов и вымпелов: пузатый самолет продолжал "метать икру" в воздушном океане. Несколько десятков парашютистов, кто во что горазд, рисовали различные узоры, пируэты, строили необычные фигуры, умело используя законы притяжения земли и сопротивления окружающей ее невесомой оболочки, и чуть ли не цепляя друг друга какими-то легкомысленными косичками с бантиком, тянущимися за основными куполами. Среди парящих выделялись воздушные операторы в специальных шлемах, очень смахивающие на киборгов или пришельцев-инопланетян. Такого Антарктида еще не видывала!

Впрочем, как не видывала и интернационального хоровода вокруг настоящей зеленой русской елки, украшенной игрушками. Эта елка была привезена сюда, в район антарктических скал Пэтриот Хиллс, с противоположной стороны планеты специально по этому случаю. Около сотни человек из семнадцати стран, пожелавших отправиться на встречу с необычным материком и совсем уж необычным новым годом, взявшись за руки, ликовали: хоть путь был и долог, и сложен, встреча состоялась! Яркое новогоднее ночное солнце - вот они, парадоксы Южного полушария! - освещало своими лучами сияющие лица за вырубленным из снега длинным столом, быстро опустошаемые темно-изумрудные бутылки с шампанским, воткнутые в сугроб национальные флаги участников беспрецедентной акции и развевающееся над палаточным лагерем полотнище Знамени Мира с рериховской эмблемой - три сомкнутых круга в одном кольце.

А затем в небо поднялся: огромный воздушный шар! В специальной подвеске сидел, торжествуя, воздухоплаватель - иностранец Иван Трифонов, регулируя с помощью мощной газовой горелки высоту и направление движения своего аппарата. Улетающий в небо ликовал: только что он побил все мыслимые рекорды коллег-аэронавтов, никто теперь, кроме него, не имеет такой разнообразной географии полетов. До этого ему уже довелось полетать и над Сахарой, и над Средиземным морем, и над египетскими пирамидами, и над бразильскими водопадами, и даже над Северным полюсом. Остался сущий пустяк - взлететь над южным темечком Земли!

Однако, самое важное и интересное ожидало всех впереди.

ИЛ-76, впервые выполнив грузовой рейс из Москвы в Антарктиду и аккуратно приземлившись прямо на ледовом поле, доставил сюда, помимо людей и экспедиционного снаряжения, восемь уникальных вездеходов с прицепами. Эти машины, похожие на огромных тараканов или сверчков, растопырив здоровенные лапы-колеса оригинальной конструкции - по три с каждой стороны, сверкали свежей краской на фоне ослепительно-белого снега и ждали своего часа. Именно с ними связывались надежды на решение главной задачи экспедиции:

Впрочем, немного о самом проекте.

Антарктическая экспедиция к Южному полюсу "Навстречу XXI веку", идейными вдохновителями и главными организаторами которой стали два известных профессионала - полярный путешественник Владимир Чуков и парашютист-каскадер Евгений Бакалов - является частью большого комплексного проекта "Марш мира - Дорога в новое тысячелетие". Этот проект, реализуемый в рамках международной программы по встрече Милленниума, или Третьего тысячелетия, официально поддержан Российским организационным комитетом по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства, созданным в соответствии с Указом Президента РФ.

Главная идея проекта проста и исходит из осознания уникальной возможности, предоставившейся нынешнему поколению землян: мы обречены не только на встречу нового Века, но и на вступление первыми в новое Тысячелетие. Такое случается один раз в тысячу лет, и "проспать" подобное было бы непозволительной роскошью. Судьба дает нам шанс 31 декабря 2000 года стать не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками этого исторического события, зафиксировать его для будущих поколений, и глупо этот шанс не использовать.

Впервые такая мысль зародилась много лет назад в голове у некоторых деятелей культуры в нашей стране - тогда еще Советском Союзе. Озвученная писателем Чингизом Айтматовым, она была поддержана Горбачевым, но после "перестройки" все заглохло. Зато на Западе эту идею активно подхватили, и вскоре один за другим стали появляться национальные "Комитеты-2000". Многие программы по встрече Милленниума стали носить совместный, международный характер, ибо перед неумолимым Временем все равны и едины. Реализация ряда программ началась с приходом 2000-го года.

