"Знанiе и искусство" №12 1904 год Борьба у южнаго полюса

Интересъ, пробудившiйся за послъднiе годы къ южному полюсу, побудилъ отправить туда цълый рядъ экспедицiй.
Главная заслуга принадлежитъ при этомъ Бельгiи, которая опередила въ данномъ отношенiи всъ другiи нацiи. Снаряженiе бельгiйской южно-полярной экспедицiи многимъ обязано энергiи лейтенанта Адрiена де-Герлаха: публичной подпиской онъ собралъ крупную сумму, а правительство Бельгiи присоединило затъмъ къ послъдней довольно значительную субсидiю.
Годъ спустя послъ снаряженiя бельгiйской экспедицiи, отправилась англiйская, подъ начальствомъ Борхгревинка. Затъмъ послъдовали превосходно обставленныя экспедицiи изъ Германiи, Англiи и Швецiи. Въ настоящее время планъ подобнаго же путешествiя обсуждается и въ Соединенныхъ Штатахъ Америки.
Германская южно-полярная экспедицiя отошла въ августъ 1901 года, въ главъ съ Дригальскимъ. Послъднiй, въ случаъ однократной лишь перезимовки, имълъ намъренiе покрейсировать на суднъ, какъ только освободится ледъ, еще нъсколько нъдель вокруг могущихъ быть открытыми береговъ, и сдълать съ нихъ сьемки до земли Викторiи. Ясно однако, что планъ этотъ нельзя было выполнить: Дригальскiй предполагалъ такую свободу движенiя, которой не располагаетъ обыкновенно судно в антарктическомъ поясъ. Начальникъ экспедцiи сперва вовсе не желалъ, чтобы за нимъ послали вслъдъ пароходъ, такъ какъ онъ принялъ въ соображенiе и случай двухкратной перезимовки. На пути къ полюсу онъ оставилъ делъе въ различныхъ пунктахъ запасы провiанта. Склады эти могли бы служить путеводной линiей экспедицiи, если съ судномъ произойдетъ какое-либо несчастiе. А въ виду того, что данные вообще приблизительно извъстны, то ихъ могла бы придерживаться и вспомогательная экспедицiя. Для отправки уже купили соотвътственное судно, но 1 iюня получилось вдругъ извъстiе, что экспедицiя находится на возвратномъ пути. Точные результаты ея будутъ опубликованы, разумъется, лишь по истеченiи нъсколькихъ лътъ: въдь относящiйся къ дълу матерiалъ нужно еще просмотръть и обработать самымъ тщательнымъ образомъ.
Одновременно пришло извъстие и объ англiйской экспедицiи, которую, въ виду абсолютнаго отсутствiя свъдънiй съ ея стороны, считали уже совершенно погибшей. А опасенiя тутъ дъствительно понятны, если принять въ расчетъ огромныя опасности, съ которыми сопряженалюбая полярная экспедицiя.
Прежде всего существуетъ рискъ въ томъ, что судно можетъ быть раздавлено ледяными горами, встръчающимися вокруг южнаго полюса особенно часто.
Если пароходъ очутится между другъ противъ друга двигающимися горами, то его разотретъ чего добраго как оръховую скорлупу. Хотя съ обстоятельствомъ этимъ и считалось германское экспедицiонное судно "Гауссъ", но сила, съ которой гонятся бурями подобныя ледяныя горы, настолько велика, что на продолжительное время ей не въ состоянiи противостоять ни одинъ пароходъ.
Не слъдуетъ опасаться, впрочемъ, сразу самыхъ худшихъ послъдствiй. Извъстны случаи, когда суда менъе надежныя,чъмъ "Гауссъ", пробирались успъшно.
Пароходъ рискуетъ далъе замерзнутб во льду и лишиться этимъ свободы передвиженiя. Неръдко случается, что такой пароходъ по мъсяцамъ долженъ блуждать вмъстъ со льдом, пока не вырвется, наконецъ, благодаря случайности или энергичной работъ. Для высвобожденiя судна имъются два средства: раздвиганiе ледяного поля взрывчатыми веществами или же прорубанiе канала. Но здъсь слъдуетъ припомнить, что въ области южнаго ролюса ледъ можетъ имъть непрерыное протяженiе въ 100 километровъ и болъе, при толщинъ, превышающей подчасъ 5 футовъ. Поэтому нужны величайшiя усилiя и самы лучшiе инструменты.
Полярныя страны съ ихъ бурями и холодами скрываютъ еще много другихъ опасностей.
Съверный полюсъ описанъ достаточно подробно, о южномъ же имъются пока лишь весма скудныя свъднiя. Отрадно поэтому, что одинъ изъ членовъ южно-полярной экспедицiи далъ намъ подробный отчетъ о путешествiивъ одномъ недавно появившемся сочиненiи. Отчетъ этотъ, принадлежавщiй врачу и антропологу Куку, заслуживаетъ тъмъ большаго вниманiя, что Кукъ принималъ въ свое время участiе въ экспедицiи къ съверному полюсу.
13 мъсяцевъ подрядъ судно "Belgica" протискивалось вмъстъ со льдомъ, совсъмъ лишенное свободы движенiя. Бурю и холода участники выносили съ удивительнымъ терпъниемъ, зато недостатокъ солнечнаго свъта, съ наступленiемъ долгой полярной ночи, давалъ себя чувствовать очень непрiятно. По поводу этого Кукъ пишетъ слъдующее 16 мая: Долгая ночь началась вчера вечеромъ въ 12 часовъ. Объ этомъ мы узнали только сегодня. Въ 4 часа первому офицеру и гидрографу Лекуанту удалось опръделить по двумъ звъздамъ, что мы находимся на 71 гр. 34 мин. 30 сек. долготы и на 89 гр. 10 мин. широты. Послъ сдъланаго вычисленiя, капитанъ объявилъ намъ печальную новость, что при данной позицiи для насъ не будетъ ни дня ни, ни солнца цълыхъ 70 дней. Если насъ угонитъ къ съверу, то ночь сдълается короче, если же къ югу, то она продолжится еше болъе: Зима и ночь спустились на насъ медленно, но непрерывно.