А.И.Арикайнен

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Центр притяжения - Северный полюс.


Рождение новой стратегии

Идея пассивного дрейфа
В конце 70-х годов XIX века французским проектом Г. Ламбера заинтересовался Г. Беннетт, издатель газеты "Нью-Йорк геральд". Стремясь подогреть интерес читателей к своей газете, он решил выделить средства на организацию экспедиции к Северному полюсу со стороны Чукотского моря. Начальником экспедиции назначили Дж. Де Лонга, ранее зарекомендовавшего себя в экспедиции на судне "Полярис". В отличие от предшествующих экспедиций Де Лонг делал ставку на течение, направленное из Чукотского моря в сторону полюса. Он полагал, что с помощью этого течения на судне, дрейфуя вместе со льдами, можно достичь рекордно высокой широты, откуда, используя собачьи упряжки, можно уже следовать к полюсу. Как видим, это была экспедиция принципиально нового типа: впервые было предложено достичь полюса па судне, пассивно дрейфующем вместе со льдами к северу.
Для экспедиции приобрели паровую яхту "Пандора" водоизмещением 420 т, оборудованную машиной мощностью 200 л. с. Корпус яхты был построен из крепкого дуба, поверх которого в районе ватерлинии имелась ледовая обшивка из американского ясеня толщиной 7,5 см. Яхте дали другое название: "Жаннетта". 1300 человек изъявили желание участвовать в экспедиции. Отобрали только 32. Де Лонг верил в успех экспедиции: был сделан специальный медный ящик, на стенках которого были выгравированы имена всех участников экспедиции. Этот ящик Де Лонг намеревался оставить на полюсе.
8 июля 1879 г. "Жаннетта" вышла из Сан-Франциско и направилась к Берингову проливу. По пути судно зашло на Аляску, где на борт приняли собак, сани, лодки. 29 августа американцы миновали Берингов пролив, а 2 сентября судно вошло в лед. Через 3 суток неожиданно для Де Лонга "Жаннетта" была блокирована льдами, и все попытки пробиться к о-ву Геральд, чтобы встать там на зимовку, оказались безрезультатными. 9 сентября "Жаннетта" оказалась в тисках двух мощных льдин и получила крен до 9°, но в конце концов все обошлось. Течения и ветер увлекли судно на северо-запад. Вскоре исчез из виду о-в Геральд. В октябре американцы увидели на юге Землю Врангеля. В ноябре сжатие льдов усилилось, и 14 числа Де Лонг записал в своем дневнике: "Мы живем, как на пороховом погребе, в ожидании взрыва". На палубу предусмотрительно вынесли необходимое снаряжение и запас продовольствия на 40 дней. Гибели судна можно было ожидать с минуты на минуту.
19 января 1880 года при очередном сжатии льдов "Жаннетта" получила течь. Заработали помпы. "Качать, качать, качать - все та же старая история. А вода входит с той же быстротой, с какой мы ее выкачиваем",- записал Де Лонг в своем дневнике. К концу января поставили пластырь и течь удалось ликвидировать, но только частично. По-прежнему помпы продолжали работать, потребляя одну за другой тонны угля. Запасы топлива становились меньше и меньше. Надо было что-то предпринимать. И тогда механик судна Мельвилл предложил построить ветряной двигатель, с помощью которого обеспечивать работу помпы. Вскоре по его чертежам двигатель установили, и моряки почувствовали себя увереннее.
Наступила весна. Хотя "Жаннетту" и влекло на северо-запад, но скорость дрейфа была незначительной. Только в начале мая остался позади меридан 180°. Наступившее лето не принесло избавления. В этот период судно дрейфовало в самых разных направлениях и каждый раз, когда корабль увлекало на юг, у моряков возникали проблески надежды. Но им не суждено было сбыться. 5 сентября, в день годовщины дрейфа "Жаннетты", Де Лонг записал в своем дневнике: "...судно продрейфовало 150 миль по прямому направлению, а полюс по-прежнему остается так же далеко, как и в день выхода. Думается, можно сказать прощай Северному полюсу".
Началась вторая зимовка экспедиции. Судно постоянно находилось под угрозой гибели. Топлива уже оставалось немного, его приходилось экономить. По этой причине в зависимости от температуры наружного воздуха стены и потолки в жилых помещениях то обледеневали, то начинали течь. Начиная с февраля 1881 г. дрейф судна в северо-западном направлении увеличился, существенно возросли глубины моря. Вновь появилась надежда, что судно сумеет продрейфовать в Атлантический океан. 17 мая американцы увидели остров, через неделю - другой остров. Первый назвали Жаннеттой, второй - Генриеттой. 3 июня группа моряков высадилась на острове Генриетта, сложила гурий и оставила в нем записку.
