Л.И.Дубровин

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Советские Антарктические экспедиции

В истории изучения Антарктики советскими учеными можно условно выделить четыре основных этапа:

1) исследование Южного океана с судов советских китобойных флотилий;

2) рекогносцировочные исследования прибрежных вод и Антарктического материка САЭ;

3) комплексные исследования природных объектов, процессов и явлений;

4) широкомасштабные комплексные научные исследования, осуществляемые по специальным программам (проектам), в том числе при участии ученых других стран.

Первый этап советских антарктических исследований. Он начался сразу же после окончания второй мировой войны, когда на промысел в антарктические воды направились советские китобойные суда.

Научные исследования в этот период велись только в водах Южного океана, причем, как правило, на акваториях, свободных от льда. Прибрежные зоны, занятые дрейфующими льдами, они не охватывали.

Материалы данных исследований легли в основу первых научных работ по океанографии, метеорологии и гидробиологии Южного океана.

Второй этап советских антарктических исследований. Его началом можно считать появление в водах Антарктики флагмана 1-й САЭ дизель-электрохода "Обь".

На этом этапе на Антарктическом материке и в его прибрежных водах в большом объеме проводились рекогносцировочные работы. Было открыто много новых географических объектов, что позволило уточнить, а для многих районов Антарктиды составить впервые достоверные географические карты.

Благодаря осуществленным на данном этапе исследованиям ученые впервые получили представление о природе внутренних районов Восточной Антарктиды.

Важнейшим направлением экспедиционной деятельности второго этапа являлась подготовка к МГГ в Антарктике и проведение работ по его программе 1-й, 2-й и 3-й САЭ.

Для дальнейшего изучения Южной полярной области на ледяной континент отправилась 4-я САЭ (1958 - 1960 гг). Участники этой экспедиции продолжали научные наблюдения на трех станциях: Мирный, Восток и Комсомольская.

Остальные советские станции после окончания работ по программе АГГ были закрыты. Станция Оазис была передана Польской народной Республике. В марте 1959 г. на побережье Земли Королевы Мод (на шельфовом леднике Лазарева) была поcтроена станция Лазарев.

Участники 4-й САЭ на специально изготовленных гусеничных снегоходах "Харьковчанка" совершили внутриконтинентальный поход от Мирного к Южному полюсу, где располагалась научная станция США Амундсен-Скотт, а оттуда направились к станции Восток.

Общая протяженность похода поставила около 4 тыс. км. Во время другого похода, проходившего по маршруту Мирный - Комсомольская, протяженность которого составила 870 км, осуществлялись гравиметрические и геодезические измерения, в частности, определялась высота поверхности ледникового покрова.

В ходе геолого-географических исследований, проводившихся к югу от Берега Принцессы Астрид, были открыты неизвестные ранее горы, получившие название Русские. С борra дизель-электрохода "Обь" велись комплексные океанографические исследования в антарктических водах между Мирным и станцией Лазарев, а также по 20' в. д. от берегов Антарктиды до Африки.

Пятая Советская антарктическая экспедиция (1959 - 1961 гг.) продолжила стационарные научные наблюдения в обсерватории Мирный, а также на станциях Восток и Лазарев, а в летнее время - и на станции Комсомольская. В разгар зимы впервые с помощью авиации были созданы три временные выносные аэрометеорологические станции: Дружба (на шельфовом леднике Западном), Мир (на острове Дригальского) и Победа (на одноименном ледяном острове в море Моусона, к северу от шельфового ледника Шеклтона).

Анализ результатов наблюдений, проводившихся на этих станциях в течение трех месяцев, позволил выявить особенности атмосферных процессов в прибрежной зоне Восточной Антарктиды в зимнее время.

Авиационными и наземными маршрутами была охвачена обширная территория между 4' з. д. и 108' в. д. от побережья Восточной Антарктиды до 75 - 78' ю. ш. В отличие от предыдущих экспедиций, полевые отряды и партии 5-й САЭ осуществляли работы одновременно с двух прибрежных баз Мирного (на востоке) и станции Лазарев (на западе), расстояние между которыми составляло более 3 тыс. км.

Участники этой экспедиции с помощью воздушного, наземного и водного транспорта детально обследовали шельфовые ледники Шеклтона, Лазарева и Западный. В летний сезон 1960-61 г. совместно с участниками 6-й САЭ ими была выполнена геологическая, а также аэрофото и аэромагнитная съемки горных районов Земли Королевы Мод, где были обнаружены некоторые полезные ископаемые и открыты ранее неизвестные горные хребты и отдельные горы.

Морской отряд 5-й САЭ выполнил с борта "Оби" комплексные океанографические исследования на стандартном меридиональном разрезе до 20' в. д., а также вокруг почти всего Антарктического материка (от 13' в. д. в Атлантическом секторе Южного океана до 65' з. д. в проливе Дрейка).

Завершая экспедиционные работы, участники 5-й САЭ обследовали оазис Ширмахера на Земле Королевы Мод и выбрали место для новых научных станций - Новолазаревской и Молодежной. С окончанием работы экспедиции станция Лазарев была закрыта.