"Марш мира - Дорога в новое тысячелетие" состоит из нескольких этапов и, помимо антарктической экспедиции, включает в себя такие проекты, как "Глобальная книга человечества", "Полярная кругосветка", "Марш мира", "Милленниум на Северном полюсе". Каждый из этих проектов интересен сам по себе, а все вместе - это попытка активной и адекватной реакции современников на столь знаменательное событие, как смена тысячелетий, путем проведения неких культурно-гуманистических мероприятий международного - или, скорее, планетарного - масштаба с самым широким освещением их на ТВ, через INTERNET и другие средства массовой информации

Основная миссия комплексной антарктической экспедиции "Навстречу XXI веку" - достичь Южного полюса совершенно оригинальным способом, используя новые экспериментальные вездеходы на шинах сверхнизкого давления, созданные, в инициативном порядке, российскими и белорусскими конструкторами и исследователями. Если натурные испытания пройдут успешно, то в сложных условиях полярных областей и, особенно, в Антарктиде, подобное транспортное средство может оказаться просто незаменимым. Ведь с момента появления в 1956 году на шестом континенте первой - кстати, нашей, советской - научно-исследовательской станции "Мирный", и до сих пор, все грузовые перевозки здесь осуществлялись и осуществляются довольно дорогими и нерациональными способами - на судах, санно-тракторными поездами, самолетами. Появившиеся сейчас мотонарты, естественно, не в счет, ибо это транспорт совсем другого класса. Полноприводные дизельные вездеходы, способные перевозить до тонны груза и пассажиров по снежно-ледовому бездорожью со скоростью 50-100 км/час и тащить за собой еще около полутонны на прицепе, экономичные, щадящие окружающую среду и поверхность, по которой перемещаются - оптимальное, похоже, решение проблемы.

Следующая по важности задача - практически осуществить заброску вездеходов, груза и участников экспедиции из Москвы в Антарктиду на крупнофюзеляжном транспортном самолете ИЛ-76 ТД с посадкой на ледовую площадку. В российской практике такого еще не было. Как известно, из-за недостатка средств и ветхости флота Россия не может обеспечить нормального функционирования своих антарктических станций и вынуждена закрывать их, бесславно сдавая позиции, завоеванные когда-то беспримерным трудом, мужеством и даже героизмом наших соотечественников. Колоссальные затраты, которые ранее компенсировались за счет получаемых ценнейших научных результатов, оказались выброшенными, в буквальном смысле, на ветер. Конечно, ситуацию по обеспечению наших станций могла бы поправить авиация, как это делают, например, американцы с находящейся на Южном полюсе станции "Амундсен-Скотт", но у нас в Антарктиде нет аэродромов, мы об этом никогда не думали. И вот имеем то, что имеем: Россию, родину первооткрывателей и первоисследователей этого материка, успешно отсюда выдавливают другие.

Не меньшее значение в программе экспедиции отведено и экстремальным спортивно-показательным акциям, связанным непосредственно с Милленниумом - массовому международному парашютному десанту в районе Южного полюса, полетам над полюсом на тепловых воздушных шарах, воздушным видеосъемкам, проведением сеансов широкомасштабной радиосвязи с радиолюбителями всего мира.

Далее, в память о покорителях Антарктиды и в честь Двухтысячелетия Христианства в точке Южного полюса намечено установить большой деревянный крест. Отсюда же запланирован старт международного кругосветного Марша Мира.

Наконец, в ходе экспедиции должен быть проведен комплекс научно-исследовательских геоэкологических работ и медико-психологических наблюдений, а также отсняты материалы для создания, в дальнейшем, серии научно-популярных фильмов.

