А.И.Арикайнен

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Центр притяжения - Северный полюс.

Безумный проект оправдался
Начало 80-х годов XIX в. ознаменовалось проведением Международного полярного года. В соответствии с программой этого научного мероприятия Россия, Англия, ХУ Австрия, Германия, США и другие страны в 1881- 1882 гг. организовали в Арктике 13 исследовательских станций. С точки зрения достижения Северного полюса организация этих станций имела как прямое, так и косвенное значение.
Американская экспедиция А. В. Грили в 1881 г. организовала метеостанцию Форт-Конгер на северо-востоке о-ва Элсмир. Санные отряды этой экспедиции, обследуя северную часть Элсмира, открыли Грили-фьорд и пол-ов Гранта. В апреле 1882 г. группа Д. Локвуда, исследуя западный берег Гренландии, достигла точки 82°24' с. ш., 40°46' з. д. Отсюда по направлению к северу уже не было видно никакой земли, но к северо-востоку просматривалось высокое предгорье. Тем самым Д. Локвуд сократил длину неизвестной части контура берега Гренландии. 18 мая 1882 г. Д. Локвуд и Д. Брайнард достигли широты 83°24'. Сама экспедиция Грили закончилась весьма трагически: из 26 человек из Арктики вернулись 6.
В 1882 г. датская экспедиция на судне "Димфа" направилась к мысу Челюскин для организации метеостанции. Руководитель этой экспедиции А. Ховгард после постройки метеостанции намеревался направиться к Северному полюсу с мыса Челюскин. По его предположениям, к северу от этого мыса располагается какая-то неизвестная земля, следуя вдоль которой можно облегчить прохождение в центр Арктики. Однако Ховгарду не суждено было ни построить метеостанцию, ни проверить свою гипотезу - уже в юго-западной части Карского моря судно было блокировано льдом и освободилось из ледового плена только в 1883 г. Хотя эта попытка и была безуспешной, тем не менее о ней здесь упоминается по той причине, что это была первая и, как увидим, единственная попытка достижения полюса со стороны Таймырского полуострова.
Организация метеостанций за Полярным кругом имела, безусловно, важное значение для последующих экспедиций к Северному полюсу. Благодаря выполненным наблюдениям появилась какая-то ясность в отношении температурного режима Арктики, а главное - в отношении направления ветровых потоков. Эти наблюдения в совокупности с другими данными позволили с большей уверенностью судить о воздушных и морских течениях в Центральной Арктике.
В 1884 г. в бухте Юлианехоб, расположенной на юге Гренландии, три эскимоса наткнулись на льдину, на которой обнаружили около 50 личных вещей. При внимательном их рассмотрении нашли опись провианта с собственноручной подписью Де Лонга. Эта опись, так же как и ряд других предметов, явно принадлежала экспедиции на судне "Жаннетта". В то время это событие воспринималось как мистификация. Однако факты были налицо Норвежский профессор X. Мои заинтересовался этой находкой и пришел к выводу о том, что остатки "Жан-нетты" продрейфовали на льдине через Центральный полярный бассейн вследствие постоянного течения, направленного с востока на запад. По его расчетам, льдина с вещами, минуя пролив между Гренландией и Шпицбергеном, проплыла за три года около 7200 км со средней скоростью 6,6 км в сутки. В пользу существования такого течеяшя X. Мон приводил и другие факты: находка леса-плавника явно сибирского происхождения, предметов обихода эскимосов Северной Аляски. Результаты своего анализа X. Мон опубликовал в 1884 г.
Статья X. Мона заинтересовала Ф. Нансена - 23-летнего норвежца, в голову кото рому'пришла мысль использовать для проникновения в Центральную Арктику дрейф, который до сих пор препятствовал предшествующим полярникам. Мысль Ф. Нансена, как мы уже знаем, в принципе была не нова. Именно такая идея была в основе плана Де Лонга. Однако если Де Лонг только смутно предполагал о транзитном течении через Арктический бассейн и шел, безусловно, на большой риск, то его последователи с большей гарантией могли уже говорить о наличии такого течения.
