В 1961 г. советская экспедиция впервые отправилась на южнополярный континент не только морским, но и воздушным путем. Начальник 7-й САЭ-А. Г. Дралкин.
Вначале отправились в далекий путь экспедиционные корабли "Обь" и "Кооперация". В свой седьмой антарктический рейс "Обь" вышла из Ленинграда 14 ноября 1961 г. В пути была сделана короткая остановка в Кейптауне, где 11 декабря получены и прибывшие сюда из СССР письма для зимовщиков. Ежегодно в этом последнем населенном пункте на пути в Антарктиду накапливалась почта в расчете на остановку "Оби" - отсюда до ближайшей советской станции Новолазаревская примерно восемь ходовых дней. На этот раз "Обь" шла в Мирный, где и стала на рейд 22 января. Участие судна в 7-й САЭ завершилось 29 мая 1962 г. возвращением в Ленинград.
Теплоход "Кооперация" вышел из Ленинграда 29 ноября 1961 г. Дальнейшие остановки: с 31 декабря по 7 января 1962 г. в Кейптауне; с 22 января по 4 февраля - в Мирном.
Но первая группа участников 7-й САЭ прибыла на место раньше, добравшись в Антарктиду воздушным путем. Два тяжелых турбовинтовых самолета полярной авиации-ИЛ-18 и АН-12, подготовленные соответственно как пассажирский и как грузовой, стартовали с заснеженного подмосковного аэродрома Шереметьево 15 декабря 1961 г. Перелет был пробным и проходил через Ташкент, Дели, Рангун, Джакарту, Дарвин, Сидней, Крайстчерч и американскую антарктическую станцию Мак-Мердо. За 10 дней покрыто расстояние в 25045 км. В экспедиционную группу входили 36 человек. В пути один из участников перелета погасил несколько конвертов авиапочты штемпелями всех пунктов следования.
В день завершения первого этапа экспериментального сверхдальнего перелета была организована специальная почтовая акция Министерства связи СССР. На почтамте Москвы 24 декабря применялся оригинальный штемпель: в центре круга - изображение воздушного лайнера ИЛ-18, обрамленное надписью на ленте "Сверхдальний перелет". Нижний текст фиксировал маршрут и сроки перелета: "Москва - Антарктида. 15-24 декабря 1961 г.". В конечном пункте перелета, в Мирном, самолеты приземлились 25 декабря.
Месяц спустя, 24 января 1962 г., началась вторая часть перелета: самолеты снова поднялись один за другим в антарктическое небо. Перелет продолжался до 2 февраля. Интересно, что некоторые участники перелета взяли с собой почту зимовщиков и передали ее для дальнейшей транспортировки отделению связи Москва К-339, которое находилось в аэропорту Шереметьево. Одно из таких почтовых отправлений, проштемпелеванное промежуточным штемпелем этого отделения датой "5 февраля 1962 г.", описано в западногерманском журнале "Дер поляр-филателист" (№ 30, 1974).
А в день, когда в нашей столице торжественно встречали самолеты, незаурядное достижение советской авиации снова отмечалось спецштемпелем. На почтамте каждый мог отправить свое письмо с оттиском необычного памятного штемпеля. Изображение трассы перелета от южнополярной станции до Москвы с контурами двух самолетов на фоне градусной сетки земного шара обрамлялось текстом: "Межконтинентальный перелет Антарктида - Москва. 24 января - 2 февраля 1962 г.".
Как квалифицировать эти штемпеля с позиций документальной филателии? Значение их было лишь мемориальным. Более интересным для филателистов стало впоследствии гашение в ознаменование второго сверхдальнего трансконтинентального перелета.
В период 7-й САЭ работали три станции.
Доставлен и начал применяться с 1 января 1962 г. штемпель Новолазаревской, открывшейся во время предшествующей САЭ. Почтовый штемпель стандартного образца (№ 872) имел по окружности текст "Юж. пол. ст. Новолазаревская" (Южнополярная станция Новолазаревская) . Вначале гашение производилось черной мастикой, в последующие годы применялись помимо черной фиолетовая, синяя и красная, мастики.
4 февраля 1962 г. отправился к родным берегам т/х "Кооперация".
Возвратившись в Ленинград 26 марта 1962 г., он доставил основной состав 6-й САЭ.