Нелегкая ноша по реализации всего запланированного легла на широкие плечи руководителя экспедиции, действительного члена Русского географического общества, председателя российского отделения международного клуба исследователей "Explorer Club", бессменного лидера и президента экспедиционного центра "Арктика" Владимира Семеновича Чукова. И он добровольно и сознательно их подставил, хотя, берясь за подготовку экспедиции, прекрасно понимал, что рассчитывать может только на себя да немногочисленных единомышленников, и никак не на государство. Наше родное государство, в лице официальных представителей, на протяжении последнего десятка лет умело только отступать и терять свой авторитет, а немногие яркие страницы и успехи были связаны, как правило, с частными инициативами отдельных российских энтузиастов, которым "за державу было обидно", и они, на свой страх и риск, совершали то, что, в конечном счете, работало на престиж страны - вопреки проводимой ею политике.

- Эр Три Цэ А, Роман Три Центр Анна, дробь А Эн Тэ дробь Пять: Находимся сейчас на широте "восемьдесят - пятьдесят девять" и на долготе "восемьдесят один - два ноля". Сейчас очередная внезапная остановка, у нас проблема с прицепами, проблема с прицепами: Очередная, вторая остановка. Эр Три Цэ А, Роман Три Центр Анна, дробь А Эн Тэ дробь Пять: Как слышите? Прием, прием!

Вереница вездеходов остановилась. От базового лагеря и ледяной взлетно-посадочной площадки, где тяжелый лайнер, успешно приземлившись, выгрузил все свое содержимое, а затем не менее успешно взлетел и отбыл в чилийский Пунта-Аренас, отошли не так далеко - всего на градус. Опять перевернулся прицеп. Для вездехода полуметровые спрессованные снежные заструги не помеха, он легко преодолевает их, косолапо переваливаясь с одного на другой. Но вот двухколесный прицеп: До полюса еще около тысячи километров, до промежуточного лагеря, организованного несколькими днями раньше - половина.

Противный ветер, ощущаемый сразу же, как только выбираешься из машины наружу, гонит змейки сухого, играющего на солнце снега. Мороз - минус двадцать. Беспрерывно работает радиосвязь, надежно связывая между собой все восемь экипажей и базовый лагерь на Патриот Хиллс. Находящийся в ведущей машине с номером "4" Владимир Чуков руководит общим движением, его авторитет непререкаем. Еще бы: полжизни - считай, четверть века - посвятил он единоборству с полярными стихиями. Этот высоченный человек с лицом, почти не видимым из-за зарослей усов и бороды, своими длинными ногами, примерзшими к лыжам, исходил всю Арктику от сибирских берегов Северного Ледовитого океана до Канады, неоднократно "посетил" Северный полюс, пару лет назад, возглавляя группу из четырех человек, впервые в мире автономно пересек, все через тот же полюс, Студеный океан, а в начале 1996 года штурмовал Антарктиду. Стечение внешних обстоятельств не позволило ему с товарищами дойти тогда до заветной точки на ледовом куполе - Южного полюса, но появилось знание местной, антарктической специфики. Конечно, в отличие от Арктики, тут нет движущихся и ломающихся под ногами льдин, торосов, не надо бояться опасности угодить в полынью с ледяной крошкой или в когти голодного белого медведя. Но здесь - большая высота, небывало низкие, до минус восьмидесяти по Цельсию, температуры, непрекращающийся, порою ураганный, ветер, скрытые под снегом гигантские ледовые трещины и безжалостная солнечная радиация. Всему этому могут быть противопоставлены только воля, самообладание, опыт и грамотное руководство:

Время от времени Владимир связывается с американскими полярниками на станции "Амундсен-Скотт" - конечной точкой перехода, но там очень скептически оценивают шансы русских приехать к ним в гости: уж больно авантюрной выглядит вся эта затея с неиспытанными вездеходами.

А испытания уже начались - и для машин, и для людей. Приходится на ходу устранять возникающие поломки, отрабатывать тактику передвижения. А иной раз - собирать двухсотлитровые бочки с горючим, унесенные из кузова прицепа ветром.

Еще во время пробного пробега, осуществленного для заброски топлива и продуктов в промежуточный пункт на основном маршруте, названный ребятами "Чуковкой", выявились некоторые слабые места в конструкции машин. Не выдерживали больших нагрузок и низкой температуры авиационные редукторы, примененные в колесах. Специфика управления вездеходом требовала большого напряжения и постоянной сосредоточенности. Вот и сейчас Владимир запретил менять механиков-водителей, так как каждый из них уже прочувствовал особенности своей машины, а успех или неуспех всей экспедиции зависел теперь от их мастерства и сноровки. Водители выкладывались на полную катушку.

