А.И.Арикайнен

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Центр притяжения - Северный полюс.

Англичанин на Северном полюсе
"Газета "Ливерпуль геральд" 5 апреля 1860 г. сообщила о том, что завтра из Новых доков Принца отойдет в неизвестном направлении бриг "Форвард". И действительно, на следующий день толпа любопытных, пришедшая на набережную, увидела, как от стенки причала отошел винтовой бриг в 170 регистровых тонн, оборудованный машиной в 120 л. с. Никто из провожающих не знал, куда направляется судно, не знала этого и команда, хотя многие высказывали мнение, что конечная цель плавания "Форварда" - полярные моря. Отдельные факты говорили в пользу этого: форштевень, снабженный острой как бритва стальной наделкой, запас продовольствия на 5- 6 лет, огромное количество угля на борту. Но самое примечательное состояло в том, что судном управлял не капитан, как это всегда принято, а его помощник - Р. Шандон, который готовил его к плаванию. А где же находился сам капитан? Он пожелал пока остаться в неизвестности, хотя в момент отплытия все ждали его с минуты на минуту. Однако он так и не появился. Правда, на борт поступило в самый последний момент письмо, в котором Шандон получил инструкцию следовать к мысу Фарвель и далее вдоль западного берега Гренландии до залива Мелвилл.
20 апреля "Форвард" миновал мыс Фарвель. Встретились первые льды, которые беспрерывно находились в движении, причем "не все льдины двигались в одну сторону; многие, и притом самые высокие, увлекаемые подводным течением, шли в противоположном направлении". Временами спускался густой туман. Судно, раздвигая льды, двигалось на север. 24 апреля "Форвард" находился в точке с координатами 65°20' с. ш., 54°22' з. д. По оценкам моряков, "надо было пройти еще два граду-оа, чтобы встретить более благоприятные условия плавания и свободное от льдов море". С большим трудом пробиваясь сквозь льды, 30 апреля судно миновало Поляр-вый круг. Здесь таинственный капитан вновь дал о себе знать. Шандон обнаружил в своей каюте его письмо, в котором было дано указание держать курс к заливу Мелвилла, где постараться войти в пролив Смита. Члены экипажа стали подозревать, что "Форвард" направляется к Северному полюсу.
6 мая экспедиция подошла к Упернавику - самому северному поселению на берегах Гренландии. Здесь приобрели сани и шесть упряжных собак, прождав двое суток в надежде, что капитан обязательно явится на борт судна. Однако напрасно, таинственный капитан на борт так и не явился. Тогда Шандон дал команду поднять якорь и следовать к проливу Смита.
"На корабле, с безумным упорством стремившемся на север, к неизвестной цели, началось брожение умов..." Стали появляться признаки деморализации. Изнурительный труд еще больше подрывал духовные силы экипажа... С трудом приходилось прокладывать путь среди ледяных полей. Работа пилами была крайне утомительна: лед достигал шести-семи футов толщины1. В ледяном массиве делали два параллельных пропила, каждый длиной в сотню футов, и находившийся между ними лед взламывали топорами и ганшпугами. Однако удалось пробиться только на две мили вперед. Возникла опасность, что бриг будет затерт льдами.
И когда создалось критическое положение, когда экипаж деморализовался и на судне началась паника, вдруг раздался чей-то громовой, энергичный, повелительный голос: "Все по местам! Право руля!" Тут моряки увидели, как из каюты капитана вышел человек, которого знали как матроса Гарри. Но он уже сильно изменился, поскольку успел переодеться и "явился перед экипажем во всеоружии капитанской власти".
