...Снова октябрь, и снова в Ленинграде - "антарктический сезон". Четыре корабля вышли из Ленинграда поздней осенью 1977 г.: д/э "Капитан Кондратьев", первым отправившийся в далекое плавание из осени в весну, д/э "Амгуэма", НИС "Профессор Зубов" и НИС "Профессор Визе"; в декабре покинул Ленинград "Михаил Сомов". Одно судно вышло из Одессы - т/х "Башкирия" и одно, замыкавшее этот своеобразный "караван", вышло из Риги - т/х "Эстония" (23 января 1978 г.).
Первым судном экспедиции, подошедшим к берегам Антарктиды и доставившим почту зимовщикам, был д/э "Капитан Кондратьев". 29 ноября 1977 г. он уже был у Молодежной. Через 40 суток после отхода из Одессы пассажирский теплоход "Башкирия" стал на рейде Молодежной, доставив группу зимовщиков. Людей и грузы перебрасывали вертолетами.
В день выхода "Михаила Сомова" из Ленинграда, 28 декабря 1977 г., в портовом отделении связи № 35 были сданы заказные письма с бортовым штампом судна, поставленным на маркированных конвертах Министерства связи СССР, которые вышли несколькими днями раньше в ознаменование 70-летия выдающегося советского полярного исследователя М. М. Сомова.
Моряки доставили на этот раз 547 "новоселов" шестого континента. Начальник 23-й САЭ - В. И. Сердюков. В комплексе научных изысканий основу составила, как и прежде, аэрометеорология. Наблюдения продолжались на все тех же шести научных станциях. 31 декабря 1977 г. на базе Дружная подняли Государственный флаг СССР. Здесь в третий раз высадился сезонный отряд, доставленный "Капитаном Кондратьевым". Зимовщики расконсервировали станцию и приступили к работе по сезонной программе. Подходили к этой труднодоступной станции "Амгуэма" и другие суда экспедиции. Другая сезонная станция - Салют - создана на шельфовом леднике Шеклтона к востоку от Мирного.
Здесь проводились гляциологические наблюдения. Применялся свой сопроводительный штамп.
На станции Восток, этой, пожалуй, самой знаменитой зимовке, закончены работы по реконструкции. Интенсивные строительные работы велись и на станции Новолазаревская. Но основным строительным объектом в период 23-й САЭ стал аэродром, сооруженный на Молодежной силами участников экспедиции. Он может впервые принимать тяжелые трансконтинентальные самолеты на колесных шасси, что приведет в конечном счете к некоторой реорганизации транспортных антарктических операций и отразится на почтовой связи с далекой Антарктидой.
Во время 23-й САЭ продолжались научные исследования и за пределами шести постоянно действующих станций. Так, на сезонной станции "Салют" проводились гляциологические измерения на шельфовом леднике Шеклтона. Ее местонахождение - к востоку от обсерватории Мирный. Корреспонденция сотрудников станции украшена двумя сопроводительными штампами, почтовое гашение производилось на станции Мирный.
Участники 23-й САЭ, несмотря на хозяйственные заботы, связанные с реконструкцией антарктических зимовок, выполнили всю программу научных наблюдений. Самые крупные группы зимовщиков возвращались домой на пассажирских лайнерах "Эстония" и "Башкирия". Последним судном экспедиции возвращался к родным берегам "Михаил Сомов" - он прибыл в Ленинград 21 июня 1978 г., доставив почту со следующих станций: Восток, Мирный, Молодежная. Из Молодежной прибыла и почта экспедиции ГДР (помимо сопроводительных штампов немецкой группы на конвертах имелись и новые советские сопроводительные штампы).