Однако Нансен был еще молод и понимал: чтобы выдвинуть и отстоять такой необычный проект, получить необходимую поддержку, необходимо сначала приобрести полярный опыт и завоевать авторитет. В январе 1888 г. Нансен изложил план, который многие ученые подвергли сильной критике. Суть плана такова: высадиться на восточном берегу Гренландии примерно на широте 65°, пересечь ледяное плато на лыжах в направлении бухты Диско. Провизию, палатку и спальные мешки предполагалось тащить на салазках.
17 июля Нансена и пятерых его спутников на судне доставили к ледовому поясу возле Ангмагсалика. Здесь они на лодках, долго лавируя между льдами, 11 августа добрались до берега в запланированном районе. 15 августа тронулись в путь. Днем снег был слишком рыхлым и мягким, поэтому путешественники днем спали, а шли ночью. Преодолевая однообразные мытарства, характерные при преодолении белой снежной пустыни, 5 сентября норвежцы достигли высоты 2720 метров над уровнем моря. Дальше начался пологий спуск к западу и скорость движения резко возросла. 26 сентября показались заросли ивы и ольхи, а затем и море. Здесь из местных материалов соорудили лодку и на пей 3 октября добрались в поселок Готхоб.
Перезимовав в Гренландии, Нансен со своими спутниками 30 мая 1889 года прибыл в Христианию, где они увидели сотни парусников и огромную толпу людей на пристани, встречающих их. Это был успех. Теперь можно было приниматься за задуманное главное предприятие.
Уже в феврале 1890 года Ф. Нансен сделал Географическому обществу блестящий доклад, в котором привел ряд доводов в пользу существования течения распространяющегося от Берингова пролива севернее Новосибирских островов через район полюса к проливу между Шпицбергеном и Гренландией:
- трагический дрейф "Жаннетты" со скоростью 2,6 мили в сутки;
- находки на берегу Гренландии предметов, которые имели явное сибирское или аляскинское происхождение;
- приток вод Гольфстрима в Полярный бассейн, сток крупных сибирских рек в арктические моря, превышение осадков над испарением должны обусловливать формирование мощного компенсационного течения в сторону Атлантики;
- простирание ложбины низкого атмосферного давления от Атлантики в сибирские моря южнее Шпицбергена и Земли Франца-Иосифа обусловливает преобладание ветров, дующих от Берингова пролива в сторону пролива между Шпицбергеном и Гренландией.
На основании этих доводов Нансен делает вывод о том, "что нужно попробовать войти в это течение с той стороны полюса, где оно направляется к северу, и с его помощью проникнуть в ту область, которой тщетно пытались достигнуть все те, которые раньше шли против течения". Для осуществления своего плана Нансен предложил построить небольшое судно яйцевидной формы, что позволит избежать повреждения его корпуса: при сжатии льда такое судно будет выпираться наружу. Судно должно быть небольших размеров, иметь сильную машину, снабжено запасами продовольствия и топлива на пять лет. Нансен предлагал войти в трансполярное течение к северу от Новосибирских островов - в районе гибели "Жаннетты". Автор проекта допускал возможность, хотя и маловероятную, гибели своего судна, но и это его не пугало. По его мнению, в этом случае можно будет, прихватив с собой провиант, лодки, высадиться па льдине, раскинуть на ней палатки и благополучно достигнуть пролива между Шпицбергеном и Гренландией. При этом он ссылался на опыт экипажа "Ганзы".
Ахиллесовой пятой своего проекта Нансен считал возможность того, что судно пройдет в стороне от полюса. По этому поводу он высказал однозначное мнение: "...очевидно, было бы в высшей степени неблагоразумно или непредусмотрительно покинуть его среди течения для того, чтобы держать столь долгий путь к полюсу на санях по неровному морскому льду, находящемуся притом в постоянном движении. Если бы даже мы и достигли полюса, то совершенно невероятно, чтобы на возвратном пути мы снова нашли свое судно... К тому же такое предприятие и не имеет большого значения; мы отправляемся не для отыскания математической точки, составляющей северный конец оси, так как достижение этого пункта само по себе малоценно, а для исследования большой неизвестной части земного шара, окружающей полюс..." Как видим, Нансен при планировании своей экспедиции принципиально отказывался от установления рекордов в достижении высоких широт.