Вскоре капитан поднялся на мостик и обратился к экипажу с речью: "Офицеры и матросы! Я такой же англичанин, как и вы; я избрал своим девизом слова адмирала Г. Нельсона: "Англия надеется, что каждый исполнит свой долг". Как англичанин я не хочу, да и все мы не хотим, чтобы люди, более отважные, побывали там, где нас еще не было. Как англичанин я не потерплю,- все мы не потерпим,- чтобы на долю других выпала честь достигнуть крайних пределов севера. Если ноге человека суждено ступить на полюс, то лишь ноге англичанина! Вот знамя нашей родины! Я снарядил этот бриг, пожертвовал на это свое состояние, я готов пожертвовать своей и вашей жизнью, лишь бы наше знамя развивалось на Северном полюсе! Верьте мне! Начиная с сегодняшнего дня за каждый пройденный на север градус вы будете получать по тысяче фунтов. Мы находимся на семьдесят втором градусе, а всех их - девяносто. Считайте. Впрочем, мое имя ручается за меня: оно означает - энергия и патриотизм. Я - капитан Гаттерас!"
Жизнь на бриге вновь вошла в свою колею. Вскоре Гаттерас изложил свой план. Он исходил из сообщений капитанов предшествующих экспедиций, которые якобы установили факт, что "за этими высокими широтами существует Полярный бассейн, совершенно свободный от льдов". В пользу этого свидетельствовали исследования ученых Брюстера, Берхама, установивших, что в Северном полушарии существует два полюса холода: один - в Азии, в точке 79°30' с. ш., 120° в. д., а другой - в Америке, в точке 78° с. ш., 97° в. д. Полюс отстоит от этих точек на 12 градусов, а раз так, то почему бы не предположить в этом районе существование моря, свободного от льдов. Гаттерас полагал, что если море свободно, "Форвард" легко доставит моряков к цели; если же оно не свободно, то он попытается достигнуть полюса на санях.
Учитывая, что на подходах к проливу Смита сложились неблагоприятные ледовые условия, Гаттерас решил попытать счастья другим путем и направил "Форвард" в пролив Ланкастер. Использовав взрывчатку и корабельную пушку, морякам удалось вырваться из ледового плена. 24 мая подошли к восточным подходам пролива Ланкастер, миновали его и дошли до "перекрестка", образованного устьями четырех проливов: Ланкастер, Барроу, Веллингтон и Регента. Путь был свободен только в проливе Регента, и Гаттерас направил "Форвард" на юг. Вскоре дошли до залива Бутия, затем повернули в пролив Белло и 5 июня на выходе из этого пролива путь сУДну преградили льды. После того как ледовая обстановка улучшилась, "Форвард" вошел в пролив Франклина, поскольку пролив Пила был блокирован льдом. Форсировав пролив Франклина, судно подошло к входу в пролив Мак-Клинтока. Гаттерас увидел, что и здесь путь на север преграждали льды. Но "Форвард" уже достиг полюса, пока только магнитного...
14 июня ледовая обстановка улучшилась и судно, следуя вдоль восточных берегов мыса Принца Уэльского, миновало пролив Мак-Клинтона и вошло в пролив Мелвилл. Преодолев его, "Форвард" стал прокладывать себе путь по проливу Барроу, чтобы достигнуть острова Бичи, где, по расчетам Гаттераса, можно было пополнить запасы угля, оставшиеся там от предшествующих экспедиций. 3 июля на севере показалась земля - это был остров Бичи. Здесь путешественников ожидала неудача: угля на острове не оказалось. В этой ситуации благоразумнее было возвращаться назад, но Гаттерас, стремящийся к своей заветной цели, 5 июля дал команду следовать под парусами на север по проливу Веллингтона. 10 июля пересекли параллель 75°, 15 июля пролив Веллингтона был позади, 23 июля показался остров Беринга в проливе Королевы.
Дальнейшему движению препятствовали льды. Тогда Гаттерас дал команду развести пары, и машина, заглатывая последние тонны угля, заработала. 18 августа, следуя вдоль Земли Гринелла, "Форвард" достиг точки 76°57' с. ш., 99°20' з. д. Как записал в свое время Э. Бельчер в своем отчете, на северо-запад от этих мест должно было простираться безбрежное "свободное" море. Гаттерас, сидя в вороньем гнезде, жадно всматривался вдаль, но желанной воды так и не увидел. Тогда капитан повел свое судно дальше. С трудом лавируя среди льдов, судно следовало по проливу Пенни. Начались морозы. 10 сентября "Форвард" окончательно блокировало льдами, и он вместе с ними начал дрейфовать на восток. 15 сентября судно сильно тряхнуло, и оно окончательно остановилось. Гаттерас выполнил наблюдения и определил, что они находятся в точке 78°15' с. ш., 95°35' з. д. Англичане достигли полюса - полюса холода.
