1989 год. Советско-Американская экспедиция "Берингов мост", возглавляемая Дмитрием Шпаро и Полом Шурке прошла за март и апрель от Анадыря более 1200 миль через 16 чукотских деревень, Берингов пролив и 14 населенных пунктов Аляски до городка Коцебу.








Б.Базунов

"Филателия", #5 1991г.

Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

Во владениях снежной королевы.

Бог весть сколько раз и в каких кабинетах твердил эту дерзкую фразу Дмитрий Шпаро, будучи еще студентом Московского института стали и сплавов. И всюду доказывал: туда, где однажды побывал американский путешественник, по силам добраться советской команде. В конце концов, поддержку - моральную прежде всего - он нашел в редакции газеты "Комсомольская правда".
Признаюсь, самого начала я расценивал шанс достичь полюса на лыжах равным нулю. И одержимый мечтатель Шпаро знает об этом. Как известно ему и то, что за экспедицией Папанина, благословение которого он получил, походом атомной подлодки "Ленинский комсомол" стояли силы, на которые спортивной группе рассчитывать не приходилось. Скептиков не убедили даже две их экспедиции - 1972 года (мыс Шмидта на Чукотку - через пролив Лонга - остров Врангеля) и 1976 года (остров Врангеля - СП-23). Однако Шпаро с единомышленниками стояли на своем.
И вот 1 июня 1979 года полярная дружина Дмитрия Шпаро достигла той точки в Ледовитом океане, через которую проходит невидимая земная ось. Этот подвиг во льдах зафиксирован соответствующей датой на ручном штемпеле, что применялся для гашения корреспонденции на почтамте Москвы.
Помимо этого первенца, были другие филателистические посвящения, которые рисуют эпизоды высокоширотной научно-спортивной экспедиции под флагом "Комсомольской правды".
Изданный еще до завершения похода маркированный конверт знакомит с маршрутом: от острова Генриетты (самого северного из островов Новосибирского архипелага) до Северного полюса. Здесь же мы видим пятерых из семи отчаянных парней, проделавших путь с семьюдесятью семью ночевками в одной палатке. На конверте, что хранится в моей коллекции, оставили автографы все - Д.Шпаро, Ю.Хмелевский, В.Леднев, А.Мельников, В.Рахманов, В.Давыдов, В.Шишкарев.
Художник Ю.Левиновский создал также карточку и конверт с марками оригинального рисунка. В какой-то мере ему удалось передать романтику и невзгоды небывалого предприятия: прохождение через торосы, лодочную переправу по полынье, установку палатки и походной радиостанции с указанием позывных. На почтовом блоке в духе этого времени - финал первого в истории страны лыжного перехода от арктических берегов к полюсу.
Семь лет спустя группа Д.Шпаро совершила на лыжах сверхмарафон к другому полюсу - полюсу относительной недоступности.Это произошло 15 февраля 1986 года.
Стартовав опять таки под флагом "Комсомольской правды", они проложили на этот раз лыжню между двумя советскими арктическими базами - СП-25 и СП-27. О начале и завершении 700-километрового пути по дрейфующим льдам филателистам напоминают штемпеля обоих почтовых станций. Беспримерному походу в условиях полярной ночи почта СССР посвятила маркированный конверт, карточку с оригинальной маркой и штемпель первого дня.
Еще будучи студентом Дмитрий Шпаро впервые ступил на дрейфующий лед самого холодного из океанов. И тогда с ним произошло, по его признанию, нечто такое, о чем он вспоминает так: "Я понял, что обречен возвращаться на эти льды снова и снова". В 1988 году он вернулся вновь, чтобы проложить лыжню от берегов СССР к берегам Канады.
Экспедицию, получившую одобрение дипломатических ведомств двух стран, назвали "Полярный мост". В прокладке его участвовала интернациональная команда. Сборную наших северных соседей возглавил 28-летний инженер из Оттавы Ричард Вебер, первым из канадцев добравшийся на собачьей упряжке до северного полюса. С ним пошли Л.Декстер, М.Бакстон, К.Хеллоуэй. Из большого числа кандидатов в группу вошли спутники Дмитрия Шпаро по экспедиции-79 - Ю.Хмелевский, В.Лебедев, А.Мельников, В.Шишкарев. Для них это было первое хождение в Западное полушарие. Новички - М.Малахов, А.Беляев, Ф.Конюхов - поровну поделили тяготы стодневного перехода без контактов с внешним миром, если не считать регулярных сеансов радиосвязи и шести сбросов с советских и канадских самолетов дополнительных грузов. Свой маршрут почти в 2000 километров они начали 3 марта с мыса Арктический острова Средний, что в архипелаге Северная Земля, а завершили 2 июня на мысе Колумбия острова Элсмир, что входит в состав Арктического архипелага.
