Северный морской путь

трансп. магистраль на Севере СССР. Проходит через моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово - и соединяет европ. и даль-невост. советские порты, а также устья судох. рек Сибири в единую общесоюзную трансп. систему. По протяжённости СМП в 2 раза короче южного. От Ленинграда до Владивостока по СМП 14280 км, тогда как от Ленинграда до Владивостока через Суэц-кий канал 23 200 км, а вокруг мыса Доброй Надеж-ды -29 400 км. Длина осн. ледовой трассы от Ново-земельских прол. до порта Провидения - 5610 км. Для эксплуатации СМП имеется ряд специально соз-данных служб: пароходства, полярная авиация, науч. институты, сеть полярных гидрометеостанций, морские, реч. и авиац. порты, гидрографич. и пром.-трансп. пр-тия.
Физико-географич. особенности СМП определяются суровыми климатическими условиями. Гл. препят-ствием для прохода судов является лёд. Наиболее тяжёлые условия плавания складываются в т. н. ледяных массивах (Таймырском и Айонском) - боль-ших скоплениях тяжёлых льдов, к-рые до конца не разрушаются даже в самые тёплые месяцы. Проводка транспортов через эти массивы возможна только , с помощью ледоколов. От качества ледовых и синоп-тических прогнозов зависит правильная расстановка ледокольных и авиационных сил на трассе СМП и выполнение плана арктич. навигации Современный СМП - единственная широтная тран-спортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, через к-рую проходит снабжение товарами арктич. районов. По СМП перевозятся нефтепродук-ты, лес, уголь, пром. оборудование, продоволь-ствие. Производятся также внешнеторговые опера-ции по вывозу сибирского леса.
Совр. СМП - результат разносторонней деятельности Советского гос-ва, направленной на подъём эко-номики Советского Севера, его производит, сил. В то же время это итог многовекового освоения сев. окраин нашей страны. Первые плавания поморов И-13 вв. на-толкнули на мысль о возможности практич. использова-ния т. н. Сев.-Вост. прохода, к-рая была высказана рус. дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525. В сер. 16 в. англичане (X. Уиллоби, Р. Ченслер, Бар-роу) предпринимали ряд попыток пройти Сев.-Вост. проходом, но дальше Новой Земли (на В) им про-никнуть не удалось. В 1580 англичане возобновили по-пытки форсировать Северо-Восточный проход; А. Пету и Ч. Джекмену удалось проникнуть в юго-зап. часть Карского м. Значит, вклад в геогр. открытия, освоение морского побережья и арктич. мореплавания внесли:-си-бирские казаки и пром. люди, прошедшие на отд. участ-ках, но в общем вдоль всего морского побережья Сибири на кочах - парусных мор. судах. Выдающееся собы-тие того времени - плавание летом 1648 из устья Колымы на В вокруг Чукотского п-ова якутского казака Семёна Дежнёва и "промышленного" человека Федота Алексеева (Попова) с товарищами, фактически доказавшее раздельность двух материков - Азии и Америки, существование мор. прохода из Сев. Ледо-витого ок. в Тихий. Изучение арктич. морей и побе-режья, организованное в основном Россией, особенно интенсивно развернулось в 18 и первой пол. 19 вв. Видное место в этом изучении заняли две Камчат-ские экспедиции. Вторая Камчатская, или Великая Северная, экспедиция (1733-43) во главе с В. Берин-гом и А. Чириковым ознаменовалась выдающимися научными результатами. Её морские и сухопутные отряды впервые выполнили инструментальную опись побережья, начиная от Архангельска и кончая устьем Колымы. На это пространство моря и суши были со-ставлены первые достоверные карты. Тихоокеанские отряды экспедиции совершили выдающиеся плавания от Камчатки к берегам Сев.-Зап. Америки и Японии. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, к-рый высказал догадку о существо-вании генерального дрейфа льдов в Арктич. бассейне с В на 3, в Атлантический ок., разработал классификацию льдов, к-рая во многом сходна с современ-ной, а также занимался проблемами, связанными с систематич. изучением Сев. Ледовитого ок. По его проекту в 1765-66 была снаряжена первая русская высокоширотная экспедиция под начальством В. Я. Чичагова.
К числу полярных экспедиций, способствовавших успеху мореплавания и изучения Арктики, относят-ся: новоземельская Ф. Розмыслова (1768-69), севе-ро-восточная И. Биллингса - Г. Сарычева (1785-94), усть-янская и колымская П. Анжу и Ф. Врангеля (1820-24), новоземельские Ф. Литке (1821-24), П. Пахтусова (1832-33), А. Циволько (1837-39) и северо-сибирская Ф. Миддендорфа (1842-45). Ис-следования русских полярных экспедиций 18- первой пол. 19 вв. доказали возможность судоходства по СМП.
