В период до 1950 года эти выдающиеся ученые разработали несколько шкал количественной оценки характеристик ледовой обстановки (торосистости, разрушенности, сжатия и др.), усовершенствовали систему условных обозначений, разработали основы методов авианаблюдений и производства ледовой разведки. Они подготовили условия для перехода ледовой разведки от функции, в основном обеспечивающей судоходство информацией, к исследованию разнообразный свойств ледяного покрова и распределению льдов. Они заложили основу советской школы ледовой разведки.


III. Первые гидрологи ледовой разведки

С конца 30х годов в состав экипажей самолетов ледовой авиаразведки все чаще включались специалисты, прошедшие курсы подготовки в Арктическом институте. Всю свою жизнь посвятили этой опасной и героической, трудной и необходимой деятельности такие ассы разведки как Юрий Матвеевич Барташевич, Николай Тимофеевич Субботин, Константин Николаевич Михайлов, Виктор Иванович Решеткин, Виктор Николаевич Щербинин.
 

История Российской авиаразведки в Арктике
в 1914-1991 годы – от восхода до заката

В.Е.Бородачев
I. Родоначальники ледовой авиационной
разведки в Арктике

Российский летчик - поручик по адмиралтейству Ян Иосифович Нагурский совершил первые полеты в Арктике и выполнил первую в мире ледовую авиационную разведку 30 августа 1914 г.

“Никогда не забуду чувства, которое я испытал, оставшись с глазу на глаз с суровой таинственной Арктикой” (Ян Нагурский)

В 1916 г. самолет Я.Нагурского был сбит над Рижским заливом. Многие годы его считали погибшим. Но... в 1956 г. он был гостем М.В.Водопьянова в Москве.

Советский летчик Борис Григорьевич Чухновский - родоначальник советской ледовой разведки, начавший свою эру 21 августа 1924 г.

“...Свой первый полет над Новой Землей мы с механиком совершили ровно через десять лет после Нагурского. День в день! Он — восьмого августа по старому стилю, мы — двадцать первого августа по новому стилю” (Б.Чухновский)


 С 1924 года по 1938 г. ледовые авиационные разведки выполнялись летчиками и штурманами Полярной авиации, организационно оформившейся в 1932 г. В эти годы в Арктике произошли важнейшие события: поход с запада на восток по всей трассе СМП за одну навигацию ледокольного парохода “А.Сибиряков” в 1932 г., организация ГУСМП, эпопея, связанная с гибелью ледокольного парохода “С.Челюскин” в Чукотском море в 1934 г. и блестящая операция полярной авиации по эвакуации людей с ледового лагеря, перелеты экипажей Чкалова и Громова через Северный Полюс в Америку, гибель самолета Леваневского, организация дрейфующей станции “Северный Полюс-”. Ежегодно росло число самолетов ледовой разведки и увеличивался их общий налет. Быстро рос грузооборот в Арктике.


II. Первые бортнаблюдатели и первые профессионалы ледовой авиационной разведки

Еще в 1934—1935 гг. ледовые разведки, выполнявшиеся с полярных станций бухта Тихая и мыс Челюскина, вели сотрудники этих станций, будущие крупные ученые Василий Семенович Антонов и Василий Павлович Мелешко. Однако это были пока эпизоды, когда в состав экипажей включались наблюдатели.

Существенный вклад в картирование и методику наблюдений внесли П.А.Гордиенко, Н.Н.Зубов, Д.Б.Карелин, Н.А.Волков, М.М.Сомов.

М.М.Сомов
П.А.Гордиенко
Д.Б.Карелин
Н.А.Волков 
Ю.М.Барташевич
Н.Т.Субботин
К.Н.Михайлов
В.И.Решеткин
В.Н.Щербинин

Карты ледовых разведок, выполненные этими специалистами, носили отпечаток точности, полноты оценки обстановки, аккуратности картирования. Их рекомендации воспринимались руководством штабов морских операций, ледоколов и судов безоговорочно. Их знали в лицо все, кто в той или иной степени был связан с ледовой информацией.


IV. Профессионалы ледовой разведки

1951 год стал первым годом, после которого в экипажи всех без исключения самолетов ледовой разведки стали включать бортнаблюдателей. С этого года в Арктику на ледовую разведку пришли инженеры—океанологи, окончившие ВУЗы Ленинграда. Это были уже достаточно подготовленные теоретически, со знанием основ режима арктических морей.

Они не только стали ведущими специалистами ледовой разведки, профессионалами своего нелегкого дела, но и окончательно перевели разведку на научную основу ее ведения.

Имена Василия Ивановича Шильникова, Валерия Михайловича Лосева, Валентина Михайловича Булавкина, Василия Андреевича Харитонова, Евгений Михайловича Гущенкова, Анатолия Павловича Козырева золотыми буквами вписаны в историю ледовой разведки, историю освоения Северного морского пути, историю научно—оперативного обеспечения судоходства, в историю Арктического и антарктического научно—исследовательского института. О них ходят легенды, о них много написано.

Из этой первой волны профессионалов ледовой разведки сегодня здравствует один В.И.Шильников
 
В.И.Шильников
В.М.Булавкин
В.А.Харитонов
А.П.Козырев
Е.М.Гущенков

Их учениками стали инженеры и техники океанологического профиля, выросшие в профессионалов, связавших свою жизнь с ледовой разведкой
 

В.М.Лосев
Р.А.Борисов
А.Ф.Криницын
И.Г.Серебренников
А.Д.Масанов
А.В.Дорофеев
К.М.Кумачев
С.Х.Ялышев
Н.И.Комов

Начиная с 1952 г. наряду с визуальными методами ведения ледовой разведки стали внедряться инструментальные методы. Аэрофотосъемка ледяного покрова внесла новое представление о роли торошения в формировании ледяного покрова, выявила его блочно—иерархическое строение, раскрыла многие механизмы и процессы, объясняющие закономерности распределения во льду напряжений и деформаций, механики и динамики льдов.

Испытывались навигационные панорамные РЛС, сканирующие и трассовые ИК радиометры, лазерные аэропрофилографы, СВЧ радиометры. Но по ряду причин в практику ледовой разведки они не были внедрены.

В 1965 г. были выполнены первые полеты с РЛС БО, а с 1968 г. — внедрена система РЛС БО “Торос”, которая позволила проводить авианаблюдения круглогодично. С 1973 г. испытывался и внедрялся радиолокационный видеоимпульсный измеритель толщины морского льда, ставший с 1982 г. серийным “Аквамарином”.

Начиная с 1945 г., постепенно увеличивалось количество ледовых разведок, которое полностью соответствовало увеличению грузоперевозок по Северному морскому пути. Максимальный грузооборот был достигнут в 1987 г. В 1991 г. самолетная ледовая разведка практически перестал существовать в Арктике.



V. Машины, на которых они летали


Дорнье-Валь, 1910е-1930 годы


Р-5, 1930-1950 годы


Летающая лодка “Каталина”, 1941-1960 годы


АН-2, 1935-1980 годы


ТУ-4, 1947-1960 годы


ЛИ-2, 1941-1980 годы


ИЛ-14, 1950-1985 годы


БЕ-6, 1950-е годы


АН-24, 1965-1991 годы


МИ-1, 1956-1968 годы


КА-32, 1970-1990 годы

Оригинальная статья находится по адресу http://www.aari.nw.ru