Первой филателистической весточкой об экпедиции стало для меня письмо, отправленное Д.Шпаро в день старта из аэропорта острова Средний. На конверте есть одна графическая примета - оттиск черной мастикой памятного штампика с контурами арктического бассейна и текстом "Трансарктическая экспедиция СССР - Канада Северный полюс north pole 1988". Франкирован конверт, однако, в другом месте - почтовом отделении Диксон-1, что в местном аэропорту. И как раз в тот же день - 3 марта 1988 года.
Еще до окончания путешествия, за которым следил, без преувеличения, весь мир, филателисты смогли приобрести два почтовых выпуска с изображением символов стран - участниц полярного эксперимента - советского и канадского флагов. Речь идет о карточке с оригинальной маркой (кстати, третьей по счету в связи с экспедицией Д.Шпаро) и маркированном конверте. Их возвращение домой почта отметила выпуском специальной марки, конверта и штемпеля первого дня.
Мировая спортивная общественность высоко оценила переход через Ледовитый океан. В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже интернациональной команде был вручен приз "Фэйр Плэй" ("Честная игра") за 1988 год. Этот почетный международный трофей вручается ежегодно тем, кто проявил мужество, благородство в спортивной борьбе. В связи с решением спортивного комитета "Фэйр Плэй" его председатель Вили Дауме из ФРГ сказал: "Спортивный подвиг, совершенный советскими и канадскими Лыжниками, вселяет надежду в наши сердца. Он показывает, что в мире спорта сегодня есть еще моральные и этические ценности, и они выше материальных выгод".
Не успев "отойти" от прогулки из восточного сектора в западный, Дмитрий Шпаро, ставший уже профессиональным путешественником, на следующий год предпринимает еще оду северную одиссею. Его соблазнила мысль американца Пола Шурке пересечь на лыжах Берингов пролив по маршруту Анадырь - вдоль берегов Чукотки - пересечение Берингова пролива - вдоль побережья Аляски - эскимосский поселок Коцебу. По предложениям американца, каждая из сторон выставляла по шесть участников: Д.Шпаро, А.Тенякшев, А.Беляев, В.Криволап, Н.Эттыне, З.Иванова (СССР), П.Пурке, Д.Брелсфорд, л.Дупле, Д.Апанголук, Р.Зулук, Э.Нортон. Впервые Д.Шпаро разделил и честь и ответственность с зарубежным коллегой. Также впервые под его началом оказались сразу две представительницы слабого пола - эскимоски по национальности. И наконец, самое главное: маршрут пролегал не к полюсу, а в восточную Арктику.
Название совместной советско-американской экспедиции "Берингов мост" лишь отчасти отражало смысл предприятия. Ибо путешественникам предстояло пройти по снежным просторам Беренгии, что простерлась по обе стороны перешейка, соединявшего когда-то Чукотку и Аляску.
Около полудня 7 марта 1989 года 12 лыжников и три упряжки с двадцатью ездовыми собаками взяли курс на восток из базового лагеря в пятнадцати километрах от Анадыря. 1 апреля группа пересекла во льдах Берингова пролива границу между СССР и США, Старым и Новым Светом, Евразией и Америкой. 11 мая их встречал аляскинский поселок Коцебу, где закончилась лыжня длиной в 2000 километров.
Удалось ли путешественникам привлечь внимание общественности к проблемам малых народов Чукотки и Аляски? Согрело ли сердца северян из этих "медвежьих" уголков благородное начинание Пола Шурке и Дмитрия Шпаро? На подобные вопросы можно ответить однозначно: да. И несомненно, по обе стороны Беренгии люди с радостью встретили почтовых вестников обновленных отношений между СССР и США - выпушенные у нас марку, конверт и штемпель первого дня.
"Экспедиция-89" как бы подвела итог десятилетию впечатляющих выступлений спортивных команд Д,Шпаро на гигантской арктической арене. Приключениям и достижениям путешественников советская почта посвятила 2 марки и блок, 3 маркированных конверта, конверт и 3 карточки с оригинальной маркой, 2 конверта первого дня и 4 штемпеля.