Наименование судна Наименование судна Наименование судна Наименование судна
А
Агат Анна Ахматова Алатырлес Юрий Аршеневский
Архангельск Астрахань
Б
Капитан Бочек Юта Бондаровская Бухтарма Витус Беринг
Иван Богун
В
Павел Вавилов Ветлугалес Вербицкий Весьегонск
Павлин Виноградов Валдайлес Капитан Воденко Bацлав Воровский
Восход Волгоград
Г
Гижига Грумант
Д
Даймос Капитан Данилкин Дмитрий Донской Демеш
Юрий Долгорукий
E
Клавдия Еланская Мария Ермолова
Ж
З
Зареченск
И
К
Кандалакша Колпино Шура Кобер Кола
Константиновка Саша Ковалев Михаил Кутузов Котлас
Калининград
Л
Павлик Ларишкин Леналес Леонид Леонидов Анатолий Ляпидевский
Михаил Лермонтов
М
Маймакса Мончегорск Мурман Магас
Майкоп Мурманск Кузьма Минин
Н
Алексендр Невский Никель Николай Новиков Норильск
Наварин
О
Обь
П
Памир Палдиски Борис Пастернак Плавинский
Пенжина Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Плесецк
Пионер Онеги Дмитрий Пожарский Пулково Пустозерск
Петр Великий Емельян Пугачев Пермь Иван Папанин
Пионер
Р
Рефрижиратор-907 Руза Степан Разин
С
Соловки Светломор Капитан Свиридов Санкт-Петербург
СA-15 Михаил Стрекаловский Александр Суворов Иван Сусанин
Т
Алла Тарасова Таймыр Тикси Виктор Ткачев
У
Адмирал Ушаков
Ф
Фастов
Х
Ч
Капитан Чухчин
Ш

Художник П.Павлинов

ЗАДНЕКОЛЕСНИК

Суда с кормовым гребным колесом встречаются и в наше время на реках США, южной Америки, Африки. Осадка у них бывает очень малой - 30 см. У таких судов есть целый ряд достоинств: проходимость на мелководье, возможность использовать тихоходные паровые машины, допускающие большие перегрузки. Кормовое гребное колесо в условиях ограниченной осадки судна создает упор, намного превышающий упор гребного винта. Иногда на корме ставили по два колеса или по три. Такие пароходы ходили в 80-х годах XIX века по Волге.


Художник П.Павлинов

КОЛЕСНЫЕ ПАРОХОДЫ

Где и когда было изобретено гребное колесо - неизвестно. Использовать его пытались еще древние египтяне, греки, римляне. В 1807 году гребное колесо было применено при постройке первого речного парохода <Клермонт>. На морских судах гребные колеса просуществовали недолго. Волна и бортовая качка, при которой колеса то полностью поднимались над водой, то зарывались в волны, вызывали неравномерность работы машин, что приводило к частым поломкам.


Художник П.Павлинов

ВИНТОВЫЕ ПАРОХОДЫ

В 1838 году, спустя 30 лет после постройки первого колесного парохода, чешский инженер И. Рессель испытал судно с гребным винтом. Вначале на судах ставили спиральные винты Архимеда. Прийти к короткому лопастному винту помог случай: укороченный в результате поломки винт значительно увеличил скорость хода судна. Простота конструкции, высокий коэффициент полезного действия, малый размер, дешевизна изготовления сделали винт господствующим движителем в современном флоте. В зависимости от типа судна применяются различные гребные винты, отличающиеся количеством лопастей и дисковым отношением.


Художник П.Павлинов

ТУРБОХОД

В конце прошлого века паровую поршневую машину на судах начала вытеснять паровая турбина. Впервые паровая турбина была испытана в 1897 году в Англии на маленьком судне <Турбиния>, а в России - в 1904 году на миноносце <Ласточка>. Новый двигатель сообщил судну скорость в полтора раза большую, чем у лучших морских <ходоков> мира. За каких-нибудь 12-13 лет применение турбины повысило мощность двигательных установок в 35 раз. Это позволило строить огромные корабли-гиганты - океанские пассажирские лайнеры.


Художник П.Павлинов

ТЕПЛОХОД (дизель-моторные суда)

Во второй половине прошлого столетия изобрели двигатель, не нуждавшийся ни в паре, ни в громоздком котле. Такой двигатель внутреннего сгорания был разработан в 1893 году Р. Дизелем. В нем топливо сжигалось в цилиндре самого двигателя. Впервые дизель был поставлен на <дедушке> современных теплоходов- русском речном судне <Вандал>, ходившем по Неве. В России же построили и первый морской теплоход - нефтеналивное судно <Дело>. Двигатель внутреннего сгорания экономичен, надежен и безопасен, расходует топлива в 10 раз меньше паровых машин. Подавляющее большинство современных судов - теплоходы.