В. Реданский

Младший брат "Ермака"

журнал "Моделист-Конструктор" №6.1978


3 июня 1926 года в 19 часов 30 минут восемнадцатилетний радиолюбитель из села Вознесенье-Вохма Северного края Н. Шмидт, прослушивая эфир, принял отрывистое сообщение на иностранном языке: Италия... Нобиле... Франца-Иосифа... SOS, SOS, SOS... слушай землю. В короткое время оно облетело весь мир. Это было первое известие от пропавшей без вести 25 мая экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле Италия к Северному полюсу.
Еще до получения этого тревожного сигнала Советское правительство, движимое гуманными соображениями, развернуло поиск аэронавтов, направив в высокие широты ледокольный пароход Малыгин и научно-исследовательское судно Персей. Теперь же возникла настоятельная необходимость немедленно послать в район бедствия мощный ледокол. Выбор пал на Красин.
"Почет вам за ваши дела"
...Восемь стран участвовало в спасении итальянцев, дерзнувших покорить Северный полюс с воздуха и попавших в беду. США и Англия отказались, сославшись на отсутствие... необходимых средств. Наиболее реальный план предложил Советский Союз. Основная роль в его осуществлении отводилась Красину. За трое суток погрузили на ледокол снаряжение, продовольствие, уголь. 15 июня он вышел из города на Неве, а на следующий день покинул Большой Кронштадтский рейд. Курс к Шпицбергену, северо-восточнее которого ждали помощи потерпевшие аварию воздушные путешественники.
1 июля у северо-западного побережья архипелага ледокол вошел в лед. Начались трудные дни и часы штурма арктических преград. На пути Красина встали огромные торосы. В отдельные дни за четырехчасовую вахту удавалось продвинуться лишь на несколько миль. Сломалась лопасть левого винта. Надрывавшиеся от неимоверной нагрузки машины требовали все большей и большей энергии. Запасы угля угрожающе таяли.
6 июля корабль остановили непроходимые льды. Решили послать на разведку самолет. Все свободные от вахты вышли на расчистку ледового аэродрома. Через несколько суток Б.Г. Чухновский смог вылететь. И вот удача: обнаружена одна из групп аэронавтов. Используя улучшившуюся ледовую обстановку, Красин двинулся к ней. 12 июля спасенные итальянцы поднялись на палубу ледокола. Их было двое. В тот же день советские моряки подняли на борт еще пятерых.
Так семь полярных робинзонов оказались гостями Красина и советской экспедиции, возглавляемой известным полярником и исследователем Р.Л. Самойловичем. Неизвестной оставалась судьба остальных итальянцев. Красинцы считали необходимым продолжить поиск. Но на борт ледокола поступило сообщение, что правительство Италии отказывается продолжать спасательные работы. Такое чудовищное решение было неудивительным: у власти в Италии стояла фашистская клика Муссолини.
После короткого ремонта в норвежском порту Ставангер Красин снова отправился на Север. Предстояло искать группу Александрини и пропавшего без вести знаменитого Руала Амундсена, вылетевшего еще в июне в Арктику на самолете Латам на розыск итальянской экспедиции...
Во второй половине сентября, когда на пороге стояла полярная зима и все корабли, участвовавшие в спасательных работах, давно вернулись домой, Красин покинул арктические воды и направился в родной Ленинград. Многие месяцы мировая печать под броскими шапками и яркими заголовками восторженно писала о триумфе советских моряков-полярников. Даже крайне правые газеты вынуждены были сравнивать поход Красина с подвигом. Много лестных слов говорилось во время встреч ледокола в иносгранных портах. Но особенно запомнилась красинцам фраза, произнесенная норвежским лоцманом, когда он поднялся на мостик ледокола и, поздравив капитана и начальника экспедиции с успехом, сказал: Почет вам за ваши дела!
На Родине красинцам была устроена торжественная встреча. Советское правительство наградило ледокол орденом Трудового Красного Знамени. Экипаж, возглавляемый опытным полярным капитаном К.П. Эгги, члены спасательной экспедиции стали героями дня.