Текущим ремонтом занимались сообща. Бригада механиков-белорусов во главе с главным конструктором Виктором Радкевичем просто удивляла слаженностью своих действий. Руки стыли, пальцы моментально коченели, но все у них, в конце концов, получалось.

Тем не менее, преодолев за три дня 600 километров и прибыв в "Чуковку", лежащую между 85-й и 86-й параллелями, участники необычного автопробега встали перед выбором: как быть дальше? До Южного полюса - четыреста километров, но, совершенно очевидно - запчастей на оставшуюся часть маршрута на все восемь машин не хватит.

Практичные иностранцы на ситуацию реагировали по-разному. Одни - европейцы - слышать ничего не хотели: им подавай полюс во что бы то ни стало! Другие - американцы - наоборот, предложили не рисковать и, пока не поздно, дружно, всем вместе, повернуть обратно.

После трудной ночи, проведенной путешественниками в раздумьях, было принято непростое, но единственно правильное решение: половина автопоезда и часть команды остаются здесь, остальные продолжат путь до самой нижней отметки земного шара. Экспедиция обязана достичь Южного полюса!

Запустили в небо один из двух взятых с собой воздушных шаров. Иноземный воздухоплаватель Иван Трифонов, поднявший свое детище на высоту одного километра, позволил французу Марио Жевази прыгнуть с парашютом, и тот не заставил себя долго ждать. Совершив круг почета, шар с грустными и, одновременно, очарованными пассажирами опустился на лед, где и остался дожидаться хозяина, который продолжил путь на юг, но уже налегке. На полюс взяли другой шар, принадлежащий испанцам - иначе, после возвращения домой, бедолагам грозило четвертование от рук их суровых спонсоров.

С остающихся машин сняли лишние детали. Вездеходам, отобранным для дальнейшего пути, сделали полную, по походным меркам, профилактику. А затем попрощались с теми, кому "не повезло", перекрестились и тронулись дальше. Для провожавших "Чуковка" на время томительного ожидания превратилась в "Чук-лаг".

Помните, у Высоцкого в "Белом безмолвии":

Воронье нам не выклюет глаз из глазниц,

Потому что не водится здесь воронья:

А ведь действительно - здесь, в этом экстремально-полярном мире, совершенно нет никакой живности! Белое, мертвое, бесконечное пространство. Пингвины - и те обитают где-то далеко-далеко на побережье. Обыкновенная, естественная жизнь тут просто противопоказана - в отличие, например, от пустыни или океана, где хоть что-то, но водится. Как в космосе!

И, все-таки, немногочисленные двуногие зачем-то сюда пришли и зазимовали, без всякой надежды на приход весны. Пожалуй, в монастыре больше разнообразия, чем на этих богом забытых полярных станциях. Не иначе, обитатели их хорошо простимулированы!

А вот что тянет сюда других - таких, как Чуков и его компания? Не проще ли отметить приход нового века в каком-нибудь московском суперказино или концертном зале, организовав там встречу, к примеру, с Лучано Поваротти или Дэвидом Копперфильдом? Какая такая корысть, какой стимул движут ими? Пожалуй, они и сами толком не знают.

Кажется, англичанину Мэлори, много лет назад погибшему в двух шагах от вершины Джомолунгмы при одной из первых попыток покорить ее, принадлежат слова, которые, отчасти, могут что-то прояснить. На вопрос, зачем он идет на Эверест, отважный горовосходитель ответил просто: потому, что он есть! Любой полюс есть точка притяжения - и физических полей, и материальных субстанций, и человеческих мыслей, и, наверное, таких вот неугомонных представителей Homo sapien, как те, что в данный момент карабкаются на вездеходах по ледяному куполу Антарктиды. Пока есть полюса, будут и неугомонные полярники.

