1 sae
Первый экспедиционный штемпель.
Ранний образец: февраль 1956 г.-март 1965 г. Уже с 1-й САЭ, поднявшей 13 февраля 1956 г. Государственный флаг СССР на опорной базе экспедиции - в Мирном, почту филателистов обрабатывали экспедиционным штемпелем (№ 76). По кругу были надпись "Антарктическая экспедиция", слово "СССР". Как и календарный штемпель Мирного, он был стандартного размера, имея в диаметре 24,5 мм. Использовался он реже, чем штемпеля станций.
Экспедиционный штемпель имел переводную календарную дату. Самый ранний из описанных в литературе оттисков датирован "15.3.1956 г."'. Первоначально употреблялась фиолетовая краска, а в последующем - как фиолетовая, так и черная. Штемпель употреблялся при гашении почтовой корреспонденции-1-10-й САЭ, то есть до марта 1965 г., находясь постоянно в Мирном.
Известны два дубликатных варианта этого штемпеля. Штемпель № 76-II использовался в Москве для коллекционных целей, штемпель № 76-III официально не применялся.


Первое официальное сообщение об организации советских экспедиций в Антарктику появилось в газетах 23 августа 1955 г. К тому времени уже многие ведомства занимались экипировкой самого южного полярного предприятия. Вскоре в подготовку экспедиции включилось и Главное почтовое управление Министерства связи СССР.
Перед отплытием 1-й САЭ изготовлен и первый служебный экспедиционный конверт, отпечатанный ограниченным тиражом. Вверху - надпись в три строки: "Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. Антарктика, поселок "Мирный"". Известны отдельные экземпляры этого конверта, погашенные почтовыми штемпелями "Антарктическая экспедиция" и "Мирный".
Вечером 30 ноября 1955 г. от причалов морского торгового порта Калининграда ушел в первый рейс к берегам самого холодного материка дизель-электроход "Обь". Командовал флагманским кораблем опытный капитан дальнего плавания И. А. Ман. К берегам Антарктиды судно подошло 5 января 1956 г., войдя в узкий проход между айсбергами в бухту Фарр моря Дэйвиса (сюда в 1912-1914 гг. заходило судно "Аврора" австралийской экспедиции Моусона). В точке с координатами 66°28'ю. ш. и 94°43'в. д. "Обь" подошла к припаю, окаймлявшему берег. Чуть западнее было выбрано место выгрузки. Это место, получившее название "Берег Правды", изображено на цельной вещи Министерства связи СССР, № 932. Позже в этот район прибыли и другие корабли 1-й САЭ: дизель-электроход "Лена", вышедший из Калининграда 14 декабря 1955 г. и прибывший 20 января 1956 г., снабженческое судно "Рефрижератор № 7", вышедшее из Риги 15 декабря 1955 г. и прибывшее 8 февраля 1956 г.
Высадка далась с большим трудом. Следует помнить, что при подготовке Международного геофизического года Советскому Союзу достался район между 80° и 105° в. д.- со стороны Индийского океана. Этот район, отмечал директор Арктического и Антарктического института А. Ф. Трешников, "был тогда наименее изученным и, пожалуй, самым суровым и сложным по природным условиям"'.
Впервые советские люди ступили на берег Антарктиды 5 января 1956 г. 13 февраля 1956 г. был поднят Государственный флаг СССР и состоялось открытие первой базы советских экспедиций в Антарктиде - обсерватории Мирный. Полярный поселок назвали в честь одного из парусных шлюпов первой русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. Основание обсерватории неразрывно связано с именем Михаила Сомова, ставшего ее первым начальником. Родина облекла его полномочиями Государственного представителя, вверила ему судьбы многих соотечественников. На зимовку осталось 92 человека, разместившихся в нескольких домиках. Интересно, что Мирный оказался в знаменательном месте: примерно в 20 метрах к северу от домика метеорологов проходила линия Южного полярного Круга.
История первых шагов почты СССР в Антарктиде относится к "белым пятнам" полярной филателии. Известно лишь, что почтовые функции Мирного на первых порах никак не проявлялись. Документальных описей деятельности "почтамта" в Мирном почти не сохранилось. Каждая деталь представляется поэтому заслуживающей особого внимания.
Все гашения 1956 г. производились на случайных почтовых марках (специальная советская антарктическая марка выпущена в обращение только 22 октября 1956 г.-за полмесяца до отплытия судов 2-й САЭ). Штемпелем-первенцем явился экспедиционный календарный штемпель "Антарктическая экспедиция" (№ 76). Самой ранней датой гашения, упомянутой в филателистической литературе, явилось "15.3.1956 г."'. Категоричное утверждение о том, что "впервые в мире почтовая марка погашена официальным штемпелем в Антарктиде 13 февраля 1956 г.", содержащееся в редакционном комментарии к советскому изданию книги немецкого исследователя В. Граллерта "Путешествие без виз"2, тем более ошибочно, что, как известно, еще в феврале 1904 г. на аргентинской антарктической станции Оркадас дель Суд применялся официальный почтовый штемпель.