С позиций современных представлений об Арктике проект Нансена был, конечно, блестящим и прозорливым. Однако в то время ситуация была иной: сколько ученых - столько и представлений. Устоявшихся общенаучных взглядов на природу Арктики не было. Не было еще и окончательной ясности в том, что же располагается в центре Арктики - участки суши или море? Кроме того, в памяти у многих оставались еще полярные трагедии, случившиеся ранее. Вот почему, когда в 1892 г. Нансен доложил свой план Географическому обществу в Лондоне, где собрался ряд известнейших полярных авторитетов того времени (Л. Мак-Клинток, Д. Нэрс и другие), предлагаемый проект признали "чистым безумием". Еще ранее А. Грили опубликовал статью, в которой написал, что он считает "почти немыслимым, чтобы составленный д-ром Нансеном проект нашел поддержку или даже сочувствие". Грили безапелляционно утверждал, что "подойти к полюсу на судне нельзя, ибо в окружающей его области находится обширная земля: о существовании этой земли мы знаем почти так же верно, как если бы мы ее видели". Предлагаемые планы Грили назвал "бессмысленным проектом самоубийства д-ра Нансена". Сильнее уже не скажешь.
Поразительно, но факт - при резкой критике Нансену удалось получить материальную поддержку: 280 тысяч крон пожертвовало правительство Норвегии, обговорив при этом, что в экспедиции должны быть только одни норвежцы; 200 тысяч крон пожертвовали различные общества и частные лица. На часть этих средств после пересмотра ряда проектов было построено судно "Фрам" ("Вперед") водоизмещением около 400 т, оборудованное машиной мощностью 220 индикаторных сил. Судно отличали следующие особенности:
- длина по ватерлинии 34,5 м, ширина - 10,4 м, осадка в грузе - 4,7 м;
- корпус имел круглые, полные обводы, чтобы судно, гладкое как угорь, могло выскользнуть из ледяных объятий;
- обшивка корпуса состояла из четырех слоев дерева: изнутри двух дубовых толщиной 7 и 10 см, ясеневой (7,5-15 см), сосновой (10-20 см);
- шпангоуты и бимсы были выполнены из итальянского дуба;
- три мачты позволили поднять паруса общей площадью около 600 мг;
- жилые помещения были тщательно утеплены;
- выходы на палубу преграждали четыре плотные двери;
- в целях безопасности судно имело две водонепроницаемые переборки.
Чтобы картина была полной, следует упомянуть о том, что на борту находились, кроме обыкновенных насосов, сильная центробежная помпа, а также ветряная мельница, предназначенная для обеспечения работы электрогенератора во время дрейфа судна.
На борт загрузили разнообразную провизию, включая лимонный сок и даже пиво. На судне была укомплектована хорошая библиотека. Важной частью снаряжения экспедиции были различные приборы для научных наблюдений, Нансен также договорился с Э. Толлем о том, чтобы ему прислали к проливу Югорский Шар 30 сибирских собак, которые считались одними из лучших. Из разных концов мира, даже из далекой Австралии, к Нансену поступили предложения от лиц, желающих участвовать в экспедиции. Окончательно в ее состав вошли 13 человек, включая Нансена и капитана "Фрама" О. Свердрупа. Все - норвежцы. Наконец, все было готово. Кто окажется прав? Ф. Нансен или А. Грили? Это предстояло еще проверить. Начиналось путешествие, в котором, как сказал Нансен, "поставлена на карту, быть может, сама жизнь, если не больше".
24 июня 1893 года "Фрам" снимается с якоря и направляется к Югорскому Шару. Здесь 29 июля в становище Хабарове на борт было принято 35 собак. Отсюда послали последнюю почту домой. В ночь с 4 на 5 августа "Фрам" дал отходный свисток и двинулся дальше. Ледовая обстановка благоприятствовала продвижению вперед, и 28 августа судно достигло архипелага Норден-шельда. Дальше путь преграждали льды. Время быстро шло, а чистой воды не видно. Нансен начал беспокоиться, но напрасно, 7 сентября "Фрам", пробившись сквозь сплоченную перемычку, вышел на прибрежную полынью и 10 сентября миновал траверз мыса Челюскин. В море Лаптевых ледовые условия в тот год сложились благоприятные, и судно без труда 22 сентября достигло точки 78°50' с. ш., 13°30' в. д. Здесь, пришвартовавшись к большой льдине, Нансен дал команду готовиться к длительной зимовке.