Началась зимовка. Морозы с каждым днем крепчали, а запасы угля иссякали. У некоторых членов экипажа стали проявляться страшные признаки цинги. 8 декабря моряки взглянули на термометр и увидели, что "ртуть в чашечке замерзла". Было -44° С. В этот же день в печь бросили последнюю горсть угля. Наступило отчаянное положение. Сначала пустили в ход куски жира из тюленьих шкур, потом запасы спирта. Когда 25 декабря под ударами топоров затрещали планширь и фальшборт, Гаттерас заплакал - рушилась его мечта достигнуть Северного полюса.
1 января 1861 г. подарило англичанам смутную надежду. Читая отчеты Э. Бельчера, находившиеся на борту "Форварда", судовой врач наткнулся на важное сообщение - у устья пролива Королевы на о-ве Корнуолл имеются запасы продовольствия и угля. Гаттерас определил место судна и установил, что они находятся уже в точке 80°15' с. ш., 97°35' з.д., т. е. за время зимовки они существенно продрейфовали к северо-западу. Чтобы достигнуть склада, упоминаемого Бельчером, надо было пройти 300 миль. Выбора не было, 6 января Гаттерас с тремя спутниками на лыжах направились на юго-восток. Необходимый провиант находился на санях, в которые были запряжены собаки.
В дороге путников поджидали неудачи. Ухудшилось здоровье Симпсона - погонщика собак. 27 января его покинули последние силы. "Собрав остаток сил, он приподнялся, протянул сжатый кулак по направлению к Гатте-расу, издал страшный вопль и упал мертвый". Он считал своим убийцей капитана, чья маниакальная идея завлекла его в эту ледяную пустыню. К этому времени собаки уже еле передвигали ноги, припасов оставалось только на обратный путь к "Форварду". И Гаттерас в 60 милях от склада Бельчера принимает решение возвращаться обратно к судну. Но сначала надо было похоронить Симпсона. Когда начали разбивать кирками лед, англичане вдруг обнаружили тела троих неизвестных, один из которых не успел еще окончательно окоченеть. По некоторым признакам удалось установить, что это Альтамонт - капитан американского судна "Порпойз". Погрузив его на сани, Гаттерас 31 января направился к "Форварду".
С большими трудностями удалось преодолеть обратный путь, но когда 24 февраля подошли к своей цели, то увидели объятый пламенем "Форвард" и одинокого человека.
Боцман Джонсон, на попечение которого Гаттерас оставил свое судно, рассказал, что буквально два часа назад команда "Форварда" взбунтовалась, подожгла судно и ушла в юго-восточном направлении. И в этой, совершенно безнадежной ситуации Гаттерас, верный своей идее, произносит твердо свою речь: "Друзья мои, трусы Удрали. Но люди мужественные добьются успеха! Джонсон и Бэлл, вы крепки духом! Доктор, вы сильны знанием! А у меня - вера! Вот там Северный полюс! За дело! "а дело!" Как видим, из-за страстного желания достичь Северного полюса Гаттерас уже терял благоразумие - вместо того, чтобы идти на юг, к людям, он увлекал своих товарищей на север, навстречу неизвестности и опасности.