Участники 6-й САЭ (1960 - 1962 гг.) продолжили систематические научные наблюдения в обсерватории Мирный и на внутриконтинентальной станции Восток, а также начали выполнять такие же наблюдения на вновь созданной станции Новолазаревская, открытой в оазисе Ширмахера в январе 1961 г.

В соответствии с решением Научного комитета по исследованию Антарктики радиоцентр Мирного начал передавать синоптические сводки, поступающие со всех станций Восточной Антарктиды, на американскую станцию Мак-Мердо, откуда они шли в Международный центр анализа погоды в Мельбурне (Австралия).

Из полевых маршрутных работ 6-й САЭ особый интерес представляют комплексные геодезические и геофизические исследования, проводившиеся во время санно-гусеничного похода по маршруту Комсомольская - Советская - Восток- Комсомольская. В частности, в результате нивелирования удалось с большой точностью определить высоты поверхности ледникового покрова в центральном районе Восточной Антарктиды.

В конце работы 6-й САЭ станция Восток в связи с временными затруднениями в снабжении была закрыта.

В летний сезон 1961-62 г. состоялась Первая воздушная антарктическая экспедиция на самолетах Ил-18 и Ан-12. Кроме членов научной группы (в ее состав входило восемь человек), выполнявших во время перелета метеорологические и актинометрические наблюдения, на самолетах были корреспонденты и представитель САЭ в экспедиции США.

Самолеты вылетели из Москвы 15 декабря и прибыли в Мирный 25 декабря 1961 г. Перелет проходил по маршруту Москва - Ташкент - Дели - Рангун - Джакарта - Дарвин - Сидней - Крайстчерч - Мак-Мердо - оазис Бангера - Мирный.

В Антарктиде колесное шасси самолета Ан-12 было заменено на лыжное, после чего этот самолет совершил два пробных рейса с грузом из Мирного на станцию Восток.

Перелет в обратную сторону начался 24 января 1962 г. Самолеты вылетели с взлетно-посадочной полосы в оазисе Бангера. Полная заправка горючим в Мирном в связи с плохим состоянием взлетно-посадочной полосы из-за интенсивного таяния льда оказалась невозможной.

Из оазиса Бангера самолеты отправились в Крайстчерч, минуя Мак-Мердо. Общая протяженность трассы этой воздушной экспедиции составила 55 тыс. км. В начале января 1962 г. самолеты вернулись в Москву.

Во время 7-й САЭ (1961 - 1963 гг.) стационарные научные наблюдения велись только в двух пунктах: на станции Новолазаревская и в обсерватории Мирный. На станции Новолазаревская были начаты сейсмические наблюдения, а также наблюдения за земными токами. В районе Мирного проводились работы по изучению движения ледникового покрова.

В январе - марте 1962 г. на Земле Эндерби осуществлялись геологические, гравиметрические, геомагнитные и астрономо-геодезические исследования, а также аэрофотосъемка и гидрографические работы. На берегу моря Космонавтов в заливе Алашеева началось строительство станции Молодежная. Морской отряд 7-й САЭ проводил комплексные океанографические исследования и геофизические наблюдения у Берега Принцессы Астрид, Земли Эндерби и Берега Правды.

Участники 8-й САЭ (1962 - 1964 гг.) продолжили геологогеографические и геофизические исследования на Земле Эндерби, начатые предыдущей экспедицией. В январе 1965 г. была расконсервирована и значительно переоборудована внутриконтинентальная станция Восток.

На полюсе холода вновь были начаты систематические научные наблюдения, которые в дальнейшем не прерывались. Созданная за год до этого сезонная станция Молодежная стала постоянно действующей. Кроме того, во время 8-й САЭ велась подготовка к выполнению геофизических исследований по программе МГСС.

В этом международном научном мероприятии, проводившемся с 1 января 1964 г. по 31 декабря 1965 г., участвовало свыше 70 стран, в том числе и те страны, которые осуществляли исследования в Антарктике в рамках программы МГГ. В летний сезон 1963-64 г. состоялась Вторая воздушная антарктическая экспедиция. Два самолета Ил-18 вылетели из Москвы 20 ноября и прибыли в Антарктиду 3 декабря 1963 г. Совершив посадку на заранее подготовленной полосе на ле- дяной поверхности одной из лагун в оазисе Бангера, они на- правились в Мирный. Самолеты доставили в Антарктиду 80

человек, в том числе 67 участников 9-й САЭ во главе с М. М. Сомовым. 3 января 1964 г. самолеты вылетели обратно, взяв на борт участников 8-й САЭ, завершивших работы на ледя- ном континенте, и 11 января прибыли в Москву. На весь перелет, проходивший по маршруту Москва - Ташкент- Дели - Рангун - Джакарта - Дарвин - Сидней - Крайст- черч - Мак-Мердо - оазис Бангера - Мирный и обратно через те же пункты за исключением оазиса Бангера, было затрачено 86 часов летного времени. Участники 9-й САЭ (1963 - 1965 гг.) проводили научные наблюдения по программе МГСС в обсерватории Мирный, а также на станциях Восток, Молодежная и Новолазаревская. Значительно расширился объем исследований на станции Мо- лодежная, где были организованы и начаты аэрологические, радиокомпараторные' и геомагнитные наблюдения, а также производились гидрографические промеры с припая. Во время этой экспедиции на Молодежной было построено много новых служебных и жилых зданий. В летний сезон был осуществлен санно-гусеничный поход по маршруту Восток- Полюс недоступности - точка с координатами 78'03' ю. ш., 19'59' в. д.- Молодежная, а также поход советско-французского гляциологического отряда по маршруту Восток- точка с координатами 75'47' ю. ш., 93'50' в. д.- Комсомольская - Мирный. Благодаря выполненным в этих походах наблюдениям советские полярники получили новые сведения о природе ранее не изучавшихся территорий Восточной Антарктиды.

