Л.И.Дубровин

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

КОНТИНЕНТ МИРА И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Материк без государственных границ. На ледяном континенте живут и работают представители различных наций и многих государств. Однако, несмотря на разнообразие флагов, поднятых над научными поселками в различных районах Антарктики, люди здесь обходятся без полосатых шлагбаумов, пограничных застав, таможен и прочих атрибутов, которые присущи всем государствам, находящимся на других материках нашей планеты.

На этом материке господствует дух взаимопонимания, сотрудничества и взаимопомощи в трудной борьбе с силами суровой и коварной природы - в полном соответствии с основными положениями Договора об Антарктике.

Однако прежде чем говорить о данном договоре, обратимся к истории и вспомним, какие претензии и какими странами предъявлялись на антарктические территории.

В качестве претендентов на владения антарктическими землями выступали семь стран: Великобритания, Австралия, Аргентина, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили. Первые шаги к овладению территориями в Южной полярной области сделала Великобритания.

В 1833 г. англичане изгнали аргентинцев с Фолклендских (Мальвинских) островов.

В 1841 г. губернатором этих островов был назначен представитель английской администрации.

В 1908 г. Великобритания объявила о подчинении губернатору Фолклендских островов Земли Грейама (так в то время назывался Антарктический полуостров), а также Южной Георгии, Южных Оркнейских, Южных Сандвичевых и Южных Шетландских островов.

В королевском указе от 28 марта 1917 г. объявлялось, что губернатору Фолклендских островов подвластны все территории вплоть до Южного полюса, находящиеся к югу от 50-й параллели между 20 и 50' з. д., а также соседний сектор, ограниченный на севере 58-й параллелью и на западе 80' з. д.

3 марта 1962 г. правительство Великобритании объявило о создании своей новой колонии, в состав которой вошли Южные Оркнейские и Южные Шетландские острова, ранее подчинявшиеся в административном отношении Фолклендским островам, а также Антарктический полуостров и часть территории Антарктического материка, расположенная между 20 и 80' з. д.

В 1970 г. по инициативе Организации Объединенных Наций между Великобританией и Аргентиной начались переговоры о суверенитете Фолклендских островов, но в 1973 г. они были прерваны.

В результате возникшего конфликта англичане оккупировали Фолклендские острова и создали там военную базу.

30 июля 1923 г. английское правительство объявило о передаче Новой Зеландии (доминиона Великобритании) так называемой Зависимой Земли Росса - сектора Антарктического материка, находящегося между 150' з. д. на востоке и 160' в. д. на западе.

На севере этот сектор ограничивался 60' ю. ш. 13 июня 1933 г. был издан акт, который предусматривал присоединение к Австралии большей части Восточной Антарктиды за исключением Земли Адели (территорий, находящихся между 136 и 142' в. д.) - сектора между 45 и 160' в. д. к югу от 60-й параллели.

Вслед за Великобританией о своих территориальных претензиях в Антарктиде объявила Франция. Декретом от 21 ноября 1924 г. под управление генерал-губернатора Мадагаскара были переданы архипелаг Крозе, острова Кергелен, Сен-Поль и Амстердам, а также Земля Адели.

1 апреля 1938 г. декретом президента Франции был создан антарктический сектор этого государства, расположенный между 136 и 142' в. д. южнее 60-й параллели.

В 1939 г. Норвегия объявила своими владениями антарктические территории, находящиеся между землями, которые принадлежали Великобритании (на западе) и Австралии (на востоке), т. е. сектор между 20' з. д. и 45' в. д. До этого Норвегия заявила о своих правах на острова Буве и Петра I.

Претензии на данные территории были подтверждены в заявлении норвежского правительства от 28 мая 1948 г.

Не признавая территориальных притязаний Великобритании в Антарктике, правительство Аргентины в 1925 г. объявило своими владениями Южные Оркнейские острова, а в 1927 г.- и остров Южная Георгия. В 1943 г. был издан декрет о создании аргентинского сектора Антарктики, в который входили территории, расположенные южнее 60-й параллели между 25 и 68'34' з. д.

В 1946 г. правительство Аргентины снова официально объявило о своих претензиях в Южной полярной области, на этот раз - уже на более обширные территории, ограничивавшиеся на севере 60' ю. ш., на востоке - 25, а на западе - 74' з. д.

Правительство Чили в ноябре 1940 г. объявило, что этому государству принадлежат все антарктические земли вплоть до Южного полюса в секторе между 59 и 90' з. д.