9 октября - первый день испытания судна на прочность. Первый натиск показал, что, хотя лед и старался истереть судно в порошок, оно вело себя прекрасно: лед накапливался у борта судна, наползал на него, затем уходил под днище, выпирая судно наверх. Расчеты оправдались. С этих йор при очередном сжатии льДа полярники даже не выходили на палубу, уверенные в надежности конструкции "Фрама".
Поначалу "Фрам", описывая сложные петли, медленно дрейфовал на северо-запад с некоторым уклонением к северу. К весне 1894 года скорость дрейфа возросла, однако в целом судно продвигалось гораздо медленнее, чем предполагал Нансен. Через год "Фрам" продвинулся только на 189 миль и достиг лить широты 81°53'. 31 октября на борту судна организовали банкет по случаю прохождения меридиана 114°09' параллели 82°. На судне было весело, хотя, судя по темпам и направлению движения, следовало уже отчаиваться. Становилось все более очевидным, что "Фрам" вряд ли пройдет вблизи полюса. Нансен время от времени тренируется в походах по льду то па лыжах, то на собаках, то просто пешком. 20 ноября он, изменив своим принципам, изложенным ранее публично, заявил своим товарищам о своем решении идти к Северному полюсу. Кто-то должен был его сопровождать - эту миссию поручили лейтенанту Я. Иогансену. Начались приготовления к походу.
5 января 1895 г. в точке 83°34' с. гл., 102°51' в. д. случилось первое чрезвычайное происшествие. Сжатие льда достигло потрясающей силы. На "Фрам" буквально надвигалась ледяная стена, и 'Нансену уже казалось, что "она с величайшим удовольствием прошла бы поверх наших бортов". Впервые нервы у Нансена не выдержали, и он дал указание ^разбудить всех, перетащить на лед провиант и прочее снаряжение. Когда Нансен уже начал думать, что "Фрам" не выдержит этого напора льда, сжатие неожиданно прекратилось. И хотя последующие сутки лед вокруг судна вел себя спокойно, перепуганные полярники предпочитали спать в одежде.
14 марта судно находилось в точке 84°05' с. ш., 101°35' в. д. Это был день, когда, по выражению Нансена, "должно было успокоиться сердце и начиналась работа рук и ног". В этот день Нансен и Иогансен направились к Северному полюсу. Трое нарт, на которые было погружено продовольствие на 100 суток для людей и на 30 суток для собак, тащили 28 собак. Скорость передвижения оказалась гораздо медленнее, чем полагал Нансен. В отдельные дни из-за большого количества хаотических нагромождений торосов норвежцы проходили чуть более одной мили. Причем, чем ближе было к северу, тем "дорога" становилась все хуже и хуже. Наконец, 7 апреля когда движение стало особенно затруднительным, Нансен забрался на высокий торос и увидел на севере "все тот же лед, простиравшийся до самого горизонта". Он принимает решение отказаться от попытки достичь Северного полюса и следовать к Земле Петермана. Это случилось в точке 86°14' с. ш., 93° в. д. Несмотря на неудачу в достижении цели, рекорд в продвижении на север был поставлен. Средняя скорость продвижения санной группы Нансена на север составила около 5 миль в сутки.
Начался обратный переход. Он был не менее сложным. Продвижению на юг мешали не только торосы, но и многочисленные трещины, каналы, разводья. Нансену казалось, что "весь лед как-будто растрескался". Собаки начали изнемогать. Наиболее слабых пришлось убивать. Они стали пищей для живых. По пути случилось досадное недоразумение: остановились часы, вследствие чего долгота стала определяться с ошибкой. Какой? Нансен не знает. Путешественники с надеждой смотрели на юг, но Земли Петермана, которую Пайер изобразил на карте, не было видно. Нансен начал думать о том, что или эта земля слишком мала, или они просто заблудились и дрейфом льда их отнесло существенно в сторону. Куда? К востоку или к западу? Он теряется в догадках. К 25 мая норвежцы пересекли параллель 83°, проследовав пройденный путь примерно со скоростью около 5 миль в сутки.