В частности, были определены высоты ледниковой поверхности, изучен рельеф ложа ледникового покрова на протяжении более 3,3 тыс. км, открыта одна из крупнейших в этом районе подледных горных систем и т. д. Наблюдения, проводящиеся с целью измерения напряженности электромагнитного поля радиоволн.

Советско-французским гляциологическим отрядом на участке между Мирным и станцией Восток были созданы полигоны для наблюдений за движением и деформацией ледникового покрова. В западной части Земли Эндерби и на Берегу Принца Улафа проводились геологические исследования.

Десятая САЭ (1964 - 1966 гг.) продолжила стационарные аэрометеорологические и геофизические наблюдения по программе МГСС на четырех станциях: Мирный, Восток, Новолазаревская и Молодежная. Во время этой экспедиции при проведении некоторых работ стали применять новую, более совершенную аппаратуру, например радиофототелеграфную для передачи синоптических карт промысловым судам, находящимся в антарктических водах.

На станции Восток была полностью переоборудована ионосферная станция. В Мирном прошли успешные испытания аппаратуры для радиолокационного измерения толщины ледникового покрова.

Ледовая обстановка у берегов Восточной Антарктиды летом 1964-65 г. оказалась очень благоприятной, что позволило участникам экспедиции на дизель-электроходе "Обь" посетить те прибрежные акватории, которые прежде не изучались. В результате этого были получены интересные сведения, в частности, данные, свидетельствующие о крупных изменениях очертаний ледяных берегов Антарктиды, которые произошли в результате облома гигантских айсбергов.

Участники 10-й САЭ приступили к установке крупных емкостей для горюче-смазочных материалов в Мирном и Молодежной. Продолжалось строительство научного поселка Молодежной. Начиная с этой экспедиции работа антарктических авиационных отрядов, которая прежде велась в течение всего года, стала сезонной.

Третий этап советских антарктических исследований. Он характеризуется углубленным изучением отдельных элементов и явлений природы Антарктики. В результате проведенных на этом этапе исследований появились монографии и детальные научные статьи, посвященные строению земной коры отдельных районов Антарктического материка, содержащие режимные характеристики ледникового покрова, приводящие важные сведения о динамике вод и ледовом режиме Южного океана, об атмосферных процессах в Южной полярной области и т. д.

На данном этапе стали развиваться принципиально новые методы исследований. Широкое развитие получили медицинские исследования.

С некоторой долей условности можно считать, что начало третьего этапа исследований, проводившихся Советским Союзом в Антарктиде, связано с работой 11-й САЭ (1965 - 1967 гг.).

Участники этой экспедиции продолжили систематические стационарные наблюдения в четырех пунктах: обсерватории Мирный, а также на станциях Восток, Молодежная и Новолазаревская. В ходе экспедиции проводились геологические исследования на Земле Мак-Робертсона, в частности в районе гор Принс-Чарльз.

Часть исследований была выполнена совместно с австралийскими геологами. Были осуществлены также геодезические, гидрографические и гляциологические исследования в районе станции Молодежная. Продолжались работы по бурению ледникового покрова с помощью термоэлектробуров, а также его радиолокационному зондированию.

Вошедшие в состав экспедиции биологи-аквалангисты провели подводные исследования фауны и флоры в районе Мирного до глубины 50 м. В Мирном и Молодежной была закончена установка емкостей для топлива. Их заполнили соляром, керосином и бензином, доставленными на ледяной континент танкером "Фридрих Энгельс".

Во время 12-й САЭ (1966 - 1968 гг.) были продолжены стационарные наблюдения на четырех станциях, начатые предыдущими экспедициями. Во главе с И. Г. Петровым был совершен внутриконтинентальный поход, маршрут которого проходил через станции Молодежная, Полюс недоступности, Плато (США) и Новолазаревская.

Геологи под руководством Д. С. Соловьева провели геолого-географические исследования в горах Ямато, Сёр-Роннане и геологическую съемку в горах центральной части Земли Королевы Мод. Морской отряд, возглавляемый Л. И. Ескиным, осуществил океанографические исследования на разрезах Фримантл - Мирный, Антарктида - Африка, а также в заливе Прюдс.

Были продолжены экспериментальные работы по радиолокационному измерению толщины ледникового покрова. Участники 13-й САЭ (1967 - 1969 гг.) продолжили систематические научные наблюдения на четырех станциях и начали наблюдения на станции Беллинсгаузен, построенной этой экспедицией на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо), Южно-Шетландские острова.

