В. БОЙКО

Филателия СССР № 3 1994 г.

Ледоколы "Розы ветров"

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин


Служба береговой охраны США (в американском сокращении "USCG") - организация невоенного характера, наблюдающая за порядком в прибрежных территориальных водах и известная с 1790 года.
Она осуществляет таможенный досмотр, борьбу с контрабандой, спасательные операции. Во время второй мировой войны в связи с вступлением США в боевые действия против гиtлеровской Германии было принято решение передать Службу береговой охраны в подчинение военно-морских сил США.
В 1945 году, отмечая большие заслуги этой службы, американская почта посвятила ей марку, которая наглядно показывает, что работа в береговой охране в военные годы была делом нелегким. Выполняя союзнический долг, США постепенно наращивали поставки, необходимые для ведения боевых операций
на главном - европейском театре военных действий. Перевозки осуществлялись в северных морях, поэтому было решено усилить Службу береговой охраны судами ледокольного типа, которые могли бы обеспечить транспортировку грузов в высоких широтах.
Однако в американском флоте ледоколов, как таковых, в то время не существовало вплоть до 1944 года. И вот по проектам конструкторскго бюро <Джиббс энд компани> фирмой <Вестерн Райр энд Стил компани>, что в Сан-Педро в Калифорнии, было в 1944 году построено четыре ледокола типа "Wind" (<Ветер>), названных по основным четырем румбам <розы ветров>: "Eastwind", "Northwind", "Southwind", "ЖезИплпйT. Забегая чуть вперед, отметим, что из четырех ледоколов только один <Восточный ветер> остался в американском флоте, остальные были переданы Советскому Союзу в соответствии с соглашением по ленд-лизу.
<Южный ветер> спущен на воду 15 июля 1944 года, спустя год судно передано Советскому Союзу и стало называться <Адмирал Макаров>. В 1950 году он первым из ледоколов "Wind" был возвращен Америке и вошел в состав американского военно-морского флота под названием "Atka". Причем по списку ВМФ стал числиться уже как корабль другого ранга. Только 20 октября 1965 года он снова на службе в береговой охране США и возвращает свое первоначальное название,которому предшествует сокращенное наименование этой организации - "USCGC" (последняя буква расшифровывается как <небольшое судно>).
В американском флоте все эти ледоколы имели собственные почтовые штемпеля. В коллекциях филателистов, увлекающихся полярной и ледокольной почтой, сохранились конверты, побывавшие на этих судах. Это позволяет нам проследить на филателистическом материале все изменения, которые происходили с их переименованиями. Особый интерес представляет один довольно любопытный факт, имеющий прямое отношение к ледоколу <Южный ветер>. Официальная дата передачи судна из ВМФ - 20 октября 1965 года. Однако можно встретить письма, погашенные штемпелем "USS Atka" в ноябре этого года и даже в августе следующего. Объяснением служит приказ о переименовании, вступивший в силу, когда уже ледокол отправился в длительное полярное плавание, а штемпель не успели своевременно заменить. Только в 1966 году, с выходом ледокола в следующий полярный рейс, старый штемпель был заменен.
"NorthwindT передан Советскому Союзу также в 1944 году. Позже он стал называться <Капитан Белоусов>. Под этим именем он бороздил холодные моря советской Арктики до 1951 года, затем снова был передан в состав американского флота под названием "Staten Island". В Службу береговой охраны он переводится только 1 февраля 1966 года, но при этом первоначальное название "Northwind" судну не возвращается, поскольку в Соединенных Штатах Америки появился уже другой корабль с таким же названием.
В феврале-марте 1973 года ледокол "Staten island" и судно Дальневосточного морского пароходства <Прибой> принимали участие в совместном метеорологическом эксперименте в Беринговом проливе. С воздуха экспедицию обеспечивали американский самолет <Конвейер-990> службы <Наса>, базировавшийся на Аляске, и советский <Ил-18>, действовавший с мыса Шмидта. Имеются почтово-филателистические материалы, отражающие это важное событие в научной жизни двух северных соседей: письма и открытки с судна погоды <Прибой> и ледокола "Staten island".
На конвертах, отправленных в это время с американского ледокола и погашенных его почтовым штемпелем, есть характерный штамп - каше в виде головы белого медведя. "Westwind" спущен на воду 18 сентября 1944 года. В начале 1945 года судно было передано Советскому Союзу и стало называться <Северный Полюс>. Спустя шесть лет ледокол возвращается Соединенным Штатам и, в отличие от двух других ледоколов, сразу же включается в состав Службы береговой охраны под своим прежним названием.
"Wind" по энерговооруженhости приравнивались к нашим ледоколам класса <И. В. Сталин> и обслуживали различные участки Северного морского пути, помогали в короткий период навигации доставлять из Америки и боевую технику, и прочие грузы. Заканчивая рассказ о советско-американских ледоколах, нельзя не остановиться на ошибке, допущенной как-то в заметке <Ледокол назывался <Северный Полюс> (<Календарь филателиста>, 1979), где утверждалось, что и <...в наши дни любителю полярной темы доступны почтовые сувениры этого ледокола. Правда, плавает он ныне ... под другим флагом и под другим именем>. Но дело в том, что ни этого, ни двух других ледоколов, служивших в советской Арктике, уже нет. Все они были списаны на слом еще в 1974 - 1975 roдах. Имеются и соответствующие почтово-филателистические документы, подтверждающие акт их списания: специальные красочно выполненные конверты и довольно выразительные почтовые штемпеля. Эти ледоколы поработали на славу, вписав незабываемую главу в книгу совместной героической борьбы с фашизмом и освоения суровой Арктики, и их следовало проводить с честью.