Таким образом, одни и те же территории были объявлены собственностью трех стран: Великобритании, Аргентины и Чили. В странах, заявивших о своих претензиях на антарктические территории, были созданы соответствующие административные органы для управления ими.

До заключения Договора об Антарктике между странами, претендующими на территории в Южной полярной области, нередко возникали дипломатические конфликты, которые иногда приводили к серьезным столкновениям.

Так, в начале 1942 г. Аргентина, стремясь утвердить свои права на владение землями в районе Антарктического полуострова, послала туда экспедицию. Участники этой экспедиции высаживались на побережья ряда островов и оставляли там национальные флаги и бронзовые цилиндры с текстом декрета о создании аргентинского сектора.

В следующий навигационный сезон эти места посетило английское военное судно, члены экипажа которого уничтожили знаки аргентинцев и установили свои. Однако и члены экипажа аргентинского судна, посетившего антарктические острова в том же году, в свою очередь ликвидировали английские знаки и эмблемы и вновь установили свои.

На следующий год Великобритания срочно создала на островах и побережье Антарктического полуострова несколько экспедиционных баз и научных станций. В ответ на меры, принятые англичанами, аргентинцы открыли в этом районе несколько постоянных станций. Кроме того, они создали множество так называемых убежищ - небольших легких сооружений, которые обычно использовались как временные базы для выполнения кратковременных исследований в летний сезон, да и то не каждый год.

Точно так же поступили и чилийцы. С 1947 по 1951 г. они создали в этом районе три постоянные станции и несколько убежищ. В 1949 г. между Великобританией, Аргентиной и Чили была достигнута договоренность сроком на один год, согласно которой эти страны обязывались не вводить военные суда в антарктические воды южнее 60' ю. ш. в период летнего антарктического сезона.

Срок действия данной договоренности ежегодно продлевался до 1957 г. включительно.

Территориальные претензии различных государств в районе Антарктического полуострова нашли свое отражение и в географических названиях. Так, до недавнего времени на американских картах этот самый большой полуостров ледяного континента назывался полуостровом Палмера, на английских - Землей Грейама, на чилийских - Землей О'Хиггинса.

Только в 1964 г. США, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия пришли к соглашению называть этот полуостров Антарктическим и обозначать на картах Землей Палмера его южную часть, а Землей Грейама - северную. Данные наименования приняты и Советским Союзом.

Многие более мелкие географические объекты на картах, издаваемых этими государствами, также обозначены по-разному. Так, пролив Брансфилда на аргентинских картах называется морем Де-ла-Флота, остров Кинг-Джордж (Ватерлоо) - 25-де-Майо и т. д. О территориальных претензиях Великобритании свидетельствует, по-видимому, и тот факт, что англичане в свое время изменили русские названия островов, которые впервые были описаны, положены на карту и названы Первой русской антарктической экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1821 г.

Так, на английских географических картах вместо островов Шишкова, Мордвинова, Ватерлоо, Лейпциг, Полоцк, Березина, Смоленск, Малый Ярославец и Бородино (Южные Шетландские острова) появились острова Кларенс, Элефант, Кинг-Джордж, Нельсон, Роберт, Гринвич, Ливингстон, Сноу и Смит.

Страны, претендующие на антарктические территории, и в настоящее время в некоторых случаях подчеркивают суверенность своих прав, что находит отражение на географических картах, вымпелах экспедиций и учреждений, памятных значках, почтовых марках, сувенирах и т. п.

Советский антарктический метеорологический центр (АМЦ) Молодежная, обсерватория Мирный, станции Восток и Ленинградская находятся на территории, на которую претендует Австралия, а станция Новолазаревская (Земля Королевы Мод) - в секторе, на который претендует Норвегия.

Что же касается острова Кинг-Джордж (Ватерлоо), где расположена станция Беллинсгаузен, то на него претендуют три государства: Великобритания, Аргентина и Чили.

В 1969 г., примерно через год после создания станции Беллинсгаузен, рядом с ней была построена чилийская станция, названная именем президента этой страны. На официальном открытии станции присутствовал сам президент - Эдуардо Фрей. Позднее чилийцы построили здесь аэродром, превратив, таким образом, станцию в авиационную базу, которая стала намного крупнее, чем научная станция.

Весь этот комплекс получил название база Родольфо-Марш.

В последние годы на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо) появились станции Польши, Южной Кореи, Перу, КНР, Бразилии, Аргентины и Уругвая. Если говорить о научных интересах, то необходимости в создании такого количества станций 'на небольшом острове, на котором уже действовала советская станция Беллинсгаузен, не было.