В период работы 13-й САЭ дизель-электроход "Обь" совершил плавание вокруг ледяного континента, пройдя в антарктических водах более 14 тысяч миль. Экспедиционное судно восемь раз пересекало Южный полярный круг, посетило моря Дейвиса, Космонавтов, Рисер-Ларсена, Лазарева, Уэдделла и Скоша. Советские исследователи впервые посетили острова Ливингстон (Смоленск), Мун-Айленд, Кинг-Джордж (Ватерлоо), Кларенс (Шишкова), а также мыс Рок-морель и полуостров Данко на западном побережье Антарктического полуострова.

Во время строительства станции Беллинсгаузен были произведены гидрографические промеры ближайших бухт острова Кинг-Джордж (Ватерлоо), а также геологическая и топографическая съемки. В юго-западной части Атлантического сектора Южного океана была открыта и нанесена на карту глубоководная впадина, названная впадиной Ющенко.

Участниками 14-й САЭ (1968 - 1970 гг.) в Молодежной был создан региональный антарктический метеорологический центр. В мае 1968 г. на этой станции были впервые осуществлены запуски метеорологических ракет с целью исследования высоких слоев атмосферы.

Геолого-геофизический отряд под руководством Д. С. Соловьева выполнил глубинное сейсмическое зондирование земной коры на профиле от горного массива Вольтат (Земля Королевы Мод) до станции Новолазаревская. Советско-французским гляциологическим отрядом, который возглавлял О. Н. Виноградов, были повторены гляциогеодезические наблюдения за движением ледникового покрова на участке между Мирным и станцией Восток.

Лётный радиофизический отряд, возглавляемый Г. В. Треповым, произвел измерения толщины ледникового покрова на Земле Эндерби в районе Молодежной с помощью новой радиолокационной станции, установленной на самолете.

Кроме того, были проведены геолого-геофизические исследования на Земле Королевы Мод, океанографические работы в водах Южного океана и др.

В ходе 15-й САЭ (1969 - 1971 гг.) были выполнены океанографические наблюдения на разрезах Австралия - Антарктида и в проливе Дрейка. Во время экспедиции проводились физико-географические исследования и геологические работы на Берегу Отса, где было выбрано место для новой станции, а также палеогеографические исследования в районах АМЦ Молодежная, станций Новолазаревская и Беллинсгаузен.

Большое значение имели опытно-методические работы по применению лазера для определения скоростей движения ледникового покрова. На маршруте Мирный - Восток были установлены три долговременные магнитно-вариационные станции.

На Молодежной приступили к ракетному зондированию атмосферы по полной программе исследований. В Мирном и Молодежной начали принимать спутниковую информацию.

На станции Восток под руководством Н. И. Баркова впервые осуществлялось глубинное бурение ледникового покрова с помощью термоэлектробурового снаряда.

В период работ, проводившихся 16-й САЭ (1970 - 1972 гг.), главной базой Советских антарктических экспедиций стала АМЦ Молодежная, где был введен в строй мощный радиоцентр. Объем научных наблюдений в Мирном в этот период несколько сократился, однако значение обсерватории сохранялось.

Мирный по-прежнему оставался базой для снабжения внутриконтинентальной станции Восток и маршрутных исследований, которые велись в континентальной части Восточной Антарктиды.

Силами 16-й САЭ на Берегу Отса (северное побережье Земли Виктории) была построена и введена в строй новая научная антарктическая станция Ленинградская. Сезонные отряды экспедиции под руководством Ю. Б. Константинова (морской), Г. П. Хохлова (радиофизический), П. А. Майсурадзе (геомагнитный), Н. Н. Трубячинского (геолого-геофизический) и Г. М. Мурадова (топографо-геодезический) провели крупные исследования морских припайных льдов, комплексную геофизическую и геомагнитную съемку западной части Земли Эндерби и шельфа моря Космонавтов, гляциогеоморфологическую и ландшафтную съемки на Земле Эндерби и Земле Королевы Мод, радиолокационное зондирование ледникового покрова и т. д.

На станции Восток были продолжены работы по бурению ледникового покрова с помощью термоэлектробура.

Участники 17-й САЭ (1971 - 1973 гг.) выполняли систематические наблюдения на шести научных станциях (Молодежная, Мирный, Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен и Ленинградская). Силами сезонных отрядов этой экспедиции были осуществлены важные исследовательские работы, наиболее крупномасштабные - на Земле Мак-Робертсона.

В частности, в горах Принс-Чарльз и районе ледников Ламберта и Эймери проводились топографо-геодезические исследования под руководством Г. М. Мурадова, а также геолого-геофизические исследования под руководством Г. Э. Грикурова.

Для выполнения этих работ, в которых принимали участие более 100 человек и использовалась авиация, на берегу залива Прюдс была создана полевая экспедиционная база Содружество (вначале она называлась Эймери). Во время этой экспедиции в соответствии с программой МАГП был осуществлен санно-гусеничный поход из Мирного на станцию Восток.

Одной из задач этого похода было обследование ранее не посещавшегося побережья Земли Мэри Бэрд, на котором было найдено место для создания новой советской научной станции.

