"Полярная почта" № 2(4) март 1992
36saeПавел СЕЛЕЗНЕВ, начальник рейсов судов <Академик Федоров> и <Михаил Сомов>.
Антарктическая навигация 1991 года в ходе 36-й советской антарктической экспедиции (САЭ) получилась необычно растянутой.
Первым из Санкт-Петербурга 29 октября 1990 года отправился в рейс флагман южнополярного флота <Академик Федоров>.
Он же формально завершил навигацию, вернувшись к берегам Невы почти через год - 21 сентября 1991 года. Кроме него, в навигации участвовали научно-исследовательские суда Гидромета <Профессор Визе>, <Профессор Зубов>, <Михаил Сомов>, а также дизель-электро ход Мурманского морского пароходства <Наварин> и танкер <Березово> Дальневосточного морского пароходства.
Основной задачей эскадры была доставка на Шестой континент участников 36-й САЭ и возвращение на родину коллектива зимовщиков 35-й САЭ. Трудности начались дома Следует признать, что большинство . судов отправилось в Антарктиду с большим опозданием - в декабре и январе, когда лето в южном полушарии было в полном разгаре.
Добавьте сюда месячный переход по морям-океанам... Все это послужило первопричиной возникших позднее трудностей.
<Академик Федеров>, имея на борту 146 участников 36-й САЭ, польских и чехословацких полярников, груз для уругвайской станции, пришел в Антарктику, успешно разгрузился на польской станции <Арцтовский>, в метеорологическом центре <Молодежная>, на станции <Прогресс>, в обсерватории <Мирный>.
Отзимовавшие полярники были переправлены на судно <Профессор Визе>, которое должно было доставить их домой.
Однако во время выгрузки на сезонной полевой базе <Оазис Бангера> на судне возник пожар двигателя, после ликвидации которого было решено высадить новую смену полярников в обсерватории <Мирный>, а судно отправить на ремонт в Сингапур. <Академик Федоров> выбыл из строя на несколько месяцев.

Роковая эпопея <Михаила Сомова>
Второй неудачник - судно <Михаил Сомов>. Знатоки Антарктиды знают, что этсму судну не везет с самого начала его эксплуатации - оно дважды дрейфовало во льдах: в 1981 и в 1985 годах.
На этот рав <Михаил Сомов>, имея на барту грузы. для станций <Прогресс>, <Мирный>, <Молодежная>, <Новолазаревская> и <Беллинсгаузен>, должен был решить масштабные задачи, но затянувшиеся, предрейсовый ремонт и загрузка не позволили ему выйти ив Санкт-Петербурга ранее 25 декабря.
На станцию <Прогресс> судно прибыло только 9 февраля, разгрузилось и направиаось к обсерватории , чтобы провести туда через льды танкер <Березово> вместо ушедшего <Академика Федорова>. Затем суда направились в АМЦ <Молодежная>, где танкер удалось подгрести к сангмой нефтебазе, а - сам <Михаил Сомов> разгрузился через припай с помощью вертоле- тов. Отсутствие мощного ~Ака- демика - Федорова> сильно осложнило и без того плот- ный график <Михаила Сомо- ва>. Помимо осуществления грузовых операций, ему пришлось метаться между станциями, помьгая проби- ваться сквозь льды мало- мощным судам. Отсюда многократные заходы . суд- на на некоторые станции; <Мирный> - три раза, <Мо- лодежная> - четыре раза, <Прогресс> - два раза. А были еще заходы на1 <Оазис Бангера>, <Ленинградскую>, <Новолазаревскую>, <Бел- линсгаузена>. В итоге за последней груп- пой полярников <Михаил, Сомов> пробился в район <Молодежной> только 7 ию- ля, в самый разгар зимы., Пробился,- да там. и ос- тался. Пока вертолеты до- ставляли на борт поневоле задержавшихся на вторую зимовку полярников, судно сковал молодой лед. Попыт- ки пройти через эти поля 2 ' положительного аффекта не С1 имели; <Михаил Сомов> по- .-><' ci пал в; ледовый.-плен третий раз. Правда, на этот раз это не был дрейфующий массив, судно практически остава- . лось на. месте примерно в 56 км от <Молодежной>>. Но н от этого легче не было. Око- ло 160 полярников, истомив- шихся затянувшимся . сезо- ном, оказались перед угро- зой нехватки энергии и про- с довольствия; которых на з~ судне было не густо. р Помочь <Михаилу Сомо- ч ву> никто не мог.
Иностранные экспедиции давно уже н завершили сезон и убрались и в теплые края. Реальную силу представлял <Академик Федоров>, но в эту навигацию судно преследовал злой рок. Отремонтировав двигатель в Сингапуре, оно взяло курс к Антарктиде, но через несколько дней новый пожар заставил его вернуться в док.

Ил-76 приходит на помощь
Руководство Гидромета, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института приняло решение о проведении специальной спасательной экспедиции с использованием авиации. 12 августа самолет Ил-76, принадлежавший конструкторскому бюро имени С. В. Ильюшина, стартовал с аэродрома подмосковного города Жуковского и взял курс на Антарктиду.
Это была задача со многими неизвестными.
Никогда до этого столь мощные самолеты не летали зимой на Шестой континент, не совершали там посадки на колесных шасси. Но руководитель экспедиции А. Н.Чилингаров верил в успех.
Действительно, 20 августа самолет благополучно приземлился на ледовом аэродроме <Молодежной>. В течение двух дней сюда доставили вертолетами полярников с <Михаила Сомова>, и Ил-76 вылетел с ними в Кейптаун. Наш самолет впервые приземлился в этом южноафриканском городе.
В порту его ждали <Профессор Визе> и подошедший <Академик Федоров>. Корабли с зимовщиками ушли в Санкт-Петербург, где и отшвартовались (Ил-76 еще раньше - 2. сентября приземлился в столичном аэропорту Шереметьево). Но необычная навигация не завершилась окончательно <Михаил Сомов> с сокращенным до минимума экипажем остался дрейфовать во льдах Антарктики.