Степан Илларионович Семёнов

Оцифровка: Алексей Будовский

Арктика, 30-ые годы. Из дедовского фотоальбома


Фотографии моего деда, сделанные в середине тридцатых годов в Арктике, на острове Диксон и на земле Франца Иосифа.
Он не был профессиональным фотографом, и доставал фотоаппарат видимо не часто, потому как почти за 30 лет зимовок накопилось всего два маленьких альбома поблёкших уже фотокарточек. Один альбом -- у меня, (его я и предоставлю Вашему вниманию), а второй в Питере. Как я понял дед чаще всего фотографировал всякие ответственные моменты в жизни зимовки, например прибытие поезда самолёта, корабля или постройка ветряка. Конечно, прибытие самолёта не столько ответственное сколько приятное событие, даже праздник, поэтому самолётов разных дед отщёлкал будь здоров, чуть ли не треть альбома. Ну, и конечно там есть снимки с полярными лётчиками, каюрами, собачьими упряжками, снежными заносами - в общем суровая жизнь полярников середины тридцатых годов прошлого века.

Прибытие на зимовку

...В последний день лета, в преддверьи неминуемых холодов начинаю Арктическую серию постов -- фоторассказ про жизнь полярников в середине 30-х годов на острове Диксон.
Всякая зимовка начинается с того что... c нуля. Сначала в бухту, разбивая носом льды входит пароход с полярниками, которые высажываются на пустом берегу со всем грузом:

Вообще-то "высажываются на пустом берегу со всем грузом" хоть звучит проще пареной редьки, а на самом деле очень долгая процедура. Карбасы непрестанно снуют между кораблём и берегом, доставляя всё новые тюки и ящики:

И вот наконец весь груз на берегу. Корабль даёт прощальный гудок и берёт курс в отрытое море, но полярники не смотрит ему вслед:

Они закуривают и оглядываются по сторонам. Всё что они видят -- льды, камни, да угрюмый Северный Ледовитый Океан:

После перекура люди тут же ставят палатку и починяют примус карбас, в общем обживаются на новом месте:

Неподалёку свален материал для постройки домов:

Не успев как следует отдохнуть от починки лодки и становления палатки полярники тут же принимаются за постройку домов, и вот уже первый готов:

А вот и второй, третий, четвёртый, пятый... Таперича можно и спирту из чайника хлебнуть:

Полярные лётчики


Как я уже говорил, прилёт самолёта на зимовку -- это праздник, поэтому самолётов дед нафотографировал будь здоров, так что мне понятно какие самолёты к нему летали и когда. Чаще всего летал биплан:

А тут даже дым от сигнального костра виден:

Летом биплан приземлялся на шасси, а зимой конечно на лыжи:

А тут дед и сам видимо куда-то полетел:

Иногда самолёты не приземлялись а приводнялись, когда погода позволяла:

Конечно, чаще всего самолёты садились на лыжи. Картина "Не ждали" "Ждали"

А тут видимо кто-то дал слабину, хотят свалить с зимовки тайком, прячутся под крылом от пилота с чемоданами, пытаются залезть в машину в последний момент зайцами.

Но не получилось. И вот пилот вылез из самолёта и стыдит одного из безбилетников. А второй заяц убежал.

А потом пилот улетел, но обещал вернуться:

Сразу после аварийной посадки на лёд, во время которой подломились стойки шасси лыж:

А это -- самый большой самолёт, прилетавший к деду на зимовку. Четырёхмоторный, видимо модификация бомбардировщика. "АвиаАрктика" назывался:

Только сели и сразу техосмотр,вон механик в двигателе копается:

Да, такой лыжей по кумполу схлопочешь -- мало не покажется:

Тут же проводиться учёт прибывшего груза:

Дело сделано -- пора в обратный путь:

Дед рассказывал что во время снежной бури из дома выходить можно было только привязав верёвку одним концом к дому, а другим концом к себе, иначе можно в двух шагах от зимовки заблудиться и замёрзнуть.

Ещё одно важное событие в жизни зимовки которое дед запечатлил на плёнке -- установка радио-мачты. Связь с Большой Землёй -- штука важная. Вообще дед был замечательным механиком, и мог собрать что угодно из чего угодно. Каким-то образом он на зимовке собрал радиостанцию из консервных банок, за что ( и не только за это) его стали называть "Стёпа-Золотые Руки", он под этим прозвищем даже в книжку про Север попал. Потом по этой радиостанции он первым поймал сигнал о помощи с Челюскина.

После установки радимачты полярники принялись строить ветряк. Это Вам не хухры-мухры-конура какая нибудь. Он же огроменный! Сначала готовится система блоков подъёмного механизма:

Потом на земле в горизонтальном положении собирается стойка:

Затем стойку ставят вертикально и укрепляют основание срубом из брёвен:

После этого на стойку поднимают крепление для ветряка:

Ну а полсе этого наверх доставляют лопасти и всё остальное, и вот ветряк готов:

Теперь зимовка совсем замечательно смотрится:

Редко, очень редко полярники собирались для группового фото. В дедовском альбоме таких фотографий всего три. Первая -- на корабле, очевидно ещё на пути к Земле Франца Иосифа (а может ещё перед отправкой, видно что тепло):

А вот следующее фото уже на зимовке, с бипланом на заднем плане и белым медведем стоящим на задних лапах впереди:

Ну и последнее фото -- на фоне еле различимого сурового северного пейзажа:

Какая зимовка без собачьей упряжки?