Советский Союз никогда не признавал объявленных семью странами территориальных претензий в Южной полярной области. 7 июля 1950 г. правительство СССР направило правительствам США, Великобритании, Франции, Норвегии, Австралии, Аргентины и Новой Зеландии меморандум по вопросу о режиме Антарктики, в котором заявило, что оно "не может согласиться с тем, чтобы такой вопрос, как вопрос о режиме Антарктики, решался без его участия".

Поводом для меморандума послужили неофициальные переговоры об Антарктике, проводившиеся в 1948 г. по инициативе США. В этих переговорах участвовали лишь те страны, которые объявили о своих претензиях на антарктические территории.

Соединенные Штаты Америки также не признают секторального раздела Антарктики. Однако, воздерживаясь от официального предъявления территориальных претензий, правительство США неоднократно подчеркивало, что оно резервирует за собой все права, вытекающие из деятельности американских исследователей в Южной полярной области.

Договор об Антарктике. Успешное завершение согласованных исследований по программе МГГ в Южной полярной области показало реальность плодотворного сотрудничества ученых различных стран, а также необходимость координации их деятельности для решения научных проблем.

Поскольку было решено продолжать исследования в Антарктике, то важнейшей задачей являлось определение юридических норм, на основе которых должно было осуществляться дальнейшее международное научное сотрудничество. Поэтому после окончания работ по программе МГГ начались дипломатические переговоры, которые завершились международной конференцией, открывшейся в Вашингтоне 15 октября 1959 г. 1 декабря 1959 г.

Договор об Антарктике был подписан представителями 12 государств, участвовавших в конференции: Австралии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Норвегии, Новой Зеландии, СССР, США, Чили, Франции, ЮАР и Японии. Договор вступил в силу 23 июня 1961 г. и стал первым международным соглашением о режиме Южной полярной области.

В последующие годы к нему присоединились Польша, Чехословакия, Дания, Нидерланды, Румыния, ГДР, Бразилия, Болгария, ФРГ, Уругвай, Папуа (Новая Гвинея), Италия, Перу, Испания, КНР, Индия, Венгрия, Швеция, Финляндия, Куба, Южная Корея, Австралия, Греция и КНДР.

В 1988 г. Антарктический договор объединял уже 36 государств.

В преамбуле Договора говорится, что "в интересах всего человечества Антарктика должна и впредь всегда использоваться исключительно в мирных целях и не должна стать ареной или предметом международных разногласий".

Статья этого документа гласит, что в Южной полярной области запрещаются все мероприятия, имеющие военный характер, такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия.

Таким образом, Договор устанавливает в Антарктике режим не только демилитаризованной, но и нейтральной территории, т. е. запрещает ее использование в случае войны как театра военных действий.

Кроме того, данный документ предусматривает осуществление принципа свободы научных исследований в Антарктике, сложившегося в период проведения МГГ. При условии соблюдения положений Договора любая страна (независимо от того, подписала она его или нет) может вести исследования в Южной полярной области.

Что касается претензий на антарктические территории, выдвигавшихся ранее в одностороннем порядке упомянутыми выше семью странами, то Договором они были как бы заморожены.

В статье IV данного документа, посвященной этому вопросу, говорится следующее:

1. Ничто, содержащееся в настоящем Договоре, не должно толковаться как:

а) отказ любой из Договаривающихся Сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике;

в) отказ любой из Договаривающихся Сторон от любой основы для претензий на территориальный суверенитет в Антарктике или сокращения этой основы, которую она может иметь в результате ее деятельности или деятельности ее граждан в Антарктике, или по другим причинам;

с) наносящее ущерб позиции любой из Договаривающихся Сторон в отношении признания или непризнания ею права или претензии или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике.

2. Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий Договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике.

Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляются, пока настоящий Договор находится в силе".

Договор об Антарктике бессрочный, его действие распространяется на территории и акватории, которые располагаются южнее 60' ю. ш.

Для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам, представляющим общий интерес, а также разработки рекомендаций своим правительствам и осуществления мер, способствующих проведению в жизнь принципов и целей Договора, было создано Консультативное совещание, в деятельности которого принимают участие представители стран, подписавших Договор.

Участниками Консультативного совещания могут быть и представители стран, присоединившихся к Договору, если эти страны занимаются в Антарктике научными исследованиями (имеют научную станцию или ведут достаточно крупные экспедиционные работы).

В 1987 г. членами Консультативного совещания кроме 12 стран, подписавших Договор в 1959 г., являлись Польша, ФРГ, Бразилия, Индия и КНР. Члены Консультативного сов ещания собираются каждые два года, обычно в столицах стран - участниц Договора.