:Между тем, четыре таракана-мутанта - или, скорее, муравья - все ближе и ближе, километр за километром подбирались к цели. Поскольку крутизна подъема увеличилась - Южный полюс находится на высоте 2800 метров над уровнем моря - скорость передвижения упала до 25-30-ти, а иной раз не превышала и 10-12-ти километров в час. Напряжение возросло. Перед полюсом - район сплошных трещин, прячущихся под большими надувами и застругами. Руководитель внимательно отслеживает местность, карту и свои координаты, определяемые с помощью портативного спутникового GPS-навигатора, постоянно корректирует движение и связывается с американцами на "Амундсен-Скотт", у которых, кстати, скепсиса в отношении русских заметно поубавилось. Кто бы там чего ни думал и ни желал, но факт остается фактом - русские идут! От разноголосого хора радиолюбителей не замолкает ни на минуту эфир - все наперебой спешат пообщаться с экспедицией, которая вот-вот покорит полюс.

Километров за двадцать до финиша произошла "встреча на Эльбе": русских на их вездеходах приехали встречать американцы на мотонартах. Это был волнующий момент! Встречал сам начальник станции, Эд Блэйн.

Но настоящий праздник наступил часом позже, когда, выстроившись в шеренгу, трудяги-вездеходы, под крики "Браво!", на полном ходу влетели на заветный пятачок, окруженный флагами стран-участниц Договора по Антарктиде. В центре пятачка, или Площади Наций, на невысоком столбике, установлен ослепительно сияющий на солнце шар, размером с баскетбольный мяч. Есть полюс! Вот она - ось Земли!

Общему ликованию не было конца. Пожалуй, никого еще так тепло не встречали местные полярники, как участников прибывшей экспедиции. Эскортируемые двумя снегоходами, наши машины подъехали к входным воротам тоннеля, уходящего в глубь огромной ажурной полусферы, возвышающейся над плотным сугробом в несколько метров толщиной. "Добро пожаловать на южнополярную станцию "Амундсен-Скотт"- было начертано по-английски над темным провалом входа. Станция, основные помещения которой угадывались где-то дальше по торчащим из снега антеннам, построена США и названа так в честь двух выдающихся полярных исследователей, первыми, не зависимо друг от друга и почти одновременно, достигших в начале двадцатого столетия географической точки Южного полюса.

Около сотни человек вышло встречать гостей, с любопытством рассматривая и ощупывая чудо-машины, обнимая их русских создателей и обмениваясь с прибывшими крепкими рукопожатиями. О, гуд рашин лэндроверз! Замечательные русские машины! Для неискушенных местных американцев что белорусы, что русские - все едино. Впрочем, так оно, скорее всего, и есть.

На весь путь до полюса ушло, с учетом остановок, шесть дней. На тракторах и "Харьковчанках" подобное расстояние преодолевалось бы не менее месяца.

Над полюсом гордо затрепетали национальные флаги, доставленные сюда участниками экспедиции, а также флаги ООН, Европейского союза, Земли и Знамя Мира. Отец Виктор, помолившись, водрузил большой православный крест: "Святый Боже, святый бессмертный, помилуй нас!.."

Знаменательным событием для всех стал запуск воздушного шара. Впервые над Южным полюсом поднялся настоящий летательный воздушный шар, благополучно перенесший дорогу в прицепе вездехода, и два испанца - Анульфо Гонзалес и Фаустино Мортера, вместе с австрийцем Иваном Трифоновым, под крики и овации воспарили на вершину триумфа.

А потом были экскурсии на полярную станцию, встречи с научными работниками и персоналом, знакомство с их бытом. Такого приема не удостаивались даже ранее побывавшие здесь американские астронавты, пересекшиеся с участниками экспедиции на Пэтриот Хиллс.

В атмосфере гостеприимства и радушия незаметно пролетели сутки.

И вот - торжественные проводы. Впереди - спуск с ледяного купола, такой же длинный, как и подъем сюда. На 35-тиградусном морозе двигатели не очень-то хотели заводиться - а, может быть, машинам тоже понравилась стоянка на полюсе. Однако, иных вариантов не предвиделось, и, в конце концов, добродушно заурчав, кавалькада из четырех вездеходов и пяти прицепов тронулась в обратный путь, на север. Вскоре растворились в белой пелене фигурки махавших руками аборигенов, разноцветные пятна флагов на Площади Наций, а затем - и синевато-сизый пузырь полярной станции.