В те годы, когда почта СССР делала первые шаги в Антарктиде, имел место эксперимент, не получивший, однако, официального продолжения. В филателистических кругах был в конце 50-х годов известен заранее изготовленный Министерством связи СССР, но не применявшийся по месту назначения почтовый штемпель с текстом по кругу "Антарктида". Это штемпель стандартного образца, с переводной календарной датой. Гашения, сделанные им (с датами 1958 г.), неофициального происхождения.
Почтовый мешок, отправленный из Мирного по окончании работы первой смены зимовщиков, не отличался весом. Полярники в первые годы не проявляли особого интереса к штемпелям. Лишв три-четыре раза в год на почте в Мирном выстраивалась настоящая очередь. Случалось это в канун праздников, когда заведующий радиосвязью сообщал список получателей поздравительных телеграмм...
В период работы 1-й САЭ зимовщики не ограничивались лишь обустройством первой научной базы. Главное, что требовалось от первых поселенцев ледяного континента,- оглядеться. Главное, но не единственное... Известный ученый, доктор географических наук А. П. Капица писал впоследствии: "Первая экспедиция была рекогносцировочной. От нее требовалось: закрепиться в Антарктиде, начать работы и подготовить для следующих экспедиций базу штурма внутриконтинен-тальных районов, о которых мы не имели почти никакого представления"2.
Выйдя 2 апреля 1956 г. из Мирного на обычных гусеничных тракторах, специальная научная группа продвинулась в глубинные районы на 375 км, в места, до тех пор не посещавшиеся человеком. Закончив переход в непривычных и исключительно трудных условиях 4 мая, участники поезда (семь человек), 8 мая начали строительство внутримате-риковой исследовательской станции в точке с координатами 69°44'ю. ш. и 95°30'в. д. 27 мая 1956 г. состоялось торжественное открытие первой внутриконтинентальной станции Пионерская. Значение станции в том, что она явилась первой "атакой" на внутренние области Антарктиды. Люди доказали, что можно жить и работать далеко от побережья океана.
Первый год работы Пионерской не отмечен в филателии. Почтовый календарный штемпель был изготовлен и доставлен сюда позже.
Вскоре было решено создать и третью советскую станцию - Оазис, не предусмотренную планами МГГ. Местом строительства выбрали район оазиса Бангера, где почти отсутствовал снежный покров. Открытие состоялось 15 октября 1956 г., высадка осуществлена самолетами. И здесь в первые годы работы не применялся почтовый календарный штемпель.
Доставив полярников, завершив разгрузку и выполнив ряд заданий в экспедиционном плавании, корабли 1-й САЭ один за другим уходили из Антарктики. В начале 1956 г. почту участников экспедиции забирали три раза. Вначале почту забрал д/э "Обь", покинувший рейд Мирного 29 февраля и отправившийся в свой первый океанографический рейс вдоль берегов континента. Последним кораблем, остававшимся тогда в Антарктике, был д/э "Лена". Он отправился в плавание к родным берегам 17 марта. А тем временем "Обь" принимала грузы в Новой Зеландии и Австралии, и в начале мая снова вернулась в Антарктику. Цель - прием последней почты зимовщиков. Когда "Обь" приблизилась к Мирному на 200 км, самолет ЛИ-2 прилетел 13 мая из Мирного и сбросил на судно мешок с письмами.
Прибытие "Лены" в Ленинград - 8 июня, прибытие "Оби" в Ленинград - 8 июля 1956 г.


Фотографии из личного архива М.Е.Виноградова
Персональное спасибо Егору Виноградову.


погрузка "Лены" в Калининградском порту: "Ли-2" со снятыми крыльями, вездеход и еда.


"Лена" покидает Калининград
митинг перед отходом
портовый буксир в Роттердаме (был заход)
Новый год на Экваторе
капитан "Лены" Ветров
жёны возвращаются с проводов (впереди Н.Г. Виноградова)
"Обь" разгружается возле будущего "Мирного"
встреча "Лены" с "Обью" в антарктических водах
Пингвины: знакомство
пингвины: против ветра
биолог Г.М. Беляев
"Лена" встаёт под разгрузку к 16-метровому ледяному барьеру...
..с которого на неё обваливается пласт слежавшегося снега - фирна...
"Вытаскивают провалившийся трактор, шедший от "Оби" к "Лене"."
строительство "Мирного";
разъезды
в первую САЭ брали собак
Императоры. Удостоились редкой тогда цветной съёмки.
Экскурсия на айсберг
20. I. 56. У лагеря. Акварель зоолога К.А. Бродского