Затем из-за многочисленных разводий темпы продвижения резко снизились. 22 июня Нансен определил широту - 82° 19'. Здесь путникам удается подстрелить тюленя. Перед Нансеном возникает дилемма: подкрепиться свежим мясом, бросить остатки тюленя и двигаться дальше или остаться подольше на месте, отдохнуть и основательно подкрепиться. Он выбирает второе.
Норвежцы нашли льдину попрочнее и устроили на ней лагерь, получивший название "лагерь томления". Потянулись довольно однообразные дни, в течение которых Нансен и Иогаисеи набирались сил. Так прошел месяц. 24 июля свершилось чудо: они увидели землю. Хотя и казалось, что она близка, но, чтобы ступить на нее, норвежцам потребовалось немало времени. Лишь 9 августа они почувствовали под собой твердую почву. Вскоре стало ясным, что это Земля Франца-Иосифа. Тем летом полярным робинзонам так и не удалось выбраться с архипелага. Началась зимовка, которую норвежцы провели в основном в "зимней спячке". 19 мая 1896 г. путешественники, захватив с собой необходимые запасы, направились к мысу Флора - южной оконечности архипелага. Здесь 17 июня они услышали чужой человеческий голос, а вскоре увидели и самого человека - это был Джексон, руководитель английской экспедиции, исследующей архипелаг. Через месяц пароход доставил Нансена и Иогансе-на в Норвегию.
Итак, 2 норвежца из 13 спасены. А где же остальные 11, оставшиеся на "Фраме"? Этот вопрос не давал Нансену покоя. И вдруг 20 августа он получает от О. Свердрупа телеграмму, в которой тот сообщает, что судно следует в Тромсе. Вскоре весь экипаж собрался вместе. Что же случилось с судном? Об этом повествует дневник О. Свердрупа.
Оказалось, что после того как Нансен и Иогансен направились к полюсу, "Фрам" продолжал дрейфовать среди^ льдов и 15 ноября 1895 года достиг точки 85°56'с. ш., 66°31'в. д.-это была максимальная северная широта, достигнутая судном. С этого момента стало преобладать юго-западное направление дрейфа, причем скорость его существенно возросла. В апреле 1896 года, когда вокруг судна появилось много разводьев, "Фрам" стали готовить к самостоятельному плаванию. Однако такая возможность появилась только в июне и то лишь эпизодически, когда ледовая обстановка улучшалась. На поиск пути во льдах уходили сутки за сутками. Наконец 13 августа "Фрам", форсируя последние зоны льда, вышел на чистую воду и взял курс на Норвегию.
В результате экспедиции на судне "Фрам" существенно расширились знания о природе северной полярной области. Итог экспедиции-доказательство существования трансполярного дрейфа льда от севера Новосибирских островов к проливу Фрама. Нельзя не отметить открытие Нансеном относительно теплых вод на глубине 200-800 м, что свидетельствовало о проникновении ветвей Гольфстрима в Арктический бассейн. Очень важно, что появились первые наблюдения за температурным режимом в Центральной Арктике. Было открыто в Аркти-ч?ппЛуб°КОе ПоляРное м°Ре с глубинами, превышающими 3500 м в направлении от Новосибирских островов к проливу между Шпицбергеном и Гренландией. Нансен, ссылаясь на ряд фактов, с уверенностью утверждал, что по эту сторону полюса "суши находится мало или даже ее вовсе нет". Вместе с тем он заявил, что "по другую сторону полюса, вероятно, встретится суша". Словом, ясности стало больше, хотя некоторые неясности еще оставались В целом можно сказать, что экспедиция на "Фраме" стала первой образцовой экспедицией к Северному полюсу, экспедицией, основанной на глубоком расчете, на разуме человека. Но стало это возможным - и это важно обязательно подчеркнуть - лишь благодаря той сумме знаний, которые по крупицам собирали предшествующие экспедиции. Идея пассивного дрейфа судна среди льдов, выдвинутая Д. Де Лонгом, была блестяще реализована Ф. Нансеном.