ЛЕДОКОЛ <ЕРМАК>
Первый в мире линейный ледокол <Ермак> был построен по проекту вице-адмирала С. О. Макарова в Англии на стапелях английской фирмы <Армстронг> 17 октября 1898 года спущен на воду и 5 марта 1899 года вышел в первое плавание.
Водоизмещение судна составляло 10 тыс. т, длина 97,5 м, ширина 21,8 м, осадка около 8 м. Мощность силовой установки в 9500 л. с. позволяла ему развивать скорость до 13,5 узла.
Уже в первый год своей жизни <Ермак> отличился при спасении унесенных в открытое море на льдине рыбаков и выскочившего на камни у острова Гогланд броненосца береговой обороны <Генерал-адмирал Апраксин>.
ermakВ ноябре 1914 года ледокол был мобилизован в состав Балтийского флота и в годы первой мировой войны осуществлял ледовую проводку кораблей и судов в Финском заливе. В 1918 году, когда войска кайзеровской Германии, нарушив условия Брестского мирного договора, вторглись на территорию молодой Советской республики, <Ермак> спас все боевое ядро Балтийского флота, выведя зимой в тяжелых ледовых условиях корабли из Ревеля в Гельсингфорс (г. Хельсинки), а весной - в Кронштадт.
После этого ледокол вернулся к мирной службе и с 1934 года стал обеспечивать перевозки грузов в западном секторе Арктики и в Белом море.
ermakВ декабре 1939 года он прорвал зону боевых действий на театрах второй мировой войны, перейдя из Мурманска в Ленинград, и вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. С 20 июня 1940 года по 23 июня 1941 года <Ермак> вновь находился в распоряжении Главного управления Северного морского пути. В период советско-финляндской войны он обеспечивал выходы кораблей для обстрела береговых укреплений противника, а в годы Великой Отечественной войны осуществлял проводку во льдах кораблей и судов, эвакуировавших гарнизоны с полуострова Ханко и островов в Финском заливе, поддерживал зимнюю навигацию в Морском канале между Кронштадтом и островом Лавенсари.
В июне 1944 года был разоружен и возвращен Главному управлению Северного морского пути и вскоре после окончания боевых действий вернулся в Заполярье для обслуживания арктических трасс.
26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем <Ермак> был награжден орденом Ленина. Ледокол находился в эксплуатации до 1963 года.