Казалось, можно было радоваться. Однако 10 июня сжатие льдов усилилось, "Жаннетта" накренилась на 16° вправо. Де Лонг приказал спустить на лед шлюпки, продовольствие, инструменты, одежду. Успели вовремя. Утром 12 июня "Жаннетта" скрылась под водой. Люди остались на дрейфующих льдах. В их распоряжении было пять саней, четыре шлюпки и 23 собаки. По расчетам Де Лонга, запасов продовольствия должно было хватить на 60 суток.
18 июня моряки направились к Новосибирским островам, откуда намеревались на лодках добраться до устьн Лены. Путь был утомительным, так как движению препятствовали торосы, разводья, мягкий снег. По оценкам Де Лонга, им удавалось в сутки проходить не больше 10 километров. Через неделю он определил высоту солнца и, к своему удивлению, обнаружил, что они находятся на широте 77°46'. Поскольку они начали свой путь на широте 77°18', то было очевидно, что, несмотря на их продвижение к юго-западу, льды отнесли их на 28 миль к северу. Отчаянию Де Лонга не было предела. Но тут природа смилостивилась, и направление дрейфа льда изменилось. Тем не менее скорость продвижения была незначительной. Лишь 29 июля моряки подошли к земле, которую они назвали о-вом Беннетта. Отсюда оставалось пройти еще 1000 километров до устья Лены. Запасов продовольствия оставалось примерно на 20 суток.
6 августа направились дальше на юг. Количество разводий постепенно увеличилось, и моряки смогли продвигаться в шлюпках. 20 августа подошли >к о-ву Новая Сибирь, затем по Благовещенскому проливу достигли пролива Санникова. 5 сентября миновали остров Котельный, а 10 сентября достигли о-ва Семеновский. Отсюда оставалось преодолеть сравнительно небольшое водное пространство. Спасение было близко. Три шлюпки взяли курс к дельте Лепы. В ходе плавания в темноте шлюпки потеряли друг друга из виду.
14 моряков во главе с Де Лонгом 16 сентября высадились на берег у бесчисленных рукавов многоводной реки. К тому времени многие из них были предельно истощены, у некоторых были обморожены пальцы. Захватив запас продовольствия на 3 суток, 19 сентября Де Лонг повел свою группу на юг. В сутки проходили не более 2-3 километров. Запасы продуктов почти иссякли. 6 октября Де Лонг записал в своем дневнике: "Что будет с нами? У нас осталось 6 килограммов собачьего мяса, а до ближайшего поселения 25 миль". Через два дня они поддерживали себя только ложкой глицерина и горячей водой. Но этого было недостаточно. Ноги моряков сильно опухли. 9 октября Де Лонг направил двух матросов на юг за помощью, но они ее так и не дождались. На о-ве Барон Бельской в устье Лены их подкосила голодная смерть.
Судьба остальных моряков сложилась по-разному. Оказалось, что одна шлюпка перевернулась во время шторма и моряки, находившиеся на ней, погибли. Группе Мельвилла, высадившейся недалеко от Быковской протоки, удалось встретить местных промысловиков, которые помогли им добраться до Булуна. Часть моряков во главе с Мельвиллом попыталась найти группу Де Лонга, но безуспешно. Лишь когда в Булун прибыли два матроса, посланные Де Лонгом, поиски были возобновлены. Де Лонг и его товарищи по несчастью были найдены, но, как уже знаем, помочь им было невозможно.
Итак, экспедиция Де Лонга не сумела достигнуть конечной цели - Северного полюса. Несмотря на ее трагический конец, благодаря ей было установлено два важных факта. Первый - что Земля Врангеля - это остров сравнительно небольших размеров, а значит, Петерман ошибался, когда соединял на картах Гренландию с Землей Врангеля. Второй - злополучный дрейф "Жаннет-ты" в северо-западном направлении подтвердил предположение о существовании генерального дрейфа льда от Чукотского моря в сторону Атлантики. Идею пассивного дрейфа судна к Северному полюсу не удалось реализовать по той причине, что слабый деревянный корпус "Жаннетты" оказался неготовым принять на себя напор мощных полярных льдов.