Вокруг была ледяная пустыня. Товарищи по несчастью собрали остатки провианта и топлива, оставшиеся после взрыва. По расчетам, их могло хватить на три недели. А дальше? И тут судьба милостиво одарила англичан счастливым случаем. Американец Альтамонт, которого они ранее раскопали во льдах, пришел в себя и рассказал, что в точке 83°05' с. ш., 120°15' з. д. находится судно "Порпойз", брошенное им. Радости не было предела, но вслед за этим "змея зависти ужалила его в сердце! Так, значит, другой - и притом американец - на три градуса дальше него продвинулся к полюсу!" 2
Гаттерас и его товарищи решили, что нельзя терять ни минуты, и 26 февраля начали свой поход к "Порпой-зу" по белой безбрежной пустыне. Запасы продуктов быстро исчезали, и наконец их вовсе не стало. Вскоре все, кроме Гаттераса, в полном изнеможении упали на снег. Казалось, это был конец их жизненного пути. И тут доктор Клоубошга умудряется изготовить пулю из ртути термометра, застывшей на сильном морозе. Вскоре белый медведь, следовавший за англичанами и желавший полакомиться ими, был сам сражен выстрелом Гаттераса. Насытившись медвежатиной, Гаттерас с товарищами продолжили свой поход. 24 марта на горизонте увидели "Порпойз". Спасение было рядом.
Как оказалось, "Порпойз" находился на берегу довольно большого залива, усеянного грозными скалами. Хотя само судно было на мели, но на его борту находились запасы провианта и топлива, которых хватило бы на дальнее плавание. По плану доктора рядом с судном построили снежно-ледяной дом, в котором путники предпочли жить в целях безопасности. Неизвестную землю, приютившую их, назвали Новой Америкой, а место своего проживания - фортом Провидения. Вслед за этим начались другие открытия: мыс Вашингтон, залив Виктории и т. д. В основном же жизнь зимовщиков была однообразной: они, смирясь с чередованием метелей и холодов, предпочитали оставаться в ледяном доме.
В конце апреля, когда американца не было в доме, Гаттерас собрал троих англичан и объявил им следующее: "...я намерен добраться до Северного полюса, хотя бы мне пришлось идти одному. Мы находимся в каких-нибудь 360 милях от полюса. Никогда еще человек не был так близко к этой желанной цели, и я не упущу такого случая. Я сделаю все, даже невозможное!" Товарищи, хотя и без особого энтузиазма, поддержали его и предложили соорудить из остатков "Порпойза" шлюпку, полагая, что безрассудно направляться на север, не имея ни саней, ни шлюпки, ни куска дерева. Но англичанин Гаттерас, верный своим патриотическим принципам, наотрез отказался плыть в шюпке, сделанной из остатков американского судна.
Понадобились дни, недели, чтобы доктор сумел убедить Гаттераса в том, что "шлюпка, сколоченная из досок, взятых с американского судна", не умалит славу открытия, совершенного им. В конце концов Гаттерас вынужден был уступить, и Бэлл, будучи хорошим плотником, сразу принялся за работу.
Тем временем весна постепенно набирала силу. Снега на солнце быстро таяли. Лед растрескался. В местности появились полярные зайцы, олени и мускусные быки. Во время охоты на быков Альтамонт спас жизнь Гатте-расу, и недавние враги горячо пожали друг другу руки. Растроганный этой встречей, доктор Клоубонни сказал: "О, дорогие мои товарищи, чтобы содействовать общему успеху, вы отбросили национальные предрассудки! Вы сказали себе, что Англия и Америка в данном случае ни при чем и что узы тесной дружбы должны соединить вас для достижения великой цели. Лишь бы Северный полюс был открыт, а кто его откроет - это уж не важно! К чему унижать себя - кичиться английским или американским происхождением, когда можно с гордостью сказать про себя: я Человек!" С этого момента в отряде воцарилось полное взаимопонимание.
Наконец лед в заливе тронулся, а 20 июня между льдинами образовались свободные проходы. К этому времени шлюпка была уже готова. К ее днищу были приделаны полозья, что позволяло использовать ее в качестве саней. Загрузив шлюпку-сани провиантом, запрягли в нее собак, и 25 июня отряд выступил в путь. Следуя вдоль западного берега Новой Америки со скоростью от 8 до 20 миль в сутки, 5 июля вышли в район, где местность преобразилась до неузнаваемости: "крутые скалы, острые хребты... Снега не осталось и в помине... Завеса темных паров скрывала горизонт". Последние усилия - и вскоре отряд вышел к берегу моря, моря, свободного от льдов. Итак, Новая Америка здесь заканчивалась, впереди в необозримых просторах терялся океан. Определили координаты. Оказалось, что отряд находится в точке 87°05' с. ш., 118°35' з. д. До полюса оставалось совсем немного.
