А.И.Арикайнен

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Центр притяжения - Северный полюс.

"Худой конец - начало"
Торжество науки и техники

В истории походов Р. Пири и Ф. Кука было много неясностей, вследствие чего нам пришлось уделить им много внимания, чтобы высказать свое отношение. Теперь мы можем вернуться к нашему дальнейшему повествованию.
Прежде всего следует упомянуть о новых попытках -. В. Уэльмана достигнуть Северного полюса. Потерпев неудачу дважды в конце XIX столетия с использованием собачьих упряжек, Уэльман решил попытать счастья по воздуху, но не с помощью воздушного шара, как Андре, а на дирижабле. Так же как и Андре, он построил на Шпицбергене базу, с которой намеревался начать полет к полюсу летом 1906 года. Во Франции построили дирижабль и дали ему название "Америка". Длина его оболочках ки составляла 50 м, диаметр - 16 м, объем 8 тыс. м3. В отличие от шара к корпусу дирижабля подвешивалась платформа, на которой монтировались моторы мощностью 55 и 25 л. с., вращающие деревянные пропеллеры. "Америка" была готова к старту, когда обнаружились некоторые ее неисправности. Полет отложили. В 1907 г. новая попытка: дирижабль взлетел, пролетел несколько миль, но из-за поднявшегося сильного ветра упал на ледник. К счастью, без трагических последствий.
Уэльман строит новый дирижабль "Америка II" объемом 10 тыс. м3. Кстати, в финансировании его постройки принял участие Н. Е. Попов, один из первых русских авиаторов. Он принял также участие в экспедиции. В августе 1909 г. дирижабль с четырьмя аэронавтами на борту, включая Н. Е. Попова, поднялся в воздух и взял курс на север, но пролетел, к счастью, лишь несколько километров. К счастью потому, что поблизости оказалось судно, которое спасло незадачливых покорителей Северного полюса. Если бы дирижабль пролетел десятки километров, то их могла постигнуть участь Андре и его спутников.
В начале марта 1912 г. русский офицер-гидрограф Г. Я. Седов обратился в Главное гидрографическое управление с рапортом, в котором постарался обосновать поход к Северному полюсу на санях и собаках: "Многие из путешественников плавали сюда для отыскания свободного морского пути на восток, многие - для открытия Северного полюса... Человеческий ум до того был поглощен этой задачей, что разрешение ее, несмотря на суровую могилу, которую путешественники по большей части там находили, сделалось сплошным национальным состязанием. Здесь, помимо человеческого любопытства, главным руководящим стимулом еще, безусловно, являлись народная гордость и честь страны... Мы пойдем в этом году и покажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг". Г. Я. Седов планировал в 1912 г. на судне добраться до Земли Франца-Иосифа.
В следующем году оттуда с наступлением светлого времени полюсная партия должна была отправиться к Северному полюсу. Возвращение с полюса Седов предлагал осуществить в сторону Земли Франца-Иосифа или Гренландии.
По его оценкам, на организацию экспедиции требовалось 100-150 тыс. рублей.
Г. Я. Седов опубликовал в ряде газет статьи о планируемой экспедиции и призвал читателей вносить пожертвования на ее организацию. После ряда проволочек правительство из средств казначейства выдало 10 тыс. рублей. Этого было мало. На помощь пришел издатель черносотенной газеты "Новое время" М. А. Суворин, который, стремясь использовать организацию экспедиции для газетной шумихи, решил открыть Седову кредит.
Подготовка к экспедиции проходила в спешном порядке. Достаточно отметить, что многие участники похода были приняты в экспедицию за час до отхода судна. В состав экспедиции вошли географ В. Ю. Визе, геолог М. А. Павлов, художник Н. В. Пинегин, врач П. Г. Кушаков и 17 человек судового состава.
В августе 1912 года судно "Св. Фока" вышло из Архангельска и направилось к Земле Франца-Иосифа. Однако из-за тяжелых ледовых условий пройти к архипелагу не удалось, и экспедиция зазимовала у северо-западных берегов Новой Земли. В течение зимовки участники экспедиции выполняли съемку побережья, провели исследования по геологии, метеорологии, гидрологии и гляциологии Новой Земли. Наступило лето. Льды по-прежнему блокировали судно. Г. Я. Седов уже потерял надежду на освобождение в 1913 году.
Однако в начале сентября ледовая обстановка неожиданно быстро улучшилась, и "Св. Фока" благополучно прошел к Земле Франца-Иосифа. Пробиться в северную часть архипелага не удалось, и экспедиция остановилась на вторую зимовку у острова Гукера в бухте Тихой. Наступила тяжелая зима.
Топлива практически не было: 300 килограммов угольной пыли, пустые бочки и звериные шкуры. В конце концов в ход пошли даже межкаютные переборки. Большинство участников экспедиции, в том числе и сам Седов, заболели цингой.