Рекомендации, принятые на заседаниях Совещания, ратифицируются правительствами стран, участвующих в Договоре.

На заседаниях Консультативного совещания, состоявшихся в 1961 - 1987 гг., правительстьам гран, проводящих исследования в Антарктике, было рекомендовано, например, продолжать сложившуюся в период МГГ практику обмена научным персоналом, планами работ и результатами научных наблюдений, а также кооодинировать мероприятия по улучшению радиосвязи, обмену информацией, организации туризма, охране природы Антарктики и т. д.

По истечении 30 лет со дня вступления Договора в силу любая из стран, представители которой входят в состав Консультативного совещания, может потребовать созыва конференции договаривающихся сторон для рассмотрения вопроса о действии этого документа. Изменение Договора или поправки к нему, принятые на этой конференции, вступают в силу после их ратификации правительствами всех подписавших его стран.

Советский Союз решительно выступает против ревизии Договора об Антарктике, под какими бы предлогами они не выдвигались. Такие изменения могут привести к серьезным негативным последствиям не только для стран южного полушария, но и для всего человечества. Прежде всего они могут нарушить режим мирного использования Антарктики, что несомненно неблагоприятно отразится на международной обстановке.

Кроме того, они могут привести к тому, что из зоны мира и плодотворного научного сотрудничества государств, принадлежащих к различным социально-экономическим системам, Антарктика превратится в зону опасных международных конфликтов.

Специальный комитет по антарктическим исследованиям. В начале 1958 г. для координации научных исследований в Антарктике по рекомендации Международного совета научных союзов был создан Специальный комитет по антарктическим исследованиям (СКАИ), в который вошли представители 12 стран, участвовавших в изучении Южной полярной области во время МГГ и подписавших Договор об Антарктике на конференции в Вашингтоне.

Первая сессия Комитета состоялась в Гааге 3 - 5 февраля 1958 г. На пятой сессии, проходившей в октябре 1961 г. в Веллингтоне, в соответствии с решением Исполнительного комитета Международного совета научных союзов этот международный орган был переименован в Научный комитет по исследованию Антарктики (НКИА).

В данный комитет помимо представителей стран, входивших в состав СКАИ, вошли также представители Польши (1978 г.), ФРГ (1978 г.), ГДР (1981 г.), Бразилии (1984 г.), Индии (1984 г.) и КНР (1986 г.).

В 1988 г. его членами являлись представители 18 государств. Кроме того, в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса в него вошли представители Испании, Нидерландов, Перу, Швеции и Швейцарии.

При НКИА было создано 11 рабочих групп: по биологии и медицине, радиосвязи, геодезии и картографии, геологии, геомагнетизму, гляциологии, метеорологии, океанографии, физике литосферы и верхней атмосферы, а также логистике (материально-техническому обеспечению экспедиционных исследований).

В деятельности всех рабочих групп и Комитета принимают участие советские ученые.

Во главе НКИА стоит президент, которого переизбирают каждые четыре года. Первым президентом Комитета был французский ученый - Дж. Р. Лаклавер.

В странах, участвующих в изучении Антарктики, были созданы организации, осуществляющие обязанности национальных комитетов.

В Советском Союзе эта функция возложена на Межведомственную комиссию по изучению Антарктики при Президиуме Академии наук СССР. Первым председателем комиссии, возглавлявшим ее до 1966 г., был известный советский ученый академик Д. И. Щербаков.

Следует отметить важную роль НКИА в разработке и осуществлении таких крупномасштабных научных программ, как программы Международного года спокойного Солнца (МГСС), Всемирного магнетического обзора, Международного проекта верхней мантии Земли, Международного гидрологического десятилетия (МГД) и др.

В рамках Программы исследований глобальных атмосферных процессов (ПИГАП) проводился Полярный эксперимент ПОЛЭКС - Юг, который позволил выявить и изучить процессы, происходящие в полярных районах, выяснить роль льдов в изменении климата и т. д. Одной из самых крупномасштабных международных программ научных исследований в Антарктике является Международный антарктический гляциологический проект (МАГП), в рамках которого советские ученые успешно сотрудничают с учеными США, Великобритании, Австралии, Франции и Японии.

Научный комитет по исследованию Антарктики осуществляет координацию работ, связанных с международным проектом по биологическим исследованиям БИОМАСС, в которых участвуют ученые 13 государств.

Эти исследования рассчитаны на десять лет и проводятся с целью изучения популяции криля в антарктических водах. Кроме того, НКИА взаимодействует со многими международными научными организациями.