10 июля моряки, установив на шлюпке фок и кливер, взяли курс на север. "Стоявший на носу Гаттерас смотрел в одну точку на север, куда его влекло с непреодолимой силой, точно стрелку к магнитному компасу". Над ними "носились бесчисленные стаи птиц", у некоторых "размах крыльев достигал 20 футов"3, в море моряки увидели медуз чуть не тридцати футов в диаметре... гигантские водоросли ... вокруг лодки кишели мириады рыб всевозможных пород, рядом резвились морские твари - множество китов, дельфины, семейства моржей и тюленей, морские собаки, коровы, коньки, медведи, львы и слоны. Атмосфера... была перенасыщена кислородом. Мореплаватели с наслаждением вдыхали живительный воздух... Все процессы, начиная с психических и кончая пищеварением и дыханием, совершались с какой-то нечеловеческой быстротой и интенсивностью. Зародившиеся в мозгу идеи принимали грандиозный масштаб.
Доктор Клоубонни был уверен, что где-то здесь должна быть суша. Он исходил из того, что "на заре мироздания, после охлаждения земной коры, воды, образовавшиеся вследствие сгущения атмосферных паров, должны были отхлынуть под действием центробежной силы в экваториальную область, покинув неподвижные точки земного шара. Отсюда появление материков, прилегающих к полюсу". Вскоре ожидания моряков оправдались. Сначала они увидели "клубы дыма", затем "мимолетный отблеск огня" - впереди по курсу был огнедышащий вулкан. На подходе к неизвестной земле налетел ураган, во время которого со шлюпки смыло капитана Гаттераса. Когда ураган стих, 11 июля все увидели в трех милях землю - "это был остров, или, вернее, вулкан, возвышающийся подобно маяку на Северном полюсе мира. Остров... имел в окружности не больше 9 или 10 миль". Здесь моряки нашли окровавленное тело Гаттераса. Выяснилось, что, к счастью, он не получил серьезных ушибов. Капитан был словно в горячке, глаза его горели необычным огнем. Доктор и Альтамонт определили координаты. Сомнений не было. Это был полюс - 89°59'15" северной широты. В двух экземплярах составили протокол, куда занесли результаты астрономических определений и факт достижения Северного полюса. На берегу острова Королевы4 возвели тур, в котором оставили один протокол.
На следующий день моряки решили обойти остров вокруг. Во время этой прогулки Гаттерас вдруг заявил своим товарищам: "...я сказал, что нога англичанина будет стоять на полюсе. Я сказал это, и англичанин это сделает!" Когда ему напомнили, что полюс находится на вершине вулкана, Гаттерас не отказался от своего намерения: он "был охвачен безумием, которое можно было бы назвать манией полюса". Моряки видели, как капитан перепрыгнул через поток кипящей лавы и начал подниматься в гору. Наконец он добрался до вершины вулкана, и все увидели, как "одной рукой он потрясал знаменем, а другой указывал на зенит, на полюс небесной сферы". Его друзья вынесли потерявшего сознание капитана "Форварда". Вскоре он пришел в себя. Доктор посмотрел ему в глаза и понял, что рассудок капитана помрачился. "Мы спасли только тело Гаттераса. Его душа осталась на вершине вулкана",- сказал доктор своим товарищам.
Надо было думать о возвращении домой. 13 июля шлюпка направилась на юг. 23 июля моряки добрались до залива Виктории. Около 83° с. ш. берег Новой Америки отклонялся к востоку. Шлюпка пошла дальше на юг, и 15 августа, когда море повсюду замерзло, плавание пришлось прекратить. Они были в точке с координатами 77°15' с. ш., 82°02' з. д., т. е. недалеко от входа в пролив Джонса. Дальше пошли пешком. Злополучные путники 30 августа достигли острова Северный Девон, где случайно обнаружили окоченелые трупы - экипаж "Форварда" во главе с Шандоном, покинувший ранее своего капитана. Полярники пошли дальше и вскоре увидели на горизонте парус китобойного судна. 13 сентября 1861 г. все прибыли в Лондон.
