В.Гуров "Филателия СССР" №10 1979

К вершине планеты

31 мая 1979 года участники экспедиции "Комсомольская правда" впервые в мире на лыжах достигли географической точки Северного полюся. Семьдесят шесть дней и ночей шли они в вершине планеты, над которой подняли флаг нашей родины. Этому событию Министерство связи СССР посвятило художественный маркированый конверт, а на Московском почтамте 1 июля проводилось специальное гашение.

... Маленький юркий Ан-2, на мгновение застыв в небе, пошел на посадку. В окошко иллюминатора я отчетливо видел развевающиеся на белоснежной льдине ярко-красное полотнище, вокруг которого расположилась семерка отважных лыжников...Первые слова приветствия. В глазах усталых, преодолевших 1500 километров людей светится радость: позади труднейший переход, холод, достававший, казалось, до самого сердца. яркое, слепящее глаза солнце, не заходившее за горизонт. И вот - полюс.

Позже, когда Ил-14, этот "полярный грузовик", взял курс со льдины на материк, мы сидели рядом в комфортабельных креслах. Но разговора не получилось. Испытывая груз непомерной усталости, семеро бородачей ( в походе было не до бритья ) заснули мгновенно, и ничто не могло вырвать их из объятий Морфея - ни гул работающих двигателей, ни мощный свет ламп кинохроники, ни оживленные беседы в салоне. Они спали - впервые за два с половиной месяца в тепле. А я подумал о том, что их экспедиция теперь уже принадлежит истории, как стали историей свершения тех мужественных исследователей, которые во все времена стремились на штурм Северного полюса.

Первым в арктические широты проник Генри Гудзон. Это произошло в 1607 году. На паруснике с оптимистическим названием "Надежда на лучшее" мореплаватель достиг широты 80 градусов. Через полтора столетия три русских корабля, отчаянно борясь с торосами и непогодой, продвинулись немногим дальше.

"А почему не дойти от берегов Шпицбергена до Северного полюса по льду?" - подумал англичанин Уильям Парри, но и он в шестистах километрах от полюса, не выдержав напора стихии, вынужден был вернуться.

1879 -1893 годы. В путь отправляются экспедиции Де-Лонга и норвежца Фритьофа Нансена. Но лишь в 1909 году американец Роберт Пири на собачьих упряжках достиг, наконец, цели.

В 1926 году Руальд Амундсен с борта дирижабля "Норвегия" увидел Северный полюс. Спустя два года итальянец Умберто Нобиле пролетел, тоже на дирижабле, над этой же точкою.

Впервые дрейфующую научную станцию "Северный полюс-1" создали советские полярники во главе с И.Д. Папаниным, высаженные транспортными самолетами в районе полюса в 1937 году. А спустя ровно 40 лет впервые в истории мирового надводного плавания полюса достигла советская научная экспедиция на атомном ледоколе "Арктика". И вот новая победа. Кто же эти смельчаки, покорившие вершину мира в 1979 году?

Руководитель экспедиции - 38-летний преподаватель Московского института стали и сплавов, кандидат физико-математических наук Дмитрий Шпаро.

Василий Шишкарев переехал в Москву из Казахстана специально для того, чтобы участвовать в переходе. Рабочий-дорожник, он может быть и штурманом, и радистом. Сначала планировалось идти вшестером. Но Василий своей настойчивостью и упорством доказал, что без него поход невозможен. Так что палатку, рассчитанную на шесть человек, пришлось перешивать.

Владимир Рахманов ведал программой по изучению животного мира и наблюдению за льдом. Его профессия - инженер-гидростроитель. Участвовал в сооружении многих ГЭС у нас в стране и во Вьетнаме.

Владимир Леденев следил за снаряжением группы. "По совместительству" был почтмейстером - у него хранились пачки конвертов, посвященных переходу. Забегая вперед скажу, что спецгашение проходило на станции СП-24. Каждый из полярников стремился получить конверт, и радистам станции, "вооружившимся" почтовым штемпелем, пришлось немало потрудиться.

Врач экспедиции Вадим Давыдов уже имел опыт работы в Арктике. Именно ему был доверен карабин, который взяли с собой на случай незапланированных встреч с белыми медведями.

Большое мужество проявил радист Анатолий Мельников. В начале пути, работая на передатчике, он обморозил руки, но не остановил своего дела.

Научным руководителем похода был Юрий Хмелевский, которому достались нелегкие заботы - он отвечал также за меню. Несмотря на то, что выдача продуктов была строго нормирована, никто не похудел.

Подготовка экспедиции была всесторонней. Устраивали еженедельные 50-километровые кроссы по Подмосковью, ходили в небольшие походы по материковой Арктике.

...Их упорство и настойчивость вознаграждены. Они стали первопроходцами. И поэтому мне особенно дорог почтовый конверт с автографами, поставленный на СП-24 в память о покорении безбрежных арктических просторов.