Отшумели торжества. Наступили новые арктические будни. Советская страна вела на Крайнем Севере широкое научное и хозяйственное наступление.
"Святогор" меняет имя
...В 1917 году в Ньюкасле (Великобритания) на верфи Армстронг, Уинтвор и К по заказу России был построен ледокол Святогор один из крупнейших для того времени. Примерно за два десятилетия до этого английские кораблестроители по проекту С.О. Макарова дали жизнь первому в мире линейному ледоколу Ермак. Святогор строился с учетом опыта эксплуатации "дедушки ледокольного флота" и несколько превосходил последний по тактико-техническим данным. Его полное водоизмещение составляло свыше 10 620 т, наибольшая длина 98,53 м, ширина 21,64 м. Мощность машин на валу 10 тыс. лс., скорость хода 15 узлов.
Новый ледокол прибыл в Архангельск, чтобы начать здесь нелегкую и беспокойную полярную службу. Однако бурные события, связанные с гражданской войной и интервенцией, захватили его в свой водоворот. Когда на Севере развернулись боевые действия, то, чтобы преградить путь кораблям интервентов вверх по реке, Святогор и ледокольный пароход Соловей Будимирович затопили на фарватере в устье Северной Двины. Большая часть команды ушла сражаться с врагами трудового народа на сухопутье.
...Сейчас стоит на набережной Архангельска скромный и строгий гранитный обелиск. Высеченные на нем имена свидетельство того, что народ не забывает своих героев. Это памятник капитану Святогора Н. Дрейеру, председателю судового комитета А. Терехину, матросам А. Бабурину, И. Григорьеву, П. Даниленко, В. Ларионову, А. Мальцеву, расстрелянным в 1919 году иноземными захватчиками. Они попали в руки врага, многие месяцы томились в каторжной тюрьме на острове Мудьюгском, а потом были казнены.
Ледокол подняли и увели с собой английские интервенты. Но использовать его по назначению не смогли.
...В 1920 году дрейфующими ледяными полями ледокольный пароход Соловей Будимирович, поднятый англичанами, с большим числом людей на борту был вынесен в Карское море. Для его спасения требовался ледокол. Советское правительство обратилось с просьбой передать Свягогор в распоряжение Норвегии, организующей спасательную экспедицию. Англичане потребовали огромную компенсацию. Пришлось пойти на грабительские условия. Вместе с ледорезом Эрл Грейн (впоследствии Литке) ледокол вырвал из арктического плена пароход и людей, терпевших бедствие в течение четырем месяцев.
А через год Святогор взял курс на Родину. Наше правительство выкупило его за 20 тысяч фунтов стерлингов. Ледокол стал работать на Балтике, обслуживая зимой Ленинградский торговый порт, через который молодая Советская Республика, находившаяся в тяжелом экономическом положении, вела торговлю с другими государствами.
В 1927 году на 6opту ледокола появилось новое имя Красин в память о выдающемся советском дипломате и государственном деятеле, сыгравшем главную роль в возвращении судна Советской России.
Под шефским знаменем ЦК ВЛКСМ
Каждый год плавания Красина в Арктике знаменательная веха не только в биографии этого легендарного корабля, но и в летописи освоения высоких широт.
1929 год. Красин лидер 9-й Карской морской экспедиции. Во время арктического плавания на нем выполнен большой объем гидрологических работ.
1932 год. Участие в выполнении программы II Международного полярного года. В марте Красин совершает первый в истории полярного мореплавания зимний поход; потребовалось освободить оставшийся без угля в восточной части Печорского моря ледокол Ленин.
1933 год. Март-апрель. Еще одно зимнее плавание ледокола в Арктике. Он оказывает продовольственную помощь промысловым становищам на Новой Земле. Достигает мыса Желания, посещает Русскую Гавань, губу Крестовую. Никогда еще в это время года сюда не проникало судно в свободном плавании. Руководители партии и правительства поздравили красинцев радиограммой: Задание... выполнено вами раньше установленного срока, что cвидетельствует о большевистской настойчивости и энергии.