Ровно через месяц доктор Клоубонни сделал сообщение в Королевском географическом обществе. Весть о великом открытии с быстротой молнии пронеслась по всем телеграфным линиям. Имя Гаттераса запестрело в заголовках газетных статей. "Вся Англия трепетала от гордости". Год спустя был опубликован отчет о путешествии под названием "Англичане на Северном полюсе". Тот, кто принес себя в жертву науке, прозябал близ Ливерпуля в лечебнице. Помешательство капитана, названное "поляряым безумием", протекало спокойно. Заметили только, когда Гаттерас гулял по аллее, он неизменно указывал пальцем в небе на какую-то точку. Приглядевшись, увидели, что капитан показывал на север, который как будто бы притягивал его, как незримый магнит".
Итак, полюс достигнут, но, как уже догадался читатель, пока только на страницах романа Жюля Верна. Надо ли было приводить здесь рассказ о путешествии капитана Гаттераса? Да, безусловно, причем по ряду причин.
Романы Жюля Верна принято относить к научно-фантастическому жанру, и это справедливо. В этом отношении его роман "Путешествие и приключения капитана Гаттераса" 5 существенно, на наш взгляд, отличается от других известных романов французского писателя. Да, с позиций современного уровня знаний о северной полярной области рассказ писателя о безбрежном открытом море и вулканическом острове в центре Арктики - это его фантазия, но фантазия того времени. Напомним, что писатель работал над этой книгой в течение двух лет, в 1863-1864 годах, и ознакомился с отчетами многих полярных экспедиций того времени. Как видно из его книги, Жюль Берн прекрасно изучил историю открытия Северо-Западного прохода, географические открытия того времени на севере Американского континента, природные условия этого сурового края. Судя по книге, свою гипотезу об открытом море он основывал, в частности, на сообщениях В. Пенни и И. Кейна, твердо веривших в свободное водное пространство в Полярном бассейне.
Скажем прямо, что некоторые подробности в романе просто потрясают, настолько правдоподобно они написаны, изложены со знанием специфики Арктики. Учитывая уровень знаний того времени, можно сказать, что если бы Жюль Берн под названием своего романа сделал такой подзаголовок, как "Отчет английской экспедиции к Северному полюсу", то никто бы в то время не смог доказать, о реальных или вымышленных событиях идет речь. И неслучайно писатель, публикуя свой роман в середине 60-х годов, совершенно однозначно указал сроки путешествия к Северному полюсу - 1860-1861 годы. Этим самым он как бы бросил вызов научному миру того времени - попробуйте, мол, докажите, что в действительности наблюдается в районе полюса. И, как мы увидим дальше, многие этот вызов приняли, и в этом смысле, учитывая, что романы Жюля Верна расходились большими тиражами, он стал пропагандистом изучения полярной области и положил, по существу, начало гонке к Северному полюсу.
Однако главное достижение писателя в его романе - образ капитана Гаттераса. Мы намеренно приводили выдержки из романа Жюля Верна, в которых, как нам представляется, писатель удивительно точно обрисовал психологию открывателей Северного полюса,- психологию, граничащую подчас с безумием. За всем этим скрывался, как мы уже отмечали, крайне выраженный эгоцентризм, прикрытый красивыми фразами о патриотизме: на полюсе должен быть обязательно Я, там должен развиваться флаг моей страны! Писатель удивительно точно передал в своем романе особенность последующих гонок к Северному полюсу.
Таким образом, Жюль Берн первым достиг открытого полярного моря, первым ступил на условную точку, именуемую полюсом. Предстояло доказать, что же в романе реально, а что вымышленно. Как мы увидим дальше, для этого потребовалось немало времени.