"Полярная почта" № 2(4) март 1992
Павел СЕЛЕЗНЕВ, начальник рейсов судов и .
Антарктическая навигация 1991 года в ходе 36-й советской антарктической экспедиции (САЭ) получилась необычно растянутой.
Первым из Санкт-Петербурга 29 октября 1990 года отправился в рейс флагман южнополярного флота .
Он же формально завершил навигацию, вернувшись к берегам Невы почти через год - 21 сентября 1991 года. Кроме него, в навигации участвовали научно-исследовательские суда Гидромета , , , а также дизель-электро ход Мурманского морского пароходства и танкер Дальневосточного морского пароходства.
Основной задачей эскадры была доставка на Шестой континент участников 36-й САЭ и возвращение на родину коллектива зимовщиков 35-й САЭ. Трудности начались дома Следует признать, что большинство . судов отправилось в Антарктиду с большим опозданием - в декабре и январе, когда лето в южном полушарии было в полном разгаре.
Добавьте сюда месячный переход по морям-океанам... Все это послужило первопричиной возникших позднее трудностей.
, имея на борту 146 участников 36-й САЭ, польских и чехословацких полярников, груз для уругвайской станции, пришел в Антарктику, успешно разгрузился на польской станции , в метеорологическом центре , на станции , в обсерватории .
Отзимовавшие полярники были переправлены на судно , которое должно было доставить их домой.
Однако во время выгрузки на сезонной полевой базе на судне возник пожар двигателя, после ликвидации которого было решено высадить новую смену полярников в обсерватории , а судно отправить на ремонт в Сингапур. выбыл из строя на несколько месяцев.

Роковая эпопея
Второй неудачник - судно . Знатоки Антарктиды знают, что этсму судну не везет с самого начала его эксплуатации - оно дважды дрейфовало во льдах: в 1981 и в 1985 годах.
На этот рав , имея на барту грузы. для станций , , , и , должен был решить масштабные задачи, но затянувшиеся, предрейсовый ремонт и загрузка не позволили ему выйти ив Санкт-Петербурга ранее 25 декабря.
На станцию судно прибыло только 9 февраля, разгрузилось и направиаось к обсерватории , чтобы провести туда через льды танкер вместо ушедшего . Затем суда направились в АМЦ , где танкер удалось подгрести к сангмой нефтебазе, а - сам разгрузился через припай с помощью вертоле- тов. Отсутствие мощного ~Ака- демика - Федорова> сильно осложнило и без того плот- ный график . Помимо осуществления грузовых операций, ему пришлось метаться между станциями, помьгая проби- ваться сквозь льды мало- мощным судам. Отсюда многократные заходы . суд- на на некоторые станции; - три раза, - четыре раза, - два раза. А были еще заходы на1 , , , . В итоге за последней груп- пой полярников пробился в район только 7 ию- ля, в самый разгар зимы., Пробился,- да там. и ос- тался. Пока вертолеты до- ставляли на борт поневоле задержавшихся на вторую зимовку полярников, судно сковал молодой лед. Попыт- ки пройти через эти поля 2 ' положительного аффекта не С1 имели; по- .->>. Но н от этого легче не было. Око- ло 160 полярников, истомив- шихся затянувшимся . сезо- ном, оказались перед угро- зой нехватки энергии и про- с довольствия; которых на з~ судне было не густо. р Помочь никто не мог.
Иностранные экспедиции давно уже н завершили сезон и убрались и в теплые края. Реальную силу представлял , но в эту навигацию судно преследовал злой рок. Отремонтировав двигатель в Сингапуре, оно взяло курс к Антарктиде, но через несколько дней новый пожар заставил его вернуться в док.

Ил-76 приходит на помощь
Руководство Гидромета, Арктического и Антарктического научно-исследовательского института приняло решение о проведении специальной спасательной экспедиции с использованием авиации. 12 августа самолет Ил-76, принадлежавший конструкторскому бюро имени С. В. Ильюшина, стартовал с аэродрома подмосковного города Жуковского и взял курс на Антарктиду.
Это была задача со многими неизвестными.
Никогда до этого столь мощные самолеты не летали зимой на Шестой континент, не совершали там посадки на колесных шасси. Но руководитель экспедиции А. Н.Чилингаров верил в успех.
Действительно, 20 августа самолет благополучно приземлился на ледовом аэродроме . В течение двух дней сюда доставили вертолетами полярников с , и Ил-76 вылетел с ними в Кейптаун. Наш самолет впервые приземлился в этом южноафриканском городе.
В порту его ждали и подошедший . Корабли с зимовщиками ушли в Санкт-Петербург, где и отшвартовались (Ил-76 еще раньше - 2. сентября приземлился в столичном аэропорту Шереметьево). Но необычная навигация не завершилась окончательно с сокращенным до минимума экипажем остался дрейфовать во льдах Антарктики.