Прежде чем поехать на упряжке, сначала надо приготовить сани:

Потом запрячь собак:

После этого можно перекурить (обратите внимание на РАЗМЕР САМОКРУТКИ):

А покурив можно ехать к северным оленям:

Вглядитесь в эти лица. Почему-то пришла на ум фраза "Иных уж нет, а те далече". Всех уже нет, а далече они почти всю жизнь прожили. Мой дед слева:

На этом фото дед посередине, на заднем плане по моему как раз его радиостанция:

Видимо, друзья деда -- единственный крупный план в альбоме:

А это видимо лётчики, экипаж что на бомбардировщике прилетел:

у а это может лётчики, а может и полярники:

Каюр у входа в чум:

Полярное кладбище:

Альбом второй


Каждая поездка на новую зимовку естественно начинается со сборов.
Эта фотография видимо сделана в Питере во время собирания в ящики различных могущих пригодиться на зимовке вещей:

Потом полярники садятся на поезд и едут со своим грузом на север. Почему-то в товарных вагонах:

Вместе с полярниками едут коровы, которых будут пасти кушать в виде консервов долгой полярной ночью:

Доехав до берега Северного Ледовитого Океана, полярники пересаживаются с коровами на пароход и плывут к месту зимовки:

Коров, надо сказать, к этому времени уже заметно поубавилось. То есть их осталось столько же, просто в виде коровы осталась одна корова, остальные уже видимо путешествуют в виде консервов:

И вот наконец перед полярниками суровый Северный Берег, абсолютно пустой. Тут же ставится палатка и начинается непростой процесс обживания негостеприимных окрестностей:

Выгрузив полярников на берег, корабли уплывают прочь, и люди остаются один на один вот с этим:


Долго полярники в палатках не живут. Раз - и уже почти готов дом:

Два - и веранда на подходе. Веранда была штукой весьма полезной. Зимой, когда пурга могла длиться по нескольку дней и дом заваливало полностью, веранда служила и холодильником и местом прогулок во время бурана. Был случай когда там жили два медвежонка ожидающие рейса на Большую Землю. А воду заготавливали так -- пилой выпиливали большой кусок снега и ставили в бочку на кухне, где кусок потихоньку таял:

Три -- и будка радиостанции сияет свежестругаными досками:

Четыре -- и зимовка готова:

А вот тут обратите внимание как облако над островом повторяет контуры ландшафта:

И у полярников бывают редкие часы досуга. На досуге полярники много чего делают. Например, катаются с горок:

а так же учаться ездить на лыжах и долбить лёд:

Научившись долбить и кататься полярники приступают к разносу по зимовке коммунистических листовок:

А потом собираются на митинг:

Упарившись после такого досуга, население зимовки устраивает постирушки и вывешивает бельё на радиомачты для просушки:

Подрывная деятельность с безопасного расстояния выглядит так:

Поиски медведя и его травля

Что нужно для охоты на белого медведя? Для начала надо на эту охоту выйти, ну и конечно, не забыть взять с собой нужные вещи, как-то собак, ружо, палатку. А то ведь неизвестно где встретиться медведь -- в двух шагах от зимовки или в тридцати километрах от неё, возможно ведь придётся и заночевать среди снегов в поисках добычи.
Некоторые собаки попадаются под когтистую лапу и калечатся, так что их, увы, приходится пристрелить раньше медведя:



Ещё пару фоток из альбома -- друг и товарищ деда Пётр Дмитриевич Целищев, знаменитый радист Арктики и Антарктиды. Родился в Барнауле в семье капитана речного флота. Еще мальчиком, одним из первых в городе увлекся радиотехникой, изготовил самодельный передатчик, самостоятоятельно проводил сеансы связи. В годы Великой Отечественной войны работал на остров Диксон, помогал проводке судов союзников и боевым действиям в северных морях. После войны принял участие в научной экспедиции, дрейфовавшей на льдине станции Северный Полюс-5. В 1955 был включен в состав 1-й советской экспедиции в Антарктиду, в 1957 снова отправился на Южный полюс руководителем научной станции "Оазис". Последующие годы жизни прожил в Барнауле, работал радистом в речпорту.

Дед чуть ли не первым в СССР получил орден Ленина (на тот момент самый крутой орден в стране, Героя тогда ещё не присуждали):
Дома где-то лежит книжка Леонида Васильевича Громова "Остров Врангеля", в которой про деда написано. Книжка в своё время была изьята из продажи и тираж её уничтожен, так как там положительно упоминалось о расстрелянном в последствии начальнике одной из зимовок.