С 1876 начались эпизодич. Карские экспедиции с целью вывоза через Карское м. на мировой рынок леса, с.-х. продукции и минерального сырья. До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошло успешно; было перевезено всего 55 тыс. т различных грузов. Отсутствие должного навигац. оборудования, портов, ледоколов и медленное развитие сети гидроме-теостанций, а также разгоревшаяся вокруг сибирско-го экспорта борьба между капиталистами - гл. при-чины неудач Карских экспедиций. В 1878-89 швед, экспедиция Э. Норденшельда на шхуне "Вега", сна-ряжённая на средства крупного сибирского промыш-ленника и энтузиаста освоения Севера А. Сибирякова, шведского предпринимателя О. Диксона и короля Оскара II, совершила первое сквозное плавание по СМП с зимовкой у побережья Чукотского п-ова. Одна-ко успех "Веги" не привёл к вложению крупных средств в освоение СМП капиталистами Европы и царским пр-вом России. Среди последующих науч. экспедиций следует отметить: русские - новосибир-скую А. Бунге (1885-86), на первом линейном ледо-коле "Ермак" (1899 и 1901) под командованием С. Мака-рова, полярную на шхуне "Заря" Э. Толля (1900-03), Г. Брусилова на шхуне "Св. Анна" (1912-14) и В. Руса-нова на судне "Геркулес" (1912-13), полюсную экспед. Г. Седова на шхуне "Св. Фока" (1912-14), гидро-графическую на ледокольных транспортах "Таймыр" и "Вайгач", открывшую в 1913 Сев. Землю и со-вершившую сквозное плавание с В на 3 с зимовкой в 1914-15; иностранные - американскую Де-Лонга на шхуне "Жаинетта" (1879-81), норвежскую в Аркти-ческий басе, на судне "Фрам" во главе с Ф. Нансе-ном (1893-96), норвежскую на судне "Мод" во главе с Р. Амундсеном с 3 на В по всему СМП с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского п-овов и дрейфом в Чукотском м. (1918-25).
После Великой Окт. социалистич. революции нача-лось планомерное освоение СМП, к-рое стало важной нар.-хоз. задачей. С первых лет Сов. власти развитию арктич. мореплавания и науч. исследованиям на Сов. Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 успешно осуществляются Советские Карские экспе-диции, а с 1923- Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе СМП. В 1929 начал строиться порт Игарка на Ени-сее, ставший впоследствии одним из важных лесо-эксп. центров страны. В 1932 экспед. на Ледокольном пароходе "Сибиряков" во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова прол. без зимовки, доказав тем самым реальную возмож-ность эксплуатации СМП. Плавание пароходов "Челюс-кин" (1933) и "Литке" (1934) ещё раз подтвердило готовность СМП к совершению по нему грузовых рей-сов, к-рые начались с 1935. Для руководства эксплуа-тацией и совершенствования СМП в 1932 было соз-дано Гл. управление Сев. мор. пути; Главсевмор-путь и подчинённый ему Арктический ин-т снарядили в моря Сев. Ледовитого ок., на его побережье, в устья рек и на о-ва св. 1 000 геогр., геофизич., геол., гидро-графических, гидрологич., метеорологич. и др. экспедиций. Результаты их послужили целям арктич. навигации и созданию на Советском Севере очагов социалистич. индустрии. В 30-е и 40-е годы построены арктич. порты Диксон, Тикси, Певек и Провидения. Для освоения СМП и изучения Арктики наибольшее значение имели экспедиции: Высокоширотная на ледо-коле "Садко" (1935), первая науч. станция "Северный полюс-1" (1937-38) во главе с И. Д. Папаниным, дрейф ледокола "Седов" (1938-39), ледовые патрули (с 1938), воздушная экспедиция на полюс относитель-ной недоступности (1941), послевоен. экспедиции - на ледоколе "Северный полюс" в вост. моря (1946), на ледоколе "Литке" в Карское м. (1948), на том же судне (1955), и дизель-электроходе "Обь" (1956), дизель-элек-троходе "Лена" (1957), судах "Торос" (1958), "Шторм" (1959) и "Батайск" (1960) в Гренландское м. Особенно значительны послевоен. исследования Арктич. бас-сейна, направленные на обслуживание навигации. С 1948 проводятся высокоширотные воздушные экспедиции на дрейфующие льды под назв. "Север". В 1950-51 во льдах Арктики дрейфовала 2-я науч. станция "Северный полюс-2". С 1954 в Арктич. бассейне ежегодно работают по две советские дрейфующие станции (см. "Северный полюс"). Из наиболее выдаю-щихся плаваний по СМП после 1935 были: проводка воен. кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936), снабжение прод. и пром. товарами из басе. Тихого ок. Якутии и вост. части Сов. Арктики, пере-гон дальневост. боевых кораблей в Баренцево м. в годы Великой Отечеств, войны (1941-45), система-тич. переходы реч. судов из европ. портов на реки Сибири (с 1948), рыболовных судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-элек-троходов "Лена", "Енисей" (с 1954). С 1932 по 1942 по СМП было перевезено 2646 тыс. т различных гру-зов. Послевоен. грузооб. увеличился в неск. раз. Вступление в строй новых мощных судов: атомохода "Ленин", ледоколов "Москва", "Ленинград" и транспортов ледового класса типа "Обь", совр. оборудование арктич. портов, расширение сети по-лярных станций (св. 100) и обсерваторий, успехи совр. индустрии - всё это создаёт реальные возмож-ности для превращения СМП в магистраль массо-вой перевозки нар.-хоз. грузов-задачи, к-рую поставили перед советскими полярниками ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своём обращении в связи с 25-летием Главсевморпути.

"Краткая географическая энциклопедия" 1962 г.