Четвертый этап советских антарктических исследований. После завершения 17-й САЭ для советских исследований в Южной полярной области становится характерным выполнение работ по крупномасштабным комплексным научным программам, таким, как программы МАГП, ПОЛЭКС-Юг и другие.

Участники 18-й САЭ (1972 - 1976 гг.) продолжали вести систематические наблюдения на шести научных станциях. Морским отрядом этой экспедиции, возглавляемым Е. Б. Леонтьевым, были осуществлены океанографические исследования в антарктических водах. Под руководством Г. В. Трепова продолжалось изучение ледникового покрова Восточной Антарктиды по программе МАГП с использованием радиолокационной аппаратуры.

Геолого-геофизический отряд во главе с Б. Г. Лопатиным продолжил комплексные исследования на Земле Мак-Робертсона и Земле Принцессы Елизаветы.

Велись опытно-изыскательские работы по созданию взлетно-посадочной полосы для тяжелых колесных самолетов на поверхности ледникового покрова в районе Молодежной. На мысе Беркс (побережье Земли Мэри Бэрд) началось строительство основных сооружений новой научной станции.

На АМЦ Молодежная была установлена и введена в эксплуатацию ЭВМ "Минск-32". Во время 18-й САЭ на трассе Молодежная-Москва впервые в Антарктике было выполнено наклонное зондирование ионосферы.

Начались работы по реконструкции обсерватории Мирный. Были установлены крупные емкости для топлива на станции Беллинсгаузен.

При разгрузке "Оби" у станции Ленинградская дизель-электроход был зажат льдами в море Сомова и находился в дрейфе в течение 90 суток. В связи с этим на научно-исследовательском судне (НИС) "Профессор Зубов" в Южный океан отправилась спасательная экспедиция под руководством А. Ф. Трешникова, которая обеспечила благополучное завершение дрейфа "Оби" и организацию дальнейших работ 18-й САЭ в сложившихся условиях.

Во время 19-й САЭ (1973 - 1975 гг.) стандартные стационарные наблюдения выполнялись на шести научных станциях.

Участниками экспедиции были проведены геологические и геофизические исследования на Земле Мак-Робертсона, аэрофотосъемочные работы и астрономо-геодезические наблюдения в районе шельфового ледника Эймери.

Кроме того, были продолжены радиолокационные измерения толщины ледникового покрова (совместно с аэромагнитной съемкой). Топографо-геодезический отряд возглавлял А. П. Карандин, геологический - Л. Б. Федоров, геофизический - Н. Д. Третьяков. На станции Молодежная были существенно расширены работы по автоматизации наблюдений, сбору и обработке поступающей в АМЦ научной информации. Продолжалась реконструкция обсерватории Мирный. На станции Восток велись начатые ранее работы по бурению ледникового покрова.

Советские полярники, принимавшие участие в 20-й САЭ (1974 - 1976 гг.), выполняли стационарные наблюдения на шести научных станциях, а также проводили геолого-геофизические исследования в зоне между Землей Эндерби и Землей Королевы Мод силами сезонных отрядов - геофизического (начальник В. М. Ласточкин), геологического (начальник В. В. Самсонов): и радиофизического (начальник В. И. Чудаков).

Во время санно-гусеничного похода на маршруте Мирный - Восток Мирный осуществлялись комплексные гляциологические, геомагнитные, радиолокационные и метеорологические наблюдения. На станции Восток продолжались работы по бурению ледникового покрова.

В районе станции Новолазаревская была впервые осуществлена сквозная проходка льда шельфового ледника Лазарева. Морской отряд под руководством А. А. Романова провел комплексные океанографические исследования по программе ПОЛЭКС - Юг в проливе Дрейка. В районе Молодежной продолжались опытно-изыскательские работы по созданию аэродрома для тяжелых колесных самолетов. Велась реконструкция обсерватории Мирный, а также станций Восток и Беллинсгаузен. Двадцатая САЭ была последней экспедицией, в которой участвовал дизель-электроход "Обь". Сезонные научные отряды 21-й САЭ (1975 - 1977 гг.) на судах "Михаил Сомов" (начальник морского отряда В. Н. Ботников) и "Профессор Визе" (начальник морского отряда Г. В. Алексеев) осуществили комплекс аэрометеорологи- ческих, океанографических, ледовых, радиохимических, радио- физических и гидрографических исследований. Были про- должены работы по программе ПОЛЭКС - Юг. В конце 1975 г. на берегу моря Уэдделла, на краю шельфового ледника Фильхнера, была создана сезонная полевая база Дружная (позднее ее стали называть Дружная-1). В ходе поисков места для этой базы и ее строительства проводились рекогносцировочные исследования на шельфовых ледниках Фильхнера и Ронне и в их горном обрамлении. Были намечены районы исследований, которые планировалось осуществить во время 22-й САЭ. Большое значение имели также исследования, проводив- шиеся сезонными отрядами 21-й САЭ в районах расположения АМЦ Молодежная, обсерватории Мирный, станций Беллинсгаузен и Восток, а также на маршруте Мирный - Восток (во время санно-гусеничного похода). Эти исследования осуществлялись в соответствии с программами МАГП и "Геофизический полигон в Антарктиде", а также с целью изучения микробиологии ледникового покрова и определения скорости его движения радиолокационным способом. Во время 21-й САЭ продолжались экспериментальные работы по созданию взлетно-посадочной полосы на ледниковой поверхности в районе Молодежной и реконструкционные работы в обсерватории Мирный, а также на внутриконтинентальной станции Восток. На станции Беллинсгаузен была закончена установка емкостей для горюче-смазочных материалов.