Во время летней навигации ледокол возглавляет первую Ленскую экспедицию, в результате которой Якутия получает выход в океан. Красиным проведено сквозь льды множество судов, в том числе лесовозы с грузом.
1934 год. 13 февраля в Чукотском море раздавлен льдами пароход Челюскин, в проводке которого год назад в Карском море участвовал Красин. Советское правительство организует спасательные экспедиции. Срочно закончив в Ленинграде ремонт, ледокол отправляется на Дальний Восток, чтобы принять участие в спасении челюскинцев. Командует им П.А. Пономарев, впоследствии капитан первого в мире атомного ледокола Ленин. Путь лежит через Атлантику, Панамский канал, Тихий океан.
Но помощь Kpacина не понадобилась: пленников Арктики вывезли из ледового лагеря отважные советские летчики. Однако ледокол не остался без работы. Он стал флагманом ледокольного флота в восточном секторе Арктики, сменил порт приписки на Владивосток. Bскорe его послали к острову Врангеля, куда в течение пяти лет не могло пробиться ни одно судно. Красинцы доставили туда смену зимовщиков, стройматериалы, продукты и другие предметы снабжения. Участники этой экспедиции, возглавляемой Н.И. Евгеновым, выполнили большой объем океанографических работ в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, провели геологическое обследование острова Геральд.
1935 год. ЦК ВЛКСМ и Главное управление Северного морского пути (ГУСМП) принимают решение о создании на Красине комсомольско-молодежного экипажа, первого на морском транспорте. Возглавляет его М.П. Белоусов. На приеме в Центральном Комитете комсомола выясняется, что никто из присутствующих красинцев, в том числе и их молодой капитан, не плавали еще в Арктике.
В первый арктический рейс с мoлoдым экипажем направился опытный наставник Д.Н. Сергиевский. Задание выполнено блестяще: ледокол провел через тяжелые льды к устью Колымы большой караван транспортных судов.
Через несколько лет, в 1939 году, состоялась встреча секретарей ЦК ВЛКСМ с делегацией Красина. На ней присутствовал начальник ГУСМП О.Ю. Шмидт. Капитан ледокола М.П. Белоусов от имени экипажа рапортовал генеральному секретарю ЦК ВЛКСМ А.В. Косареву о том, что красинцы успешно выполняют наказы комсомола. За эти годы Красин пять раз штурмовал ледяные поля на пути к острову Врангеля, провел по арктической трассе десятки судов.
На боевой и трудовой вахте
22 июня 1941 года Красин стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке. Предстояла очередная арктическая навигация. После зимней экспедиционной работы в Охотском море и обычного навигационного ремонта судно вновь было готово к ледовым боям. В первых числах июля ледокол вышел на привычную полярную вахту. Военная обстановка наложила свой отпечаток на проводку караванов по Северному морскому пути: увеличилась напряженность на трассе, Красину пришлось работать не только на востоке, но и помогать ледоколам западного сектора. Только в середине октября он вернулся в порт бухты Провидения.
Здесь его капитан М.Г. Марков получил неожиданное приказание готовиться к переходу в США. Как потом выяснилось, американцы по договоренности с Советским правительством намеревались использовать Красин для обеспечения высадки десанта на берег Гренландии, где фашистская Германия свила свои гнезда. Маршрут ледокола пролегал через Тихий океан в порт Сиэтл на западном побережье Североамериканского континента и далее через Панамский канал до Галифакса.
В Балтиморе на Красине установили кормовую трехдюймовую пушку и десять пулеметов, в Норфолке снабдили боезапасом, провели с экипажем учения по применению оружия. Но из канадского порта Галифакс ледокол направился в английский порт Глазго, так как необходимость в проведении десанта в Гренландии отпала. В Глазго вооружение Красина усилили, установив дополнительно еще три трехдюймовые пушки устаревшего образца и семь скорострельных автоматических пушек системы "Эрликон".
