В начало Продолжение->

Арктический Научно-Исследовательский Институт
Главного Управления Северного Морского Пути
Министерства Морского Флота СССР

История открытия и освоения Северного морского пути

том первый
Издательство "Морской Транспорт" Москва 1956

М.И.БЕЛОВ

Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века


Под редакцией: Я.Я.Гаккеля, А.П.Окладникова, М.Б.Черненко
Издательство "Морской Транспорт" Москва" 1956
Оцифровка и корректура: Игорь В.Капустин


Начало арктического мореплавания
Географические открытия на севере (XV -XVII вв.)


Глава I
Морские походы новгородцев на восток от устья Северной Двины

Начало морским походам от устья Северной Двины на восток было положено плаванием новгородского посадника на Двине Улеба к Железным воротам в 1032 году. Под Железными воротами следует, видимо, понимать пролив Карские Ворота (Об этом см. акад. А. X. Л е р б е р г. Исследования, служащие к объяснению древней русской истории, СПб., 1819, а также Новгородскую летопись по Синодальному харатейному списку, СПб., 1888, стр. 70, 441.).
Имеющиеся документы ничего не говорят о плаваниях на этом участке в XII-XIII веках, хотя можно думать, что они продолжались. В новгородское время поморы ограничивались, повидимому, плаванием на морские острова, в том числе и на Новую Землю (Некоторые сведения об этих островах на Руси были получены в конце XIII века. В известном описании путешествия в Китай Марко Поло говорится (Марко Поло не которое время жил на юге Руси): "Русские населяют очень большую территорию, которая доходит до самого арктического полюса... страна очень холодная, потому что прилегает к Студеному морю. Однако имеется в этом море несколько островов, на которых живут крупные хищные птицы (речь идет, очевидно, об орлах белохвостых.- М. Б.), цапли и в изобилии соколы, которых развозят в разные страны света").
Источники сообщают, что в начале XIV века на участке от устья Северной Двины до Новой Земли мореплавание стало поддерживаться великими московскими князьями, что было связано с переходом Печоры под власть Москвы (В последнее время К. С. Бадигиным (в книге "Путь на Грумант", М., Молодая Гвардия, 1953, а также в ряде статей в разных журналах) высказано мнение о том, что морской путь до Оби на востоке и до Балтийского моря на западе освоен поморами еще в XIII веке и что не позднее середины XVI века все побережье Ледовитого океана - от мыса Нордкап до Америки - пройдено русскими поморами и на Аляске было основано крупное русское поселение (!?). Освоенность арктических морей, по утверждению К. С. Бадигина, достигла такой степени, что берега морей Баренцева, Карского и Белого были обставлены навигационными знаками, для дальних морских плаваний имелись карты и лоции, а поморы умели даже учитывать влияние ветров и приливов на расположение льдов. При этом К. С. Бадигин ссылается на неизвестные исследователям русские документы и чертежи XV века, причем признает, что подлинники этих документов ему неизвестны, а в его распоряжении имеются лишь "ненадежные копии", полученные от Б. В. Шергина, якобы снявшего их в 1916 году с рукописных книг в библиотеке Соловецкого монастыря. Упомянутые материалы были объектом экспертизы в Институте литературы АН СССР. Экспертизой установлено, что копии, имеющиеся у К. С. Бадигина, "представляют собой грубую современную подделку" (цит. по акту экспертизы). Ввиду этого выводы К. С. Бадигина надо при знать сомнительными и представляющими по сути лишь плод литературных домыслов.)
В относящейся к этому времени новгородской грамоте, выданной двинскому воеводе, йакрепко запрещалось чинить какие-либо препятствия морским промыслам в Печорском крае, принадлежащим московскому князю Ивану Даниловичу Калите. Из этого документа видно, что Калита ежегодно посылал с Двины на Печору по морю промышленную ватагу, состоящую из 20 человек (Грамоты Великого Новгорода и Пскова, стр. 142. ).

В начало Продолжение->