И вновь - безжизненная, отполированная ветром ледяная пустыня, где-то присыпанная снегом, где-то взбуровленная торчащими языками белых барханов и скалистых гребней, где-то зияющая ужасными расселинами, уходящими в преисподнюю. И все то же незаходящее солнце, маятником гуляющее по небу, и все тот же мороз, моментально цепляющийся за высунутый из укрытия нос, и все тот же неугомонный ветер, поющий, под рокот моторов, свою заунывную песню. Нежные колеса вездеходов, накручивая километры, по-прежнему ласково гладят застывший матерый лед.

Удивительно, но этот стеклянный панцирь только на вид неподвижен. Материковый ледник, медленно сползая к периферии, неумолимо - из года в год, из века в век - стряхивает с себя клоками в океан старую оболочку, и она расплывается белыми громадами айсбергов во все стороны, давая прибежище пингвинам, тюленям и пугая мореходов.

До промежуточного лагеря домчались за два дня. Обрадовали тоскующих "лагерников", быстро свернули длинные и низкие гусеницеподобные палатки, и, оставив на всякий случай пару бочек солярки - вдруг когда-нибудь еще доведется сюда заехать - на третьи сутки, в полном составе, прибыли на Патриот Хиллс. Ура, победа! Вот теперь уже вполне определенно можно было говорить, что ЧУК и ГЕК - Чуков и Героическая Его Команда - победили!

Завершив свой рейд на полюс и обратно, экспедиция, без преувеличения, открыла очередную страницу в истории освоения Антарктиды - освоения с помощью нового транспортного средства, успешно прошедшего сложнейшие испытания.

И вдвойне приятно, что произошло это не только в канун двухтысячелетия Христа, но и буквально накануне еще одного знаменательного события: 180 лет назад, в январе 1820 года, россияне Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев впервые на шлюпах "Восток" и "Мирный" пришли из далекого Кронштадта к этим благословенным берегам - пришли, чтобы открыть самую первую страницу антарктической эпопеи.

Кто знает, может быть, это совпадение - добрый знак?

Основные итоги южнополярной экспедиции "Навстречу XXI веку":

  1. Впервые организована и проведена широкомасштабная международная неправительственная юбилейная экспедиция в Антарктиде, объединившая 88 представителей из 17-ти стран - Австрии, Англии, Республики Беларусь, Германии, Джибути, Индии, Испании, Канады, Кыргызстана, Литвы, Малайзии, Нидерландов, России, США, Франции, Южной Кореи, Японии.

  2. Состоялась церемония старта из Антарктиды кругосветного "Марша Мира", посвященного встрече Третьего тысячелетия.

  3. В честь 2000-летия христианства на Южном полюсе установлен православный крест.

  4. Впервые в мире выполнены:

  • посадка тяжелого транспортного самолета Ил-76ТД авиакомпании "Аэроконцепт" (командир-инструктор - И.Закиров) на ледовую поверхность Антарктиды на 80 гр.ю.ш.;

  • натурные испытания новых экологичных российско-белорусских вездеходов с шинами сверхнизкого давления, прошедших в условиях Антарктиды 3000-4000-километровую дистанцию;

  • массовый парашютный десант в составе 32 человек из 12 стран;

  • подъем тепловых воздушных шаров в районах 80, 85 гр.ю.ш. и на Южном полюсе;

  • прыжок с парашютом из корзины воздушного шара на 85 гр.ю.ш.;

  • более 9000 сеансов связи с радиолюбителями всех континентов из ста с лишним стран.

  1. Проведен комплекс научно-исследовательских работ по программе геоэкологии МГУ, а также медико-психологических наблюдений.

  2. Проведены международные соревнования по футболу на континентальный "Антарктический Кубок Тысячелетия".

  3. Проведен международный шахматный турнир "Антарктида-2000".

23 января 2000 года ко всему привычная и ничему не удивляющаяся Москва встречала полярных путешественников:



Оригинальная статья: http://www.greenhed.orc.ru/hp8-7.htm