Во второй раз за историю советских исследований Антарктики плавание экспедиционных судов сопровождалось воздушной экспедицией. Снова проложен воздушный мост Москва - Мирный.
На этот раз Москва провожала 20 ноября 1963 г. в сложный трансконтинентальный рейс два самолета полярной авиации ИЛ-18.
Начиналась Очередная, 9-я Советская антарктическая экспедиция, и группа ее участников вместе с начальником экспедиции М. Сомовым отправилась на шестой континент воздушным путем.
...В канун вылета самолетов несколько московских любителей полярной филателии, в том числе и автор этих строк, отложив все дела, поспешили в аэропорт Шереметьево. Тогда еще там базировалась полярная авиация. В тесной комнатенке приаэродромного отделения связи К-339 принимали к отправке почтовую корреспонденцию, которую предстояло доставить спецрейсом в Мирный. Тут же письма гасились не обычным календарным штемпелем, а специальным. Рисунок его был выполнен по мотивам одной из марок новой серии "Антарктида - континент мира", вышедшей в свет за два месяца до перелета (№ 2921). Марка авиапочтового тарифа посвящалась полярной авиации: контуры двух воздушных лайнеров изображены на фоне градусной сетки. Без сомнения, рисунок этот символизировал первый сверхдальний трансконтинентальный перелет - характерные силуэты позволяли опознать машины ИЛ-18 и АН-12'.
О прохождении второго трансконтинентального рейса с документальной точностью свидетельствуют конверты, которые были доставлены в Антарктиду и тем же спецрейсом вернулись в Москву. Даты, фиксировавшиеся почтовыми штемпелями, как бы маркировали транзит.
Самолеты прибыли на шестой континент 3 декабря 1963 г. "Мы привезли два мешка писем, и люди буквально растерзали эти мешки, перечитывали письма по нескольку раз", - вспоминал журналист В. Песков, участвовавший в перелете2. Ровно через месяц, 3 января 1964 г., начался обратный перелет. Готовя почту к отправке, ее гасили в Мирном датой "I января". Была взята и почта, обработанная в Мирном ранее-это были конверты, погашенные штемпелем станции или экспедиционным штемпелем 3 декабря, то есть в день прибытия самолетов.
На другой день после возвращения в Москву почту сдали в отделение связи Б-245, и ее обрабатывали штемпелем с датой "12 января 1964 г.". На следующий день она попала к адресатам, получив еще один оттиск штемпеля - в том отделении связи, которое находилось по месту жительства адресата.
Морская часть 9-й САЭ началась 3 декабря 1963 г. - в тот день одновременно вышли в рейс из Ленинграда "Обь" и "Эстония". На этих судах отправилась основная часть экспедиции. В Антарктиде работали по научной программе новой экспедиции те же станции, что и в минувшей САЭ: Мирный, Восток, Молодежная, Новолазаревская. На всех станциях нормально действовали почтовые штемпеля. На Молодежной со времени зимовки 9-й САЭ стали употреблять треугольный адресный штамп с названием станции и указанием ее подчиненности ("САЭ, ААНИИ, Главное Управление Гидрометслужбы при Совете Министров СССР"),
"Эстония" прибыла в Мирный 11 января 1964 г.
В феврале 1964 г. состоялся поход советско-французского гляциологического отряда во главе с проф. П. А. Шумским со станции Восток в Мирный. Группу французов возглавлял проф. Бауэр. Об этом сотрудничестве гляциологов напоминает сопроводительный штамп из шести строк (по-русски и по-французски).
Одновременно появился на советских станциях в Антарктиде первый художественный сопроводительный штамп, называемый также попутным штемпелем, или каше'. Он был общим для экспедиции и встречается на конвертах разных станций. На рисунке - гусеничный вездеход на льдине, береговая кромка с пингвинами, море, солнце и текст "9-я САЭ, 1964". Этот штамп, с которого и началось целое явление в антарктической филателии, рожденное самой жизнью и уходящее корнями в историю полярной филателии, каталогизирован под номером 1 в публикации О. Чуткина "Сопроводительные штемпеля дрейфующих станций "Северный полюс" и антарктических экспедиций" в журнале "Филателия СССР"2;