Участники 22-й САЭ (1975 - 1978 гг.) выполнили комплекс геолого-геофизических и топографо-геодезических работ под руководством Р. Г. Куринина (начальника отряда авиадесантных исследований), О. Г. Шулятина (начальника геологического отряда) и А. П. Карандина (начальника топографогеодезического отряда) на шельфовых ледниках Ронне и Фильхнера, а также в их горном обрамлении, используя для этого базу Дружная.

Геомагнитный и гляциомагнитный отряды под руководством А. А. Шабарина и А. Е. Манченко совершили санно-гусеничные походы по маршрутам Мирный - Пионерская и далее на восток-юго-восток по направлению к ледниковому куполу С и Мирный - Комсомольская, во время которых выполнялись гляциомагнитные наблюдения, а также Мирный- Восток-1 с целью бурения скважины на данном участке.

Эти работы осуществлялись в соответствии с международной научной программой МАГП. Комплексными океанологическими исследованиями с НИС "Профессор Зубов", проводившимися 22-й САЭ в рамках советско-американской программы ПОЛЭКС - Юг на разрезе Австралия - Антарктида, руководил В. Г. Савченко; океанологическими работами с НЭС "Михаил Сомов" в антарктических водах - Ю. А. Григорьев.

При разгрузке у станции Ленинградская и смене ее зимовочного персонала НЭС "Михаил Сомов" был зажат льдами и оказался в вынужденном дрейфе во льдах Балленского массива, который продолжался со 2 февраля по 26 марта 1977 г.

Во время работы 22-й САЭ к югу от станции Новолазаревская в ледниковом покрове с помощью термоэлектробура была пройдена скважина глубиной 800 м. При бурении использовался метод, основанный на протаивании скважин с заливкой их спирто-водным раствором.

Завершилась реконструкция обсерватории Мирный, где было закончено строительство новой дизель-электростанции и других служебных и жилых сооружений.

Участники 23-й САЭ (1977 - 1979 гг.) расширили объем геолого-геофизических и топографо-геодезических работ в районе моря Уэдделла, выполнявшихся с полевой экспедиционной базы Дружная.

В море Дейвиса с борта НЭС "Михаил Сомов" . проводились океанологические исследования по программе советско-американского натурного эксперимента "Полынья". На шельфовом леднике Шеклтона была создана временная полевая база Салют, которую возглавил В. С. Сидоров.

На этой базе гляциогидрологическим отрядом под руководством Л. М. Саватюгина была пробурена сквозная скважина. Выполненные здесь наблюдения позволили советским исследователям получить общее представление о структуре шельфовых ледников и режиме пбдледниковых вод в данном районе.

Во время 23-й САЭ было совершено четыре научных санно-гусеничных похода из Мирного в континентальные районы Восточной Антарктиды. Участники этих походов осуществляли исследования по программам МАГП и "Геофизический полигон в Антарктиде".

В районах обсерватории Мирный и АМЦ Молодежная проводились работы по изучению климатических и гидрометеорологических условий с точки зрения использования эти х мест для создания надежных причалов для экспедиционных судов. Продолжалось строительство станции Восток.

При проведении 24-й САЭ (1978 - 1980 гг.) наиболее крупные сезонные работы выполнялись с базы Дружная в районе моря Уэдделла. На обширных пространствах шельфовых ледников Фильхнера и Ронне, а также в их горном обрамлении велись геолого-геофизические и геодезические исследования.

Была выполнена геологическая съемка хребта Нептьюн. В ряде прилегающих к нему горных районов осуществлялись аэровизуальные и авиадесантные исследования. Были проведены опытная аэрогравиметрическая съемка (совместно с аэромагнитной съемкой) западной части моря Уэдделла, а также авиадесантная геофизическая съемка и радиолокационное зондирование ледникового покрова на возвышенности Беркнер и прилегающих к ней частей шельфовых ледников Ронне и Фильхнера.

В ходе рекогносцировочных полетов выполнялась перспективная аэрофотосъемка гор Пенсакола, Элсуэрт и др. Участники экспедиции совершили четыре внутриконтинентальных санно-гусеничных похода из Мирного, во время которых выполнялись исследования по программе МАГП.

Было начато бурение ледникового покрова на месте законсервированной станции Пионерская. С научно-исследовательских судов <Профессор Визе> и <Профессор Зубов> под руководством Э. И. Саруханяна выполнялись исследования по программе ПОЛЭКС - Юг на полигоне между Антарктидой и Австралией. Особое значение придавалось исследованиям, проводившимся с целью изучения горизонтальной структуры Антарктического циркумполярного течения.

В обсерватории Мирный начала действовать фоновая станция по изучению состояния окружающей среды. Продолжались строительные работы в АМЦ Молодежная. В результате многолетних исследований и экспериментальных работ на этой станции стало возможным строительство взлетно-посадочной полосы для тяжелых колесных самолетов.