26 апреля 1942 года в составе конвоя PQ-15 Красин вышел из исландского порта Рейкьявик на Родину. На переход до Мурманска потребовалось десять суток. В пути караван подстерегали плавающие мины, фашистские самолеты и подводные лодки. 3 мая на суда налетели вражеские бомбардировщики, а на следующий день они подверглись атаке торпедоносцев. Ощетинился огнем и Красин. Два торпедоносца были прошиты снарядами из "эрликонов". А потом его зенитчики отправили на дно еще одну гитлеровскую машину. За день до прихода в Мурманск во время очередного налета артиллеристы ледокола добились нового боевого успеха, подбив двух воздушных пиратов. Завершив опасный переход (во время плавания в результате массированных налетов конвой потерял три транспорта), красинцы приступили к подготовке второй для их судна военной арктической навигации.
Десятки судов с важными народнохозяйственными и оборонными грузами провел Красин сквозь льды Карского моря и моря Лаптевых в летние месяцы и в Белом море зимой 1942/43 года. К исходу навигации 1943 года на ледокол поступило распоряжение оказать помощь в проводке транспортов в восточном секторе, а после этого идти на ремонт во Владивосток. 6 октября он отдал якорь в бухте Золотой Рог, завершив таким образом 885-суточное кругосветное плавание.
До 1950 года Красин нес вахту на востоке, а потом опять сменил порт приписки. Сначала его передали Северному морскому пароходству, а позже Мурманскому.
В начале 60-х годов ледокол модернизировали. Рижане отремонтировали корпус, а друзья из ГДР установили новые котлы, работающие на жидком топливе. Возросла мощность его энергетической установки. Красин почти два месяца мог работать во льдах без захода в порт для пополнения запаса топлива. Обновился внешний облик судка: изменили свою форму мостик и другие надстройки, вместо двух длинных труб появилась одна, более короткая. На корме установили площадку для вертолета. Улучшились условия труда и быта команды. Вместо многолюдных кубриков двухместные каюты для матросов. Котельное отделение обслуживалось теперь не шестьюдесятью четырьмя кочегарами, которым без передыха приходилось загружать ненасытные топки углем, или, как его называли, "черносливом", а одиннадцатью котельными машинистами их труд заключался в том, чтобы внимательно следить за приборами и автоматикой. Обновленный ледокол с новыми силами стал работать в арктических морях.
В 1967 году Красин отметил свое пятидесятилетие. Его экипажу было о чем рапортовать стране, своему народу. Только за последние семь лет ледокол провел сквозь льды более семисот транспортных судов. За самоотверженную работу по освоению Северного морского пути Президиум Верховного Совета РСФСР наградил Красин и группу моряков из его экипажа Почетными грамотами.
Было о чем доложить красинцам и своему шефу Центральному Комитету комсомола. Долгие годы ледокол служил кузницей кадров для ледокольного арктического флота. Из его состава вышли пятнадцать капитанов, десятки инженеров, механиков, сотни высококвалифицированных специалистов, связавших свою жизнь с освоением Крайнего Севера и Антарктики. Экипаж Красина гордился тем, что четверо товарищей по ледовым походам стали Героями Советского Союза капитан М.П. Белоусов, штурманы А. Анфимов, К.С. Бадигин, А.Г. Ефремов; а П.А. Пономарев Героем Социалистического Труда.
Имена заслуженных красинцев П.А. Пономарева, М.П. Белоусова, М.В. Готского, М.Я. Сорокина, И.Л. Бондика присвоены современным судам: ледоколам и транспортам. Одно из судов Северного морского пароходства названо в честь красинца А. Терехина героя гражданской войны.
Прошло время, и на смену ветерану полярных плаваний пришел новый, более совершенный и мощный ледокол. Его имя и вахту принял дизель-электрический ледокол типа Ермак, построенный по заказу Советского Союза финскими судостроителями. А сам Красин чуть видоизменил название (стал именоваться Леонид Красин) и превратился в энергобазу Кольской геологоразведочной экспедиции сверхглубокого бурения.
Традиции Красина и других ледоколов его поколения, уступивших место более совершенным собратьям, живут в делах и свершениях новых могучих покорителей полярных льдов. Яркое свидетельство этому триумфальное плавание в августе прошлого года "к Северному полюсу напролом" атомного ледокола-богатыря Арктика.