Несмотря на свою болезнь, Седов начал готовиться к полюсному походу, называя его "безумной попыткой", от которой он "все-таки ни за что не откажется и будет идти к северу, пока у него не выйдет последний сухарь". Участники экспедиции уговаривали его не делать этого, но он был настойчив в желании достигнуть Северного полюса и водрузить там русский флаг. Перед выходом в поход в приказе по судну Седов записал: "Итак, в сегодняшний день мы выступаем к полюсу. Это событие для нас и для нашей Родины. Об этом деле мечтали уже давно великие русские люди - Ломоносов, Менделеев и другие. На долю же нас, маленьких людей, выпала большая честь осуществить их мечту и сделать посильные научные и идейные завоевания в полярных исследованиях на пользу и гордость нашего дорогого отечества".
15 февраля 1914 г. Г. Я. Седов с матросами Г. И. Лив-ником и А. И. Пустошным отправился на север. Их ограниченный запас продовольствия был погружен на трех нартах, в которые были запряжены 24 собаки. С трудом группа продвигалась по Британскому каналу. На седьмые сутки Седов уже не мог передвигаться самостоятельно. Тогда он сел на нарты и приказал продолжать путь. Матросы просили его вернуться, но Седов требовал двигаться на север. Так они дошли почти до о-ва Рудольфа. Седову становилось все хуже и хуже, и 5 марта он скончался. Линник и Пустотный похоронили тело Седова на мысе Аук о-ва Рудольфа, а сами направились на судно.
30 июля "Св. Фока" покинул бухту Тихую и в конце августа достиг мурманского побережья. Так закончилась третья попытка русских достичь Северного полюса.
Когда Седов еще верил в свою удачу, произошло другое важное событие: "Таймыр" и "Вайгач" - суда русской Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана - летом 1913 г. в районе мыса Челюскин, пытаясь обойти сплоченные льды, последовали на север и неожиданно открыли большую гористую землю. С января 1926 г. она именуется Северной Землей. Годом позже экспедиция Стефансона к северо-востоку от о-ва Принс-Патрик обнаружила о-в Борден. Северная Земля и о-в Борден были последними крупными географическими открытиями в Арктике.
Р. Амундсен, достигнув в 1911 г. Южного полюса, стал раздумывать над организацией экспедиции к Северному полюсу, В конце концов он пришел к выводу, что наиболее приемлемым вариантом решения этой задачи является использование пассивного дрейфа судна, т. е. способ, который впервые успешно применил Ф. Нансен для исследования Центральной Арктики. Однако в отличие от Нансена, учитывая дрейф "Фрама", Р. Амундсен решил начать дрейф к северу от Берингова моря, полагая, что тем самым траектория трансарктического дрейфа судна будет ближе к Северному полюсу. Так же как и Нансен, Амундсен рассчитывал при приближении суд-\ на к полюсу достичь его с помощью собачьих упряжек, ч Используя опыт создания "Фрама", Р. Амундсен построил судно "Мод", которое в конце июля 1918 г. вышло от берегов Норвегии и направилось в сторону Новой Земли. В Арктике экспедицию Амундсена преследовали постоянные неудачи. К северу от мыса Челюскин "Мод" была блокирована льдами, и экспедиция вынуждена была зазимовать. Лишь в сентябре 1919 г. судно смогло двинуться дальше на восток, но сумело дойти только до острова Айон. Началась вторая зимовка. Летом 1920 года, освободившись из ледового плена, "Мод" прошла к берегам Аляски в Ном, после небольшого ремонта вновь направилась в Чукотское море. Здесь судно вновь поджидали неудачи: уже у мыса Сердце-Камень, т. е. недалеко от Берингова пролива, путь на север преградили сплоченные льды. Оставался один выход: возвращаться назад. "Мод" прибыла в Сиэтл -порт на тихоокеанском побережье США. Здесь Амундсен, разочаровавшись в идее пассивного дрейфа, покинул "Мод", решив штурмовать Северный полюс с помощью самолета.
Летом 1922 г. "Мод" вновь направилась в Чукотское море, теперь уже под командованием О. Вистинга. В районе острова Геральд начался пассивный дрейф судна, которое по воле ветра и течений несло на север, а затем на запад и северо-запад. Однако вскоре участники экспедиции поняли, что траектория дрейфа "Мод" проходит гораздо южнее траектории дрейфа "Жаннетты". Так продолжалось до лета 1923 года. Проходили дни, месяцы. Ситуация не менялась. "Мод" по-прежнему дрейфовала в северной части Восточно-Сибирского моря. Наступила очередная зимовка. К лету 1924 г. судно оказалось севернее Новосибирских островов, где в августе, следуя из одного разводья в другое, сумело выйти на чистую воду в море Лаптевых. Решив отказаться от попытки достичь Северного полюса, норвежцы направили "Мод" к Берингову проливу. По пути случилась очередная вынужденная зимовка у Медвежьих островов. Лишь летом 1925 г. "Мод" сумела пройти к Берингову проливу, откуда, минуя Ном, норвежцы последовали домой. Экспедиция, которая, казалось бы, была тщательно продумана, закончилась неудачно в отношении своей главной цели - достижения Северного полюса и исследования Центральной Арктики.