На ход исследований, выполнявшихся 25-й САЭ (1979 - 1981 гг.), в какой-то мере повлияла авария, которую потерпело по пути в Антарктиду эспедиционное судно дизель-электроход <Оленек>. Вместо него на ледяной континент был отправлен дизель-электроход <Гижига>.

В конце февраля 1980 г. это судно подошло к побережью Земли Мэри Бэрд и бросило якорь у мыса Беркс.

При проведении 25-й САЭ большое внимание уделялось проблемам автоматизации сбора данных научных наблюдений и внедрения их машинной обработки.

Участники экспедиции продолжали вести наблюдения на шести ранее созданных станциях, а также приступили к систематическим наблюдениям на новой советской антарктической научной станции Русская, открытой на мысе Беркс 9 марта 1980 г.

Основными районами, в которых во время данной экспедиции осуществлялись комплексные геолого-геофизические и гляциологические исследования, а также топографо-геодезические работы, оставались районы моря Уэдделла и Восточной Антарктиды к югу и юго-востоку от Мирного.

Было закончено сооружение аэродрома для тяжелых колесных самолетов в районе АМЦ Молодежная и благодаря этому налажено регулярное прямое воздушное сообщение между Москвой, Ленинградом и Молодежной.

Состоялся первый рейс самолета Ил-18Д, проходивший по маршруту Москва - Мапуту - Молодежная и обратно. На станции Беллинсгаузен приступили к приему спутниковой информации.

С целью изучения дрейфа айсбергов с помощью искусственных спутников Земли (ИСЗ) на некоторых из таких ледяных гигантов были установлены специальные радиобуи. На станциях Новолазаревская и Беллинсгаузен велись строительные работы.

Участники 26-й САЭ (1980 - 1982 гг.) продолжили систематические научные наблюдения на шести постоянных станциях. На краю шельфового ледника Ронне была создана новая временная полевая экспедиционная база Дружная-2.

С этого времени прежняя база стала называться Дружная-1. В ходе экспедиции под руководством В. Н. Ботникова и С. М. Прямикова проводились океанологические исследования по программе ПОЛЭКС - Юг в антарктических водах между 140 и 280' в. д. Было совершено три санно-гусеничных похода из Мирного, во время которых осуществлялись исследования по программам МАГП и <Геофизический полигон в Антарктиде>.

Начиная с этой экспедиции было налажено постоянное авиационное сообщение с Молодежной. 'На станции Молодежная велись строительные работы.

Советские полярники, принимавшие участие в 27-й САЭ (1981 - 1983 гг.), продолжили комплексные геолого-геофизические исследования в районе моря Уэдделла. В этом районе осуществлялись работы, связанные с проведением советскоамериканского натурного эксперимента <Полынья>, а также наблюдения по программе ПОЛЭКС - Юг и морские геофизические исследования.

Под руководством А. А. Шабарина был совершен санногусеничный поход на купол С, во время которого выполнялись геомагнитные и гляциологические наблюдения. На Молодежной и в Мирном было проведено лазерное зондирование атмосферы. На станции Молодежная продолжались строительные работы. Для доставки в Антарктиду участников экспедиции впервые были использованы тяжелые самолеты Ил-18Д.

В летний сезон 1981-82 г. они совершили четыре рейса по маршруту Ленинград - Мапуту - Молодежная и обратно.

Основные сезонные полевые исследования 28-й САЭ (1982 - 1984 гг.) были развернуты на шельфе моря Уэдделла, в горах Антарктического полуострова, а также в районе озера Бивер на Земле Мак-Робертсона, где была создана новая полевая сезонная база Союз.

На сезонной станции Комсомольская и во время двух санно-гусеничных походов из Мирного в глубь материка в рамках программ МАГП и <Геофизический полигон в Антарктиде> проводились геомагнитные и гляциологические исследования, а также радиолокационное зондирование ледникового покрова.

Мониторинг климата осуществлялся в АМЦ Молодежная, обсерватории Мирный и с борта НИС <Профессор Визе>. Основной целью океанологических исследований являлось изучение гидродинамики вод, ледового режима, рельефа дна и атмосферных процессов.

В море Уэдделла было выполнено глубинное сейсмическое зондирование земной коры. В декабре 1982 - апреле 1983 гг. состоялось кругосветное антарктическое плавание гидрографических судов <Адмирал Владимирский> и <Фаддей Беллинсгаузен>, следовавших по маршруту, близкому к маршруту судов Первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева.

Советские океанографические суда посетили АМЦ Молодежная, обсерваторию Мирный и станцию Беллинсгаузен. Участники этой экспедиции определили современное положение Южного магнитного полюса в море Д'Юрвиля. Во время плавания они производили гидрографический промер, выполняли геофизические, аэрометеорологические и океанологические наблюдения, а также испытывали различные радионавигационные системы.

Участники 29-й САЭ (1983 - 1985 гг.) выполняли систематические наблюдения в АМЦ Молодежная, обсерватории Мирный, на станциях Восток, Новолазаревская, Беллинсгаузен, Ленинградская и Русская. Кроме того, они проводили работы по научно-оперативному обеспечению воздушного сообщения, а также плавания промысловых, экспедиционных и транспортных судов.

В районе моря Уэдделла и на Земле Мак-Робертсона велись начатые предыдущими экспедициями геолого-геофизические исследования. Продолжались океанологические работы, осуществлявшиеся с целью изучения структуры, динамики и ледового режима антарктических вод в Южном океане.

В рамках программ МАГП и <Геофизический полигон в Антарктиде> на маршрутах Мирный - купол С и Комсомольская - купол В проводились гляциогеофизические исследования. На АМЦ Молодежная были выполнены инженерно-гляциологические работы по созданию искусственных ледяных причалов.

Наблюдения на станции Русской показали, что для района, в котором она расположена, характерны исключительно сильные ураганные ветры. В феврале 1984 г. на этой станции была зарегистрирована скорость ветра 77 м/с.

Во время 30-й САЭ (1984 - 1986 гг.) стандартные стационарные наблюдения выполнялись на семи станциях. Силами участников этой экспедиции была введена в действие первая очередь системы научно-оперативного обеспечения работающих в Антарктике судов и воздушных средств сообщения.

В южной части Земли Палмера и северо-западной части шельфового ледника Ронне были осуществлены аэромагнитная съемка и радиолокационное зондирование ледникового покрова.

Проводились авиадесантные рекогносцировочные геолого-геофизические исследования в горах Уилкинс и Хеберг, а также в северной части Земли Элсуэрта и на Антарктическом полуострове. В северной части моря Уэдделла велись работы по изучению геологического строения верхней части осадочной толщи пород.

Проводились геологические исследования рифтовой зоны на Земле Мак-Робертсона и работы по программам МАГП и <Геофизический полигон в Антарктиде> на участке Мирный - купол С. Был совершен поход из Мирного на купол В с целью создания полевой базы для глубинного бурения.

Были произведены сейсмические, гравиметрические и магнитометрические измерения в южной части моря Уэдделла, а также сейсмоакустическое зондирование осадочной толщи пород в северной части моря Росса и др.

Участники 31-й САЭ (1985 - 1987 гг.) выполняли стандартные наблюдения на семи научных станциях. Кроме того, они продолжали сезонные геолого-геофизические исследования в районе моря Уэдделла, шельфовых ледников Фильхнера и Ронне, при проведении которых использовались базы Дружная-1 и Дружная-2.

Во время этой экспедиции на один сезон были открыты базы Союз (Земля Мак-Робертсона) и Оазис (оазис Бангера), где велись геоморфологические и лимнологические исследования. На Земле Королевы Мод в районе станции Новолазаревская была подготовлена взлетно-посадочная полоса для тяжелых колесных самолетов.

Расширился объем работ по научно-оперативному обеспечению плавания судов в Южном океане и полетов самолетов в Антарктике. Эти работы выполнялись бюро погоды в АМЦ Молодежная, а также научно-оперативными группами в обсерватории Мирный, на станциях Беллинсгаузен и Ленинградская и полевой базе Дружная-1.

Начались эксперименты по использованию солнечной энергии в условиях Антарктиды. С этой целью были испытаны различные конструкции гелиоэнергетических установок.

Проводились гляциологические исследования с целью изучения современного режима и массообмена шельфового ледника Фильхнера. На этом леднике была пробурена сквозная скважина глубиной 300 м.

С борта самолета Ил-18Д были выполнены опытно-методические геофизические работы, охватившие обширные территории от подводного хребта Гуннерус на западе до восточного края шельфового ледника Эймери на востоке. Был совершен санно-гусеничный поход из Мирного до Комсомольской и далее на купол В, где была пройдена скважина глубиной 92 м.

Важные научные данные были получены в результате комплексных геолого-геофизических исследований, в частности в результате сейсмических, гравиметрических и магнитных измерений, производившихся с борта дизель-электрохода <Капитан Готский> в морях Уэдделла и Содружества.

С научно-исследовательских судов <Профессор Визе> и <Профессор Зубов> осуществлялись работы по изучению термодинамического режима моря Росса. Во время 32-й САЭ (1986 - 1988 гг.) стандартные систематические научные наблюдения выполнялись на семи станциях.

Участники экспедиции проводили сейсмические исследования в море Содружества. В этом районе были осуществлены совместные гравиметрическая и радиолокационная, а также опытная региональная геофизическая съемки. Был совершен санно-гусеничный поход по маршруту Мирный - Комсомольская, во время которого выполнялись радиофизические и гляциологические наблюдения.

Проводились геоморфологические, гидрологические, гляциологические и гидробиологические исследования в оазисе Бангера, а также океанологические исследования в Южном океане с целью изучения процессов взаимодействия атмосферы и океана. Были продолжены работы по внедрению новых приборов и более совершенного научного оборудования.

Участники 33-й САЭ (1987 - 1989 гг.) создали новую советскую научную станцию Прогресс на берегу залива Прюдс (Земля Принцессы Елизаветы). Сезонные отряды экспедиции провели сейсмические и гравиметрические исследования в море Содружества, аэромагнитные и радиолокационные съемки ледникового покрова Восточной Антарктиды.

Обширные комплексные океанологические исследования были выполнены в Южном океане.